Если коротко, то во времена Маргелова предполагалось забрасывать бригады и дивизии на глубину до 500 км, дабы они там навели шороху. Вот только ни нормальной бронетехники, ни -- самое главное: ВТА -- у нас не было. Но понты остались. В результате вываливать массы народа в тыл -- достаточно бессмысленное занятие. И не долетят и на месте задачу не выполнят. Все это понимают, но статус отдельного и самостоятельного рода войск -- это круто, ибо не абы кто. Вот только используются ВДВ как обычная пехота и при любом крупном замесе (Афганистан) ВДВшников сразу же перевооружают по образу и подобию мотострелков.
Нету сейчас задач для того рода войск, который есть сейчас. Род войск есть, есть планы понагибать и попревозмогать, а способов обеспечить выполнение планов -- нету.
Вот и приходят умные люди к пониманию, что из парашютно-десантных частей нужно делать аэромобильные. То есть: обычная пехота, с обычными танками, САУ и БМП, но перевозится всё это на самолётах. Никаких парашютов, пешочком по рампе. Никаких героических десантирований в дикую местность, на одном аэдроме погрузились, на другом выгрузились.
Но это же снижение статуса, и тех самых понтов.
Ну, в общем-то всё вышесказанное верно и спорить особо не с чем. Есть только пара нюансов.
Помимо парашютно-десантных есть ещё десантно-штурмовые части. Это те, которые, во-первых, имели минимальную укомплектованность техникой, а во-вторых - должны выводиться на задачу преимущественно на вертолётах преимущественно посадочным способом.
У меня коллега по работе служил в ВДВ. Всю Вторую Чеченскую пролазил по пролазил по горам и зелёнке, разыскивая схроны духов и устраивая всякие пакости им же. Спрашивается: зачем ему парашютная подготовка?
Я полагаю, что раз Ваш коллега лазил по горам - то не единожды на задачу выводился или с задачи забирался как раз вертолётом. Ну вот удобно в горах так, чтобы забрасывать группу таких пакостников по воздуху, а не выводить колонной, которую ещё на выходе из пункта временной дислокации все окрестные чабаны и тётя Роза с рынка срисуют. То есть использовался в типичной канве десантно-штурмовых частей, как они изначально задуманы за без малого полвека до того.
А зачем ему парашютная подготовка... Тут есть несколько причин. Самая очевидная (и самая глупая и натянутая) - это чтобы при поражении вертолёта военнослужащий имел хоть какой-то шанс его покинуть живым. Понятно, что вертолёты обычно летают не шибко высоко, парашютов на бойцах нет (вместо них они на манер бухарских верблюдов навьючены тем количеством боекомплекта, который пехотинец зачастую может в БМП оставить), а попытка выскочить из падающего вертолёта имеет некоторый не стремящийся к нулю шанс пойти на фарш, попав под винты. Но тем не менее, некий шанс остаётся, а пилоты вертушек, находящиеся в похожей ситуации, тем не менее обратно готовятся прыгать ежели чо.
Чуть менее очевидная - это банальный анализ на пресловутый страх высоты. Конечно, можно завязаться на регулярное психологическое тестирование, но во-первых - когда практика ДШ-частей внедрялась, психология была на чуть другом уровне, а во-вторых - даже сейчас никакой психолог не скажет с такой уверенностью, боится ли человек высоты (а полёт на вертолёте с открытой боковой дверью, к слову, по ощущениям отличается от полёта на Арбузе в Европу), как тот самый прыжок с парашютом. Регулярно повторяемый. Он же, к слову, в известной степени позволяет и помочь его преодолеть, как ни странно (разумеется, не всегда, но тем не менее). Представьте себе ситуацию, вот взлетает вертолёт с десантом, а у дяди весом в центнер и ещё полцентнера всякого стрелючего на себя навьючившего, внезапная паническая атака.
Ну и в-третьих - при необходимости таких вот бойцов можно использовать и в парашютно-десантных частях. Создавались-то ВДВ в те времена, когда деревья были большими, трава зелёной, настоящие мужики сами писали драйверы для своих девайсов, а СССР готовился к глобальной войне, в которой предполагались большие потери, а части, которые эти потери понесли, как известно, выводятся в тыл на переформирование. И чтобы не разбираться при комплектовании вновь формируемого подразделения, правильный там десантник, али не совсем правильный, можно его кидать с Ан-12 али нельзя - проще всех готовить по единому стандарту.
Ну и ещё один момент. А именно - подчинённость. Если парашютно-десантные части подчинялись непосредственно командования ВДВ в Москве, то десантно-штурмовые - командованию военных округов, армий, корпусов и т.п. Разница эта весьма существенна, ибо парашютно-десантные части превращаются в этакий мобильный резерв Главнокомандующего, которым можно оперировать в масштабах страны. В то же время десантно-штурмовые призваны тянуть лямку вот бок о бок с пехотой и танкистами, поскольку высаживаются с вертолётов в ближнем тылу их противника и подчиняются тому же толстому дяде с лампасами.
Зачем в таком случае в десантно-штурмовых частях вообще нужна техника, пусть даже её в 4-5 раз меньше, чем у "парашютистов"? Была такая офигенная штука по имени Ми-6, сейчас её сменил ещё более офигенный Ми-26. Вот он, ежели чего, способен таскать на внешней подвеске вполне достойные по массе агрегаты. Двадцать шестой так до двадцати тонн. Вот для того и нужна, собственно. В ближнем тылу противника высадить десантно-штурмовую роту с вертолётов возможно, если ПВО подавлено (помехами, например, не обязательно в тактические расчёты закладывать полное уничтожение всех зениток в округе) и обнаружен подходящий участок. Но незаметным этот маневр скорее всего не будет. И что дальше они будут делать, окапываться и занимать круговую оборону? Или бодрым маршем переть под ударами арты? Внезапно образовавшаяся в непосредственном тылу рота (тем паче - батальон) - это лютая попаболь у любого командира, и чтобы её давить, пока она не начала резвиться на коммуникациях, пойдут на всё - вплоть до того, чтобы временно оттянуть с фронта какие-то части и отвлечь артиллерию и авиацию на них (чего мы, собсна, и добиваемся). Вот только самой десантуре чего, садиться и помирать в обороне? Без бронетехники они окажутся привязаны к одному месту и будут размолочены, с бронетехникой (пусть даже такой "смешной", как БМД) они будут иметь возможность во-первых - выжить под ударами арты, во-вторых - быстро ударить навстречу своим наступающим частям. В таких условиях БМД-2 с тридцаткой и ПТУРами опасна даже для самых тяжёлых бронекопытных. Потому, что бить будут с тыла.
Кроме того, если в наступлении ДШР или ДШБ высаживается в тылу противника (непосредственном тылу, хорошо, если километров 10, а то и того нет), то в обороне она скорее или закопана в землю, как обычная пехота, или играет роль подвижного резерва. И тут без брони опять никуда.
Тут важно понимать, что конь-цепт, когда силы ДШБ десантируются с вертолётов и поддерживаются исключительно ими же - это очень ох...енный концепт, но при одном условии - у противника вот вообще нету ПВО. Не подавлена в конкретной точке здесь и сейчас (помехами и ударами артиллерии одновременно с началом всеобщей артподготовки перед наступлением), а вот просто взяла и вымерла, как класс на десятки километров вокруг. Потому, что если вот прям щас в зоне высадки и не пасётся какой-нить Вулкан или боец со Стингером (потому, что сюда перед этим основательно так пострелял дивизион РСЗО), а у ПВО большого радиуса действия весь экран в снегу, то сие вовсе не означает, что через менее, чем полчаса тут не нарисуется какой-нить Авенджер. И авиация тоже должна куда-то вся испариться, да. А то наши крокодилы только и будут заняты тем, что попытками отстреляться от всяких там Кобр или выжить под ударами УР БВБ с истребителей, но никак не непосредственной огневой поддержкой десантуры.
Теперь о парашютно-десантных частях - полках, дивизиях и т.п. Это части уже иного подчинения, их командование находилось непосредственно в Москве. Росли эти части ещё из довоенных ВДВ РККА и подразумевались, как некий резерв, который можно быстро перебросить из одного конца страны в другой и развернуть на угрожаемом направлении (см. переброску посадочным способом частей 5 ВДК в 41 году в районт Орла-Мценска. Перебросили в том числе и лёгкую бронетехнику), а так же высадить в тылу у противника на бОльшей глубине (см. вполне успешные действия довольно крупного десанта, например, во время Вяземской воздушно-десантной операции при не слишком-то успешных действиях частей на фронте). При этом нужно учитывать две вещи: уровень развития ВТА и уровень развития аэродромной сети. С позиции своей современной офигенности легко говорить, что прилетят Русланы, сядут на аэродром и выгрузят танки. А на момент появления БМД основным крупным транспортным самолётом был Ан-12. Ил-76, который условно способен перевозить танк Т-72 и при этом даже сесть на грунтовую полосу, появится (только появится, а сколько ещё пройдёт до того, как их будет сделано достаточное количество?) десятилетием позже. Вывод? Вывод прост - перебросить авиацией того времени части, укомплектованные тяжелой бронетехникой, просто нереально. Но если нам нужно срочновотпрямщас перебросит куда-то резерв - нам как, лучше перебрасывать людей с личной стрелковкой или всё же вместе с хоть какой-то бронёй? Оснащение ВДВ той поры танками просто не имело смысла, ибо вся их пресловутая аэромобильность просто терялась. При этом Ан-12 позволял тащить сразу две БМД, но лишь одну БМП. Учитывая, что разница в бронезащите там несущественная, а вот ВТА в случае начала войны оказывалась загружена настолько, что по планам там целые кластеры гражданской авиации вливались в её состав, чтобы решать возникающие задачи - создание БМД было необходимо.
Я это всё к чему тут расп....лся, аки Троцкий. ВДВ делались для конкретных условий - для большой войны в Европе. И затачивались именно с этим расчётом. Причём делали их не как некую вещь в себе, а как некую органичную составляющую всей большой совокупности видов и родов войск под названием Советская Армия. Делали их последовательно и с учетом прогресса науки и техники на тот момент. Объявлять всё это волюнтаризмом тупого Маргелова - это просто глупость. Прав ли
Artemus, говоря, что ВДВ нуждаются в реформе? Прав, конечно. Прав ли он, заявляя, что "ВДВ 70 лет с концепцией определиться не может"? Определённо нет. Их текущие проблемы в корне имеют ту же причину, что и двадцать тысяч танков Т-72, произведённых в СССР. ВДВ вполне конкретно затачивались прежде всего для условий крупномасштабной войны, обычной и ядерной, и концепция их применения, как видно хотя бы из появления ДШБ в 60-х, имелась и развивалась. Война не случилась, СССР развалился, а в мире теперь локальные конфликты правят бал. Но давайте будем откровенны. Вы готовы с уверенностью заявить, что конфликта с развитой технологической страной не будет? Хуситы не стесняются засадить саудитам оперативно-тактической ракетой, с евреями в Сирии постоянные тёрки (пробуют на зуб, конечно, но ведь пробуют - то Панцирь гахнут, то самолёт, то сирийскую ПВО, которую наши модернизируют, за вымя пощупать пытаются), у бабаев есть танки, ПТУРы и ПЗРК, у хохлов, ежели чего, в наличии вполне годные средства ПВО, вертолёты и самолёты. А нам предлагается опираться только на опыт Чечни и Афганистана?