Оружейные музеи мира: Уаикато, Новая Зеландия
Справедливости ради, "чисто оружейным" этот музей, построенный в нынешнем виде 1987 году в районе реки с тем же названием (в переводе с языка маори - "Текущая вода", здесь исторически проживает и одноименное племя уаикато), не является: он посвящен истории и искусству Новой Зеландии как таковой. Но, сами понимаете, как раз в месте, где с 1863 по 1864 годы шли самые тяжелые бои всех "
новозеландских земельных войн", без оружия никак нельзя было обойтись - так что его тут хватает, начиная с дубинок, клинков и копий маори. Например, вот это - нифо оти, цельнодеревянный ритуальный нож:
Естественно, не обошли вниманием и последующие войны, в которых участвовала Новая Зеландия.
Впрочем, давайте перейдем к прямой тематике канала и именно из эпохи, наиболее значимой для этих мест. Первый же экспонат весьма интересен:
Это - английский карабин Уильяма Терри калибра .577, запатентованный в 1855 году в Великобритании. Он уже был казнозарядным, с болтовым затвором, но для выстрела все равно требовал устанавливать капсюль на брандтрубку. Пламя пробивало осаленную картонную гильзу и поджигало навеску пороха.
Немалое число таких карабинов, выпускавшихся в содружестве с Бертрамом Кэлишером (откуда второе название - "Кэлишер-Терри") попало как раз в Новую Зеландию, где они использовались как местными "лесными рейнджерами", так и регулярными войсками вплоть до 1880-х.
Обрез капсюльной двустволки Webley 16 калибра - пример того разнобоя оружия, которое использовали уже маори:
Капсюльнаая револьверная винтовка Уорнера неведомыми уже за давностью лет путями также попала в Новую Зеландию на войну:
Конструкция, надо сказать, была опасна для стрелка не меньше, чем для его противников: точность позиционирования барабана относительно ствола была нестабильной, и выстрел мог произойти при недовороте, лишь бы курок ударил хотя бы по краю капсюля. Травма левой кисти при тогдашнем уровне медицины вполне могла дойти до необходимости ампутации.
Одновременно с ней воевали, например, и капсюльные мушкеты Франкотта калибра .70:
Артиллерийский карабин "Снайдер-Энфилд" образца 1861 года уже вполне официально использовался новозеландскими колониальными войсками, хотя и не по прямому назначению.
Просто в новозеландских лесах он был удобнее полноразмерной винтовки - по этой же причине в ходу у пехоты были и кавалерийские "Снайдер-Энфилды":
Впервые же "Снайдер-Энфилды" оказались в Новой Зеландии вместе с 18-м Ирландским пехотным полком, переброшенным на усмирение маори в марте 1868 года.
Капсюльный мушкет "Энфилд" образца 1853 года использовался добровольческими формированиями новозеландских колонистов:
Седельный британский пистолет с гладким стволом 16-го калибра использовался "Кай Иви", добровольческим формированием поселенцев Уангануи под командованием лейтенанта Джона Брайса:
В музее он некомплектный, увы
Добровольческие формирования нередко использовали откровенно устаревшее оружие. Как вам, например, кремневый бельгийский пистолет флотского образца, изготовленный еще в XVIII веке?
Однако его действительно использовала поселенческая милиция во время так называемой "Первой таранакской войны", завершившейся неопределенным результатом (неудивительно, что спустя два года произошла вторая).
Карабин Снайдера так называемого "новозеландского образца" принадлежал констеблю Фреду Уайлду из полиции округа Уайкато:
Изначально это были обычные капсюльные "Энфилды" образца 1853 года, которые в феврале 1869 года новозеландцы отправили в Англию, где их переделали в казнозарядные по патенту Джейкоба Снайдера. Из 1832 винтовок только 100 укоротили до длины ствола 432 мм - в музее хранится как раз карабин из этой серии, подаренный потомками констебля (собственно, откуда и известно его имя, так как это - отнюдь не исторический персонаж).
Сверху вниз: стандартный артиллерийский "Снайдер-Энфилд", карабин "новозеландского образца", карабин Йоменской кавалерии
А вот этот пятизарядный капсюльный револьвер Адамса имел совсем другую историю.
Это - личное оружие некоего лейтенанта Стокса из Четвертого Уайкатского полка, который отправился с ним в 1857 году на подавление восстания сипаев в Индию. По возвращению же лейтенанта уже "тепло" встретили маори.
Аналогично в Индию, но уже в разгар новозеландской войны, со своим "Адамсом" отправился некий майор Роберт Пейтон:
Вот эта курковка 16 калибра - тоже часть истории, уже после окончания войны с маори:
Ее в Лондоне подарили майору Уирему Те Мореху Майпапа Те Уэоро, сменившему военную службу на политику, когда он сопровождал короля маори Тукарото Матутаэра Потатау Те Фероферо Тафиао в его визите в Великобританию. В 1884 году тот отправился в метрополию, чтобы подать петицию королеве Виктории о расследовании конфискации земель маори. Естественно, кончилось это ничем.
Король и майор. Не буду переписывать их имена, а то язык сломается.
Webley Mark V встретил уже совсем другую войну:
Несмотря на удаленность, более 100 тысяч новозеландских солдат было переброшено в Европу на поля Первой мировой, а затем в Палестину. Это был первый конфликт, когда на одной стороне сражались и потомки колонистов, и призванные в армию маори.
Впрочем, это не значит, что между ними воцарились "мир, дружба, жвачка". Напротив, после принятия в 1917 году закона, сделавшего мужчин маори военнообязанными, начались волнения, и как раз в районе Уаикато. Потому что закон распространялся не на маори в целом, а именно на мужчин уаикато - британские власти решили по факту подкосить самое нелояльное к себе племя.
Правительство имело право призывать своих граждан на военную службу только из-за преимуществ гражданства, которое оно им дало. У уаикато таких преимуществ не было.
Пол Бейкер, "Зов Короля и страны"
Уаикато встретили призыв выступлениями, отказами от прохождения медкомиссии, неявками в британские
ТЦК призывные пункты, скрывались на территориях соседних племен (например, мангатаухири). Англичане ответили массовыми арестами по принципу "всех подряд". Немалое число маори было в результате арестовано и отправлено в тюрьму (по факту - концлагерь при военной базе "Нэрроу-Нэк"), откуда их выпустили только в мае 1919 года.
Стоит отметить, что и во время Вьетнама маори на митингах использовали нередко характерные плакаты: "Наши враги - белые, а не вьетнамцы".
https://dzen.ru/a/ZIWEkkE_Q3OnnNeK