Задача 1: Стоящая на берегу РЛС обнаружила на расстоянии 350 км АУГ. Стоящая у пирса "Омск" решила покарать супостата и пустила ракеты. Ракеты летят по комбинированной траектории со скоростью 2,5 маха. АУГ через Хоккая увидела пуски ракет и рванула на максимальном ходу (30 узлов).
Вопрос: удивит ли это ракеты?
Решение: скорость ракет примерно 2600 км/час, точки включения РЛС они достигнут примерно через 8 минут. Рванувший на бешеном ходу авианосец развивает скорость примерно 57 км/час и за 8 минут успеет пройти около 7,5 километров. Длина дуги поиска ГСН ракеты при 45 градусах и 40 километрах - примерно 31 км.
Ответ: люто-бешеный рывок всея АУГ особенно ракету не удивит.
Задача 2: Каким-то образом (к примеру, РЛС Волна) АУГ обнаружили на расстоянии 700 км. Стоящий у пирса "Варяг" пустил ракеты. Ракеты летят по комбинированной траектории со скоростью 2,5 маха. АУГ через Хоккая увидела пуски ракет и рванула на максимальном ходу (30 узлов).
Вопрос: удивит ли это ракеты?
Решение: скорость ракет примерно 2600 км/час, точки включения РЛС они достигнут примерно через 16 минут. Рванувший на бешеном ходу авианосец развивает скорость примерно 57 км/час и за 16 минут успеет пройти около 15 километров. Длина дуги поиска ГСН ракеты при 45 градусах и 40 километрах - примерно 31 км.
Ответ: И в данном случае люто-бешеный рывок всея АУГ особенно ракету не удивит.
Во-первых - у нас тут не компьютерная стратегия, у нас, увы, презренная реальность. В которой РЛС типа Подсолнуха выдают не точное положение цели, её курс и скорость, а просто дают обнаружение с некоторой погрешностью. И на предельных дистанциях. Погрешность обнаружения по пеленгу, например, составляет по открытым данным порядка полутора градусов, что довольно неплохо - то есть только само по себе положение цели на удалении в 350 км мы знаем с точностью плюс-минус километров пять. Во-вторых - эти РЛС прямо не сопрягаются с аппаратурой ПГРК напрямую. Это не ПВО, это флот, и обнаружив нечто, операторы вынуждены передать это по инстанции наверх, а уже оттуда - родить решение на удар и выдать его на, допустим, ПГРК. Время боевой готовности хорошо выдрессированного зенитно-ракетного полка в угрожаемый период при обнаружении воздушной цели - три минуты. Но это полк сам по себе, компактно локализованный и аппаратно связанный, а не наряд разнородных сил. Здесь по самым оптимистичным оценкам это будет от пяти до десяти минут. Положим, мы уложились в пять (это из области фантастики вообще-то, у нас не роботы воюют), ракеты ушли. Итого - тринадцать минут от обнаружения до выстрела. Итого - АУГ за это время, ЗНАЯ, где расположены наши РЛС (а они это как раз прекрасно знают просто потому, что РЛС у нас мало и привязаны они к базам), даже без подъёма хокаев и некой гипотетической фиксации пусков (хрен там чего хокаи сразу зафиксируют, они тоже не всемогущи), уже будет двигаться с максимальной скоростью. Итого - за 13 минут на 30 узлах АУГ пройдёт примерно 12 км, с учётом ошибки обнаружения в плюс-минус 5 км - АУГ к моменту включения ГСН ракеты может оказаться в 22 км от точки, куда её запустили. С учётом выданных Вами же 31 км - АУГ вполне имеет шансы выйти из-под удара, ибо 31 км - это плюс-минус 15.5.
То есть даже в сферической ситуации в вакууме, где всё играет очень за нас - чисто захват кораблей противника ГСН ракеты - вещь далеко не стопроцентная. Значит, запускать придётся не одну ракету, а сконфигурированный веерный залп, где хотя бы одна из нескольких ракет обнаружить цель.
В-третьих - АУГ в своём составе имеет не только собственно авик, но и ещё минимум четыре корабля, а скорее всего - больше. Например, три эсминца типа Эрли Бёрк и один крейсер УРО типа Тикандерога. Которые оснащеный пресловутой системой Иджис и вполне способны сбивать в том числе и сверхзвуковые ПКР с ненулевой вероятностью. То есть Вам
в итоге просто для того, чтобы перенасытить ПВО и дать возможности хотя бы одной-двум ракетам прорваться, нужно высадить десятка два. Это тоже можно примерно посчитать, и если нужно - можно позже это сделать.
А теперь вопрос - Ваша РЛС обнаружила... что? Повторюсь - она видит не количество кораблей, их типы, пеленг, удаление, курс и скорость. На экране она видит пятна и дуги. Всё. Я правильно понимаю, что Вы, увидев на экране нечто, что может быть авианосцем, танкером, грузовозом, просто катеромами с уголковыми отражателями - сразу высадите туда полный боекомплект Варяга? После чего будете чёрти-сколько его перезаряжать?
Уже только из этих соображений получается, что даже в зоне обнаружения Подсолнуха АУГ - это не та цель, которая может быть легко поражена. Однако тут она хотя бы поражается с достаточно неплохой вероятностью при условии, что мы точно знаем, что это именно АУГ.
А теперь в-четвёртых. Боевой радиус основного палубного ударного самолёта ВМС США F/A-18 Hornet - 720 км, дальность пуска КР Томагавк по наземным целям превышает тысячу. То есть для реализации своего основного ударного потенциала АУГ вообще не нужно входить в зону действия всех этих Подсолнухов с Тельцами.
Возвращаемся к задаче стрельбы на 700 км. Положим, у нас сработала "Волна", как Вы предлагали. Положим, что ошибка определения пеленга составляет те же полтора градуса. То есть плюс-минус 10 км. Время реакции - пять минут, время полёта до включения ГСН - 16 (я опираюсь на Ваши цифры). Итого - 21 минута, при скорости в 30 узлов это примерно 20 км. Плюс ещё 20 вносятся ошибкой - итого при подготовке стрельбы Вам приходится учитывать, что цель может находиться в этаком вытянутом овале наибольшей протяжённостью до сорока км. Так я напомню, что 700 км - это предельная дальность стрельбы ракетами Варяга, то есть даже если какая-то из ракет веера что-то обнаружит и успеет передать это другим ракетам роя - остальные уже не смогут довернуть на цель, им тупо дальности полёта не хватит. Вспоминаем, что АУГ от ракет вполне себе может отбиваться, что может просто в этот момент идти с удалением, выходя за пределы радиуса действия ПКР - и получаем, что противник имеет неплохие шансы пережить залп Варяга вообще без потерь. Заметьте - он не входит в зону действия РЛС типа Подсолнух, Телец или Контейнер, (а Волна у нас ЕМНИП только в Приморье) при этом уже вполне способен отстреляться крылатыми ракетами по наземным целям и параллельно поднять самолёты на удар. Подобная комбинированная массированная атака - довольно трудная для ПВО цель, и ненулевые шансы на то, что эти РЛС огребут, вообще противника не увидев. И да, ещё раз вспомним про возможность обмана РЛС ложными целями.
Резюмируя - если мы сидим в базах, полагаясь на спутники (как их обойти, было описано выше), ЗГРЛС и стрельбу от пирса и с берега - то первый удар мы скорее всего проиграем. А это вообще-то - звиздец. Даже если наша ПВО в итоге сможет отмахаться и проредить самолёты и КР противника, даже если мы сможем потом ответным залпом утопить всю АУГ - нам нанесут серьёзные потери. Напомню, что у противника сейчас ЕМНИП 11 полновесных авианосцев, 22 крейсера УРО и 67 эсминцев без учёта недоразумений типа Замволта. У нас - 1 авик, который как половинка Нимица, два крейсера 1144 (которые один на один могут поспорить с любым кораблём противника, но именно что один на один), три Варяга (которые до Тикандерог несколько не дотягивают, особенно в плане ПВО), три Сарыча, которые на фоне Бёрков околобесполезны, и 8 БПК пр. 1155 и 1155.1, которые сейчас судорожно пытаются превратить в подобие эсминцев. Итого - 1 авик, 5 крейсеров, 11 эсминцев, из них только два 1144 - на уровне, остальное в целом уступает. То есть мы получаем свой, очень хреновый по сравнению с американским Пёрл-Харбор.
Ну 31км это всего, а так получается + - 15,5 км от точки прицеливания. На первый вариант это никак не влияет, а вот со вторым всё на тоненького
Влияет, я это выше показал. На этой дистанции вероятность поражения АУГ сильно отличается от нуля, но отнюдь не гарантирована. При этом самой АУГ для удара по базам подходить на такую дистанцию вовсе не обязательно.