Ваше мнение о случаях нарушения воздушных границ СССР

Тема в разделе "ВВС", создана пользователем aerow, 8 мар 2006.

  1. aerow

    aerow Новый участник

    Регистрация:
    22.01.06
    Сообщения:
    2.658
    Симпатии:
    7
    Адрес:
    Москва
    Уважаемые форумчане, очень интересно ваше мнение о нарушениях воздушных границ СССР и действиях наших ПВО. Точнее о случае, когда в 1978-м был сбит (в районе Мурманска) боинг 707 и в 1983 (в районе Сахалина), а во времена перестройки не была сбита "Сессна", севшая в последствии на "КРАСНУЮ ПЛОЩАДЬ" помоему после случая с сессной мы сильно потеряли авторитет, как сверхдержава, мне кажется что этот позор и послужил началом постепенного втаптывания армии в грязь. А вы как думаете?

    для тех кто не помнит, вот выдержка из газеты "Красная Звезда", 19 июня 1990 в которой кор. газеты беседует с генерал-полковником авиации Владимиром Царьковым командовавшим тем соединением ПВО:

    -Тот день, 20 апреля 1978 года, я очень хорошо помню, нормальный был, рядовой день. Я чуть раньше обычного приехал домой, но за годы службы уже привычка выработалась: от телефона далеко не отходить. Кстати сказать, когда командовал Московским округом ПВО, то изредка вырывался в театр, который очень люблю. И тогда дежурный по штабу округа и оперативный дежурный, и мой порученец не только знали, в каком я театре, но и ряд, и место. Как вы понимаете, это не моя отличительная черта, так поступают все командиры - от главкома до командира полка. Иначе нельзя, это не прихоть, а закон службы в Войсках ПВО.
    Так вот, только я шинель снял, звонит оперативный дежурный и докладывает: нашими радиотехническими войсками обнаружено воздушное судно. Идет на высоте десять тысяч метров курсом 180 градусов, прямиком на Мурманск. Самолет в тот момент был еще за границей, поэтому я передал, дежурному, чтобы "энша" (начальник штаба), который был на КП, разобрался, принял решение, а сам вызвал машину. На душе было что-то неспокойно, предчувствие какое-то, хотя за годы службы на Севере я привык к тому, что самолеты НАТО, взлетающие, скажем, с баз в Норвегии, нас постоянно держат в напряжении. Идет "СР-71" (очень они любили делать это во время наших праздников) почти по "ленточке", по границе, то есть, что называется "на грани фола", а самого фола нет, есть нарушение госграницы на километр - три. Поднимаем истребители на перехват - натовец уходит. Словом, было время привыкнуть к фокусам, но здесь, чувствую, что-то иное.
    Приехал на КП, начальник штаба докладывает: с ЦКП (Центрального командного пункта Войск ПВО) огонь зенитными ракетными войсками открывать запретили. А самолет тем временем входит в наше воздушное пространство.


    "Пропал самолет "Боинг-707", следовавший по маршруту Париж - Токио с посадкой для дозаправки на Аляске.
    В 19.51 самолет находился над Северным полюсом на связи с Буде. На борту 96 пассажиров и 16 человек экипажа".

    (Агентство Ассошиэйтед Пресс. 1.05. 21 апреля 1978г.)




    Мы подняли двух перехватчиков. Погода была простая, но в тот момент флот проводил учения, и мы даже поначалу полагали, что это их самолет. Я принял решение посадить все самолеты, не участвующие в перехвате, есть такая команда: "ковер".

    Начали мы его принуждать. Есть специальные международные сигналы для этого. Летчик покачивает крыльями и делает разворот в сторону аэродрома, пилот-нарушитель обязан за ним следовать. Уже была установлена у меня прямая связь с истребителем, и летчик доложил, что на его команды нет никакой реакции. Я ему говорю: "408-й, так ты, может, за два километра от него крыльями качаешь?" А он кричит - все ж на нервах:

    "Я ему хвост со звездой в форточку засунул, а он морду отворачивает!"

    События разворачивались уже в районе Кандалакши, финская граница рядом, и самолет стал изменять курс, начал уходить. Оставалось на принятие и выполнение решения шесть минут. Представьте мое состояние: экипаж наши команды не выполняет, хотя все прекрасно видит. Какая начинка у самолета-нарушителя мы не знаем, но знаем, что это "Боинг-707", знаем, насколько совершенна на "Боингах" система навигационного оборудования, то есть летчик заблудиться не мог... Я доложил командующему, что принял решение самолет уничтожать. Дмитриев решение утвердил. Перехватчик выполнил атаку с пуском ракеты, и "Боинг" пропал с наших экранов.


    "Советские истребители открыли огонь по южнокорейскому лайнеру, вторгшемуся на территорию СССР. На борту самолета было 110 человек, 2 из них погибли и 2 ранены, национальность не сообщается.

    Южнокорейские специалисты заявили, что не исключают возможности похищения самолета, а японские - полагают неисправность навигационной системы".

    (Радиостанция "Свобода". 5.38. 22 апреля 1978г.).


    Я приказал летчику сделать круг над местом возможного падения самолета - уже стемнело, и пожар было бы далеко видно. Но летчик ничего не обнаружил. Мы подняли вертолеты, и вскоре стало известно: "Боинг" сумел-таки приземлиться на лед озера Корпиярви. Ну, естественно, подняли по тревоге части. На ближайшем аэродроме подготовили спирт, дрова. Пассажиров разместили в Доме офицеров, дали теплую одежду. К счастью, большинство людей остались живы, погибло двое.

    Я еще не знал всех подробностей, когда позвонил из Москвы тогдашний главком ПВО: "На какое расстояние самолет нарушил советскую границу?" Я отвечаю: "На сто пятьдесят километров, товарищ маршал". "Вы будете уволены, генерал",- и повесил трубку. Тут мне наши радисты приносят радиоперехват: объявлен розыск южнокорейского "Боинга". На борту - сто пассажиров, летят из Парижа в Токио. И опять звонит главком. Я докладываю о радиоперехвате и слышу в ответ: "Вас будет судить международный трибунал, генерал". Конечно, я понимал нервозность главкома в тот момент, ведь ответственность перед руководством страны лежит на нем, но и тогда, и сейчас я не сомневаюсь, что поступил правильно.


    - Владимир Георгиевич, ну а если бы вы не сбили "Боинг", дали ему уйти?

    Царьков в ответ недобро усмехнулся.


    - Погоны бы с мясом вырвали, и правильно бы сделали.

    "Русские очень "чувствительны" в вопросе безопасности в районе Мурманска, находящегося около финской и норвежской границы. Мурманск является базой крупнейшего из четырех советских военных флотов.
    Остается загадкой: что делал южнокорейский лайнер за 1000 миль к востоку от разрешенного маршрута?"
    (Корреспондент агентства Рейтер. 14.00. 22 апреля 1978г.).


    - И что же было дальше?

    - Стали разбираться. Пилотом оказался опытнейший летчик, боевой, воевал в Южной Корее. Самолет он посадил мастерски, ему ведь левый консоль по первый двигатель отрубило. Он не мог заблудиться. Учитывая и его опыт, и погоду, рельеф местности, навигационное оборудование, и то, что он ясно видел: краснозвездные истребители принуждают его к посадке. Это все равно, что днем на часового идти и делать вид, что не слышишь крика: "Стой!" Это была провокация, причем приуроченная к визиту президента США в СССР и к нашим крупным войсковым учениям. Схема-то простая: "Боинг", нарушая границу, заставляет нас приводить войска в боевую готовность, а в это время со спутника или с самолета-разведчика, допустим, "PC-135" ведется разведка.

    - Владимир Георгиевич, понимаю, что ворошить пережитое не хочется, но все-таки: как было с Рустом?

    - Честно говоря, я бы предпочел на эту тему не разговаривать. Кажется, и время уже прошло, но как вспомнишь тот день - начинает саднить сердце. Не хочу оправдываться, но я был назначен на округ в середине мая, то есть командовал к тому моменту дней десять, не больше. И находился в поездке, знакомился с частями. Когда мне передали, что легкомоторный самолет из ФРГ приземлился на Красной площади, я не поверил. И до сих пор не верю. Самое обидное, что, если говорить в целом, то самолет-нарушитель можно и должно было посадить. Генерал-майору Г. Кромину, в чьей зоне ответственности находилась "Сессна", докладывали о самолете. Но он оказался внутренне не готов к принятию решения. Кромин пытался убедить себя, да и наш Московский округ, что это метеообразования, птицы. Конечно, сыграло свою роль и то, что не разрешается открывать огонь по транспортным, пассажирским самолетам, а "Сессна" самолет не боевой, и то, что постоянно случаются поползновения к нарушению границы, когда граница нарушается на минуту, три, пять, - все это приучает или, вернее сказать, отучает от умения принять решение. Кромин обязан был доложить главкому о нарушителе - он этого не сделал. Ясное дело, главком принял бы решение о принуждении "Сессны" к посадке. Вместо этого генерал Кромин пытался убедить себя, что это не нарушитель. И убедил, доложив на ЦКП (Центральный командный пункт Войск ПВО) о самолете - нарушителе режима полетов. То есть как о советском самолете, вылетевшем без предварительной заявки.


    Кстати. Сохранилась запись разговора Кромина с летчиком, поднятым для опознавания самолета - нарушителя. Вот как приводит ее историк Войск ПВО полковник Е. Климчук.

    "Летчик: Вижу спортивный самолет белого цвета. Жду команду.

    Кромин: Может, это наш самолет? Из ДОСААФ? Уточните.

    Летчик: Нет. Самолет европейской марки. Какая будет команда?

    Кромин: А вы внимательно присмотритесь. Уточните. Ошибки быть не должно.

    Летчик: Поздно. Спортивный самолет остался далеко позади. Захожу на второй круг".

    И далее продолжает полковник Е. Климчук: "Оперативный дежурный ЦКП генерал-майор С. Мельников, получив сообщение из Ленинграда, хотел было сразу доложить о нем главкому, но замешкался. А затем забыл, хотя, Колдунов дважды был в этот день на ЦКП и справлялся о воздушной обстановке. Мельников надеялся, что Московский округ ПВО разберется с нарушителем сам, и дал команду снять эту цель с оповещения на ЦКП".

    - Владимир Георгиевич, рассказ Климчука верен?


    - Да, за исключением, быть может, каких-то частностей. Не снимая вины с округа и дежурного по ЦКП, еще раз хочу сказать: именно нерешительность, неготовность Кромина к принятию решения обернулась таким моральным ударом и по войскам, и по престижу нашей страны.

    - Но если отбросить в сторону эмоции, пролет Руста, очевидно, вскрыл и какие-то недостатки в системе построения противовоздушной обороны?

    - ПВО - вещь очень дорогостоящая. Думаю, со мной согласятся специалисты, строится она не для борьбы со спортивными самолетами.

    Помните, в Париже в течение нескольких суток над городом летал хулиган? Правительство Франции тогда приняло решение противовоздушную оборону не задействовать - это дело полиции. Но это - преамбула к ответу. Действительно, недостатки были выявлены. И я рад, что на заседании Политбюро, посвященном пролету "Сессны", большинство членов Политбюро не поддались эмоциям, выслушали наши соображения, оказали помощь. Но проблемы все еще остаются. Особенно заботит сельхозавиация, авиация ДОСААФ. Связи с их аэродромами у нас по-прежнему нет, а летают они на малых высотах, без системы опознавания "свой-чужой". Для истребительной авиации такие самолеты не помеха, а вот для ПВО... Словом, проблемы еще есть.
     
  2. [aleX]

    [aleX] Новый участник

    Регистрация:
    15.09.05
    Сообщения:
    189
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    г. Липецк
    Безусловно! Все самолеты, которые без разрешения залетают на нашу территорию надо сбивать! А если бы на это "Сессне" была бы ядерная бомба? Возможно я сильно-сильно преувеличил но это подтверждает вышеописаное мнение!
     
  3. aerow

    aerow Новый участник

    Регистрация:
    22.01.06
    Сообщения:
    2.658
    Симпатии:
    7
    Адрес:
    Москва
    ... иногда фотоаппаратура бывает пострашнее бомбы. Но я с тобой в главном согласен, просто я считаю, что этот позор и послужил началом постепенного втаптывания армии в грязь (мне кажется что мы после этого случая потеряли авторитет в мире, и самое страшное - в своей стране...) есть ещё мнения?
     
  4. [aleX]

    [aleX] Новый участник

    Регистрация:
    15.09.05
    Сообщения:
    189
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    г. Липецк
    Действительно это огромный позор. Из Устава Внутренней Службы следует, что те части которые в бою "отдали" знамя подлежат расформированию, а их командиры - военному суду. Так вот "Красная Площадь" это своеобразное "знамя" в этой ситуации. Не кажется...
     
  5. aerow

    aerow Новый участник

    Регистрация:
    22.01.06
    Сообщения:
    2.658
    Симпатии:
    7
    Адрес:
    Москва
    Да дело даже не в уставе... Когда Александр Матросов на пулемёт бросался - врядли он уставом руководствовался... А здесь на карте стоял престиж всей страны... Просто те кто отдают приказы больше о ломпасах думают наверно. В результате огромное жирное (коричневое) пятно на репутации всех вооружённых сил, такой огромной и мощной державы... и всё из-за одного слабохарактерного человека, не способного принять решение...

    [​IMG]
     
  6. Михалыч

    Михалыч Новый участник

    Регистрация:
    08.03.06
    Сообщения:
    239
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Germany, NRW, Bochum
    Я так думаю: еще в Советском Союзе (при холодной войне) натовские самолеты летали над Русскими Авианосцами и фотографировали их когда те были в средиземном море но cейчас себе такой хрени(Sorry) позволять нельзя если залетел какой нибудь самолет на тереторию РФ ТО МОЧИТЬ ЕВО СРАЗУ НАДО НЕЗАДУМЫВАЯСЬ а тот баклан (Sorry) даже прказа отдать не мог. Бесит аш немогу. :x

    P.S. Извените за нецынзурные вырожения не сдержался больше не повторится.
     
  7. aerow

    aerow Новый участник

    Регистрация:
    22.01.06
    Сообщения:
    2.658
    Симпатии:
    7
    Адрес:
    Москва
    Вот здесь есть воспоминания Владимира Георгиевича Царькова:
    http://gviap.narod.ru/memories/tsarkov.html человека, у которого хватило смелости отдать приказ
     
  8. aerow

    aerow Новый участник

    Регистрация:
    22.01.06
    Сообщения:
    2.658
    Симпатии:
    7
    Адрес:
    Москва
    Не знаю, как они над нашими авианосцами, а мы вот 17 октября 2000 г. пара самолетов Су-24МР под прикрытием истребителей Су-27 успешно «взломала» систему ПВО американской авианосной группировки в районе Корейского пролива и неожиданно оказалась над авианосцем «Китти Хок».
    Самолеты Су-24МР выполнили несколько заходов на американский авианосец, фотографируя все, что происходило на полетной палубе. На снимках была зафиксирована паника на борту корабля: моряки срочно рубили шланги, соединяющие авианосец с танкером, передающим ему топливо, а летчики с авианосца метались по палубе, пытаясь поднять самолеты в воздух. Выполнив свою задачу, российская авиационная группировка вернулась к местам базирования, а несколько дней спустя наши авиаторы прислали командиру авианосца по электронной почте фотографии того, что творилось на палубе корабля. 7 ноября в Японском море был успешно повторен подобный облет.

    [​IMG]
     
  9. Михалыч

    Михалыч Новый участник

    Регистрация:
    08.03.06
    Сообщения:
    239
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Germany, NRW, Bochum
    Оружие ето сила но без информации оно не што.
     
  10. [aleX]

    [aleX] Новый участник

    Регистрация:
    15.09.05
    Сообщения:
    189
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    г. Липецк
    Как можно взломать сис-му ПВО?
     
  11. aerow

    aerow Новый участник

    Регистрация:
    22.01.06
    Сообщения:
    2.658
    Симпатии:
    7
    Адрес:
    Москва
    Образно конечно... не ломом же. [​IMG] там вообще-то кавычки стоят...
     
  12. Collen

    Collen Участник

    Регистрация:
    12.03.06
    Сообщения:
    213
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Беларусь
    Так им америкосам и надо. Аж гордость за своих распирает :cool:
     
  13. aerow

    aerow Новый участник

    Регистрация:
    22.01.06
    Сообщения:
    2.658
    Симпатии:
    7
    Адрес:
    Москва
    Это точно, особенно если учесть что Су-24 мог и "ядерный" боеприпас притащить...
     
  14. Collen

    Collen Участник

    Регистрация:
    12.03.06
    Сообщения:
    213
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Беларусь
    А скинуть бы им так чего-нибудь на палубу, типа муляжа атомной бомбы, пусть потом их шеф Пентагона из окна выбрасывается. Во смеху то было бы. Бить их гадов :grin:
     
  15. aerow

    aerow Новый участник

    Регистрация:
    22.01.06
    Сообщения:
    2.658
    Симпатии:
    7
    Адрес:
    Москва
    А про Южнокорейский боинг,сбитый в 83-м кажется, никому статьи не попадались? Может интервью пилотов или командиров?
     
  16. Alan

    Alan Новый участник

    Регистрация:
    30.12.05
    Сообщения:
    1.207
    Симпатии:
    5
    Адрес:
    Windsor ON, Canada
    Kogda eto s kiti Hawkom sluchilos. Russkie im v pentagon photo potom poslali kak odurachenie Amerikosi po palube begali.
     
  17. aerow

    aerow Новый участник

    Регистрация:
    22.01.06
    Сообщения:
    2.658
    Симпатии:
    7
    Адрес:
    Москва
    Вот про случай 1983 года:
    Официальная версия Москвы


    ...В ночь на 1 сентября 1983 года южнокорейский пассажирский самолет вошел в воздушное пространство Советского Союза над Камчаткой. Он летел над нашими секретными объектами, совершая маневры уклонения от локаторов русской ПВО, и не отвечал на запросы, обменивался сигналами с американским самолетом-разведчиком RC-135. Пролетев Камчатку, "боинг" пошел над Сахалином. В конце концов, после неудачных попыток связаться с экипажем по радио и посадить самолет-нарушитель, советское командование распорядилось его сбить. Приговор привел в исполнение Геннадий Осипович, пилот перехватчика Су-15. Южно-корейский лайнер рухнул в воду у острова Монерон юго-восточнее Сахалина.

    !!!! Есть мнения, что этот "Боинг" сбили не мы...

    Новые подробности шокирующей истории 1983 года. Именно после гибели "заблудившегося" над территорией Советского Союза "боинга" наша страна получила титул "империи зла".
    Французский автор Мишель Брюн считает, что 1 сентября 1983 года над Дальним Востоком СССР шел настоящий воздушный бой между девятью военными самолетами США и советскими истребителями. "Боинг" стал случайной жертвой этой неизвестной войны...
    Полная версия здесь
     
  18. Sergei

    Sergei Новый участник

    Регистрация:
    27.09.05
    Сообщения:
    51
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Калуга
    Прочитал эту статью, похоже на правду, как-то был документальный фильм на тему сбитого боинга, в нем обращается внимание на то, что останков "пассажиров" было найдено очень мало, хотя почему-то большое количество старой обуви и несколько стопок корейских паспортов перевязанных веревками.
     
  19. Collen

    Collen Участник

    Регистрация:
    12.03.06
    Сообщения:
    213
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Беларусь
    Да, интересно было почитать, жаль только, что в конце ссылка на книгу не работает, хотелось бы полностью ознакомится.
     
  20. aerow

    aerow Новый участник

    Регистрация:
    22.01.06
    Сообщения:
    2.658
    Симпатии:
    7
    Адрес:
    Москва
    Вот ещё мнение: ПОДСАДНАЯ УТКА ЦРУ

    (Василий ГОЛОВНИН)

    Бывший высокопоставленный сотрудник японской военной разведки на основе собственного расследования утверждает, что южнокорейский "Боинг-747", сбитый 1 сентября 1983 г. в воздушном пространстве СССР, выполнял задание американских спецслужб. Об этом говорится в книге "Правда о полете КАЛ 007", которую написал отставной офицер Иосиро Танака, руководивший до своего выхода на пенсию электронным прослушиванием военных объектов СССР со станции слежения в Вакканае на самом севере острова Хоккайдо. Именно этот объект, кстати, зафиксировал переговоры советских пилотов, преследовавших в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 г. "Боинг-747" южнокорейской авиакомпании КАЛ, далеко вторгшийся в воздушное пространство Сахалина во время полета из американского города Анкоридж в Сеул.

    Свои утверждения Танака основывает на анализе данных о крайне странном маршруте движения этого лайнера, а также на сведениях о советских радиопереговорах в связи с этим инцидентом. Эти материалы были, в частности, предоставлены Россией в распоряжение Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в 1991 г.

    В результате проведенного исследования бывший офицер японской разведки пришел к выводу, что американские спецслужбы сознательно направили южнокорейский пассажирский самолет в советское воздушное пространство, чтобы вызвать переполох в системе противовоздушной обороны СССР и выявить ее засекреченные и обычно "молчащие" объекты. Как подчеркивает Танака, США в то время прилагали все усилия к сбору информации о советской ПВО на Дальнем Востоке, которая в 1982 г. была модернизирована и значительно усилена.

    Американские разведывательные самолеты и раньше регулярно нарушали воздушное пространство СССР в районе гибели южнокорейского "Боинга-747', однако они могли залетать туда только на очень короткое время. Именно поэтому, считает японский эксперт, для проведения операции был выбран пассажирский лайнер, который, по мнению спецслужб США, мог безнаказанно много часов лететь над объектами советской ПВО.

    В результате "Боинг-747" после длительного пребывания в воздушном пространстве СССР был сбит. Погибли все 269 человек, находившиеся у него на борту, а сам инцидент дал возможность США развернуть небывалую по размаху и эффективности кампанию международного осуждения "советского варварства".

    В 1993 г. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) "пришла к выводу", что "Боинг-747" попал в воздушное пространство СССР из-за навигационной ошибки и был сбит, поскольку его приняли за разведывательный самолет. Однако многие материалы по этому делу, в частности данные японского радиоперехвата, до сих пор держатся в секрете.
     
Загрузка...
Похожие темы - Ваше мнение случаях
  1. МиГ-31
    Ответов:
    23
    Просмотров:
    2.443
  2. Bumerangonix
    Ответов:
    6
    Просмотров:
    1.550
  3. Пламен
    Ответов:
    21
    Просмотров:
    11.681
  4. Aleks
    Ответов:
    88
    Просмотров:
    5.405

Поделиться этой страницей