АЭРОДРОМЫ. История создания.

юде

Заблокирован
Кто летал в Тюру, тот может помнит,с 1970-х г в а\порт Крайний выполнялся рейс № 565/566 из Внуково на Ту-154 (3 раза в неделю, по вторникам, четвергам и субботам). После СССР рейс сохранился, его выполняла компания «Внуковские авиалинии» до 1999 г (по вторникам и субботам, с 1995 г — по вторникам).

Уже пристегнушись и готовый ко сну(рейсы чаще были из столицы утренние) слышалось странное бормотание:- «….рейс Москва – АЭРОПОРТ НАЗНАЧЕНИЯ – выполняет экипаж…»

Но в Тюре был, ещё мало кому знакомый аэропорт.
Юбилейный.



Туда летали, например, из Чкаловского др. аэродромов военных.
Помню вдоль борта жёстские скамьи, после взлёта все мужики доставали и глушили спирт(шило)
Юбилейный был расположен в сев. части, примерно в 40 км северо-северо-западнее, на площадке 251 космодрома в урочище Ушкызыл.
Юбилейный до сих пор внеклассный, способен принимать все типы самолётов (включая Ан-225 «Мрия»). Макс. взлётная масса воздушного судна 392 т.
2 ВПП. Длина 1й ВПП 06/24 около 4500 м., покрытие – армобетон, 2я ВПП 06/24 короче = 3500 м., и покрытие - грунт.
На него грузопассажирскими спецрейсами из Москвы и зарубежья доставляют «изделия» (до подготовки запуска), адм-техн. персонал предприятий, иногда гостей и СМИ.


Что касается истории



то Крайний (позывной лето) начался, как 1е авиазвено полигона № 5 минобороны СССР в 1955—56 базировалось в аэропорту в Джусалы.



В 1956 г построен аэродром «Ласточка» (45°37′48″ с. ш. 63°15′41″ в. д. / 45.63° с. ш. 63.261389° в. д. (G) (O)) в 3 км к западу от посёлка Заря. Аэродром функционировал с 1956 по 1966 г (базировались самолёты Як-12, Ли-2).
Аэродром имел асфальтовую ВПП размерами 1200х35 м (для Ил-14, Ли-2 и т. п.) и грунтовую ВПП размерами 2000х70 м (для Ан-10, Ан-12 и т. п.).
В июне 1957 г авиазвено переформировано в отдельную смешанную а.э., а в 1960 на базе эскадрильи создан отдельный смешанный авиаполк (в\ч 43009).

В 1964м введён в строй новый аэродром 1-го класса «Крайний» с бетонной ВПП длиной 3100 м, позволяющей принимать турбореактивные борты. В 60-х несло боевое дежурство звено Су-9 (позже поставили ЗРК и необходимость в истребителях отпала). Один из них установлен при въезде.
В 1966 г. базировались Ми-1 и Ми-4, Ил-14 и Ан-2.

В 1970—80-х: Ан-12, Ан-26 и Ил-14, Ми-8, в 1976—89 Ил-20РТ — самолётные измерительные пункты (СИП).
До конца 1980-х были 3 грунтовые ВПП для поршневых Ан-2, Ил-14: 10/28 (600х100 м), 17/35 (1000х100 м) и 05/23 (3100х60 м).

В нач. 90-х вместо Ил-14 пришли Ан-72, для транспортных и исследовательских полётов по программе «Энергия»—«Буран».Первоначально ВПП и рулёжки были из бетонных плит. В 1983 г проведён средний ремонт. поверх бетона уложен слой асфальта с добавлением гранитной крошки, вследствие чего с тех пор ВПП и рулёжки аэродрома имеют красноватый цвет.
В 2008 г закончен процесс расформирования в\ч, 5 государственного испытательного космодрома Минобороны РФ - «Крайний» передан в ведение предприятия ЦЭНКИ. В августе—ноябре 2009 г проведён средний ремонт ВПП.

С 10 июля 2010 «Крайний» включён в Госреестр гражданских аэродромов РФ, по принятию: Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия», Боинг-747, 767, 777, Аэробус A320, A330, A350, A380.
В 2012 г заменено радиотехническое и светотехническое оборудование. 15 сентября 2012 года закончена реконструкция КДП. ФГУП «ЦЭНКИ приобрели 3 шестиместных вертолёта , для перемещения и эвакуации иностранных специалистов по программе МКС.
 

угол

Заблокирован
Сообщения
2
Адрес
Россия, ЦФО,...
А бывает и так….

И вот что мне удалось выяснить, что 83-й полк дальнеборбардировочной авиации, где служил мой дед, на начало войны имел 32 самолёта. А к концу января 1942 г... в полку осталось только ТРИ(!) машины.
Сведения об организационной структуре и летному составу частей и соединений получены из разнообразных источников, в т.ч. не документальных, потому не претендуют на полноту и достоверность.

83-й дальнебомбардировочный авиационный полк
В действующей армии 13.10.41 - 06.03.42 г.
Входил в состав 26 дбад.
Весной 1942 г. расформирован.


83-й дальнебомбардировочный авиационный полк
Личный состав http://www.allaces.ru/p/ls.php?div=bap0083


Но…. Бывает розыски уходят в сторону…

В апреле 1940 г. британский Кабинет министров отдал приказ разбомбить Баку и уничтожить или по крайней мере серьезно вывести из строя нефтехранилища. В Москве всерьез восприняли британскую угрозу. В полную боевую готовность была приведена система ПВО Закавказья. Замечу, что всего в ПВО страны к этому времени было три корпуса ПВО — в районах Москвы, Ленинграда и Баку. Батум же прикрывала 8-я бригада ПВО. Тем не менее Сталин решил не ограничиваться обороной. Где-то в начале февраля 1940 г. советское командование приступило к подготовке ответного удара. Его должны были нанести шесть дальнебомбардировочных полков (всего свыше 350 бомбардировщиков ДБ-3). 6-й, 42-й и 83-й дальнебомбардировочные полки начали сосредотачиваться на аэродромах Крыма.http://moypolk.ru/soldiers/kamenskiy-vasiliy-alekseevich/memories


http://forum.auto.ru/mark/land-rover/907929/
Пока я не получил документы полка, что бы выяснить какие именно задания выполнял мой дед.
Итак, 17.12.1941 года он погиб. Семейная легенда гласит, что он довёл разбитый самолёт до своего аэродрома, посадил и умер в кабине. Весь экипаж погиб еще в воздухе.
Но по официальным документам, его гибель зарегистрирована как авиакатастрофа. При этом, погиб еще один самолёт.

Конечно, всякое бывает, судя по воспоминаниям лётчиков, от авиакатастроф погибло до 1/3 всего личного состава. Обращаюсь в архив и получаю два документа, в которых указаны ДВА места захоронения - в одном случае это деревня Жары (№3 на карте), в другом - деревня Гадыши (ныне Комсомольское №2 на карте). Но исследовав Викимапию я нашел аэродром в селе Градобить (№4 на карте).


[/URL


что касается 74 шап то по нему большой форум https://reibert.info/threads/74-j-shturmovoj-aviacionnyj-polk.95246/ 74-й штурмовой авиационный полк
на Reibert



]

[URL='http://radikal.ru/big/677d5051071f4894bc7f56178d31f6a5'] [/URL
[/URL]
[URL='http://radikal.ru/big/a54b12a5b82c474a9fd22ec191589bc9'][URL='http://radikal.ru/big/a54b12a5b82c474a9fd22ec191589bc9'][URL='http://radikal.ru/big/a54b12a5b82c474a9fd22ec191589bc9'][URL='http://radikal.ru/big/a54b12a5b82c474a9fd22ec191589bc9'][URL='http://radikal.ru/big/677d5051071f4894bc7f56178d31f6a5']][/URL][/URL][/URL][/URL][/URL]
 
Последнее редактирование:

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.368
Адрес
Саратов
Аэродром Хурба

1443264340_oblozhka.jpg


В 1932 году на берегу Амура среди дальневосточной тайги был заложен Комсомольск-на-Амуре. Уже через 10 лет город стал важным промышленным и оборонным центром. В годы Великой Отечественной войны на его предприятиях велась выплавка стали, строились боевые самолёты и корабли.

В военное время для обеспечения ПВО города в 18 км юго-восточней Комсомольска-на-Амуре началось возведение взлётно-посадочной полосы.

Первоначально были построены грунтовая ВПП длиной 800 метров и капониры. Личный состав размещался в землянках и строениях барачного типа с печным отоплением. В послевоенное время велось строительство бетонной ВВП длиной 2500 м, капитальных сооружений, жилых и технических зданий, укрытий для самолётов.

Своё название аэродром, расположенное рядом село и военный городок Хурба-2 получили от протекающих неподалёку небольших рек Малая Хурба и Большая Хурба.

В настоящее время аэродром Хурба является одним из двух крупных аэродромов в окрестностях Комсомольска-на-Амуре. Второй аэродром, где имеется взлётно-посадочная полоса, способная принимать все типы воздушных судов, — это заводской аэродром Дзёмги на северо-восточной окраине города. На Дземгах так же базируется 23-й иап, на вооружении которого состоят истребители Су-27СМ, Су-30 и Су-35.

1443264299_snimok-hurba.jpg

Спутниковый снимок Google Earth: аэродром Хурба

В силу разных причин размещение истребителей, обеспечивающих прикрытие Комсомольска-на-Амуре, произошло в Хурбе уже в послевоенное время. С 1948 года по 1962 годы здесь базировался 311-й истребительный авиационный полк ПВО (до 28 июня 1946 года 48-й иап).

1443264360_mig-17.jpg

Памятник МиГ-17 в военном городке Хурба-2

На вооружении полка состояли истребители: И-15бис, И-16, И-153, Як-9, МиГ-15, МиГ-17, Су-9. Боевые самолёты и лётчики полка принимали участие в боях на озере Хасан, Халхин-Голе и Советско-японской войне.

В 1969 году в Хурбу из ГДР перебазирован 277-й бомбардировочный Млавский Краснознаменный авиационный полк.

Полк в составе двух эскадрилий на самолетах СБ-2 был сформирован в апреле 1941 года в Краснодарском крае. 13 сентября 1941 года он получил наименование 277-й ближнебомбардировочный авиационный полк. Эта дата в летописи полка зафиксирована как день образования части.

Полк вошел в состав ВВС 56 армии Южного фронта и с октября 1941 года участвовал в обороне Таганрога, нанося бомбовые удары по наступающим танкам и мотопехоте немецко-фашистских захватчиков. После этой операции в июне 1942 года полк, понёсший серьезные потери в личном составе и технике отведен на переформирование в Кировабад, где личный состав полка прошел переподготовку на полученные из США по «ленд-лизу» самолеты A-20 «Бостон».

Бомбардировочный полк воевал на Кавказе и в Крыму, после чего вошел в 16 ВА 1-го Белорусского фронта, где участвовал в Бобруйской и Люблинской операциях по разгрому и уничтожению крупных группировок противника. За высокие показатели боевой деятельности, мужество и героизм, проявленные личным составом, приказом Главнокомандующего от 19 февраля 1945 года полку присвоено почетное наименование «Млавский». После окончания войны самолёты полка базировались на аэродромах Польши и ГДР.
Успехи, достигнутые личным составом полка в послевоенные годы, неоднократно отмечались командованием.

На момент перебазирования, на дальневосточный аэродром Хурба 277-й бап был вооружен бомбардировщиками Ил-28, в том числе и штурмовой модификации Ил-28Ш. Отличием штурмовой модификации от обычных бомбардировщиков было наличие дополнительных пилонов под плоскостями для подвески разнообразного вооружения. Штурмовой вариант Ил-28 предназначался для действий с малых высот по скоплениям живой силы и техники противника, а также по одиночным малоразмерным целям типа ракетных установок и танков. Под крыльями самолета устанавливали до 12 пилонов, на которых могли подвешиваться: блоки НАР, подвесные пушечные гондолы, кассетные или обычные авиабомбы.

1443264462_il-28sh.jpg

Ил-28Ш

Идея создания Ил-28Ш появилась в конце 60-х годов после советско-китайского вооруженного конфликта на острове Даманский в 1967 году. В этот вариант переоборудовались бомбардировщики проходившие ремонт на авиаремонтных предприятиях.

В 1975 году лётчики полка одними из первых в ВВС начали переучиваться на новые фронтовые бомбардировщики Су-24. Параллельно продолжая эксплуатацию проверенных Ил-28.

Первые пять Су-24 поступили в 277-й бап с балтийского аэродрома Черняховск (63-бап), где они проходили войсковые испытания. Это были машины самых первых серий — 3, 4 и 5-й.

1443264600_su-24.jpg


По мере освоения новой техники Ил-28 передавались на созданную в Хурбе базу хранения авиатехники (база резерва), где позднее кроме бомбардировщиков находились также истребители-бомбардировщики Су-17 и перехватчики Су-15.

1443264642_angar-1.jpg


Одновременно с поступлением Су-24 велось строительство железобетонных укрытий для них, а также расширение и благоустройство военного городка Хурба-2.

Возведение гражданского аэропорта в Хурбе началось в 1964 году, когда по решению главного штаба ПВО страны был выделен участок на военном аэродроме с передачей части зданий и сооружений, принадлежавших ранее военным.

До этого грунтовая ВПП аэропорта в городе Комсомольске-на-Амуре располагалась в п. Победа. С неё совершали регулярные рейсы Ан-2, Ли-2, Ил-12, Ил-14. После появления в парке Аэрофлота турбореактивных и турбовинтовых лайнеров старый аэропорт уже не мог их принимать. Впоследствии эта грунтовая ВПП была передана аэроклубу. До недавнего времени с неё летали поршневые Як-52 и мотодельтапланы.

После выделения гражданского сектора в Хурбе началось строительство современного аэропорта с взлетно-посадочной полосой для приема всех существующих в то время самолетов гражданской авиации.

В 1971 году была построена ВПП для приема самолетов Ил-18, а в 1976 году было окончено строительство первой очереди аэропорта. Полёты на турбовинтовых самолетах Ан-24 открыли регулярное воздушное сообщение с городами Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Николаевск.

Новой вехой в истории аэропорта стал 1977 год, когда был совершен первый пассажирский рейс на Ил-18 в Москву, с промежуточной посадкой в городе Новосибирске. К началу 80-х аэропорт обрёл нынешние законченные очертания.

1443264775_aeropot-segodnya.jpg


Для развития местного сообщения в 1983 году в аэропорту Комсомольска была создана Комсомольская объединенная авиационная эскадрилья, имеющая популярные в СССР самолеты чехословацкого производства Л-410. На которых выполнялись регулярные полеты по местным воздушным линиям в Хабаровск, Владивосток, Николаевск, Благовещенск, Рощино, Чегдомын, Полина Осипенко, Аян, Чумикан.

В 1986 году Ту-154 сменил заслуженные турбовинтовые Ил-18 на регулярные рейсах из Комсомольска-на-Амуре в Хабаровск, Новосибирск, Красноярск, Москву. Наибольшее количество пассажиров было перевезено в 1991 году. Тогда услугами аэропорта воспользовалось 220 тыс. пассажиров, кроме того было доставлено 288 тонн почты и 800 тонн грузов. За сутки аэропорт обслуживал 22 регулярных рейса.

1443264809_otkrytka.jpg

Открытка с изображением аэровокзала

Только в направлении Хабаровска из Комсомольска ежедневно совершалось восемь рейсов при вполне приемлемой стоимости билета. Обычно время перелёта до Хабаровска составляло 40-45 минут, что было очень удобно для пассажиров не желающих тратить время на восьми часовую поездку на поезде. В наше время о таком можно только мечтать.

Развал Советского Союза и экономические неурядицы отразились на дальневосточном регионе очень остро. Отток населения в западные регионы и резкое снижение платёжеспособности, скачкообразный рост цен на авиатопливо сделали большую часть авиационных маршрутов экономически невыгодными для перевозчиков.

В 90-е годы состояние аэропорта отражало общий упадок, в котором находится город Комсомольск-на-Амуре с начала проведения «рыночных реформ». Пассажиропоток сократился в несколько раз, регулярное воздушное сообщение имелось только в летний период, а в зимнее время аэропорт работал с минимальной загруженностью.

Тем не менее, жизнь в аэропорту не прекратилась. В 90-2000-е годы авиакомпания «Красноярские авиалинии» на самолётах Ту-154 с промежуточной посадкой в Красноярске выполняла рейсы в Москву (раз в неделю).

Летом 2009 года после длительного перерыва вновь стали выполняться прямые авиарейсы в Москву. Полёты осуществляла авиакомпания «Владивосток Авиа» на авиалайнере Ту-204.

В 2010 году, в самый разгар «сердюковщины», руководством Министерства обороны РФ была предпринята попытка «выдавливания» гражданских перевозчиков с территории аэродрома Хурба. Всё это мотивировалось «необходимостью устранения нарушений законодательства РФ в сфере землепользования со стороны гражданского сектора авиации на территории аэродрома».

К счастью, тогда авиаперевозчикам с помощью краевых властей удалось отстоять свои позиции и решение ущемляющее интересы дальневосточников, заинтересованных в регулярном воздушном сообщении с отдаленными территориями не было реализовано.

В 2011 году «Владивосток Авиа» была куплена «Аэрофлотом» и Комсомольск-на-Амуре опять остался без прямого воздушного сообщения с Москвой, так как руководство «Аэрофлота» сочло это направление убыточным.

В 2012 году авиакомпания «Якутия» начала выполнение регулярных рейсов в столицу на Boeing-757.

1443264932_yakutiya.jpg

Boeing 757-200 авиакомпании ««Якутия» » на аэродроме Хурба

С 2014 года в Комсомольск стала летать «ВИМ-Авиа» на Boeing -757, а с мая 2015 года авиакомпания «Трансаэро» возобновила рейсы «Комсомольск-на-Амуре — Москва» на самолётах Ту-214.

1443265059_tu-204-transaero.jpg

Ту-214 авиакомпании «Трансаэро» на аэродроме Хурба

По сравнению с прошлым десятилетием дела и экономическое состояние Комсомольского аэропорта несколько улучшились. Однако отсутствие за прошедшие два десятилетия вложений в обвешавшую инфраструктуру требует незамедлительного ремонта и модернизации значительной её части.

Годы «реформ» и экономические трудности 90-х негативным образом сказались на уровне боевой подготовки и техническом состоянии боевых самолётов 277-го бомбардировочного авиационного Млавского Краснознамённого полка. Из-за отсутствия авиакеросина и дефицита запасных частей резко сократилось количество полётов. В упадок стала приходить инфраструктура аэродрома и военного городка.

1443265103_ne-ispravnye-su-24.jpg


В середине 90-х ликвидированы прикрывавший Хурбу зенитно-ракетный дивизион ЗРК С-125 и база хранения авиатехники. Имевшиеся на базе самолёты: Ил-28, Су-15 и Су-17 были разделаны на металлом.

Тем не менее, в самый разгар «рыночных реформ», в 1997 году, пилоты 277-го бап начали переучивание на модернизированные Су-24М. С учётом того, что производство самолётов этого типа к тому моменту было прекращено, это были не новые машины из других авиационных частей, подвергаемых «оптимизации».

Весной 1998 года произошел случай, когда пригодилась старая, построенная ещё в годы войны грунтовая полоса.

На Су-24М (б/н 04 белый) при заходе на посадку из-за отказа гидросистемы, произошел невыпуск основных опор шасси. Экипаж делал проходы над ВПП, пытаясь перегрузкой выпустить основные опоры шасси. Когда это не удалось, было принято решение садиться на грунт. Над ближним приводным радиомаяком штурман сбросил фонарь, аварийная посадка была произведена успешно.

1443265151_avariynaya-posadka.png

Снимок с места аварийной посадки на грунт Су-24М

Совершивший аварийную посадку на грунт Су-24М прибыл из Озёрной Пади, после посадки на грунт был восстановлен и впоследствии передан в Джиду, где продолжал летать.

В 1998 году полк успешно освоил Су-24М и стал принимать участие во всех крупных авиационных учениях, проводимых на Дальнем Востоке.
Бомбардировщики полка неоднократно участвовали в ликвидации ледовых заторов во время весеннего половодья в Якутии, где они осуществляли точечное бомбометание авиабомб ФАБ-250 в узостях рек, для предотвращения затопления населённых пунктов и разрушения гидротехнических сооружений и мостов.

После освоения модернизированных Су-24М, по итогам боевой подготовки за 1998—1999 гг. полк был признан лучшим в дальневосточной 11-й армии ВВС и ПВО. С 2000 по 2007 годы полк занимает 1-е место среди бомбардировочных полков 11 армии ВВС и ПВО. За проявленные мужество, героизм и успехи в деле освоения новой техники ряд офицеров полка награжден орденами и медалями.

1443265432_aerodrom.jpg


В июне 2007 года полк принимал участие в учениях "Крыло-2007". При этом на практике был отработан вывод авиаполка из-под удара. С аэродрома Хурба менее чем за 13 минут взлетели 20 самолётов Су-24М. Также была проведена имитация посадки на подготовленный для этого участок автодороги Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре. В ходе учений звено Су-24М прошло над участком автомагистрали подготовленном под ВПП на минимальной высоте.

К сожалению, в этот период не обошлось без аварийных ситуаций. Так, 23 августа 2007 года при выполнении учебно-тренировочного полёта на Су-24М (бортовой номер "63 белый") возникла нештатная ситуация — пожар в закабинном отсеке. Экипаж благополучно катапультировался. Через полгода, 15 февраля 2008 года, уже на другом Су-24М в полёте произошел отказ двигателя, лётчики действовали грамотно и выполнили благополучную посадку на одном работающем двигателе.

После начала «сердюковщины» и перехода вооруженных сил на «новый облик» начался очередной виток реорганизаций и переименований. В конце 2009 года на аэродроме Хурба была создана 6988-я Млавская авиабаза 1-го разряда. Тогда же было принято решение о ликвидации 302-го бап в п. Переясловка под Хабаровском, с передачей техники и вооружения в Хурбу. Способные подняться в воздух фронтовые бомбардировщики перелетели с Переясловки под Комсомольск. Часть наземного оборудования и вооружения была доставлена самолётами военно-транспортной авиации. Остальное, в том числе и авиабомбы, везли автомобильным транспортом по трассе Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре. Примерно в тоже время в Хурбу была передана часть техники из 523-го бап дислоцированного на аэродроме Возжаевка.

1443265914_su-24.png


Когда шли массовые сокращения, объедения и переименования, в Хурбе, ставшей родным домом для 277-го бап, базировались боевые самолёты других авиационных частей, которые согнали со своих аэродромов.

Некоторое время параллельно с фронтовыми бомбардировщиками здесь находились истребители МиГ-29 404-го иап, ранее базировавшиеся на аэродроме Орловка в Амурской области, и Су-27 216-го ИАП с аэродрома Калиновка под Хабаровском.

1443265577_su-24-i-mig-29.jpg

Спутниковый снимок Google Earth: Су-24М и МиГ-29 на стоянке аэродрома Хурба

С 2010 года на вооружение начали поступать прошедшие ремонт и модернизацию самолёты Су-24М2 «Гусар» с более совершенным БРЭО.

Впрочем, на территории аэродрома имеются и вовсе раритетные в наше время образцы авиатехники. Например, Як-28П, установленный в качестве памятника недалеко от КПП.

1443265693_yak-28.jpg

Як-28П на территории воинской части в Хурбе

История появления перехватчика Як-28П в Хурбе загадочна. Судя по всему, он прибыл на аэродром «своим ходом», но самолёты этого типа не состояли на вооружении авиационных частей, базирующихся здесь. По уверениям старожилов, таких самолётов на аэродроме никогда не было. Скорее всего, этот экземпляр был отправлен с одной из частей ПВО на расформированную в настоящее время базу хранения (БРС, в/ч 22659). В отличие от других боевых самолётов, «хранившихся» там, он счастливо избежал участи разделки на металл.

По состоянию на 2011 год на базе аэродрома Хурба сформирована 6983-я гвардейская авиационная Витебская дважды Краснознамённая, орденов Суворова и Почетного Легиона база "Нормандия-Неман" 1-го разряда.

В настоящее время бомбардировочный полк, базирующийся в Хурбе, имеет прежнее обозначение — 227-й бап (в/ч 77983), но уже без почётного наименования «Млавский».

В целом аэродром Хурба, являясь одним из крупнейших на Дальнем Востоке, вполне соответствует статусу авиабазы 1-го разряда. Однако ВПП, ряд сооружений и объектов инфраструктуры давно нуждаются в ремонте и реконструкции.

1443265641_sbor-kamushkov.png

Чистка швов стоянки от травы

Ещё в 2014 году был объявлен тендер на реконструкцию аэродрома. Планами предусмотрена реконструкция хранилища авиационного вооружения, здания зарядно-аккумуляторной станции, котельной, караульных и служебных зданий, а также строительство более 30-ти новых объектов. Пока всё упирается в финансирование, и особых подвижек в этом направлении не случилось.

Не так давно было восстановлено зенитное прикрытие аэродрома, которого он был лишен в 90-е. На противоположном берегу Амура, в окрестностях национального нанайского села Верхняя Эконь, примерно в 11 км от Хурбы, развёрнут зенитно-ракетный дивизион ЗРС С-300ПС.

1443265778_ekon.jpg

Спутниковый снимок Google Earth: позиции С-300ПС в окрестностях села Верхняя Эконь

Помимо аэродрома Хурба, расположенный весьма удачно на вершине одной из сопок зенитно-ракетный дивизион прикрывает с юго-восточного направления аэродром Дзёмги и город Комсомольск-на-Амуре.

Во всём огромном дальневосточном регионе только на аэродроме Хурба осталась авиационная часть, имеющая на вооружении фронтовые бомбардировщики Су-24М и М2.

1443265504_qhu3bbr1n00.jpg


Полёты на фронтовых бомбардировщиках Су-24 всегда были непростым делом. Это достаточно сложная в эксплуатации и пилотировании машина, предъявляющая высокие требования к уровню наземного обслуживания и навыкам пилотов.

Летом этого года лётчики 227-й бап подтвердили свою высокую квалификацию. На конкурсе профессионального мастерства военных
летчиков "Авиадартс-2015" экипаж из Хурбы на Су-24М2 завоевал 3-е призовое место.

Однако самолёты Су-24 всех модификаций имеют сомнительную славу самого аварийного в ВВС РФ боевого самолёта. За период с 2000 года в различных происшествиях потеряно два десятка Су-24, в том числе и модернизированных Су-24М и М2. Как это ни печально, но 227-й бап, базирующийся под Комсомольском, тоже не стал исключением.

В марте 2013 года из-за ошибки пилота был серьёзно повреждён Су-24М2, который при рулёжке врезался в аэродромный передвижной агрегат АПА-5Д.

Совсем недавно в Хурбе случилась трагедия: 6 июля 2015 года при взлёте с аэродрома Хурба разбился Су-24М2, оба пилота погибли. После отрыва самолета от ВПП отказала двигательная установка, самолет резко свалился в левый крен и столкнулся с землей. Фронтовой бомбардировщик упал недалеко от взлётно-посадочной полосы. В связи с тем, что он направлялся на учебное бомбометание на полигон Литовко, на борту находилась бомбовая нагрузка.

До этого лётчикам Су-24, летавшим с этого аэродрома, в случае аварийных ситуаций всегда удавалось катапультироваться.

После катастрофы на время расследования её причин специально созданной комиссией полёты всех Су-24 были приостановлены, а аэродром Хурба закрыт для полётов.

В настоящее время полёты фронтовых бомбардировщиков ВВС России возобновились. Тем не менее, продолжает остро стоять вопрос безопасности полётов и крайне высокой аварийности Су-24. Руководство Министерства обороны неоднократно заявляло о том, что к 2020 году все бомбардировочные полки эксплуатирующие самолёты семейства Су-24 перейдут на Су-34. Однако в нынешних непростых экономических условиях крайне сомнительно, что в обозримом будущем удастся заменить все старые бомбардировщики новыми ударными машинами в соотношении 1:1.

Ссылки на то, что Су-34 эффективней Су-24М2, несостоятельны. По своим ударным возможностям обе машины очень близки. Более того, Су-24М2 гораздо лучше в полёте на предельно малой высоте при прорыве ПВО. В то же время Су-34 гораздо более сильная машина при ведении оборонительного воздушного боя, и он лучше защищён бронезащитой.

По всей видимости, модернизированные Су-24М и М2 будут эксплуатироваться и после 2020 года, поскольку одномоментный отказ от них приведёт к резкому ослаблению и без того достаточно скромных ударных возможностей наших ВВС.

А это означает, что эти стремительные и очень изящные машины и дальше будут совершать полёты с аэродрома Хурба. И дай бог, чтобы число посадок всегда равнялось числу взлётов.

Автор выражает благодарность Древнему за консультации.

По материалам:
http://aviaforum.ru
http://forums.airbase.ru
http://vertoletciki.ru

Автор Сергей Линник

http://topwar.ru/83247-aerodrom-hurba.html
 

Fencer

Активный участник
Сообщения
4.741
Адрес
Комсомольск-на-Амуре
Немного внесу уточнений…

По мере освоения новой техники Ил-28 передавались на созданную в Хурбе базу хранения авиатехники (база резерва), где позднее кроме бомбардировщиков находились также истребители-бомбардировщики Су-17 и перехватчики Су-15.

К моменту расформирования брс (базы резерва самолетов, в/ч 22659) находилась следующая матчасть: один Ил-18 б/н 01 красный, Су-15-е варианте истребителя-перехватчика и учебном варианте, Як-28-е в варианте истребителя-перехватчика, один Як-28У.

В середине 90-х ликвидированы прикрывавший Хурбу зенитно-ракетный дивизион ЗРК С-125 и база хранения авиатехники. Имевшиеся на базе самолёты: Ил-28, Су-15 и Су-17 были разделаны на металлом.

К моменту разделки Ил-28-х и Су-17-х не было.

На Су-24М (б/н 04 белый) при заходе на посадку из-за отказа гидросистемы, произошел невыпуск основных опор шасси. Экипаж делал проходы над ВПП, пытаясь перегрузкой выпустить основные опоры шасси. Когда это не удалось, было принято решение садиться на грунт. Над ближним приводным радиомаяком штурман сбросил фонарь, аварийная посадка была произведена успешно.

Совершивший аварийную посадку на грунт Су-24М прибыл из Озёрной Пади, после посадки на грунт был восстановлен и впоследствии передан в Джиду, где продолжал летать.

Выяснилась точная дата - 19 мая 1998 года.

Некоторое время параллельно с фронтовыми бомбардировщиками здесь находились истребители МиГ-29 404-го иап, ранее базировавшиеся на аэродроме Орловка в Амурской области, и Су-27 216-го ИАП с аэродрома Калиновка под Хабаровском.

За бетонной ВПП аэродрома рядом с местами стоянок брс была эскадрилья по перегонке Су-27-х с КнААПО в строевые части.

«02.1987 ◙ 216 иап 1-я ВА ВВС (в/ч 27984), а/д Орловка, Амурская обл., позже перебазирован на а/д 10-й участок, Хабаровский край

Полк создан в 1986 г. на базе лётного и технического состава 28 иад (404 иап, 821 иап, 301 иап), он стал единственной вновь сформированной частью на самолётах Су-27 в советское время. Теоретическое переучивание первой группы лётного состава (16 человек) в Липецке с 01.04.1986 по 20.05.1986. Первые машины полк получал в феврале 1987 г. на а/д Хурба (17 км южнее Комсомольска-на-Амуре), так как в Орловке на тот момент не была готова ЦЗТ для Су-27. 05.03.1987 проведены первые полёты, первым вылетел командир полка п/п-к Н.С. Михайлов. С февраля 1987 г. полк вошёл в состав 28 иад. С февраля по май 1987 г. полк получил с завода машины 17-18-19-х серий. К апрелю 1987 г. полк полностью укомплектован авиатехникой (40 машин), новые машины 17-18-19-х производственных серий. 25.04.1987 в два этапа осуществлён перегон на а/д Орловка, 05.05.1987 первая лётная смена. Машины имели красные б/н (кроме переданных – спарки №73 и боевого №19). К осени 1987 г. переучен весь лётный состав. 23.12.1987 первые стрельбы (всем составом) по воздушным мишеням М-6 на полигоне «Залив терпения» (о. Сахалин). С 05.02.1988 по 18.02.1988 полк полным составом (40 машин) находился на а/д Мары, где проводились масштабные ЛТУ. 09.03.1988 заступление на БД. В связи с изменением задач Командующим округом, 25.06.1988 полк перебазировался на а/д 10-й участок (Близ Хабаровска), часть машин (порядка 10-ти) осенью 1989 г. передали в 582 иап (Хойна). Полк расформирован к 01.08.1998, техника передана в 404 иап, позже часть машин передана Казахстану.» (источник http://forums.airforce.ru/matchast/3582-su-27-istoriya-serii/)

«08.1996 ◙ 404 иап 11-я ОА ПВО (в/ч 54849), а/д Орловка, Амурская обл.

В августе-сентябре 1996 г. полк обменялся техникой с 871 иап, из Смоленска передали самолёты Су-27, взамен отдали Миг-29. В 1998 г. в полк передали Су-27 расформированного 216 иап. В 2000-2001 гг полк расформирован, регалии полка (таллинский ордена Кутузова) переданы в 60 иап, где к 01.09.2001 на основе двух полков сформирован 23 иап. В 1999-2001 годах авиатехника 404-го полка передана в 4 ЦБП, 23 иап и впоследствии ВВС Казахстана.» (источник http://forums.airforce.ru/matchast/3582-su-27-istoriya-serii/)

Впрочем, на территории аэродрома имеются и вовсе раритетные в наше время образцы авиатехники. Например, Як-28П, установленный в качестве памятника недалеко от КПП.

История появления перехватчика Як-28П в Хурбе загадочна. Судя по всему, он прибыл на аэродром «своим ходом», но самолёты этого типа не состояли на вооружении авиационных частей, базирующихся здесь. По уверениям старожилов, таких самолётов на аэродроме никогда не было. Скорее всего, этот экземпляр был отправлен с одной из частей ПВО на расформированную в настоящее время базу хранения (БРС, в/ч 22659). В отличие от других боевых самолётов, «хранившихся» там, он счастливо избежал участи разделки на металл.

Это Як-28ПМ с брс (в/ч 22659) и находится он не на территории аэродрома, а за пределами аэродрома и за поселком Хурба – на сопке Дубовая на въезде перед КПП в/ч (там же внутри территории в/ч был памятник МиГ-17 с брс – ныне его нет). Также с брс (в/ч 22659) в качестве памятников увезли два Як-28П в расположение в/ч (поселок Парин под Хабаровском). Сначала с Хурбы взяли один Як-28П (в Парине его привели в хламовое состояние), затем взяли второй Як-28П с Хурбы – его тоже уже нет в живых.

В настоящее время бомбардировочный полк, базирующийся в Хурбе, имеет прежнее обозначение — 227-й бап (в/ч 77983), но уже без почётного наименования «Млавский»

277-й бап

Руководство Министерства обороны неоднократно заявляло о том, что к 2020 году все бомбардировочные полки эксплуатирующие самолёты семейства Су-24 перейдут на Су-34.

Плановая дислокация новых и модернизированных самолётов АХК "Сухой" на начало 2016 года.

Угловая - 14 Су-35, 4 Су-30М2, 15 Су-27СМ

Дзёмги - 24 Су-35, 3 Су-30М2, 16 Су-27СМ

Липецк - 4 Су-35, 3 Су-34. 5 Су-27СМ

Воронеж - 24 Су-34

Морозовск - 36 Су-34

Крымск - 6 Су-30М2, 14 Су-27СМ(3)

Бесовец - 5 Су-30М2

Хурба - 8 Су-34

Бельбек - 2 Су-30М2, 12 Су-27СМ

Ахтубинск - 6 Су-35, 3 Су-34 (источник http://forums.airforce.ru/sovremennost/1429-informaciya-o-vvs-rossii-iz-razlichnyh-istochnikov-237/)
 
  • Like
Реакции: Tigr

Fencer

Активный участник
Сообщения
4.741
Адрес
Комсомольск-на-Амуре
На привокзальной площади аэропорта Комсомольск-на-Амуре (Хурба) в конце 80-х - начале 90 годов был памятник Ил-14Г, который привезли на буксире по автотрассе город Комсомольск-на-Амуре - аэропорт Хурба (летал в авиаотряде завода имени Ленинского Комсомола).
 

Вложения

  • Ил-14Г СССР-93932.jpg
    Ил-14Г СССР-93932.jpg
    211 КБ · Просмотры: 0

Fencer

Активный участник
Сообщения
4.741
Адрес
Комсомольск-на-Амуре
К моменту расформирования брс (базы резерва самолетов, в/ч 22659) находилась следующая матчасть: один Ил-18 б/н 01 красный, Су-15-е варианте истребителя-перехватчика и учебном варианте, Як-28-е в варианте истребителя-перехватчика, один Як-28У.
Один Су-15 был памятником на территории в/ч между поселком Хурба и военным городком Хурба-2 - был продан на металлом командованием в/ч в 90-е годы.
 

Вложения

  • Су-15.jpeg
    Су-15.jpeg
    192,3 КБ · Просмотры: 0

Fencer

Активный участник
Сообщения
4.741
Адрес
Комсомольск-на-Амуре
По сравнению с прошлым десятилетием дела и экономическое состояние Комсомольского аэропорта несколько улучшились.
Печальная новость:
"Воздушное сообщение между Комсомольском и Москвой прервётся в октябре

Авиакомпании «Вим-авиа» и «Трансаэро», на самолётах которых комсомольчане могли летать в столицу нашей Родины и обратно, на зиму прекращают полёты по маршруту Комсомольск — Москва. Точнее, «Вим-Авиа» полёты уже прекратила в начале сентября, в «Трансаэро» сделает это в октябре.

Как сообщили нам в аэропорту «Хурба», последний вылет в Москву самолёт компании «Трансаэро» осуществит 23 октября. После этого добраться самолётом до столицы комсомольчане смогут только из Хабаровска." (источник http://www.komcity.ru/news/?id=20877)
 

Pernatij

Активный участник
Сообщения
4.527
Адрес
Германия
Крымск. Первая очередь готова. Аэродром снова в работе:

20b13c55a7b8.png


Калининград, Чкаловск - на подходе:

8d8c531f4f47.png
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.368
Адрес
Саратов
Аэродром Комсомольский-2 (с 1992 г - Югорск-2).

1443700077_763-iap.jpg


Потепление отношений со странами Запада в середине 1950-х годов, поездки Хрущева в США, курс на разоружение и ограничение использования ядерного оружия, казалось бы, должны были навсегда превратить Север в далекий тыл. Но, 1 мая 1960 года пилотируемый Пауэрсом «U-2» пересёк государственную границу СССР и был сбит под Свердловском.

Такие прогулки заокеанских самолетов-разведчиков вдоль старого уральского промышленного района давали представление о возможностях американской стратегической авиации нанести удар с северного направления по новому западносибирскому промышленному району.

Для укрепления рубежей нашего государства, охраны воздушного пространства с севера правительство СССР приняло решение о строительстве в поселке Мансийский Ханты-Мансийского автономного округа военного аэродрома — Мансийский-63. В августе 1963 г. на маленькой железнодорожной станции "Мансийский" остановился эшелон с двумя военно-строительными отрядами и оборудованием. Перед батальонами была поставлена задача — построить взлётно-посадочную полосу, рулёжные дорожки, стоянки, склад ГСМ и другие объекты.

На месте предполагаемого аэродрома уже имелся небольшой гражданский аэродром и вертолётная площадка (которые в последующем были перенесены на постоянное место в поселок Советский). Там стояли самолёты Ан-24. Военные строители расположились рядом, и стали готовиться к зиме — вырыли землянки, заготовили дрова. В 1964 г. начали вырубку леса, выкорчёвку пней для строительства взлётно-посадочной полосы. Первый десант работал до 1967 г., а затем уже новое подразделение военных строителей начало строить казармы, жильё, прачечную, пекарню, баню, столовую, одним словом — всё, что должно было обеспечить нормальную жизнь военного городка.

Строительство велось до конца 1968 г., когда расположенный в 10 км от поселка Комсомольский аэродром (позже получивший название Комсомольский-2) 2-го класса, был введен в эксплуатацию. Бетонная взлетно-посадочная полоса 14/32 имела длину 2500 метров, ширину 44 метра.

NYOqQvt_jmY.jpg

Аэродром Комсомольский-2, 1970-е годы.

Аэродром Комсомольский-2 стал местом базирования 763-го истребительного авиационного полка ПВО (763-й иап ПВО) 20-го корпуса ПВО 4-й объединенной армии ПВО.

Формирование 763-го иап началось февраля 1952 г. на аэродроме в деревне Савино Молотовской (Пермской) области и завершилось под очередную годовщину - 7 ноября 1952 года. Этот день считался годовой праздником полка. Новый 763-й иап получил на вооружение истребители Як-9 и вошел в состав истребительной авиационной дивизии ПВО Уральского района.

С 17 марта 1953 г. на вооружение 763-го иап начали поступать реактивные истребители Миг-15бис, которые стали основной машиной полка до 1957 г.

5 июля 1953 г. командующим Войсками ПВО Уральского района генерал-лейтенантом Щегловым, 763-му истребительному полку было вручено Боевое Знамя части (Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 25 декабря 1952 г.)

С 1 октября 1955 г. одна авиационная эскадрилья полка перешла на новую штатную организацию в связи с предстоящим перевооружением ее на самолеты Як-25. Эти самолеты стояли на вооружении до 1966 года.

В 1957 г. две эскадрильи полка сменили МиГ-15бис на МиГ-17.

С 1 января 1958 г. полк отнесен в первую линию и стал именоваться 763-й истребительный авиационный полк первой линии.

С 1 декабря 1965 г. личный состав полка начал переучиваться на истребитель-перехватчик Як-28П. В апреле 1966 г. в полк поступили первые самолеты Як-28П, на которых полк летал до 1986 года.

15 декабря 1968 г. лётчики одной из эскадрилий 763-го авиационного истребительного полка заступили на первое боевое дежурство на аэродроме Мансийский (Комсомольский-2) Тюменской области. На следующий, 1969-й, год полк в целом составе передислоцировался на новое место базирования. В в этом же году 22 экипажа на самолетах ЯК-28П с частями обеспечения под руководством отправились на полугодовое боевое дежурство в Забайкалье во время известного советско-китайского противостояния. Но основной задачей авиаполка оставалось прикрытие СССР со стороны Ледовитого океана. Вспоминает лётчик-истребитель, подполковник запаса Алексей Губин:
Когда американцы подлетали к нейтральным водам, взлетали самолёты с Карского побережья, располагавшиеся в Амдерме, следом наш Комсомольск-2 сажали «в готовность». Мы сидели в тесных кабинах даже в 45-градусный мороз. В унтах, высотно-компенсирующем костюме с гермошлемом и меховой курткой. Через 25 минут сменялись, потому что можно было замерзнуть до смерти.

15 мая 1983 г. полк получил первый истребитель-перехватчик Миг-31, которые за 3 года вытеснили Як-28П. На 1 июля 1986 г. полк укомплектован самолетами: Миг-31 – 30 шт. и Миг-25ПУ – 6 шт.

Ко второй половине 1980-х, 763-й иап стал одним из самых подготовленных и лучших полков истребительной авиации Войск ПВО, что неоднократно подтверждалось на учениях. По воспоминаниям командира 763-го иап тех лет полковника Ф.В. Зайнетдинова:
Перед полком стояла главная боевая задача — не допустить ударов вероятного противника по объектам добычи и транспорта нефти и газа от Ямала до Урала. Самолеты вероятного противника необходимо было перехватить на максимально доступной дальности, поэтому оборона у нас была построена по зональному типу. Мы выходили до Карского моря, для чего использовали аэродромы «подскока» Березовка (под г. Печора) и Надым.

Награды 763-го истребительного авиационного полка:

В апреле 1970 г. полк был награжден Ленинской юбилейной Почетной грамотой.

В 1983 г. полк награжден переходящим Красным Знаменем 4 Отдельной армии ПВО.

С 1984 по 1985 г.г. полк награждался переходящим Красным Знаменем Краснознаменного Уральского военного округа.

В 1986г. полк награжден Вымпелом Министерства обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть», проявленные на войсковых учениях « Арктика-86».

В 1988г. 763 авиационный полк награжден переходящим Знаменем Военного Совета Уральского Военного округа «Победителю в социалистическом соревновании».

В 1988 г. – переходящим Знаменем Военного Совета Уральского Военного округа «Победителю в социалистическом соревновании».

За время существования полка личный состав награждался орденами и медалями:
Орденом Красного знамени – 6;
Орденом Красной Звезды – 24;
Орденом за службу Родине в ВС СССР 3 ст. – 18;
Орденом «За личное мужество» – 3.

За время дислокации полка на территории Ханты-Мансийского автономного округа 763-го истребительным авиационным полком командовали:
Полковник Гребенников Александр Емельянович 1952-1956
Полковник Ольгин Василий Алексеевич 1956-1958
Полковник Харламов Алексей Николаевич 1958-1963
Полковник Богданов Константин Владимирович 1962-1965
Полковник Быков Борис Владимирович 1965-1970
Полковник Хомяков Георгий Демьянович 1970-1973
Полковник Васильев Иувеналий Степанович 1973- 1977
Подполковник Притула Виктор Леонтьевич 1977-1980
Подполковник Титов Владимир Степанович 1980-1984
Полковник Криволапов Константин Георгиевич 1984-1986
Полковник Зайнетдинов Фарит Вениаминович 1986-1990
Полковник Сапроненков Владимир Михайлович 1990-1996
Полковник Васильев Евгений Иванович 1996-1998

В мае 1998 г. 763-й авиационный истребительный полк был расформирован. Аэродром Комсомольский-2 (с 1992 г. - Югорск-2) пришел в упадок и был заброшен. Железобетонные плиты искусственного покрытия ВПП были демонтированы. В настоящее время используется грунтовая ВПП аэроклубом "Маэстро". Современный план аэродрома:
p476-1419109337-noname.jpg


Аэродром Комсомольский-2 на карте:


(Слегка переработанная мною статья "История 763-го истребительного авиационного полка" с дополнениями отсюда.)
 

Atass

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.983
Адрес
Москва
Бельбек. Полк в работе. 24 Сушки.
И еще 5 в запасе.
Так понимаю, что большую часть МиГов по капонирам порастыкивали, а Сушки туда не влазят. Вроде их еще под Су-15 строили...
 

Pernatij

Активный участник
Сообщения
4.527
Адрес
Германия
И еще 5 в запасе.
Так понимаю, что большую часть МиГов по капонирам порастыкивали, а Сушки туда не влазят. Вроде их еще под Су-15 строили...

МиГи в отстойнике в левом углу фото.
e8ba9f2925fc.png

Сушек - 29

Если я не сильно ошибся 12 - Су-27СМ, 12 - Су-27СМ3 (выглядят одинаково, отличия - окраска и тот факт что СМ3 только 12 и есть) и 5 спарок (каких - не видно, но не Су-30СМ).

Хороший полк полного состава. Хотя слабоват по ТТХ. Но за не имением гербовой. Спасибо и на том что не Су-27П.
 
  • Like
Реакции: Tigr

Atass

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.983
Адрес
Москва
МиГи в отстойнике в левом углу фото.
Видно 9.
На момент возврата их на базе было 49, из них 4 исправных.
Допустим, 4 передали/улетели. Остальные ибо зарылись в землю либо самоликвидировались...
 

Pernatij

Активный участник
Сообщения
4.527
Адрес
Германия
Видно 9.
На момент возврата их на базе было 49, из них 4 исправных.
Допустим, 4 передали/улетели. Остальные ибо зарылись в землю либо самоликвидировались...

Не совсем. На середину мая 2014-го было видно только 19. Их в основном разбирали и трейлерами вывозили.
Может и вывезли ещё штук 10 до прекращения вывоза летом, а может и распихали по шелтерам. Я не знаю, входит ли он туда.
 

Atass

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.983
Адрес
Москва
Не совсем. На середину мая 2014-го было видно только 19. Их в основном разбирали и трейлерами вывозили.
Может и вывезли ещё штук 10 до прекращения вывоза летом, а может и распихали по шелтерам. Я не знаю, входит ли он туда.
Помнится, сначала ринулись вывозить, а потом быстро оказалось, что нечем...
У МиГа размах на 2м шире чем у Су-15, может и войти.
В общем, пока не все понятно, кроме того, что началась новая эпоха...
 

Anduriel

Активный участник
Сообщения
1.695
Адрес
Украина
А вот из-за размаха крыльев 27-х, пихать их некуда. Эх, хоть бы быстровозводимые палатки - ангары бы наделали.
 

Atass

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.983
Адрес
Москва
Много снимков, в т.ч. аэродромы.
http://a-zaxar.livejournal.com/2394830.html
Военные объекты России на новых спутниковых снимках Google Earth

Google Earth несколько раз в год фотографирует территорию России и благодаря этим спутниковым снимкам мы можем судить о динамике повышения обороноспособности российских вооруженных сил.

Некоторые, остальные по ссылке


Кроме Ту-95 и Ту-160, в составе дальней авиации имеется 40 бомбардировщиков Ту-22М3. Ту-22М3 на аэродроме «Шайковка» в Калужской области

voennie_obiekti_07.jpg



Несколько лет назад ракетоносцы Ту-22М3, имевшиеся на вооружении морской авиации, были переданы в состав дальней авиации. Все самолёты этого типа, способные подняться в воздух, были перегнаны с дальневосточных аэродромов в европейскую часть страны. В настоящее время около 100 Ту-22М3 находится «на хранении», ожидается, что 30 машин пройдут капитальный ремонт и модернизацию.


Ту-22М3, находящиеся «на хранении» на аэродроме «Оленья» в Мурманской области

voennie_obiekti_08.jpg


Авиационная техника на базе хранения в Липецке

voennie_obiekti_14.jpg
 
Сверху