БРЭО F-22 и F-35: бортовые РЛС и их возможности. Мифы и реальность.

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Реалист написал(а):
Ну, уровень взаимодействия систем, и внутрисистемный уровень --- вещи разные. Меня в данном случае интересовала организация связи мозгов АФАР с её модулями.

А, Семен Семеныч..)
У меня тут только "для решения задач обработки сигналов и управления блоками РЛС в ее состав (77-й) входит общий интегрированный процессор".
Как и чем он там - х/з.
Основная ФАР имеет 1500 твердотельных приемопередающих модулей длинной 7 см, высота несколько мм - не по теме, но если интересно).
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
ГЕРКОН32 написал(а):
А, Семен Семеныч..)
У меня тут только "для решения задач обработки сигналов и управления блоками РЛС в ее состав (77-й) входит общий интегрированный процессор".
Как и чем он там - х/з.
Я думаю, что там проводочки. Оптику тянуть от каждого модуля --- геморрой, мало к тому же что дающий --- не те объёмы данных.

ГЕРКОН32 написал(а):
Основная ФАР имеет 1500 твердотельных приемопередающих модулей длинной 7 см, высота несколько мм - не по теме, но если интересно).
Молодцы, компактненько. Только вот как от такой фитюлинки тепло отводить? :-D
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Реалист написал(а):
Молодцы, компактненько. Только вот как от такой фитюлинки тепло отводить?

Написано - охлаждение 77-й жидкостное. Как конкретно идет разводка - былины умалчивают).
И там же написано что конструкторы имели очень большой гимор с отводом тепла к 77-й, при выходе с одного ППМ в 1 Вт. А на режиме максималки там выжимается 10 Вт. - работа на предельных дистанциях. Я там выше разбирал, как долго оно сможет в таком режиме проработать ,что бы не задымить при обнаружении на 200 км - но скептиков было не убедить - на святое замахнулся... :-D
 

marat

Активный участник
Сообщения
850
я читал что ресурс у апг-77 200 часов
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
- Довольно старая статья:
http://commi.narod.ru/txt/2001/0306.htm

Добавлено спустя 3 минуты 28 секунд:

Реалист написал(а):
Только вот как от такой фитюлинки тепло отводить? :-D
- Прокачиванием специальной жидкости с большой скоростью через цепь "АФАР - мощный теплообменник".
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Breeze написал(а):

Умиляет фраза оттуда:
Кроме того, при использовании АФАР в РЛС исчезает необходимость в таких громоздких элементах, как передающее устройство с жидкостной системой охлаждения,

Особенно на фоне этого:

- Прокачиванием специальной жидкости с большой скоростью через цепь "АФАР - мощный теплообменник".

--- Физику не обманешь :-D

А тут он чё-то перемудрил:
Модуль выполнен таким образом, что одна из его поверхностей является антенным элементом, работающим на излучение и прием электромагнитных волн. Эта поверхность оснащена игольчатыми выступами, используемыми для охлаждения. Кроме того, эти выступы играют важную роль в формировании диаграммы направленности антенны. Форма поверхности и игольчатых выступов выбрана с учетом обеспечения баланса ширины полосы рабочих частот и КНД антенны, а также эффективности охлаждения модулей и всей антенной системы. Кроме того, высота игольчатых выступов влияет на эффективную площадь рассеяния (ЭПР) антенной системы, а следовательно, и на радиолокационную заметность летательного аппарата. В частности, если они имеют большие размеры, то для АФАР с такими модулями характерны высокие значения ЭПР в широкой полосе частот, что повышает уязвимость самолета. Однако при этом обеспечивается качественное охлаждение. Если же иглы излучающей поверхности короткие или она плоская, то относительно высокий уровень радиолокационной заметности антенной системы существует только в значительно более узкой полосе радиочастот, что приводит к снижению уязвимости носителя.

Пёрл, особенно выделенное:
Основу существовавших прежде приемопередающих модулей составляют комбинированные микросхемы, формируемые в слоях, названных <основаниями> (substrates). Чем больше таких слоев, тем большее вырабатывается количества тепла, снижается эффективная мощность излучения и увеличивается стоимость производства.
:grin: Да здравствуют однослойные платы!!! :p Многослойную керамику --- фф топпку!!! :grin:

И это тоже:
В частности, американские специалисты объединили в один элемент, используя технологию MMIC, излучатель модуля с передающим устройством.
(Такому "объединению" сто лет в обед). И, кстати, противоречит заявлению про "излучающие иголочки".
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Реалист написал(а):
Я думаю, что там проводочки. Оптику тянуть от каждого модуля --- геморрой, мало к тому же что дающий --- не те объёмы данных.

Подумалось...
Если использовать первичным отводом моножилы с хорошей теплоотдачей, помещенные в общую "шайбу" с прокачкой охлаждающего тела. Получилось бы довольно компактно и отбор тепла от ППМ был бы дополнительный....
 

Kaa

Активный участник
Сообщения
5.545
В копилку.
Дата 25.09.09
Компания EMS Technologies получила контракт компании Lockheed Martin, оцениваемый в $3,7 млн. Контракт предусматривает начало разработки компанией EMS Technologies антенного комплекса с управляемой диаграммой направленности для модернизированной многофункциональной системы обмена данными MADL (Multifunction Advanced Data Link) истребителя F-22. Новая антенна позволит обеспечить обмен данными с истребителем F-35, а сама технология - найти применение в самолётах F-15, F-16, F-18, B-2, E-2 и E-3.
http://rnd.cnews.ru/army/news/line/inde ... /25/363252

Похоже это все будет в модернизированной версии Block xx
 

inf1kek

Активный участник
Сообщения
2.847
Адрес
Россия
Кстати, чтобы раз и на всегда развеять басни о 30см в режиме картографирования на 160км, по которому бриз всегда любил нацеливать.
вот ПОЛНАЯ цитата, не обрезная как с Janes.

"An Ultra High-Resolution (UHR) mode used for target recognition is said to have a resolution of 12in (30cm) at a range of around 100 miles (160km), more than enough for non-co-operative target recognition.
The F-22 will not be the first fighter to offer passive identification of non co-operating targets. Under the MSIP(Multi-Staged Improvement Program) upgrades applied to the F-14 Tomcat and F-15 Eagle, both aircraft are being give a degree of passive target identification. This area i highly-classified but is largely a matter of signal processing. There is a relationship between target shape and the characteristics of the reflected wave, so inverse scattering is one of the few clues - which will allow to identify a beyond-visual-range target."

Думаю даже без словарика все поймут, что тут ВООБЩЕ ДАЖЕ РЯДОМ речи не идет про режим картографирования, тут описывается функция радара по идентификации цели до визуального контакта.

С картографированием, думаю так и есть как описывал в начале темы - Геркон.

1OEUS9Nqme.jpg
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
inf1kek написал(а):
Кстати, чтобы раз и на всегда развеять басни о 30см в режиме картографирования на 160км, по которому бриз всегда любил нацеливать.
вот ПОЛНАЯ цитата, не обрезная как с Janes.
- Это очень скверно, когда профаны и невежды с упорством, достойным лучшего применения, лезут в области, в которых не понимают абсолютно ничего.
Смотрим внимательно и громко смеёмся:

"An Ultra High-Resolution (UHR) mode used for target recognition is said to have a resolution of 12in (30cm) at a range of around 100 miles (160km), more than enough for non-co-operative target recognition."

У режима сверхвысокого разрешения (UHR), используемого для опознавания цели, как говорят, имеется разрешение 12 дюймов (30 см) на дальности приблизительно 100 миль (160 км), более чем достаточно для раздельного опознавания цели.

"The F-22 will not be the first fighter to offer passive identification of non co-operating targets. Under the MSIP(Multi-Staged Improvement Program) upgrades applied to the F-14 Tomcat and F-15 Eagle, both aircraft are being give a degree of passive target identification."

F-22 не будет первым истребителем, который опробует пассивное опознавание раздельных целей. В процессе MSIP (Многоуровневая Программа Усовершенствования) модернизации выполненной на F-14 и на F-15, оба самолета способны в определённой степени к пассивному опознаванию цели.

"This area i highly-classified but is largely a matter of signal processing. There is a relationship between target shape and the characteristics of the reflected wave, so inverse scattering is one of the few clues - which will allow to identify a beyond-visual-range target."

Эта область высоко секретна, но является в значительной степени вопросом обработки сигнала. Есть соотношения между формой цели и характеристиками отраженной волны, таким образом обратное рассеивание - одна из немногих подсказок, который позволит опознавать цель "вне визуального диапазона".

Думаю даже без словарика все поймут, что тут ВООБЩЕ ДАЖЕ РЯДОМ речи не идет про режим картографирования, тут описывается функция радара по идентификации цели до визуального контакта.

С картографированием, думаю так и есть как описывал в начале темы - Геркон.
- Если на экране самолёта появляется картинка, позволяющая на дальности до 160 км видеть раздельно две цели, с разрешением их деталей от 30 см, то эта самая картинка и есть радиолокационная карта данного участка местности.
Однако профаны и невежды не способны это понять и в своей потребности "укусить и уязвить" разоблачают только сами себя.

Ещё непонятно, почему аффтор сей замечательной монографии называет данный способ опознавания цели "пассивным", если он основан на самой, что ни на есть, активной радиолокации?.. Реалист, пролейте свет, пожалуйста?
 

ddd

Активный участник
Сообщения
6.921
Адрес
Россия
Breeze написал(а):
- Если на экране самолёта появляется картинка, позволяющая на дальности до 160 км видеть раздельно две цели, с разрешением их деталей от 30 см, то эта самая картинка и есть радиолокационная карта данного участка местности.
совершенно мимо. Карта- это карта (разрешение на карте д.б. одинаковым как по дальности, так и по углу. кроме того там д.б. не только сильно радиоконтрастные объекты, и может не распознаваться например движение ) а распознавание целей - требует различие целей. И совершенно не требует одинакового разрешения по всем координатам (зато желательно определение движется-не движется). И как тут уже справедливо упоминалость. разрешение 30 см на 160 км по дальности в принципе возможно (1 нс импульсы и измерение времени с дискретностью 1 нс), а вот угловое разрешение с дискретой 0,3 угловой секунды - сильно много сомнений. Что-то о 20 разрядном фазовращателе не слыхать, да и острота ДН (даже при "виртуальной ДН) не позволит.
 

marinel

Активный участник
Сообщения
26.489
Адрес
Санкт-Петербург
Breeze написал(а):
как говорят, имеется разрешение 12 дюймов (30 см) на дальности приблизительно 100 миль (160 км), более чем достаточно для раздельного опознавания цели.[/color]
У нас это называется ОБС (одна бабка сказала). Кроме ОБС, других источников нет.
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
ddd написал(а):
Breeze написал(а):
- Если на экране самолёта появляется картинка, позволяющая на дальности до 160 км видеть раздельно две цели, с разрешением их деталей от 30 см, то эта самая картинка и есть радиолокационная карта данного участка местности.
совершенно мимо. Карта- это карта (разрешение на карте д.б. одинаковым как по дальности, так и по углу. кроме того там д.б. не только сильно радиоконтрастные объекты, и может не распознаваться например движение ) а распознавание целей - требует различие целей. И совершенно не требует одинакового разрешения по всем координатам (зато желательно определение движется-не движется). И как тут уже справедливо упоминалость. разрешение 30 см на 160 км по дальности в принципе возможно (1 нс импульсы и измерение времени с дискретностью 1 нс), а вот угловое разрешение с дискретой 0,3 угловой секунды - сильно много сомнений. Что-то о 20 разрядном фазовращателе не слыхать, да и острота ДН (даже при "виртуальной ДН) не позволит.
- Да сомневайтесь на здоровье, кто ж Вам мешает? А если будет время - найдите где-нибудь лётчика или штурмана, поставьте ему бутылку и он Вам расскажет, что для решения задачи прицеливания совершенно недостаточно разрешения только по дальности, требуется ещё и разрешение по азимуту, иначе прицеливание просто-напросто невозможно!
Это - элементарщина, которую надо просто знать и понимать. Понимать, что одно разрешение по дальности в 30 см никому на хрен не нужно, если при этом не будет разрешения по азимуту.
 

ddd

Активный участник
Сообщения
6.921
Адрес
Россия
Breeze написал(а):
иначе прицеливание просто-напросто невозможно!

Возможно - возможно, если оружие с гсн на конечном участке... Там дальность от 160 останется 20...
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
ddd написал(а):
Breeze написал(а):
иначе прицеливание просто-напросто невозможно!

Возможно - возможно, если оружие с гсн на конечном участке... Там дальность от 160 останется 20...
- Вы не поняли принцип прицеливания. Нельзя отправлять бомбу/ракету даже с ГСН в произвольную точку, не дав ей координат цели. Это в море корабль может быть один и с ЭПР в десятки тысяч метров. На суше, если надо попасть в какой-то компонент С-300/400, а ракете/бомбе задать точность по азимуту в несколько сот метров, её ГСН может схватить любую железяку, никому не нужную. А бомбу с GPS (GBU-39 и далее по номерам) будет просто невозможно бросить.
И боевую задачу не решишь, и дорогую ракету/бомбу потеряешь, и не поразив ЗРК, подвергнешь опасности себя и товарищей.
Поэтому так в нормальных ВВС не делают.
 

ddd

Активный участник
Сообщения
6.921
Адрес
Россия
Breeze написал(а):
задать точность по азимуту в несколько сот метров
а если в несколько десятков? или несколько метров? и скинуть не 1 а 2-3-4 ГБУ с небольшим разбросом?
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
ddd написал(а):
Breeze написал(а):
задать точность по азимуту в несколько сот метров
а если в несколько десятков? или несколько метров? и скинуть не 1 а 2-3-4 ГБУ с небольшим разбросом?
- Приведите цитату, что разрешающая способность там по дальности 30 см, а по азимуту - ... метров? Нигде, однако, так не написано.
 

Kaa

Активный участник
Сообщения
5.545
Как обещал, выложу материал, снимающий точки на i в большей части вопросов.
Много всего, нужно разложить по полочкам.
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Breeze написал(а):
У режима сверхвысокого разрешения (UHR), используемого для опознавания цели, как говорят, имеется разрешение 12 дюймов (30 см) на дальности приблизительно 100 миль (160 км), более чем достаточно для раздельного опознавания цели.

Да НЕ МОЖЕТ этот радар при его рабочих частотах и полосе давать такое - ФИЗИЧЕСКИ не может). Это обычная сетевая байка).
Там же выше режим карт-ния разобран по запчастям, возьмите цифры расчитайте сами.

Breeze написал(а):
F-22 не будет первым истребителем, который опробует пассивное опознавание раздельных целей. В процессе MSIP (Многоуровневая Программа Усовершенствования) модернизации выполненной на F-14 и на F-15, оба самолета способны в определённой степени к пассивному опознаванию цели.

Про это "чудо" я тоже чуть позже напишу, а то в ходу еще одна сказка что F-22 различает цели в плотной группе на 100км аж). Вот только при каких раскладах, медицина умалчивает. А там все намного проще и банальнее как выясняется).
 

Kaa

Активный участник
Сообщения
5.545
Для начала, теория, теория и еще раз теория. С примерами.
http://fdc.seua.am/text/avtor/avtor_20060325_124952.pdf
Осторожно, большой трафик (10Мб), долго загружается на узком канале.
Отличное изложение материала по РЛС и режимам работы (подробно рассмотрены ФАР/АФАР и режимы работы РЛС с синтезированной апертурой).
Авторы О.Д. Вендик, М.Д. Парнес, под редакцией Л.Д. Бахраха. 2001г.
 
Сверху