Линза Люнеберга

ddd

Активный участник
Сообщения
6.921
Адрес
Россия
Реалист написал(а):
От обычного самолёта он отличается значительно сниженной проводимостью обшивки
ОДнако это имеется ввиду именно проводимость поверхности, и очень тонкого ( по отношению к длине волны дм и м диапазонов) слоя покрытия , под которым металлический силовой корпус.
Так что для м радара это примерно эквивалентно обычному самолету, только грязному....
лилипутин написал(а):
Как вы думаете - по падению уровня потока мощности лазерного излучения отражённого от цели можно судить о "коэффициенте отражения" конкретного истребителя?
толкь по отношению лазерного же излучения. Простой пример - отражатель антенны изготовленный из сетки с ячейками 1 см для ДМ волн абсолютно непрозрачен, а для видимого спектра - напротив.
лилипутин написал(а):
Кстати, если я всё правильно понимаю, то Рэптор не является малозаметным для систем лазерной локации.
Хрен его знает... Цвет темный в видимом диапазоне, а как он отражает диапазон рабооты лидара.. Вообще черный цвет означает (в видимом диапазоне) сильное поглощение во всем видимом спектре...
Реалист написал(а):
Вот, кстати, занятный вопрос всплыл --- а какие именно детали обшивки у Ф-22 из композитов, и какие --- металлические (если такие есть)?
А разница? ЕМНИП композиты там графитовые, имеющие достаточно низкое эл. сопротивление. Так что для радиоволн ИМХО - фиолетово.
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Breeze написал(а):
Спасибо. Если я верно понял, вся обшивка полностью сделана из композитов? И вопрос --- передний титановый лонжерон крыла прикрыт углепластиком?

Дядь Миша, а помните, Вы смеялись над затеей наших поставить в носок крыла ПАКФА АФАР L-диапазона? А теперь гляньте на узлы: 34, 45, 57 (тот самый L-диапазон), 63, 68, 69, 70, 74, 77, 106, 111, 113, 118, 131, 134, 152, 153, 156 --- это всё антенны :grin: :grin: :grin: --- каждая из которых, как и любая антенна, способна хорошо отражать сигнал в районе частот своего рабочего диапазона --- так что теперь моя очередь смеяться :grin: :grin: :grin: . Некоторые из них, которые мне показались более критичными, я выделил жирным. Единственно что, точно не знаю по системе CNI --- используется ли она реально, или же от неё отказались?

По диапазонам частот, используемым различными авиационными системами, нашёл я вот такое: http://window.edu.ru/window_catalog/fil ... /bis-1.pdf

ГЕРКОН32 написал(а):
Судя по удельному весу композитов в конструкции и их разположению выражу сомнения. Покрытие конечно что то дает, но это тонкий слой, фактически краска.
Если это и даст подвижку - процентов на 25-30 не более ИМХО.
А для радара 3 м.кв или 2 - разница не критичная.
Дык ток на ВЧ и течёт почти исключительно по поверхности --- скин-эффект-с ( http://ru.wikipedia.org/wiki/Скин-эффект --- обратите внимание на табличку частотной зависимости глубины скин-слоя). Так что покрытие даёт очень много, да и собственно материал обшивки --- сама по себе углепластиковая обшивка, да ещё с поглощающим покрытием, скорей всего любые сигналы отражает очень плохо. И как я понял из всего, обшивка там как раз вся или ну совсем почти вся и сделана из углепластика. А металл --- силовые элементы конструкции и всевозможная "начинка", находящиеся под обшивкой --- которые способны отражать лишь те сигналы, которые проходят через обшивку (если таковые есть в природе :-D ). Единственно что, на частотах, существенно ниже Х-диапазона (тех же МВ/ДМВ, и, возможно, в какой-то степени L) поглощающие свойства обшивки скорей всего значительно ухудшаются --- и вот из-за этого отражение сигнала уже в принципе происходить может --- от металлических элементов конструкции, находящихся под обшивкой. Но там не зря какая-то хитрая ячеистая и с наполнителем структура панелей использована --- возможно оно подобные эффекты учитывает... Эффективно отражать сигналы могут там антенны --- вот этого уж никуда не деться, и антенн там достаточно много на самые раные диапазоны.

ГЕРКОН32 написал(а):
В серийных машинах давалось такое распределние материалов: аллюминий/титан/композиты соответсвенно 16/39/24%
Планируемая доля композитов 35% не прошла из соображений прочности и стоимости. Вопрос цены так же снизил долю термопластов с 11 до 1%.
Это доля по весу? Или по площади?

ГЕРКОН32 написал(а):
Из титана изготовлены методом штамповки: обтекатели приводов, зализов крыла, окантовка воздухозаборников.
Эти вещи отражать в принципе могут (при исправном покрытии --- на частотах значительно ниже частот Х-диапазона). Только я в компоновочной схеме, представленной камрадом Бризом, не нашёл упоминания о них.

ГЕРКОН32 написал(а):
В крыле каждый третий лонжерон заменен с композитного на титановый в хоже пожарных испытаний - чисто композитная контрукция не выдерживает разрыв зенитного снаряда в крыльевом баке.
Из титана 4 из 7 фюзеляжных шпангоута. Створки двигательного отсека имеют титановый сотовый наполнитель.
Основной силовой лонжерон - алюминивый.
Композиты из углеволокон использованы в панелях обшивки, промежуточных лонжеронах, несиловых шпангоутах, дверях и прочей мелочи.
Термопласты кое где в конструкции шасси, створках отсека вооружения и т.п.
Лонжероны и шпангоуты будут влиять на ЭПР только на тех частотах, на которых покрытие и обшивка плохо поглощают излучение (а это могут оказаться и лишь достаточно низкие частоты). То же самое касаемо любых других внутренностей, окромя тех антенн, которые в нерабочем состоянии не закрываются какими-либо радионепрозрачными приспособлениями.

ddd написал(а):
ОДнако это имеется ввиду именно проводимость поверхности, и очень тонкого ( по отношению к длине волны дм и м диапазонов) слоя покрытия , под которым металлический силовой корпус.
Так что для м радара это примерно эквивалентно обычному самолету, только грязному....
Дык на ВЧ только проводимость поверхности роль и играет (т.н. поверхностный эффект (по-другому --- скин-эффект)) --- начиная с частот в единицы МГц, о сотнях МГц вообще молчу...

ddd написал(а):
А разница? ЕМНИП композиты там графитовые, имеющие достаточно низкое эл. сопротивление. Так что для радиоволн ИМХО - фиолетово.
Углепластик, несмотря на свои поглощающие свойства, обладает очень высоким сопротивлением --- мерил сам, причём совершенно ширпотребовский китайский --- уж у америкосов-то он точно не хуже. Разве что они намеренно передозировали туда добавки графита --- дабы нашим радарам жизнь облегчить :-D . Не исключаю также, что они и добавки феррита использовали там. И покрытие --- тоже может и графит содержать, и феррит. Единственно что, одинаково хорошее поглощение в полосе частот от сотен МГц до десятков ГГц при жёстких массогабаритных ограничениях обеспечить навряд ли реально. Скорей всего наибольшее поглощение там на частотах от С-диапазона и выше, в МВ/ДМВ достаточно посредственное, ну а между одним и другим --- нечто среднее. И тогда может возникать влияние уже всего того железа, которое находится под обшивкой --- а не самой обшивки.
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Реалист написал(а):
да и собственно материал обшивки --- сама по себе углепластиковая обшивка, да ещё с поглощающим покрытием, скорей всего любые сигналы отражает очень плохо.

Так очень сомнительно, что она углепластиковая). Иначе зачем на полностью неметаллическое полотно наносить еще эту мастику. Скрыть части набора корпуса и крыльев? Тогда можно было нанести это полосками в нужных местах, а она сплошь идет где можно напылить.
Думается все же обшивка там - обычный дюраль по большей части, только покрытый этой серой гадостью). Конечно кое где есть панели из композита.

Да и верно подмеченно - эта краска для более длинных волн не особое препятствие в плане поглощения/рассеивания, а каркас самолета - куча металла.

Реалист написал(а):
Это доля по весу? Или по площади?

Насколько я понял - это весовая.
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
ГЕРКОН32 написал(а):
Так очень сомнительно, что она углепластиковая). Иначе зачем на полностью неметаллическое полотно наносить еще эту мастику. Скрыть части набора корпуса и крыльев? Тогда можно было нанести это полосками в нужных местах, а она сплошь идет где можно напылить.
Думается все же обшивка там - обычный дюраль по большей части, только покрытый этой серой гадостью). Конечно кое где есть панели из композита.
Я думаю, что смысл всех плясок с бубном --- как можно сильнее расширить вниз полосу частот эффективного поглощения --- на одних частотах лучше работает одно, на других --- другое. Отсюда и разнотипные поглотители (возможно, существенно различающегося состава) --- ячеистые панели с поглощающим наполнителем, панели из углепластика, шпаклёвка-штукатурка.

В принципе, например, обычная допотопная поглощающая резина толщиной в пару мм очень хорошо поглощает начиная примерно с частот С-диапазона и выше (в L поглощает тоже, но заметно слабее). Ну а если толщину поглотителя сделать раз в 5...10 больше? (а попутно ещё оптимизировать структуру и химический состав поглотителя) --- То, наверно, границу эффективного поглощения можно сдвинуть вниз в похожей пропорции --- то бишь до нескольких сотен МГц...

ГЕРКОН32 написал(а):
Да и верно подмеченно - эта краска для более длинных волн не особое препятствие в плане поглощения/рассеивания, а каркас самолета - куча металла..
Вопрос лишь в том, с каких частот начнутся эти "более длинные волны"...
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Реалист написал(а):
Вопрос лишь в том, с каких частот начнутся эти "более длинные волны"...

Мне к примеру заявили, что "Противник-Г" будет брать Раптора где то с 200 км в зависимости от высоты полета. Так что на этот счет я спокоен).

Там ФАР конечно знатная 8х5.5м... :-D Монстер..)
 

лилипутин

Активный участник
Сообщения
313
Ну тогда фиг с ними с лазерами. Как насчёт мазеров? 6,7 ГГц и узкий луч. Тут точно никакая линза Люнеберга не поможет.
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
ГЕРКОН32 написал(а):
Там ФАР конечно знатная 8х5.5м... :-D Монстер..)
А скока это в длинах волн будет? ;)

лилипутин написал(а):
Ну тогда фиг с ними с лазерами. Как насчёт мазеров? 6,7 ГГц и узкий луч. Тут точно никакая линза Люнеберга не поможет.
Если там линза Люнеберга --- то можно измерить на любой частоте за пределами Х-диапазона. Но это будут данные именно для этой частоты. А интерес для практики представляет результат, полученный для частот, на которых работают наши радары (как бортовые, так и наземные). В МВ/ДМВ диапазонах, думаю, измерить без проблем, и никакие линзы Х-диапазона это сделать не помешают :grin: .
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Реалист написал(а):
Breeze написал(а):
Спасибо. Если я верно понял, вся обшивка полностью сделана из композитов? И вопрос --- передний титановый лонжерон крыла прикрыт углепластиком?
- Ну, а як же ж?! Смотрите: 136 - предкрылок из композиционного материала! :)
Дядь Миша, а помните, Вы смеялись над затеей наших поставить в носок крыла ПАКФА АФАР L-диапазона? А теперь гляньте на узлы: 34, 45, 57 (тот самый L-диапазон), 63, 68, 69, 70, 74, 77, 106, 111, 113, 118, 131, 134, 152, 153, 156 --- это всё антенны :grin: :grin: :grin: --- каждая из которых, как и любая антенна, способна хорошо отражать сигнал в районе частот своего рабочего диапазона --- так что теперь моя очередь смеяться :grin: :grin: :grin: .
Мы не знаем конструкции этих антенн, мы не знаем их размеров реальных, надо полагать, что вопрос этот они как-то решили, так что смеяться я бы не спешил... Нет аналогии с антеннами ДМ-диапазона во весь передний носок крыла...
Некоторые из них, которые мне показались более критичными, я выделил жирным.
Единственно что, точно не знаю по системе CNI --- используется ли она реально, или же от неё отказались?
- Дык, ыть, - СNI - "связь, навигация и опознавание" - от неё не откажешься даже при всём желании, например:
http://www.spacewar.com/reports/Northro ... 5_999.html
По диапазонам частот, используемым различными авиационными системами, нашёл я вот такое: http://window.edu.ru/window_catalog/fil ... /bis-1.pdf
- Чудесно, прелестно, спасибо, будем на досуге изучать...
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Breeze написал(а):
- Ну, а як же ж?! Смотрите: 136 - предкрылок из композиционного материала! :)
Неее, не то :grin: . Между предкрылком и лонжероном --- зазор, (сопоставимый с длиной волны сантиметрового диапазона!), из-за которого лонжерон с некоторых ракурсов не закрыт предкрылком от излучения. А вот есть ли там помимо предкрылка что-либо способное поглощать --- непосредственно примыкающее со всех внешних сторон к поверхности лонжерона?

Breeze написал(а):
Мы не знаем конструкции этих антенн, мы не знаем их размеров реальных, надо полагать, что вопрос этот они как-то решили, так что смеяться я бы не спешил... Нет аналогии с антеннами ДМ-диапазона во весь передний носок крыла...
Аналогия --- полнейшая. За исключением антенн КВ диапазона, которые там укороченные, это полноразмерные (то бишь имеющие размер от половины длины волны и более, вплоть до десятков длин волн (что означает = очень эффективные)) антенны (то бишь устройства, обладающие свойствами принимать сигнал, передавать сигнал и переизлучать принятый сигнал). Естественно, антенна, нагруженная на свою штатную согласованную в рабочей полосе частот нагрузку, отражает не так сильно, как, например, уголковый отражатель, а значительно меньше (основная часть принятой мощности уходит в нагрузку) --- но, тем не менее, достаточно сильно для того, чтобы проблемы влияния антенн на ЭПР были признаны всеми работающими над вопросами скрытности ЛА разработчиками во всём мире как первоочередные.

А насчёт подробностей конструкций антенн --- это уже детали, влияющие не столько на суммарную величину отражаемой мощности, сколько на характеристики направленности излучения/отражения (типа в каких направлениях будут максимумы, в каких минимумы, периодичность их повторения для тех или иных частот, "размазанность" характеристики отражения в пространстве, либо её "сконцентрированность" вблизи отдельных направлений, частотные характеристики и т.д. и т.п. ).

Ну а насчёт решений --- чудес не бывает. В тех диапазонах, где антенна принимает/передаёт, закрывать её чем-либо поглощающим во время работы низзя, дабы не гасить в той же мере и полезный сигнал. А не во время работы --- можно (но не все --- например, нельзя закрывать связные антенны, т.к. они всё время на приёме), но с огромным геморроем (и не в любой части планера). Так что основной фактор скрытности тут --- несовпадение рабочих частот этих антенн с рабочими частотами наших бортовых РЛС :grin: .

Естественно, всё там сделано по уму. Просто есть некоторые вещи, которые принципиально нельзя убрать, дабы не лишить себя многих жизненно необходимых функций --- и вот в этих местах неизбежны компромиссы. И умный разработчик, естественно, делает так, чтобы частоты этих компромиссов были подальше от глаз противника...

Breeze написал(а):
- Дык, ыть, - СNI - "связь, навигация и опознавание" - от неё не откажешься даже при всём желании, например:
Сорри, это я с ALR-94 попутал, которая есть вроде как средство разведки, и от использования которой в Ф-22 вроде как янки отказались --- антенны которой тоже вроде как по всему периметру размещать собирались...
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Реалист написал(а):
Breeze написал(а):
- Ну, а як же ж?! Смотрите: 136 - предкрылок из композиционного материала! :)
Неее, не то :grin: . Между предкрылком и лонжероном --- зазор, (сопоставимый с длиной волны сантиметрового диапазона!), из-за которого лонжерон с некоторых ракурсов не закрыт предкрылком от излучения.
- А где же там зазор? Предкрылок не выдвигается, только поворачивается... Чего-то я на снимках не увидал его?
А вот есть ли там помимо предкрылка что-либо способное поглощать --- непосредственно примыкающее со всех внешних сторон к поверхности лонжерона?
- Надо полагать, та же углепластовая шкура, что и везде... Нигде там голый метал светиться на должон и не могёт!
Breeze написал(а):
Мы не знаем конструкции этих антенн, мы не знаем их размеров реальных, надо полагать, что вопрос этот они как-то решили, так что смеяться я бы не спешил... Нет аналогии с антеннами ДМ-диапазона во весь передний носок крыла...
Аналогия --- полнейшая. За исключением антенн КВ диапазона, которые там укороченные, это полноразмерные (то бишь имеющие размер от половины длины волны и более, вплоть до десятков длин волн (что означает = очень эффективные)) антенны (то бишь устройства, обладающие свойствами принимать сигнал, передавать сигнал и переизлучать принятый сигнал).
- А если они очень-очень узкие, например? Ну - ооочень тонкие?!
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Breeze написал(а):
- А где же там зазор? Предкрылок не выдвигается, только поворачивается... Чего-то я на снимках не увидал его?
А покажите такой снимок (желательно крупным планом вид сверху). Может я чего и не разглядел.

Breeze написал(а):
- Надо полагать, та же углепластовая шкура, что и везде... Нигде там голый метал светиться на должон и не могёт!
Ну вот про то самое и вопросец был. По идее-то не должон и не могёт --- но насколько идея соответствует ГОСТу? :-D --- на компоновочной схеме шкура-то в этом месте не показана... А голый-то --- понятно, что не совсем голый --- как минимум слой поглощающего покрытия иметь должен всяко разно.

Breeze написал(а):
- А если они очень-очень узкие, например? Ну - ооочень тонкие?!

Если "очень тонкие" по типу плёночных антенн, или типа определённым образом нанесённого на диэлектрическое основание проводящего напыления (т.е. толщина излучателей --- микроны, а прочие размеры обычные) --- то от обычной антенны вообще ничем отличаться не будет кроме меньшего веса. Если "очень тонкие" по типу антенны из тонких проволочек --- то будет иметь более узкую полосу рабочих частот и меньшую предельно-допустимую мощность.

ИМХО тут вариант обеспечить скрытность только один --- в промежутки времени, когда антенна не нужна, чем-нибудь её "заглушать".

Например, закрывать её радиопоглощающей "крышкой" или "шторкой", отворачивать антенну в сторону так, чтобы она, опять-таки, пряталась за поглотитель (но попробуйте-ка такие вариации засунуть в предкрылок, со всей сопутствующей механизацией!). Либо нагружать очень много точек полотна антенны подключаемыми с помощью электронных коммутаторов нагрузочными сопротивлениями --- чтоб упрощённо сымитировать нанесённый на полотно антенны слой поглотителя (но геморрой жуткий, и сильно страдают все прочие характеристики системы).

Ну а в те промежутки времени, когда антенна нужна --- увы --- потому что в эти моменты она должна и принимать, и передавать с наименьшими потерями.

ЗЫ.
Кстати, о "плёночных" антеннах --- во всевозможных "бытовых" целях (связь, телевидение, УКВ радиоприём) иной раз бывает удобно использовать антенны, сделанные из фольги --- например, вырезанные (или вытравленные) на фольгированном стеклотекстолите, либо сделанные в виде наклеенных на диэлектрик (вплоть до бумаги или тряпки) полосок фольги.
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
ГЕРКОН32 написал(а):
Пишут L-диапазон.
Хмм... Этт в среднем длина волны 0,2м (1,5ГГц), а расстояние между излучателями ЕПНИПть порядка 0,5 лямбды, т.е. по 10 см ---
итого 800 х 550 = 4400 излучателей :good: --- усиление поболее 40 дБи ощутимо --- нех**ственно весьма-с! :-D :aplodir:

--- причём при потерях распространения, в 45 раз меньших, чем на 10 ГГц --- то бишь на 16,5 дБ... Чё тут сказать? --- Цель с ЭПР = 0,0001 м2 будет светиться как светилась бы цель с ЭПР = 0,01м2 в Х-диапазоне (на экране APG-77), а цель с ЭПР в 0,01м2 --- как цель с ЭПР 1м2

(Усиление антенны примерно на 3 дБ больше (в обе стороны --- 6 дБ в плюс) и на 16,5 дБ меньше потерь по пути сигнала --- итого в плюс 22,5 дБ :-D )

ЗЫ.
Да, это сравнение --- для равной мощности с APG-77 (и равного времени накопления при обработке сигнала). Но 4000 модулей в L-диапазоне вполне могут давать поболее мощи (раза в полтора-два с каждого модуля), нежели 2000 модулей в Х-диапазоне...
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Реалист написал(а):
Breeze написал(а):
- А где же там зазор? Предкрылок не выдвигается, только поворачивается... Чего-то я на снимках не увидал его?
А покажите такой снимок (желательно крупным планом вид сверху). Может я чего и не разглядел.
http://www.airliners.net/photo/USA---Ai ... cb917aee78
Breeze написал(а):
- Надо полагать, та же углепластовая шкура, что и везде... Нигде там голый метал светиться на должон и не могёт!
Ну вот про то самое и вопросец был. По идее-то не должон и не могёт --- но насколько идея соответствует ГОСТу? :-D --- на компоновочной схеме шкура-то в этом месте не показана... А голый-то --- понятно, что не совсем голый --- как минимум слой поглощающего покрытия иметь должен всяко разно.
- Cм. рисунки. Ещё:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c ... r_JSOH.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c ... ns_Bay.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c ... ced%29.jpg
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Реалист написал(а):
нех**ственно весьма-с!

Дык по всем параметрам на голову выше тамошних аналогов). Ничего подобное ни одно ПВО не имеет в мире.
Позиционируется как РЛС пятого поколения. Аккурат на самолеты 5-го поления видимо... :-D
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
ГЕРКОН32 написал(а):
Аккурат на самолеты 5-го поления видимо... :-D
Этт какого ж размеру самолёт нуна, чтоб такую хрень возить! :-D Проще на бронепоезд поставить :-D . Тот, который на запасном пути :-D .
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Реалист написал(а):
Этт какого ж размеру самолёт нуна, чтоб такую хрень возить! Проще на бронепоезд поставить . Тот, который на запасном пути .

Не-е-е, я имел в виду ловить самолеты 5-го поколения... :-D

А так да, штука знатная, аккурат для бронепоезда)
 

Kaa

Активный участник
Сообщения
5.545
Реалист написал(а):
Кстати, о "плёночных" антеннах --- во всевозможных "бытовых" целях (связь, телевидение, УКВ радиоприём) иной раз бывает удобно использовать антенны, сделанные из фольги --- например, вырезанные (или вытравленные) на фольгированном стеклотекстолите, либо сделанные в виде наклеенных на диэлектрик (вплоть до бумаги или тряпки) полосок фольги.
Мне коллега (бывший) работал в почтовом ящике, создавали оборудование для спутников. Он показывал схему подобной антенны щелевого типа, используются на спутниках. Рабочий диапазон не знаю, но достаточно для передачи телеметрии с орбиты на Землю и обратно.
 

ddd

Активный участник
Сообщения
6.921
Адрес
Россия
Реалист написал(а):
Дык на ВЧ только проводимость поверхности роль и играет (т.н. поверхностный эффект (по-другому --- скин-эффект))

Немножко не так. Если рассматривать конкретный материал поверхности в зависимости от частоты, то да, чем выше частота тем меньше глубина проникновения поля в материал. Но если смотреть конкретную частоту в зависимости от удельного сопротивления материала, то тут чем выше удельное сопротивление тем больше глубина проникновения поля в материал. Так что если у углепластика высокое удельноесопротивление (что вообще-то под вопросом - углепласитк - это в примитиве- углеродные волокна с эпоксидным связующим. Так вот изсмерять его сопротивление тестером - дело неблагодарное - измерите эпоксидку. А вот проводимость непосредственно волокна - в принципе такая же как и у графита. А для радиоволн - эпоксидка не преграда, а графит - проводник. )
Так вот, даже если углепластик имеет высокое удельное сопотивление - это значит, что глубина пронкновения поля в материал будет большая. И радио будет отражаться от внутренних металлических поверхностей. - лонжеронов и т.п. и прощай стелс.
По идее, удельное сопротивление верхнего материала должно быть достаточно низким, чтобы скин - эффект работал. Это заложено в самой идее стелса - отражение радиоволно от поверхности специальной формыю Поглощение - вещь полезная, но в данном случае вспомогательная. Действительно, зачем ослаблять сигнал, если он и так отражается в сторону?
 

лилипутин

Активный участник
Сообщения
313
Реалист написал(а):
ИМХО тут вариант обеспечить скрытность только один --- в промежутки времени, когда антенна не нужна, чем-нибудь её "заглушать".

Вроде есть материалы, которые являются радиопрозрачными, если на них подать напряжение и нерадиопрозрачные если не подавать.
 
Сверху