Внимательно Вас слушаю, где же нашли такую формулировку.
"
"Шовинистов" осудили, а олитовливание продолжим? Хотя осужденный президентом и премьером марш радикалов не имеет прямого отношения к последующим за маршем событиям, связанным с внесением Сеймом поправок в Закон о просвещении, но нельзя и не видеть связи между этими почти одновременными событиями. Ведь речь идет об одной и той же почве межнациональных отношений внутри страны. Если радикалы напугали нацменьшинства перспективой превращения их во второсортных граждан (а некоторые испугались и перспектив физической расправы), то власть предержащие напугали и продолжают пугать нацменьшинства перспективой "олитовливания" и предоставления явных "преференций" "коренной" нации.
Речь идет о введении уже с 1 сентября текущего года преподавания ряда предметов на литовском языке в национальных польских и русских школах, в которых на литовском преподавались лишь литовский язык и литература. Как польская, так и русская общественность Литвы протестует против таких поправок, напоминая, что даже в СССР в национальных школах все предметы преподавались на родных для ее учеников языках. Кстати, и в литовских школах никто в СССР не вводил преподавания предметов на фактически госязыке, русском. Хотя русский язык и изучался, причем в таком количестве, что до сих пор у литовцев того поколения нет проблем свободно общаться на этом языке, - все другие предметы преподавались на литовском. Сегодня же одним из главных аргументов авторов и сторонников поправок является тот, что, дескать, начав изучать и другие предметы на госязыке, ученикам будет облегчена интеграция. Но раз в советской Литве литовцы без проблем говорили на русском, имея лишь уроки русского языка в школе, то почему в независимой Литве, где вокруг в СМИ, учреждениях и т.д. царит литовский язык, молодое поколение граждан Литвы нелитовского происхождения, изучающее, к тому же, в усиленном порядке литовский язык в школе, должно иметь проблемы с "интеграцией"? Все выпускники национальных школ Литвы свободно и чаще всего без акцента говорят на литовском, успешно сдают выпускной госэкзамен по литовскому языку.
С другой стороны, ставят вопрос некоторые политологи, должны ли дети граждан нелитовского происхождения знать литовский язык на том же глубоком уровне, на котором его знают дети литовцев, для которых этот язык родной? Разве логично, справедливо, гуманно выставлять одинаковые требования к тем и к другим?
Но именно этим путем пошел Сейм, приняв поправки к Закону о просвещении, устанавливающие с 2013 г. "единый" государственный экзамен по литовскому языку. В то время как до сегодняшнего дня выпускникам национальных польских и русских школ предъявлялись чуть пониженные требования. Быть может, эти выпускники не знали каких-то лингвистических тонкостей литовского языка, которые знали "чистые литовцы", но для учебы в литовских вузах и для работы в литовских учреждениях это и не нужно. Так зачем нужно заставлять этих выпускников сдавать госэкзамен наравне с теми, кто слышал литовский (а не польский, русский) язык с первых дней от матери? Речи о благе для выпускников нацшкол - "вам же лучше будет" - звучат более, чем неубедительно в виду вышесказанного. Ведь госэкзамен по литовскому языку - не просто второстепенное испытание, он - единственный обязательный экзамен для тех, кто хочет поступать в литовские вузы (второй можно выбрать по усмотрению). В вузы Литвы зачисляют по результатам минимум двух выпускных госэкаменов, которые сдаются в специальных центрах.
Это значит, что предъявляя одни и те же требования к выпускнику, для которого литовский язык не родной, и для того, для кого он родной, государство идет путем создания неравных стартовых возможностей. Понятно, что литовцу будет легче получить высший бал и поступить в вуз, чем поляку или русскому. При такой несправедливости представители нацменьшинств на всю жизнь получат ощущение, что это государство не ихнее: это ли является целью авторов реформы? Разъединить до этого более-менее единое и не знавшее особых межнациональных проблем общество? В чьих это интересах? В интересах Литвы?
А какие возросшие нагрузки по сравнению с литовцами в литовских школах должны испытать поляки и русские Литвы, которые с 1 сентября все термины и понятия с географии, истории Литвы, познания окружающего мира, основ гражданственности должны будут переучивать по-литовски? И без этого у учеников Литвы огромная нагрузка, программы перегружены ненужными предметами: переход на изучение предметов на литовском языке выльется для многих из них в еще большие перегрузки. Не говоря уже о чувстве несправедливости. Ведь их сверстники в литовских школах переучиваться не должны. Где здесь равенство? Появившееся чувство обиды у многих, кто испытает на себе давление государства, может остаться на всю жизнь, став на пути формирования единого гражданского чувства и того "литовского патриотизма", в недостатке которого обвиняют сегодня представителей нацменьшинств. Вряд ли можно назвать такую политику дальновидной.
Многие в Литве не понимают, что и зачем делают правящие страной консерваторы, зачем они, не считаясь с чувствами нацменьшинств, делают невозможным создания единого гражданского общества. Тем не менее, похоже, президент Литвы собирается подписать поправки к Закону о просвещении. Как сообщает
BNS в публикации "Будене: поправки к закону сделают школы нацменьшинств более привлекательными", "по мнению президента, поправки к закону о просвещении, согласно которым, в школах нацменьшинств на литовском языке будут проводить уроки по истории и географии Литвы, темы, касающиеся знакомства с окружающим миром, и основы граждановедения, сделают школы нацменьшинств более популярными".
"По мнению президента, это даже увеличит привлекательность школ нацменьшинств, поскольку предоставит каждому гражданину Литвы возможность на самом деле хорошо выучить литовский язык", - сказала 22 марта в интервью радиостанции Žinių radijаs советник президента Виргиния Будене. По ее словам, президент Даля Грибаускайте еще не получала поправки к закону, они, наверняка, появятся на этой неделе. Ранее сообщалось, что президент не подпишет закон, который бы ущемлял права нацменьшинств.
BNS напоминает, что "парламент на минувшей неделе принял поправки к закону о просвещении, которые вступят в силу с 1 июля 2011 года. В законе предусмотрено уравнивание экзамена по госязыку для учеников литовских школ и школ нацменьшинств. Более углубленному изучению литовского языка противятся некоторые польские политики и местные общины нацменьшинств". Добавим, что против также выступили и русские школы. Председатель Ассоциации учителей русских школ Литвы Элла Канайте назвала это процесс "ассимиляцией": "Я считаю, что такой закон - это нарушение прав национальных меньшинств, это не забота о них и не путь к интеграции. Однозначно - это путь к ассимиляции".
По мнению некоторых обозревателей, польза от такого нововведения сомнительна, а шоковый эффект для детей, чьи родители не являются литовцами "по крови", ввиду явной несправедливости "единого" экзамена по госязыку, мягко говоря, не послужит делу создания национального согласия в стране, не говоря уже о чувстве любви к властям, представляющих фактически преимущества лицам "литовской крови". Ничего похожего раньше в Литве не наблюдались, поскольку все представители нацменьшинств, в отличие от Латвии и Эстонии, здесь получили литовское гражданство и более-менее чувствовали себя комфортно.
Польша оценила новый Закон о просвещении: насильственная ассимиляция
Как и ожидалось, на минувшей неделе поступила жесткая официальная реакция и со стороны Польши на принятие Сеймом Литвы поправок к Закону о просвещении. Как сообщает 24 марта BNS в публикации "МИД Польши: закон о просвещении - насильственная ассимиляция поляков", "поправки к закону о просвещении, которые расширяют преподавание на литовском языке в школах нацменьшинств, может привести к насильственной ассимиляции поляков в Литве, заявил представитель Министерства иностранных дел Польши".
МИД Польши сообщил, что встретил решение Литвы "с разочарованием". По данным МИДа, это может означать закрытие польских школ.
Представитель МИДа Марцин Босацкий сказал, что поправки к закону могут быть нарушением двустороннего соглашения от 1994 года. В заявлении на сайте МИДа Босацкий утверждает, что литовские власти вели себя не как партнеры, не нашли решение, которое отвечало бы европейским стандартам и всеми принятому принципу международного права, согласно которому положение нацменьшинств не должно ухудшаться. По данным МИДа Польши, аргументы Литвы, будто поправки приблизят ситуацию к ситуации в Польше, использовались селективно.
BNS также напоминает, что "на минувшей неделе парламент Литвы принял поправки к закону о просвещении, согласно которым на литовском языке в школах нацменьшинств начнут преподавать историю и географию Литвы, темы, касающиеся знакомства с окружающим миром, и основы граждановедения. На данный момент на литовском языке в школах нацменьшинств преподавали только литовский язык и литературу". В принятом парламентом законе также предусмотрено, что как минимум четыре часа в неделю литовский язык будут изучать и дети в детских садах, "а с 2013 года будет один экзамен по государственному языку для всех выпускников: и литовских школ, и школ нацменьшинств".
Тем временем руководство Литвы не хочет слышать аргументов ни местных поляков и русских, ни Варшавы. По словам BNS, "правительство Литвы утверждает, что такие поправки делают, чтобы помочь представителям нацменьшинств интегрироваться в рынок труда, общественную жизнь, чтобы у них были равные возможности с молодыми людьми, для которых литовский язык - родной. Премьер-министр Андрюс Кубилюс сказал, что принятый закон не должен ухудшить отношения между Литвой и Польшей, поскольку он улучшает условия обучения для поляков". То есть возмущенным нацменьшинствам разъясняют, в чем их счастье. Приводя аргументы, которые не выдерживают, с точки зрения нацменьшинств и их защитников, критики и испытаний на элементарную логику. Согласно логике правящих литовцев, свободно и без того владеющие литовским языком выпускники нацшкол еще лучше литовский язык будут знать, если не только некоторые, а все предметы нацшкол будут переведены на литовский: ведь с каждым новым предметом, преподаваемым на литовском, знание языка улучшается. В этом смысле тяжело не согласиться с мнением члена Сейма Юлюса Весялки, заявленном с парламентской трибуны. По словам
Delfi, выступивший в Сейме "представитель "Порядка и справедливости" Юлюс Весялка заявил, что депутаты, голосуя за такой закон, намерены сделать литовцами всех проживающих в Литве представителей нелитовской национальности". МИД Польши и председатель Ассоциации учителей русских школ Литвы, говоря об "ассимиляции" как цели поправок, говорят фактически о том же."
http://www.regnum.ru/news/polit/1387517.html