Barbudos написал(а):Да, "Свордфиш" выглядел устаревшим. Но только выглядел.
«Суордфиш» лучше, чем ничего! Но сосредоточенный огонь 3-4 кораблей для них был смертельно опасен, а ведь на каждом британском авианосце их было всего лишь по одной небольшой эскадрилье. Королевский флот, в отличие от американцев в 1944 г., еще не мог координировать воздушные атаки с той ювелирной точностью, которая отличала последние операции тихоокеанской войны, поэтому разрозненные британские атаки могли окончиться таким же расстрелом, каким окончились попытки торпедировать корабли Цилиакса.
Barbudos написал(а):А адмирал Нимитц придерживался другого мнения и другой тактики. Ну, и кто был прав?
Нимица нельзя противопоставлять Спрюэнсу или Хэлси. Он для обоих из них был начальник. Всю войну Нимиц просидел в штабе тихоокеанского флота в Перл-Харборе и, позднее, на Гуаме. В море он не командовал. Спрюэнс, который на практике начальствовал в море флотом, подчиняясь директивам Нимица, всегда имел свободу действий. Не имея при Мидуэйе ни одного современного линкора, он был вынужден сделать ставку исключительно на авианосцы. При Гуадалканале современных линкоров у США было 1-2. Кампания на Соломоновых островах была сражением, в первую очередь, береговой авиации.
Но когда в 1944 г. японский флот предпринял две отчаянные попытки переломить ход войны, случилось то, что случилось. Гуадалканал продемонстрировал высокую целесообразность включения быстроходного линкора в состав авианосной ударной группы, в качестве мощной платформы ПВО. Неся на борту сотни зенитных орудий, линкор серьезно повышал устойчивость авианосцев, в случае вражеского налета. Но Спрюэнс, как и многие его коллеги, не считал нужным полностью отказываться от артиллерийского боя. Старина Рэй верил в линкоры и выставил их в авангарде своего флота в ходе Марианского сражения. Но поскольку артиллерийские корабли требовалось прикрывать с воздуха, для поддержки группы линкоров была целиком выделена группа авианосцев. Таким образом, в решительной фазе сражения, Спрюэнс остался без поддержки заградительного огня линкоров и без четверти собственной авиации, решавшей задачи по их прикрытию. И только общий тяжелый упадок японской морской авиации позволил ему одержать убедительную победу. Сражайся против него не зеленая молодежь, а асы Т. Нагумо из 1942 г., он мог дорого заплатить за подобное распределение сил.
Во время большого сражения на Филиппинах, Хэлси также бросил линкоры в авангард в расчете на артиллерийское сражение. Так что религиозная вера в мощь линкоров среди старших начальников на американском флоте даже в конце войны была делом практически всеобщим.
Murmillon написал(а):Ну не скажи, гипотетически я думаю парочка Ришелье и Жан Бар в сочетании с Дюнкерком и Альжери смотрелись бы явно сильнее. Ришелье при меньшем водоизмещении однозначно лучше бронирован, имеет куда более экономичную и надежную силовую установку, более тяжелый снаряд ГК, не менее совершенную систему управления огнем и универсальную артиллерию среднего калибра в качестве бонуса.
Гипотетически, может быть. Но в 1941 г. Франции уже нет.
студент написал(а):Lavrenty, тут еще надо принимать во внимание и топливный вопрос. Корабли жрали топливо в огромных количествах, причем натуральную нефть. Еще и поэтому эскадренные выходы крупных кораблей Кригсмарине можно пересчитать по пальцам.
Вот это, действительно, была очень серьезная проблема.
Murmillon написал(а):Могло по всякому произойти 15-дюймовая артиллерия - это серьезно даже для Бисмарка.
На "Кинг Джордж" 14 дюймов. А "Нельсон" и "Родни" с 16 дюймовыми башнями его, действительно, просто не догонят. Но не суть.