А Ваш прыжок с парашютом какой был ?

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Reflected sound написал(а):
Теперь помимо прыжков с паращютом довелось и поуправлять в воздухе Як-18Т и Цесночкой .
Завидую белой завистью.

МиГ-31 написал(а):
http://www.combat-tour.ru/military/plane.shtml
Круто! Во всех смыслах...

---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Эх, мне чтоль байки парашютные потравить малёхо... :-D
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мой первый прыг.

Система была довольно экзотическая --- Д-6 с принудительным раскрытием. По моим сведениям, такая штуковина эксплуатировалась очень недолго (из-за склонности к перехлёстам была запрещена в скором времени после появления).

Ан-2. Выпускающий --- http://www.dropzone.ru/parfenov.shtml (впоследствии ставший моим инструктором). Первым шёл мой друг и одногруппник, за ним я. Вижу в дверь улетающее назад-вниз тело с застывшим лицом. Ощущение какой-то нереальности происходящего, каждое движение как "на автопилоте". В голове мысль --- "Как мешок с картошкой. Щас и я так же". Пара секунд, чувствую лёгкое похлопывание по плечу и заветное "пошёл!". Выхожу, под ногами ощущение пустоты, мысль в голове "а там же нихрена нет!", доля секунды --- и уже вижу заветную тряпочку над головой, наполняющуюся воздухом --- и ощущаю дикий восторг! Вытащил клеванты, покрутился (если так можно выразиться применительно к времени разворота 18 с) , плюнул вниз (проверка вертикальной скорости), поглазел по сторонам, попробовал лететь и по ветру, и против ветра. Как положено на Д-6, ближе к земле развернулся по ветру (в отличие от Д1-5У, на котором положено приземляться по-нормальному, против ветра), сделал ноги вместе. Соприкосновение с землёй бренной произошло без приключений --- летом в Волосово поле достаточно мягкое (впрочем, зимой тоже, т.к. снега больше, чем по колено). Скрутил стропы "в косичку", дотопал до старта. А там уже Сан Саныч, глядя на наши счастливые рожи и горящие единственным желанием (сделать второй прыг) глаза, констатирует факт --- "ну вот, сделал на свою голову наркоманов". Насчёт меня --- как в воду глядел. Правда, дорога к этому была, скажем так, не совсем простой. Но это уже совсем другая история (С) :-D .
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

акулыч написал(а):
Подполковник Дмитрий Михайлович Хачковский из "Русских Витязей" как то сказал примерно следующее: " Я в принципе не понимаю человека, который находясь в здравом уме и твердой памяти добровольно соглашается выпрыгнуть из целого и не горящего самолета..." ;)
Для лётчиков очень типично :-D .

---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Насчёт Д-6 vs Д1-5У

Системы примерно одинаковой степени управляемости (у обеих время разворота на 360 градусов 18с (вообще, ТТХ многих отечественных систем тут:
http://www.skydive.ru/print/tech/ruschute
и тут:
http://kbrsky.com/site/?id=materials ) --- всего лишь небольшая разница в горизонтальной скорости (ну и конструкция принципиально разная, и материал купола). Управляемость Д-6 существенно растёт, если разблокировать перекат на свободных концах (теоретически там такая фишка предусмотрена) --- но практически в таком варианте прыгать с Д-6 не давали никому. А полностью неуправляемый --- это Д1-5 серии 6. Вот в нём ни вырезов, ни щелей, и чтоб не стукнуться об землю абы как, перед землёй нужно поворячиваться на свободных концах, а управление --- втягиванием части строп с нужной стороны.

С точки зрения пригодности к совершению первого прыжка и Д1-5У, и Д-6 приблизительно равноценны, и оба их перворазникам давали. Разница в том, что Д-6 не имеет штатного режима "на верёвку" --- только "стабилизация" с задержкой от 3с --- поэтому на первый прыг в некоторых местах его, в принципе, могут и не давать. Но оно кому-то и к лучшему --- с точки зрения последующего спортивного обучения Д-6 есть тупиковая ветвь, т.к. на нём принципиально невозможно обучение работе в свободном падении. В отличие от него, Д1-5У может быть использован как с принудительным раскрытием ("на верёвку"), так и "на расчековку" (ранец расчековывается принудительно, после чего чехол с купола стаскивается уже "автономно" --- специальным "шариком"), так и на полноценое ручное раскрытие (без всяких там стабилизаций). В общем, машина-зверь :-D .

--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Отделение "на мотор" (как назвал Ринат, "на поток" (иногда так в самом деле называют)) --- в принципе, если тело прошло соответствующий тренаж на земле, к такому отделению вполне может быть допущено. Не на первом прыге, конечно, но на втором теоретически можно. Если чел показал заинтересованность в дальнейшем обучении, инструктора могут пойти навстречу. И ничего плохого тут нет, в самом худшем случае он слегонца посчитает заклёпки на борту (без малейшего риска и абсолютно безболезненно).
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

В ситуации, описанной Ринат, в самом деле много нестыковок. Во-первых, фалы с чехлами от куполов уже выпрыгнувших тел и иже с ними на ходу никто и никогда не отстёгивает, даже когда борт пошёл на следующий заход --- их попросту, оттянув предварительно влево до упора, закидывают за дверь, дабы не мешались. Во-вторых, ежли даже вдруг выпускающий спятил и отстегнул зачем-то один из них и бросил на пол народу под ноги, попасть эта хрень в купол может теоретически лишь в одном случае --- если человек ещё до выхода наружу запутался в чехле ногами --- и то, вероятность такого попадания стремится к нулю. Что реально могло быть --- просто-напросто перехлёст --- в суть чего человек, совершающий второй в своей жизни прыг, мог и не въехать. С Д1-5У (тем более "на верёвку") возможен в единственном случае --- если при укладке не делалась проверка строп и он изначально был с перехлёстом уложен. Бардак-с, в общем, за который нуна головы отрывать. Как верно заметил камрад Бриз, простейший способ избавиться от перехлёста --- порезать стропу, благо круглый купол допускает обрыв до 8 строп без последствий для парашютиста. Но как не менее верно заметили его оппоненты --- стропорезы перворазникам брать во многих местах запрещают (да что перворазникам, были вариации, когда нормальные ножи запрещали брать даже спортсменам, разрешая лишь изврат типа "пеликанов", которых обычно к тому же не у кого не было, т.к. любой здравомыслящий человек предпочтёт "пеликану" нормальный ножик). Но, как опять-таки верно заметил Бриз --- первое, что нуна сделать при раскрытии --- посмотреть на тряпочку, что имеет или не имеет место быть над головой, после чего плюнуть вниз (дальнейшие действия --- в зависимости от того, куда полетит плевок)). Хотя на втором прыге человек может и не сделать этого. Но, Бриз верно заметил, опосля приземления по головке за нарушение техники безопасности мягко говоря не погладят.

То Breeze:
Дядь Миш, бардак в этих делах, увы, иной раз бывает. Тем более, что круглые купола прощают ну ооочень много какое раздолбайство. Как Вам, например, такое --- люди в чехлах Д1-5У забывали иной раз укладочные рамки :-D --- за что иной раз получали этой самой рамкой при раскрытии по башке или где-то рядом :-D (благо что башка в шлеме :-D )

А использовать навороченных "Иван-Иванычей" для пристрелки на АН-2 --- ИМХО изврат. Неужто с АН-2 кто-то такой хренью пристреливается? ИМХО более чем достаточно шарик от Д1-5У :-D . А лучше спросить у лётчиков про ветер на высоте, да точку отделения посчитать :-D .

Насчёт пинков со стороны выпускающего --- тоже никогда не видел --- обычно говорят "не хошь, ну и хрен с тобой" --- а как тело расслабится, лёгкий толчок в спину придаёт ему нужное ускорение в правильную сторону --- "билет "со скидкой"? --- какие проблемы, скинем!" :-D .

По допустимой скорости ветра для круглых --- ГРУшники и при 8 метрах прыгали. Предельная норма для перворазников --- 4 м/с летом и 5 м/с зимой.

marinel написал(а):
Понадобится, прыгну.
Перед этим раз 20 подумайте :-D --- это приблизительно как наркотик, "подсесть" можно и с первого раза, а "слезать" очень хреново, и "ломки" на всю оставшуюся жизнь :-D

Экономист написал(а):
По теме:
Мой рост 189, вес 95. Можно ли мне прыгнуть?
Рядом с дачей аэродром Волосово. Смотрю каждый раз и завидую. :-D
Без проблем, если не боитесь "подсесть" на это дело. На моей памяти, прыгали ребятки и раза в полтора потяжёльше. Грунт на поле в Волосово в основном достаточно мягкий. Главное заблаговременно развернуться против ветра (если Д1-5У, если Д-6, то по ветру) и ноги вместе. Чтоб легче было "ноги вместе", ножные обхваты на земле лучше затягивать потуже. Оно и в воздухе комфортнее --- при этом можно на соответствующую 5-й точке лямку подвесной системы нормально сесть как на скамеечку и ничего себе не отдавить :-D .

МиГ-31 написал(а):
предположительно из-за попадания
вытяжного парашюта основного купола в зону разряжения (затенения),
---------------------------------------------------------------------------------------
Антонов А.П. действий по вводу в работу запасного парашюта не
предпринимал, продолжая стабильное падение до столкновения с землей.
Темнят чё-то организаторы прыгов, что порой бывает. Либо парень ну ооочень по-глупому погиб. ИМХО.
1) Выход из затенения делается элементарно --- всего лишь наклон тела в любую сторону.
2) Главное. Этот человек обязан был пройти перед тем, как одеть такого рода мешок, тренаж на отцепку, этот тренаж делается в начале каждого прыжкового дня. При 8 сотнях прыгов у него уже в печёнках должно сидеть, что:
--- сперва взялся за подушку отцепки и кольцо запаски (одной рукой за подушку, другой за кольцо, и никак иначе! --- и пока обе руки не на месте, никаких действий!), выдернул подушку, отсчитал секунду (можно для перестраховки наверх глянуть, чтоб, если там какие тряпки неправильные, то убедиться, что они улетели), дёрнул запаску. Это раньше, много лет назад, когда замки ОСК использовались, был геморрой --- когда надо было при отцепке по замку каждой рукой открывать, да ещё строго одновремено, иначе переклинит. С КЗУ всё намного проще --- дёрнул подушечку, и всего делов.

Так что что там было на самом деле, хрен его знает...

У меня в своё время на ПО-16 (принцип раскрытия и основной купол аналогичны ПО-17, только конструкция системы несколько иная) пару раз случалось, что цеплялась медуза за какую-то хрень (предположительно за тросик от ППКУ) --- свалил бы на затенение, но по почерневшей кой-где ткани медузы сделал вывод, что имело место нехилое трение. Оба раза шевелилась уже мыслишка об отцепке, но метров до 600 медузу стряхнуть удалось, так что даже испугаться по-настоящему не успел :-D .

А вообще, ПО-17 --- изврат, тупиковая ветвь. Обычно "по классике" первый после круглых идёт ПО-16, а на нём долго не засиживаются, пересаживаются на системы с мягкой медузой --- что есть проще и надёжнее.
 

Экономист

Активный участник
Сообщения
9.171
Адрес
РФ, Москва
Реалист написал(а):
Без проблем, если не боитесь "подсесть" на это дело. На моей памяти, прыгали ребятки и раза в полтора потяжёльше.
Спасибо за совет! :OK-)
А, кстати, не подскажете, почему в Волосово самолет все время летает разными маршрутами (то по часовой стрелке, то против, то над лесом, то набирает высоту над садовыми участками)? И почему иногда выбрасывает по три человека, а иногда сразу десять? Разные летчики? Ветер? Не все сразу хотят выходить? :)

ЗЫ. Моя четырехлетняя дочь обожает смотреть на то, как летят парашютисты. Они их... считает! :grin: А еще говорит, что обязательно будет сама прыгать с парашютом. На что я ей говорю "Хорошо, доченька, но только немного подрасти!" :-D
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Экономист написал(а):
А, кстати, не подскажете, почему в Волосово самолет все время летает разными маршрутами (то по часовой стрелке, то против, то над лесом, то набирает высоту над садовыми участками)?
Да, заход строится с учётом ветра (который может меняться достаточно часто, да и на разных высотах быть разный (в т.ч. направление)). Ну и у каждого конкретного лётчика есть определёная манера ведения ЛА --- кто покруче набор высоты делает, кто поспокойнее, кто на выброске сбрасывает газ, а кто и нет :-D .

Экономист написал(а):
И почему иногда выбрасывает по три человека, а иногда сразу десять? Разные летчики? Ветер? Не все сразу хотят выходить? :)
Зависит от ветра и от опыта выбрасываемых. Перворазников обычно бросают сбросив скорость до положенных 140 км/ч и с хорошими интервалами (секунды по две-три), в заход редко выкидывают больше 3...4 человек (разве что в полный штиль). Спортсменов (особенно сборную :-D ) можно запулить и в один заход, не сбрасывая газ и, соответственно, с минимальными интервалами. Ну и чем сильнее ветер, тем кучнее нужно народ выбрасывать, чтоб сильно не разлетались. Плюс к тому, заходы могут различаться по высотам --- например, 800м перворазники, за ними 1000м начинающие с дубами на "расчековку" и на ручное 5с, за ними заход на 1200 (задержка 10с народ на круглых или 5с на крыльях), а то и выше --- 1600 или вообще 2000...2400 (последнее --- для "классиков" --- на индивидуальную акробатику). А иногда и на 3000 --- но такие приколы крайне редко, т.к. пилить туда на АН-2 ждать упаришься.

А "нежелающие выходить" --- это исключительные случаи, не могу припомнить, чтобы кого-либо назад привозили, обычно (подумав здраво) всё-таки выходят. Правда разочек пришлось "не выйти" самому (но это чуток из другой оперы) --- опробывал свою новую систему типа "сборная-солянка", и на высоте при неосторожном движении расчековалась запаска ("неродной" тросик от кольца оказался коротковат) --- не стал искушать судьбу, приземлился вместе с вертушкой, систему доработал и ушёл наверх парой заходов позже. Помню, очень было больно уши --- лётчики снижались где-то 10...15м/с --- тех 5м/с, что идёшь под куполом, не больно, т.к. ухи с запасом успевают подстраиваться, и 40...50 м/с в свободном падении тоже --- наоборот, не успевают реагировать совсем --- а тут "подстройка по ходу, но с запозданием" --- на крайних метрах думал уже, что лучше бы упихал тряпки в мешок и таки вышел :-D .

Экономист написал(а):
ЗЫ. Моя четырехлетняя (почти) дочь обожает смотреть на то, как летят парашютисты. Они их... считает! :grin: А еще говорит, что обязательно будет сама прыгать с парашютом. На что я ей говорю "Хорошо, доченька, но только немного подрасти!" :-D
Вот это самое страшное в парашютных прыжках --- когда прыгает близкий человек.
 

Экономист

Активный участник
Сообщения
9.171
Адрес
РФ, Москва
Реалист
Огромное Вам спасибо за интересные развернутые ответы! Вы просто находка для Форума! :good:

Реалист написал(а):
Вот это самое страшное в парашютных прыжках --- когда прыгает близкий человек.
Спасибо, буду знать.
На самом деле я эти слова воспринимаю спокойно лишь потому, что их говорит ребенок, мнение которого еще раз пятьдесят изменится. :)
 

ddd

Активный участник
Сообщения
6.921
Адрес
Россия
Экономист написал(а):
На самом деле я эти слова воспринимаю спокойно лишь потому, что их говорит ребенок, мнение которого еще раз пятьдесят изменится.
детские впечатления одни из самых ярких.
 

Экономист

Активный участник
Сообщения
9.171
Адрес
РФ, Москва
Реалист написал(а):
Главное заблаговременно развернуться против ветра (если Д1-5У, если Д-6, то по ветру) и ноги вместе.
Реалист, а как новичок вообще может разобраться с направлением ветра да еще и развернуть парашют? :Shok: Неужели это реально?
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Экономист написал(а):
Реалист, а как новичок вообще может разобраться с направлением ветра да еще и развернуть парашют? :Shok: Неужели это реально?

Абсолютно без проблем, причём параллельно несколькими путями.

а) На старте всегда есть конус ( http://lib.ru/PARACHUTE/kolbasa.jpg ), и его сверху отменно видно. В Волосово раньше вроде как ещё ставили конус и на "дальнем старте" (в центре поля --- туда, стараться приземлиться куда рекомендуется всем, кто на круглых куполах). Самый лучший ориентир, т.к. показывает направление ветра именно у земли (от направления ветра наверху может немножко отличаться).

б) Хорошо видно по скорости своего движения --- в зависимости от того, по ветру летим или против ветра, разница в скорости ощущается хорошо. Когда боком --- само собой тоже видно, как сносит.

в) Периодически посматривать, в какую сторону и с какой скоростью летят товарищи.

г) Слушать, что кричат в матюгальник на старте. Тем, кто метров за 100...200 до земли ещё не развернулся как надо, обычно напоминают. Вплоть до того, за что нужно потянуть.

д) Ещё перед тем, как заходить на борт, сидя на старте, полезно глянуть на конус , в какую сторону ветер, (или хотя бы грубо оценить направление ветра по-простому, послюнив палец), запомнить наиболее заметные ориентиры на местности и прикинуть, как относительно них будет проходить движение против ветра, к как по ветру.

Разворот на 360 градусов на Д1-5У и Д-6 --- 18с. Т.е. развернуться в потивоположное относительно направления ветра положение --- максимум 9с --- чтобы занять нужное положение этого более чем достаточно, с очень хорошим запасом --- успеете в воздухе и просто покрутиться, поиграть со стропами управления и поглазеть по сторонам. Времени на всё это у Вас будет почти три минуты.

Важный момент --- если вдруг так получилось, что направление ветра у самой земли отличается от направления ветра, имевшего место чуть выше (не сильно часто, но бывает), не нужно паниковать, дёргаться и пытаться в крайние секунды лихорадочно довернуться (любой разворот ощутимо добавляет вертикальную скорость) --- небольшая ошибка направления ничем практически не чревата.

На тему направления ветра --- расскажу парочку баек :-D

Случалось пару раз приземляться по ветру с системами, требующими приземления против ветра (правда не на круглых --- на круглых случалось иногда приземляться под углом к ветру).

Один раз (купол ПО-16) --- к концу прыжкового дня после нескольких прыгов просто мОзги переклинило --- "смотрю на конус, а вижу фигу" --- направление конуса принял за противоположное :-D . Где-то даже фотка валялась --- я в момент касания земли, а по сторонам народ смотрит круглыми глазами на этот "скоростной заход" :-D . Ничего, даже не ударился --- прокатился по траве на 5-й точке, и все дела :-D .

А другой раз (не помню, или ПО-16, или "Сенеж") --- неудачно была выбрана точка отделения, и, вдобавок, раскрылся низковато (высота метров 500, а я был ещё по противоположную от аэродрома сторону дороги, что идёт на Чехов)--- и, поняв, что либо мне придётся приземляться как положено и потом долго и нудно топать по глубоким лужам (дело было в начале весны) до ближнего старта (в кроссовках), либо приземлиться по ветру, но чётко на ближний старт, выбрал последнее --- в результате после касания земли ехал на корачках ещё метров 30 по ледяной корочке, с летящими в разные стороны брызгами выше головы, как от водного мотоцикла или от катера :-D .

Вот некоторые виды хорошо знакомой Вам местности, сделанные сверху:
ground.jpg

ground1.jpg

ground2.jpg

ground3.jpg

ground5.jpg

--- кстати, снимал я, на первых своих прыжках. Впоследствии эти и другие фотки тех лет с Волосово ребята повыкладывали тут:
http://lib.ru/PARACHUTE/
И я там был, водку-пиво пил :-D .
 

Экономист

Активный участник
Сообщения
9.171
Адрес
РФ, Москва
Да, кстати, Реалист, это ведь была байка? ;)
Реалист написал(а):
А другой раз (не помню, или ПО-16, или "Сенеж") --- неудачно была выбрана точка отделения, и, вдобавок, раскрылся низковато (высота метров 500, а я был ещё по противоположную от аэродрома сторону дороги, что идёт на Чехов)--- и, поняв, что либо мне придётся приземляться как положено и потом долго и нудно топать по глубоким лужам (дело было в начале весны) до ближнего старта (в кроссовках), либо приземлиться по ветру, но чётко на ближний старт, выбрал последнее --- в результате после касания земли ехал на корачках ещё метров 30 по ледяной корочке, с летящими в разные стороны брызгами выше головы, как от водного мотоцикла или от катера

:grin:

Очень похоже на анекдот, когда к неверной жене десантника на балком "заносило".
:)
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Экономист написал(а):
Да, кстати, Реалист, это ведь была байка? ;)
Само собой :grin: Как и всё остальное :grin:

Экономист написал(а):
:grin: Очень похоже на анекдот, когда к неверной жене десантника на балком "заносило". :)
А чего тут необычного? (В смысле не про жену и десантника, а про мою байку :-D ) Я тут малость напрягши память, вспомнил ещё некоторые детали.

Описанный выше случай был моим первым прыгом "на мягкую медузу" --- т.е. первый прыг с системой, имеющей "тандемный" ранец (это когда и основной, и запаска находятся в одном ранце --- в отличие от "беременного" ПО-16, где основной сзади в ранце, а запаска как и на круглых, пристёгивается спереди --- и медуза (вытяжной парашют) мягкая (без пружин, просто тряпочка с набалдашником, размещаемая в кармашке снизу ранца). На ПО-16 я в своё время привык затягивать все лямки на подвесной до упора, что способствовало более устойчивому положению и лучшей управляемости тела в свободном падении. Сдуру и на "Сенеже" затянул до упора всё, включая грудную перемычку (чего делать было нельзя, т.к. это ограничивает возможность прогиба тела для придания ему нужной аэродинамики в свободном падении). В итоге, выйдя за дверь, долго кувыркался из-за того, что никак не мог должным образом прогнуться, дабы выравнять своё положение в пространстве --- из-за чего и до медузы (которую для раскрытия купола надо вынуть из расположенного внизу ранца кармашка и бросить в поток) дотянулся не сразу и, я б сказал, довольно-таки с трудом --- в итоге пока то да сё, повис в самом деле метрах на 500, за что потом получал втык на старте от инструктора-методиста (обязан был повиснуть не ниже 800м) --- провинность на самом деле вполне обыденная и довольно распространённая. Дорога, если помните, там достаточно недалеко (я про ту, по которой автобус ходит от Чехова и обратно) и на которой за поворотом на аэродром есть остановка "Волосово". По ветру при максимальной собственной скорости купола 10 м/с (практически стандарт для всех "точностных" куполов) и ветре 5...7м/с можно пролететь и намного дальше :-D . Имея высоту 800...1000м :-D . А имея только 500м --- буквально впритирочку --- при заходе на посадку против ветра пришлось бы делать разворот метров за 100...150 от ближнего старта и ещё сколько-то пролететь в противоположном направлении (т.к. разворачиваться у самой земли низзя!). Ну а само приземление по ветру --- скорость ветра 5...7 м/с, скорость купола на "среднем" режиме 5 м/с (итого в сумме начальная скорость в момент касания 10…12 м/с = 36...43 км/ч), поверхность, на которую приземлялся --- гладкая ледяная корка (почти как на катке), а поверх льда --- 5...10 см воды :-D . Естественно, о состоянии поверхности знал заранее, иначе бы, наверно, всё же приземляться по ветру не рискнул :-D .

В принципе, это всё мелочи. Например, при прыжках на точность, если прыгают "на результат", грубые недоработки в расчёте захода приходится исправлять не менее грубыми методами --- попросту загонять купол в свал (перед самой землёй (на высоте метра 2...3)!) и тупо сыпаться на матрас в расчёте исхитриться при этом всё-таки цапануть ногой датчик (ценой набития шишек на разных частях тела). Я однажды таким макаром чуть в прямом смысле не свалился на голову нашей руководительнице курсов "точнистов", где одно время занимался, А.М.Швачко (она же --- тренер сборной и вообще известная достаточно тётка). Она около самого мата стояла, контролировала у каждого из нас построение захода. Я шёл с довольно большим перелётом, и она уже на меня рукой махнула, переведя взор на следующее идущее на посадку тело --- ну а я, подлетая к матрасу, решил "давить!" --- ну и посыпался на неё сверху с диким воплем :-D .

Или, например, заход на посадку на скоростных "релятивистских" куполах (у которых максимальная скорость по горизонтали достигает 20 м/с (собственная, без учёта ветра) и минимальная где-то наверно около 6…7 м/с (за исключением точки свала), при вертикальной стандартных 5 м/с) --- если перед землёй "подушку" словил не вовремя, то скорость в момент касания земли тоже в общем-то приличная…

Ну и ещё насчёт полётов на куполе, очередная байка :-D (не путать с полётами Мюнхгаузена на ядре! :-D ).
Прыгая ещё на Д1-5У, довелось таки мне разочек слетать за пределы аэродрома (всё то же родное Волосово :-D ). Задание было "на расчековку", высота требовалась 1000м. На 1000 на борту я был один, остальные кто на 800м, кто на 1200. Выпускающему (да и лётчикам) было влом из-за одного человека делать лишний заход, в итоге я уговорил выпускающего скинуть меня на 1200. А ветерочек был для круглых куполов приличный, метров 5, наверно, было. С "расчековкой" раскрытие лишь немного дольше идёт, чем "на верёвку" --- в итоге повис я где-то наверно на 1100. Покрутился по сторонам, прикинул свою приблизительную траекторию и понял, что шансов попасть в поле у меня немного, даже если на сильном втягивании строп высоту сбросить и всё время стоять против ветра --- наиболее вероятно сесть аккурат на кромочку леса, что на противоположной от старта стороне поля (рядом с дачами). "Пораскидывать мозгами" об ветки ну ооочень не хотелось, хотя в этом, в принципе, ничего страшного нет, приземляются люди на лес на чём угодно совершенно спокойно. Ну а мне вот не захотелось --- покрутился-повертелся, прикинул разные варианты, и решил сделать финт ушами --- развернулся по ветру и, соответственно, "на полном газу" ломанулся через лес, благо запас по высоте имел приличный. В итоге перелетел через лес, какие-то дачи (если не ошибаюсь), какие-то довольно многочисленные сельхоз постройки и остатки какого-то заброшенного строительства --- и приземлился метрах в 20 от дороги, перпендикулярной той дороге, которая идёт на Чехов. Только приземлился, смотрю, наверху уже вертушка кружит --- видимо выслали с аэродрома глянуть, куда тело улетело. Но лётчики, заразы, посмотрели сверху на мою сияющую рожу, развернулись и улетели восвояси :-D --- типа жив-здоров, значит сам выберешься :-D . Ну чё ж делать --- ничьих жён неверных поблизости не оказалось, поэтому сгрёб в кучу тряпки, запихал в сумку, тормознул дядьку на мотоцикле из местных, он меня в момент с ветерком прямо к старту и доставил в лучшем виде :-D --- никто особо моего отсутствия даже и не заметил, ну а я ещё в тот день разок-другой успел сигануть :-D . Можете, кстати, по карте прикинуть --- высота, на которой было принято окончательное решение, где-то 800...1000м, положение --- где-то, наверно, или над "дальним стартом" (центр поля), или посередине между "дальним стартом" и лесом (точно уже не помню), вертикальная скорость 5 м/с, горизонтальная собственная 2,5 м/с и 4...5 м/с скорость попутного ветра (впрочем, на высоте могло и метров 6...7 быть) --- в среднем, километра полтора пролететь при таком раскладе --- влёгкую.

Вот такие дела. В принципе, разные забавные случаи во время прыгов бывают на каждом шагу...
 

Экономист

Активный участник
Сообщения
9.171
Адрес
РФ, Москва
Реалист написал(а):
В итоге перелетел через лес, какие-то дачи (если не ошибаюсь), какие-то довольно многочисленные сельхоз постройки и остатки какого-то заброшенного строительства --- и приземлился метрах в 20 от дороги, перпендикулярной той дороге, которая идёт на Чехов.
Так это ж почти к нам, в Рыжиково! :OK-)
Прилетайте еще раз - мы самовар поставим. Чаёк получается охренительный! :good:
А ориентир - березка, а рядом мангал и чадящая труба самовара. :)

Реалист написал(а):
Вот такие дела. В принципе, разные забавные случаи во время прыгов бывают на каждом шагу...
Знатока и Мастера всегда послушать интересно! :-D
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Экономист написал(а):
Так это ж почти к нам, в Рыжиково! :OK-)
Прилетайте еще раз - мы самовар поставим. Чаёк получается охренительный! :good:
А ориентир - березка, а рядом мангал и чадящая труба самовара. :)
Пасибки! :-D Но щас уже не выйдет --- с прыгами завязал :-( . Когда-нибудь может быть, конечно, ещё попрыгаю... А пока --- мешок на антресоли валяется (Талка-М), раз в год достаю и переукладываю :-D .

Реалист написал(а):
Знатока и Мастера всегда послушать интересно! :-D
Да бросьте, какой там, совсем в краску меня вогнали :confused: --- не мастер я никакой, да и не знаток далеко --- так, попрыгивал немножко одно время...
 

Экономист

Активный участник
Сообщения
9.171
Адрес
РФ, Москва
Реалист написал(а):
Но щас уже не выйдет --- с прыгами завязал
Но почему? Извините за излишнее любопытство... Здоровье? Что-то произошло? Денежная сторона? :-(
Реалист написал(а):
да и не знаток далеко --- так, попрыгивал немножко одно время...
Ничего себе "немножко"! :)
 

Муравей

Активный участник
Сообщения
133
Адрес
Санкт-Петербург
Прыгал лет 5-6 назад на "Дубе" с кукурузника. Аэроклуб ДОСААФ около цирка.

В пятницу вечером олата прыжка, страховка (ВСК - почитал договор-поржал: ни за что не отвечают), записали телефоны близких, затем 6 часов теории (вел инструктаж молодой парель.... с юмором такой :-D ....
Запомнилось ППК-У. Цитата:"Это устройство принудительно открывает запасной парашют на высоте 500 м. При достижения данной высоты прибор срабатывает, раздается жужжание, через 5 сек. - щелчок и происходит раскрытие запаски. Если Вы не хотите платить дополнительно 500 руб., то Вам необходимо вытащить вот этот тросик и таким образом отключить запаску." Все это он говорил, проводя демонстрацию.... Прибор зажжужал, затем затих и не щелкнул....
"Что-ж... такое тоже бывает...." Инструктор отпускает прибор, он падает на пол и раздается щелчок... "Но он всегда срабатывает при ударе!!!"

Жесть.... :-D

На утро субботы на аэродром явилось человек 15 из 40 с лишним, проходивших пятничный инструктаж... :-D :-D :-D
На аэродроме еще один инструктаж часа на полтора...
Напрыгавшить с какой-то хрени, имитирующей силу удара при приземлении, я отправился брать прыжковые ботинки в аренду (100 руб.)... Эластичные бинты на голеностоп взял еще из дома... Разбили нас (перворазников) на 3 группы. Я попал в 1-ю группу.... К каждой группе еще сколько-то спортсменов...
Сначала прыгали только спортсмены....
Один из них приземлился недалеко от нас с очень высокой вертикальной скоростью, да еще растопырив ноги... После приземления (удара об землю) он что-то заорал.... На что ему в тот самый матюгальник проорали с вышки что-то типа: "Какого хрена разлегся... бегом сюда!" (Фраза была слов на 10 больше и содержала совершенно другие слова).
Затем мы одели парашюты, шлемы, народ,который с линзами еще и очки (тоже в аренду).
1-ая группа выстроилась, началась проверка парашютов... Проверял выпускающий в нашей команде и по моей оценке - нач. аэроклуба... Серьезный такой чел... Сильный (не в плане физ. силы, а психологически сильный, еще одно слово есть - матерый)...
Идет проверка... подходит он к перворазу слева от меня, осматривает..... и говорит - заменить парашют..... У меня все нормально... У чела справа от меня осматривает и вполголоса нашему пятничному инструктору что-то типа того: "Бл@ть, они что оху@ли... Вые@и их.... На замену..."
Мне так стало грустно..... Даже мыслишка подлая закралась... а нах мне все это надо... :(

Загрузились в самолет... В обратном порядке.... Тот кто выходит первый - заходит последним...
Взлет.... Мдя.... Это даже не Як.... Шустрый разгон, взлет....Реально ощутимое ускорение... Приходиться держаться за сиденье, чтоб не улететь к хвосту... Кстати правая рука намертво привязана к вытяжному кольцу.... Действовать можно только левой... Очень неудобно.... Подо мной сложилось сиденье (они раскладные)... Грохнулся на пол.... Кое-как сел... Народ в салоне ржет... Истерически так ржет... Сразу вспомнился рассказ инструктора сегодня о том, что одна девчонка решила прыгнуть, но перед самим прыжком испугалась и забилась под сиденья так, что пришлось часть стоек отрезать углошлифмашинкой - иначе было не вытащить...
Х.З. байка или не байка...
У одного из спортсменов на кисти руки прибор, показывающий высоту... Он сидит слева от меня, я краем глаза смотрю на прибор и шепотом на ухо (сейчас вспоминаю - ржу не могу...) сообщаю высоту перворазнику справа от меня, он таким-же способом сообщает высоту всем остальным перворазникам... Жесть... :-D (Как мальчишки) :-D
Сначала вышла первая пара... Я во второй паре первым.... Подхожу к двери... Около двери выпускающий... Стоит спиной уперевшись в поперечную стенку самолета, а ногой, перегородив проем, в проем двери... Подхожу к нему.... В крови андреналина по самые яйца... посмотрел вниз... уровень подпрыгнул под макушку... четко помню только одно - должен выйти сам!!!! (И тут же понимаю - а смогу-ли???) Говорю выпускающему: "Если сам не смогу - подтолкните". Он отвечает, похлопывая по плечу: "Конечно помогу".... Успокоился вроде... Левая нога на нижнем срезе двери.... сам полусогнувшись... Выпускающий убирает ногу... "Давай, пошел!!!!"...
Сердце пропускает пару тактов... мысль - "Да пошли вы все на хер!!!" резкий выдох... затем вдох... толчок.... Двадцать один... Двадцать два... (все вокруг какое-то сер-голубое... и ощущения, словно ты валяешься на асфальте, а тебя мужиков 5 ногами бьют...)... Двадцать.... рывок.... три.... правую руку от себя (неожиданно долго тянуть пришлось).... Млять... Взгляд наверх.... Огромная белая хрень надо мной..... Сцуко.... получилось!!!!!!!!!!!!

А вот дальше началась настоящая хрень... На инструктаже такого не было... Вообщем у меня не перехлест строп случился, как всех пугали - типа ничего страшного, и к чему мы все потенциально были готовы.... Я не знаю этого термина... У меня стропы ушли в завивку... Представьте... Вы берете условно сказать две\четыре\шесть ниток и подвешиваете к ним грузик...(Точка покоя - ПО). Затем берете этот грузик и закручиваете, так что-б нитки скрутились в веревочку.... Затем отпускаете грузик и происходит следующее - нитки начинают раскручиваться а грузик вращаться... затем проходя ПО, нитки за счет энерции грузика опять скручиваются, потом закручиваютя , затем опять раскручиваются и закручиваются... ну и т.д.
Реалист - как это называется?
Совершив пяток оборотов туда и обратно, я совсем потерял ориентацию.... Мысль - "Писец- как я буды приземляться???" Здесь вспомнилась книга Ханлайна "Астронавт Джоунс" кажется... кто читал - тот поймет.... Вообщем еще 1,5 вращения - я застабилизовался... Нашел аэродром... Соорентировался лицом к нему....
Млять!!!!!!!!!
Запищала запаска.... Успел выдернуть этот шнурок.... :)
Полет.... Тишина... Здорово....

И здесь я увидел впереди и справа этот долбаный крест, выложенный на земле....
надо туда... Правые стропы к себе - смещаемся вправо... Теперь вперед!!! Натягиваем передние стропы!!!! Летим к крестику.... Еще высоко... В матюгальник что-то гавкают (именно гавкают, а не говорят, ведь ни хрена не понять).... Приближаюсь....
И здесь вдруг деревья вдруг неожиданно стали выше тебя, а земля просто реально на тебя прыгнула....
Я успел перехватиться с передних строп на задние и причем приложил такую силу, что что мои руки оказались на уровне (уж извините - задницы).... Удар ногами... Ноги вверх... Удар пятой точкой... (копчик еще недели три болел).... рывок парашюта вперед.... группировка... тащит... начинаем гасить (откуда сверху или снизу - уже не помню.... дергаю все стропы подряд....) физиономией в мартовскую землю..... тащит.... загасил.... Встал.... Взмокший и с ощущунием - я это сделал!!!... Крик откуда-то сверху "Полундра!!!!" Не рассуждая - падаю на только-что собранный парашют.... Сверху проноситься еще один перворазник и приземляется метрах в пяти от меня.... помогаю ему гасить парашют.... Идем вместе к старту....

П.С. У меня тогда были длинные волосы.... От всех этих переживаний и парашютов я слегка взмок... Идя к старту я снял шлем, а так как волосы падали на глаза - руками зачесал их назад.... На старте меня встретили остальные перворазы возгласом "Ты че - испугался!!!???" :-D

П.С.
Для тех, кто не прыгал, но вроде собирается прыгнуть - советы:
1. Если у Вас появилась мысль прыгнуть - обязательно прыгаете.... Только выберете подходящий момент.... Типа все хреново, бизнес не катит, в семье разлад, короче - пошли все в жоп@... Это самый подходящий момент.... После прыжка Вы на все посмотрите с другой стороны и жизнь наладиться....
2. Ищите в своем городе нормальную контору, которая занимается прыжками.... Тема- сейчас плати - через 2 часа прыгаешь - не подходит.
3. Прыгайте самостоятельно... Тандем - для лохов (причем трусливых).
4. Прыгайте с самолета. Вертолет - опять-же для лохов.
5. В прыжке не выпендривайтесь.... Ваша задача просто прыгнуть....
6. Не надо гоношить всех друзей и знакомых на первый прыжок.... Я вот сейчас не поленился и посчитал... Когда я говорил - надо бы прыгнуть - все были согласны... Когда я нашел где когда и как - то из 17 человек только один честно ответил: " Знаешь, Серж, я здесь сел и подумал - у меня 2-е детей, оно мне надо??? Остальные привели какие-то гнилые отмазки... Это Ваш прыжок... и только Ваш...
7. Это самое важное!!! После первого прыжка не надо убалтывать весь персонал аэродрома на совершение второго. Правильные люди Вам откажут (как это было в моем случае - 10-ти кратная стоимость).... Поймите Вас просто прет, Вам кажется, что все в Вашей власти.... Но поверьте... это не так.

П.С.С. У моей подруги подруга работает в некоторой компании секретарем .. Владельцы и руководство компании - бывшие летчики... В этой компании принято правило - переодически прыгают все... Редкость... Это называется нисходящий поток воздуха.... Ей сложило купол перед самой землей..... Только то, что я помню: Перелом шейки тазобедренного сустава, 6 ребер, ЧПЗ.... 9 мес. на больничном.... Вот так бывает....
П.С.С.С. Вроде хотел описать свой первый прыжок.... а вышла прямо-таки статья.... :-D
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Экономист написал(а):
Но почему? Извините за излишнее любопытство... Здоровье? Что-то произошло? Денежная сторона? :-(
Невозможно успеть всё и сразу. Наступил момент, когда пришлось выбирать. Выбор пал в сторону "обычной" жизни --- подскакивать спозаранку чуть ли не каждые выходные, хватать здоровенный рюкзак и мчаться с десятью пересадками за сотню-другую км, чтоб спустить на ветер чуть ли не весь недельный заработок, возвращаться домой поздно вечером в воскресенье, а с утра снова на работу --- тут нужен элемент фанатизма, который стал постепенно угасать. А ездить на прыги раз-два в сезон стало неинтересно --- чтоб двигаться дальше, нужно было интенсивно заниматься. У кого-то получается совмещать обычный образ жизни и прыги, а у меня вот не вышло :-( .

В общем, у прыгов с наркотиками определёное сходство есть во всех смыслах. ИМХО. :-D

Муравей написал(а):
Прибор зажжужал, затем затих и не щелкнул....
"Что-ж... такое тоже бывает...." Инструктор отпускает прибор, он падает на пол и раздается щелчок... "Но он всегда срабатывает при ударе!!!"

Жесть.... :-D
Ага :-D . Однозначно прикалывался :-D . ППК-У --- вещь очень надёжная, можно сказать, легендарная. Как рассказывали люди бывалые, в старые времена, когда не было ещё всяких там cypres'ов, янки в обмен на ППК-У давали парашют из числа самых навороченных.

Просто у ППК-У два типа срабатывания --- по времени и по давлению. При выдёргивании шпильки идёт отсчёт выставленных на нём секунд, а после того, как отработал таймер, прибор сработает только тогда, когда высота ниже, чем выставлено у него на шкале высот. Т.е. если установку высоты скрутить в ноль, он на земле будет срабатывать неустойчиво, только и всего. Но перворазникам на основной обычно устанавливали на ППК-У высоту порядка метров 1000, при этом после отработки таймером заданного времени прибор срабатывал сразу же. А на запаски --- наоборот, высоту метров на 300...500, а таймер --- почти без задержки.

Муравей написал(а):
Проверял выпускающий в нашей команде и по моей оценке - нач. аэроклуба... Серьезный такой чел... Сильный (не в плане физ. силы, а психологически сильный, еще одно слово есть - матерый)...
Есть специальная должность --- "Начальник ПДС" (парашютно-десантной службы). Обычно на старте проверяет именно он.

Муравей написал(а):
Идет проверка... подходит он к перворазу слева от меня, осматривает..... и говорит - заменить парашют..... У меня все нормально... У чела справа от меня осматривает и вполголоса нашему пятничному инструктору что-то типа того: "Бл@ть, они что оху@ли... Вые@и их.... На замену..."
Ничего серьёзного. В десантной системе сломать по большому счёту практически ничего невозможно. Просто любит человек порядок.

Муравей написал(а):
Взлет.... Мдя.... Это даже не Як.... Шустрый разгон, взлет....Реально ощутимое ускорение... Приходиться держаться за сиденье, чтоб не улететь к хвосту... Кстати правая рука намертво привязана к вытяжному кольцу.... Действовать можно только левой... Очень неудобно.... Подо мной сложилось сиденье (они раскладные)... Грохнулся на пол.... Кое-как сел... Народ в салоне ржет... Истерически так ржет...
У нас ещё иногда лётчики прикалывались --- делали горку :-D --- тела по салону порхали :-D (кто не успел за что-нибудь схватиться). Но это только со спортсменами.

Муравей написал(а):
Сразу вспомнился рассказ инструктора сегодня о том, что одна девчонка решила прыгнуть, но перед самим прыжком испугалась и забилась под сиденья так, что пришлось часть стоек отрезать углошлифмашинкой - иначе было не вытащить...
Х.З. байка или не байка...
Скорей всего байка. Она ж не сама по себе на борту была, а с мешком --- там не то что под скамейку залезть, а даже развернуться иной раз проблематично.

Муравей написал(а):
А вот дальше началась настоящая хрень... На инструктаже такого не было... Вообщем у меня не перехлест строп случился, как всех пугали - типа ничего страшного, и к чему мы все потенциально были готовы.... Я не знаю этого термина... У меня стропы ушли в завивку... Представьте... Вы берете условно сказать две\четыре\шесть ниток и подвешиваете к ним грузик...(Точка покоя - ПО). Затем берете этот грузик и закручиваете, так что-б нитки скрутились в веревочку.... Затем отпускаете грузик и происходит следующее - нитки начинают раскручиваться а грузик вращаться... затем проходя ПО, нитки за счет энерции грузика опять скручиваются, потом закручиваютя , затем опять раскручиваются и закручиваются... ну и т.д.
Реалист - как это называется?
Закрутка строп. Явление довольно частое и на круглых куполах абсолютно безобидное (совсем чуть-чуть добавляется скорость по вертикали и, к тому же, достаточно легко раскручивается в нормальное положение). Бывает обычно по одной из двух причин --- либо вращение тела при отделении и в момент раскрытия, либо при несколько кривоватой укладке. Опасной закрутка бывает на куполах типа "крыло", в основном на скоростных --- если число оборотов строп превышает некую критическую величину, вращение купола в сторону закрутки происходит быстрее, чем движение тела в сторону раскручивания этой закрутки --- что заканчивается отцепкой, т.к. вертикальная скорость при этом весьма высока.

Простейший способ проверки вертикальной скорости --- плюём вниз, если плевок при этом летит вниз, значит как минимум угрозы для жизни нет, а как максимум --- вообще всё ОК. А вот если плевок полетел вверх --- то нужно срочно предпринимать какие-либо действия по уменьшению вертикальной скорости, иначе закончится дело плохо.

Муравей написал(а):
Я успел перехватиться с передних строп на задние и причем приложил такую силу, что что мои руки оказались на уровне (уж извините - задницы).... Удар ногами... Ноги вверх... Удар пятой точкой... (копчик еще недели три болел)....
У меня было похожее на одном из первых прыгов с Д1-5У. Делая самые первые прыги на Д-6, привык при приземлении вытягивать ноги вперёд (т.к. приземление на нём по ветру, ноги срабатывали подобно пружине, смягчая удар). И когда пошёл с Д1-5У, сдуру тоже вытянул вперёд ноги (а с ним приземление против ветра, и несло слегка назад --- надо было просто спокойно ноги опустить вниз) --- в итоге припечатался копчиком основательно. Ничего не сломал, но иногда и спустя годы там чё-то слегонца покалывало.

Муравей написал(а):
4. Прыгайте с самолета. Вертолет - опять-же для лохов.
Почему? С вертушки тоже нормально, единственно что --- нет сильного горизонтального потока (создаваемого в самолёте пропеллером) и есть сильный вертикальный поток (создаваемый винтом вертушки), из-за чего первый момент после выхода наружу может возникать ощущение, как будто в яму падаешь. Единственно, есть одна существенная деталь --- тросы, протянутые в салоне вертушки (за которые цепляют карабины от парашютных верёвок и фалов), вроде как (теоретически) не рассчитаны по прочности на использование при принудительном раскрытии. Но не то чтоб совсем не рассчитаны --- просто, по всей видимости, не имеют того десятикратного запаса прочности, который имеют тросы, рассчитанные под выброску "на верёвку". Поэтому считается, что вроде как их "на верёвку" использовать нельзя --- хотя во многих местах используют абсолютно без проблем (и ни одного случая их обрыва лично мне не известно). В плюс вертушки --- быстрый набор высоты и хорошая печка (последнее актуально зимой).

Муравей написал(а):
7. Это самое важное!!! После первого прыжка не надо убалтывать весь персонал аэродрома на совершение второго. Правильные люди Вам откажут (как это было в моем случае - 10-ти кратная стоимость).... Поймите Вас просто прет, Вам кажется, что все в Вашей власти.... Но поверьте... это не так.
Почему? Нормально второй после первого, без проблем совершенно. У нас за это брали самую обычную цену и никого не помню, кто бы пожалел. Единственно что, нужно соизмерять количество полученных эмоций с возможностями организма --- кому-то и от первого прыга эмоций столько, что будет вполне достаточно на сутки до следующего прыжкового дня, а то и на больше.

Муравей написал(а):
П.С.С. У моей подруги подруга работает в некоторой компании секретарем .. Владельцы и руководство компании - бывшие летчики... В этой компании принято правило - переодически прыгают все... Редкость... Это называется нисходящий поток воздуха.... Ей сложило купол перед самой землей..... Только то, что я помню: Перелом шейки тазобедренного сустава, 6 ребер, ЧПЗ.... 9 мес. на больничном.... Вот так бывает....
На круглом десантном куполе --- исключено. Максимум что в нисходящем потоке --- некоторый рост вертикальной скорости. А вот на спортивном, особенно скоростном --- при неблагоприятных условиях и не очень удачном маневрировании на малой высоте теоретически возможно. Практически --- не помню ни разу, хотя сводки о происшествиях по всей РФ нам на построениях зачитывали. Многие ломались делая на скоростных куполах крутые развороты вблизи земли --- и очень серьёзно ломались, вплоть до летального исхода. На купольной акробатике тоже ломались серьёзно, там складывание куполов явление достаточно реальное. Ещё припоминаю случаи складывания спортивных куполов, когда человек подлетал слишком близко к самолёту с работающим движком или к работающей вертушке --- один или два раза у меня на глазах, но, вроде как, высота была уже почти ноль, и человек отделывался лёгким испугом и большим втыком от инструкторов.

Муравей написал(а):
П.С.С.С. Вроде хотел описать свой первый прыжок.... а вышла прямо-таки статья.... :-D
Хороший рассказ у Вас получился, лично я с большим интересом прочитал.
 

romeo

Активный участник
Сообщения
385
Адрес
Киев
ведомый, конечно))) инструктор - мой хороший друг. вот думаю вскоре опять к нему в гости заехать
 
Сверху