А Ваш прыжок с парашютом какой был ?

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Экономист написал(а):
Ну хоть бы раз такое зрелище посмотреть! :)
Ну его нафиг. "Крылья" при соприкосновении, скажем так, с посторонними предметами (например, деревьями, телеграфными столбами, проводами и т.п.), складываются намного легче, чем дубы. Так что риск травматизма при таких "нештатных" приземлениях намного выше. Особенно если тело не очень владеет управлением купола (т.е. не может в сложных условиях приземления выбрать наиболее безопасную площадку и в неё попасть).

Экономист написал(а):
Кстати, несколько раз видел как у парашютиста рядом с основным парашютом болтался еще один маленький парашют. Что это? Случайно сработавшая запаска?
Да. Прибор на запаске сработал. Чтоб этого не произошло, после раскрытия, убедившись, что с основным куполом всё ОК, человек должен был сразу же выдернуть "рыжую" (верёвочку соответствующего цвета, при выдёргивании которой страхующий прибор отключается --- иначе он на 300...500м откроет запаску) . О чём ему обычно изо всех сил кричат с земли в матюгальник :-D --- но чувство восторга настолько сильно, что далеко не все про эту несчастную "рыжую" вспоминают...

Экономист написал(а):
А еще интересно, как определяют оставшийся ресурс парашюта. По количеству совершенных с ним прыжков? Оценивают состояние визуально?
Всё вместе. И количество прыгов (нормируется для каждого типа парашюта), и срок эксплуатации (аналогично), и результаты визуального осмотра. Техосмотр --- вообще процедура обязательная перед получением допуска на прыги (но это касается тех, кто на своей технике прыгает, клубная и т.п. техника все осмотры и регламенты проходит, естественно, централизованно) и проводился ЕМНИПть раз в год.

Breeze написал(а):
- Простите, при каком "обычном"? На задержку они ходили, фигуры всякие вертели, с 4000 метров, не помню сколько секунд там было, что-то типа минуты...

Всё, что Вы перечислили --- и есть обычное. "Не совсем обычное" (близко к границам допустимых режимов) --- это раскрытие на близких к максимально-допустимым высотах и на предельных горизонтальных скоростях, особенно в сочетании с весом человека, близким к предельно-допустимому.
 

WildCat

Активный участник
Сообщения
44
Адрес
МЕЛИТОПОЛЬ
А чем Т-4 так опасен?
Да он не опасен, просто жесткий очень. На раскрытии бьет сильно, до 15G. Вертикальная скорость у него 6.4 м/с. (что не сладко если не попал "в песок"). А меня однажды при раскрытии после 20 сек. еще и свободными концами по башке треснул а замками - по зубам :-D . А на реверсе у него вертикаль увеличивается до 8 м/с. Единственный купол с реверсом, тут прав коллега Реалист. Мой однокурсник Андрюха Малеев как то пришел к кругу с перелетом и решил во что бы ни стало попасть "в песок". Приземлился на реверсе.... . Аж светофильтры из очков повыворачивало.... :Shok: . Но суровым рязанским парням все пофигу.... Перевернули его вниз головой, песок вытрясли - и пошел укладываться... :-D
Цитата:
Экономист писал(а):
Кстати, несколько раз видел как у парашютиста рядом с основным парашютом болтался еще один маленький парашют. Что это? Случайно сработавшая запаска?

Да. Прибор на запаске сработал. Чтоб этого не произошло, после раскрытия, убедившись, что с основным куполом всё ОК, человек должен был сразу же выдернуть "рыжую" (верёвочку соответствующего цвета, при выдёргивании которой страхующий прибор отключается --- иначе он на 300...500м откроет запаску) . О чём ему обычно изо всех сил кричат с земли в матюгальник --- но чувство восторга настолько сильно, что далеко не все про эту несчастную "рыжую" вспоминают...
ИМХО - не запаска это. Наверное Экономист имеет в виду медузу, болтающуюся за основным куполом.
Цитата:
Реалист писал(а):
Дядь Миша, а не путаете ничего? Он, вообще-то, на перегрузку 10g рассчитан (штатную, сколько сверх неё запас прочности --- вообще ХЗ). При обычном применении (не на границах штатных режимов) перегрузка на раскрытии значительно меньше максимальной (ИМХО 2...5 g не превышает)
Тут я не согласен. Д-1-5у бьет до 10 G ( паспортные данные). Т-4 серии 4МП - перегрузка на раскрытии до 15 G. Ну и "счастье парашютиста" - УТ-15 при раскрытии лупит до 16 G/
Ситуация, описанная "дядей Мишей" - реальна, случай бывали (хотя и редко).У Т-4 была особая схема нанесения силовых лент на купол - зигзагами. Может быть поэтому они иногда рвались. Ну и видимо играет роль то что купол - капрон и чехол - капрон. Раскрытие - буквально доли секунды - а это перегрузка. Кроме того - клапаны управления. Их было всего два и поэтому - достаточно длинные, примерно половина радиуса купола - тоже слабое место.
Цитата:
Мой инструктор вот: .........
Ссылка не работает :-(
 

Экономист

Активный участник
Сообщения
9.171
Адрес
РФ, Москва
Реалист написал(а):
Ну его нафиг. "Крылья" при соприкосновении, скажем так, с посторонними предметами (например, деревьями, телеграфными столбами, проводами и т.п.), складываются намного легче, чем дубы. Так что риск травматизма при таких "нештатных" приземлениях намного выше.
Ого. Я этого не знал... :-(
Реалист написал(а):
О чём ему обычно изо всех сил кричат с земли в матюгальник Смеюсь --- но чувство восторга настолько сильно, что далеко не все про эту несчастную "рыжую" вспоминают...
Очень нечасто! Результат с земли хорошо виден. :-D
А почему запаска такая маленькая в сравнении с основным парашютом? Она рассчитана на более жесткое приземление? :???:
WildCat написал(а):
А меня однажды при раскрытии после 20 сек. еще и свободными концами по башке треснул а замками - по зубам Смеюсь . А на реверсе у него вертикаль увеличивается до 8 м/с.
Охренеть! :Shok:
А что такое реверс?
WildCat написал(а):
ИМХО - не запаска это. Наверное Экономист имеет в виду медузу, болтающуюся за основным куполом.
Нет-нет. Она была не "за", а рядом. То есть как будто два купола из (как бы это назвать) рюкзака торчат.
WildCat написал(а):
Ссылка не работает
У меня тоже.
WildCat написал(а):
перегрузка на раскрытии до 15 G.
А какая перегрузка считается более-менее комфортной?

Друзья! Вы уж извините, что задаю так много вопросов. :-D
 

Слон

Активный участник
Сообщения
4.014
Адрес
Москва
WildCat написал(а):
Ну и "счастье парашютиста" - УТ-15 при раскрытии лупит до 16 G
УТ-15 из круглых вроде самый продвинутый? Почему у него перегрузка такая большая? Купол меньше, чем у Д-1-5у. Раскрывается резче? Почему так?
 

WildCat

Активный участник
Сообщения
44
Адрес
МЕЛИТОПОЛЬ
А почему запаска такая маленькая в сравнении с основным парашютом? Она рассчитана на более жесткое приземление?
Запаска нужна просто для того что бы спастись. Тут уже не до комфорта. Площадь купола Д-1-5у - 83 м2. Площадь купола у запаски ( З-5 например) - 50 м2. Ну и разная длина строп. У "дуба - 9 метров, у запаски - 6 м.
но чувство восторга настолько сильно, что далеко не все про эту несчастную "рыжую" вспоминают...
Согласно правилам после раскрытия системы и осмотра купола парашютист ДОЛЖЕН разблокировать запаску и громко три раза крикнуть "ШНУР" дабы напомнить остальным парашютистам о разблокировке.... После этого у парашютистов слово "шнур" стало аналогом матросской "полундры"... :)
А какая перегрузка считается более-менее комфортной?
Ну вот до 10 "ж" которые дает "дуб" переносятся достаточно комфортно. На коротких задержках "дуб" дает до 5-6 "ж", при принудительном раскрытии перегрузки как таковой и нету. А если отпадать секунд 15-20 - тады ой!!! Уже чувствуется.
УТ-15 из круглых вроде самый продвинутый? Почему у него перегрузка такая большая? Купол меньше, чем у Д-1-5у. Раскрывается резче? Почему так?
Вот в "продвинутости" все и дело. У УТэхи есть так называемая "центральная стропа" которая придает куполу оригинальную форму - вершина купола вогнута внутрь. Тем самым достигается аэродинамический эффект необходимый для достижения максимальной скорости купола по горизонту ( УТ-15 дает по горизонту 5 м/с что является практически физическим максимумом для круглых куполов). Но "побочный эффект" этой стропы - жесткое раскрытие. И чем она больше затянута - тем быстрее купол и тем больнее раскрытие. Поиск компромисса между скоростью и перегрузкой таким образом превращается в философию для парашютистов на УТ-15...... :-D
Кроме того УТ-15 как и Т-4 имеет капроновые и купол и чехол. В контакте эти материалы дают очень маленькое сопротивление трения и стоит только потоку раздуть нижнюю кромку купола - парашют раскрывается мгновенно - что и увеличивает перегрузку. Ну и плюс ко всему УТ-15 - самый дырявый парашют. Основой для него послужил штатовский "Paracommander" и по нашим подсчетам в куполе было 52 дырки - щели, вырезы, клапаны.
А что такое реверс?
Реверс - это "задний ход" купола. На Т-4 можно было затянуть стропы управления до самого низа, при этом клапаны выворачивались внутрь купола и он греб назад до 2.5 м/с. Но при этом из за увеличения проходящего потока через купол вертикаль увеличивалась до 8 м/с. Приземление на реверсе было запрещено.
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
WildCat написал(а):
Тут я не согласен. Д-1-5у бьет до 10 G ( паспортные данные). Т-4 серии 4МП - перегрузка на раскрытии до 15 G. Ну и "счастье парашютиста" - УТ-15 при раскрытии лупит до 16 G/
Вот именно что до **g. Т.е. величины 10...16 g --- это предельные значения. И получаются они, соответственно, на предельных режимах, а именно:

--- высота раскрытия 2000 м для УТ-шки, 1000 м для Т-4
--- отделение на предельно-допустимой скорости (225 км/ч УТ-5 и 400 км/ч Т-4) с последующим раскрытием почти без задержки
--- предельно-допустимый вес парашютиста (100 кг для обоих)

( http://www.zavod3.ru/rus/parachute/trai ... index.html
http://www.zavod3.ru/rus/parachute/trai ... index.html )

Причём, насколько я понимаю (т.к. перегрузка для штатных режимов не более указанных Вами величин) подразумевается, что она достигается лишь при сочетании всех перечисленных факторов (т.е. в наихудшем случае).

Во всех остальных случаях перегрузка меньше. Её величину, в принципе, несложно оценить. Дельта скорости при раскрытии --- от 50 м/с до 5 м/с, т.е. 45 м/с. Процедура раскрытия купола у Т-4 и у УТ-шки съедает что-то порядка 100 м высоты (однозначно не больше, т.к. минимальная высота применения 150 м, и навряд ли меньше, т.к. например 50...75 м --- это уже другой класс --- запаски --- все основные раскрываются дольше). Тело пролетает это расстояние со скоростью, значительно меньшей, чем скорость свободного падения --- где-то до 25 м/с его тормозит медуза, ну и наполнение купола происходит всё же не мгновенно, и даёт дополнительное несколько замедленное торможение. Поэтому скорость пролёта этого участка вполне можем взять 20 м/с, не рискуя ошибиться в сторону занижения перегрузки. В итоге получаем, что время от момента выдёргивания кольца и до полного наполнения купола составляет что-то около 5 с. Делим дельту скорости на время торможения, получаем 9 g. Это для Т-4. У УТ-шки две медузы, там торможение по идее должно происходить более плавно, перегрузка при этом будет ещё немножко меньше (где-нить 8 g). Всё это (для обоих) --- при укладке в стиле "а может ещё утюжком прогладить?" --- т.е. под минимальную высоту применения, то бишь под максимально жёсткое раскрытие. Всякими "смягчающими" раскрытие ухищрениями, применяемыми при укладке, ИМХО перегрузку можно снизить ещё раза в полтора-два --- увеличение протяжённости участка раскрытия со 100 до 200 м при высоте раскрытия 800...1000м совершенно безопасно, а перегрузку снизит в два раза, т.е. получим 4...5g.

Для сравнения, у меня шестнарик при укладке "под утюжок" раскрывался метров 150...200 (т.е. перегрузка не больше 4,5...6 g), а если ухи у него скатывать в трубочки (что многими практиковалось) --- то метров 300 (около 2...3 g) --- так что по сравнению с ним и Т-4, и УТ-шка имеют реально более жёсткое раскрытие.

На самом деле перегрузки ещё ниже, т.к. промежуток от выхода медузы до начала наполенния купола --- это и по расстоянию, и по времени значительно меньше, чем всё остальное --- т.е. в расчёте должна быть взята средняя скорость "прохождения тормозного пути" ещё более медленная.

WildCat написал(а):
Ситуация, описанная "дядей Мишей" - реальна, случай бывали (хотя и редко).У Т-4 была особая схема нанесения силовых лент на купол - зигзагами. Может быть поэтому они иногда рвались. Ну и видимо играет роль то что купол - капрон и чехол - капрон. Раскрытие - буквально доли секунды - а это перегрузка. Кроме того - клапаны управления. Их было всего два и поэтому - достаточно длинные, примерно половина радиуса купола - тоже слабое место.
Ну, тут Вам виднее. У нас применение Т-4 в момент, когда я слез с "дуба", уже практически сошло на нет --- т.е. я его "в работе" видел не столь уж и часто, и достаточно малый промежуток времени. За это время отцепки на нём, возможно, и были, но связанных с разрывом купола не припомню.

WildCat написал(а):
Ссылка не работает :-(
Чё-то вообще дропзона.ру второй день в ауте. Попробуйте зайти позже --- ссылка нормальная, но в данный момент что-то не того с самим сайтом.

Экономист написал(а):
Очень нечасто! Результат с земли хорошо виден. :-D
Это есть гут! А бывало, что чуть ли не каждый второй-третий в заходе. А укладывать-то и запаски их нам :-D . Геморрою с запасками больше --- З-5 труднее в ранец запихивать, чем основной, особенно когда они на воздухе хорошенько проветрились.

Экономист написал(а):
А почему запаска такая маленькая в сравнении с основным парашютом? Она рассчитана на более жесткое приземление? :???:
У нас говорили так --- "В инструкции к запаске написано --- "предназначен для спасения жизни парашютиста" --- а вот про спасение его здоровья в инструкции нет ни слова :-D ". Реально всё как сказал WildCat --- меньшая площадь, бОльшая вертикальная скорость (7,5 м/с у З-5 против 5...6 м/с у всех основных). Ничего страшного, просто приземление чуть жёстче обычного.

WildCat написал(а):
Согласно правилам после раскрытия системы и осмотра купола парашютист ДОЛЖЕН разблокировать запаску и громко три раза крикнуть "ШНУР" дабы напомнить остальным парашютистам о разблокировке.... После этого у парашютистов слово "шнур" стало аналогом матросской "полундры"... :)
Правило правильное, но ни разу не помню, чтоб его использовали. В книжках по начальной подготовке тоже не попадалось. Так что смахивает на разновидность самодеятельности, в данном случае полезной :-D .

WildCat написал(а):
А если отпадать секунд 15-20 - тады ой!!! Уже чувствуется.
ЕМНИПть разгон до максимальной скорости секунд 15 как раз и идёт. Дальше скорость стабилизируется за счёт сопротивления воздуха. Помню, когда складываешься в группировку или колом становишься, то звук в ушах плавненько так несколько секунд меняется по нарастающей, и ощущение воздуха становится более плотным.

WildCat написал(а):
Вот в "продвинутости" все и дело.
Возможно ещё связано с малой минимальной высотой применения. Написано 150 м --- для ручного раскрытия это очень круто. Д-1-5У со 100...150 м --- только на верёвку, для ручного ЕМНИПть раза в 3 выше. ПО-16 и иже с ним --- вообще 600 м.


ЗЫ.
Разобрало любопытство насчёт перегрузки при раскрытии, решил поискать, а как она считается по науке --- раскопал щас у себя оставшуюся от былых времён книжку "Теория и практика подготовки парашютистов" (Москва, ДОСААФ 1969 г). Там даётся формула расчёта весовой нагрузки при раскрытии:

F = (G*V^2)/(g*2L)

F --- сила, воздействующая на тело при торможении
G --- вес парашютиста (насколько я понимаю, со всеми прибамбасами включительно)
V --- скорость свободного падения
g --- ускорение свободного падения
L --- расстояние, проходимое куполом в процессе торможения (3/4 от расстояния наполнения)

Попробуем подставить реальные цифры и посмотреть, что получится.

G возьмём 100 кг
V --- 50 м/с
g=10м/с2
L=(3/4)*100 = 75м

Итого имеем:

F = 100*2500/10*150 = 167 кг

Перегрузку находим как отношение суммы полученной величины с весом парашютиста к весу парашютиста:

(167+100)/100 = 2,67

Иными словами, величина перегрузки составила 2,67g. Что и требовалось доказать :-D А вот попробуйте подставить в формулу скорость, соответствующую предельно-допустимой скорости отделения (225...400 км/ч) --- и получите перегрузку многократно выше. Возможно L в случае Т-4 и УТ-15 нужно брать не 3/4 от "полного тормозного пути", а меньше, где-нить 1/2 --- это даст для 400 км/ч и 100 кг веса тела как раз перегрузку порядка 16g или где-то близко. Ну а перегрузка для режимов, далёких от предельных, составит тогда 4g --- достаточно близко к тому, что я насчитал ранее.
 

WildCat

Активный участник
Сообщения
44
Адрес
МЕЛИТОПОЛЬ
Реалист написал(а):
В итоге получаем, что время от момента выдёргивания кольца и до полного наполнения купола составляет что-то около 5 с. .
Мммм... Не могу сказать с уверенностью т.к. не засекал но субъективно от 2 до 4 секунд, не дольше.
Иными словами, величина перегрузки составила 2,67g. Что и требовалось доказать
Дружище, искренне уважаю людей умеющих оперировать цифрами ( не дружу с математикой со школы :think: , считать задачи по СВЖ всегда проблемой было). Имею только как говорится тактильные ощущения. Перегрузку в 2 G я реально мог сделать на самолете АН-2 и прекрасно помню КАК она чувствуется. Так же помню как на ЯК-52 полетел "покататься" на пилотаж и при +6 отключился.... :-D . А еще прямо стоят перед глазами синяки на плечах и задницах наших девченок после прыгов на "тридцатку" на УТешках. Иногда вся подвеска отпечатывалась на теле. При задержке больше 15 сек реально трудно на раскрытии удержать голову - гнет вперед со страшной силой. Наши потом приспособились и после комплекса на УТ-15 раскрывались в положении "сидя", делали так называемый "стульчик". Ходило выражение что при раскрытии на УТ нужно левой рукой выдернуть кольцо а ладонью правой прикрыть глаза - что бы не выскочили от удара. Фольклер всегда базировался на реальных случаях - это факт :-D
Процедура раскрытия купола у Т-4 и у УТ-шки съедает что-то порядка 100 м высоты (однозначно не больше
На моих глазах на показухе во Львове в 86 или 87 году ( не помню точно) один майор ПДСник прыгал на стадион на УТ-15 серии 4 из АН-2 с высоты 70 МЕТРОВ!!!! НА РУЧНОЕ!!!! Правда дергал уже сразу под хвостом и под куполом практически не висел. Но это говорит о том что в твоих расчетах есть погрешности влияющие на конечный результат.
И еще...
Тело пролетает это расстояние со скоростью, значительно меньшей, чем скорость свободного падения --- где-то до 25 м/с его тормозит медуза, ну и наполнение купола происходит всё же не мгновенно
Тут как мне кажется у тебя ошибка в подходе а не в расчетах. Медуза тело в два раза тормозить не сможет - она не закреплена жестко к ТЕЛУ, она тянет тряпки а их сопротивление меньше тела - однозначно. Для сравнения - вспомни "дрог" на тандем-системе. Не так уж он и тормозит, хотя его площадь по сравнению с медузой.....ого.

ну и наполнение купола происходит всё же не мгновенно
Сход чехла на УТ и Т-4 - практичекси мгновенно, порядка 0.3 секунды. Стропы тоже слетают в миг - они же не 9 метров как на "дубе". Скорее всего ты просто забыл ощущения круглых спортивных парашютов... :-D это уже архаика сегодня.... :-D А крылья по ощущениям на раскрытии - совершенно другие и ничуть не похожи на старые "динозавры"... :-D Если бы мне сегодня предложили прыгнуть с Т-4 - честное слово, я бы уже задумался - а стОит ли? :-D
И прикинь общую длинну системы при раскрытии. Стропы у Д-1-5у - 9 метров, у УТ - на треть меньше. Радиус купола Д-1-5 у так же больше радиуса УТ как минимум на треть. Ну и плюс - капрон против перкаля по "скользкости" явно выигрывает. Это я к чему? К тому что "дуб" раскрывается почти в два раза дольше УТ. А крыло вообще по другому ощущается на раскрытии. Я на первом прыжке с крылом (ПО-16) пока купол наполнился три раза обос...ся успел - пипец, не раскрывается...... :Shok:
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
WildCat написал(а):
Мммм... Не могу сказать с уверенностью т.к. не засекал но субъективно от 2 до 4 секунд, не дольше.
За 2...4 секунды человек, разогнавшись до максимальной скорости свободного падения, пролетает 100...200 м. А тут скорость значительно меньше из-за торможения при наполнении купола (а наполнение купола --- это порядка 75% времени раскрытия), но расстояние --- ИМХО тех же метров 100. Так что с 4 секундами я б ещё мог согласиться, но 2 --- как-то маловато...

WildCat написал(а):
Дружище, искренне уважаю людей умеющих оперировать цифрами ( не дружу с математикой со школы :think: , считать задачи по СВЖ всегда проблемой было). Имею только как говорится тактильные ощущения. Перегрузку в 2 G я реально мог сделать на самолете АН-2 и прекрасно помню КАК она чувствуется. Так же помню как на ЯК-52 полетел "покататься" на пилотаж и при +6 отключился.... :-D . А еще прямо стоят перед глазами синяки на плечах и задницах наших девченок после прыгов на "тридцатку" на УТешках. Иногда вся подвеска отпечатывалась на теле. При задержке больше 15 сек реально трудно на раскрытии удержать голову - гнет вперед со страшной силой. Наши потом приспособились и после комплекса на УТ-15 раскрывались в положении "сидя", делали так называемый "стульчик". Ходило выражение что при раскрытии на УТ нужно левой рукой выдернуть кольцо а ладонью правой прикрыть глаза - что бы не выскочили от удара. Фольклер всегда базировался на реальных случаях - это факт :-D
Мои численные оценки отнюдь не претендуют на абсолютную истину, может в чём-то и ошибаюсь. Просто я так думаю, на основании тех исходных данных, которыми располагаю. А перегрузка на самолёте и при раскрытии купола воспринимается совершенно по-разному, и виной тому третья производная скорости, или, говоря более простым языком, скорость изменения перегрузки. На самолёте перегрузка нарастает плавно, длится дольше и уменьшается тоже плавно. При раскрытии купола перегрузка возникает резко, длится короткое время и спадает тоже резко. Так что сравнивать одно с другим ИМХО некорректно.

Ну а про жёсткое раскрытие УТ-шек слышал много. Оно так реально и выходит, и моей прикидке не противоречит --- при хорошем разгоне перегрузка раза в полтора-два больше, чем на ПО-16. А синяки у девчонок от подвесной системы бывали и на "шестнарике" --- если его аккуратно укладывать и уши складывать не в трубочку, а обычными сложениями.

WildCat написал(а):
На моих глазах на показухе во Львове в 86 или 87 году ( не помню точно) один майор ПДСник прыгал на стадион на УТ-15 серии 4 из АН-2 с высоты 70 МЕТРОВ!!!! НА РУЧНОЕ!!!! Правда дергал уже сразу под хвостом и под куполом практически не висел. Но это говорит о том что в твоих расчетах есть погрешности влияющие на конечный результат.
Противоречия с моими прикидками может и не быть --- где гарантия, что лётчик сбрасывал газ? А если выброска была на приличной скорости, траектория тела очень далека от прямолинейной --- там за счёт сильной горизонтальной составляющей (при 200 км/ч в момент отделения это порядка 55 м/с) возникает изрядная загогулина, общая протяжённость которой вполне может доходить до тех же 120...150 м, из которых на раскрытие нужно метров 100. (Да и при "стандартных" 140 км/ч ощутимая горизонтальная скорость в начальный момент тоже имеет место --- наверняка хорошо помните, под каким наклоном раскрываются купола при принудительном раскрытии)

WildCat написал(а):
И еще...
Тело пролетает это расстояние со скоростью, значительно меньшей, чем скорость свободного падения --- где-то до 25 м/с его тормозит медуза, ну и наполнение купола происходит всё же не мгновенно
Тут как мне кажется у тебя ошибка в подходе а не в расчетах. Медуза тело в два раза тормозить не сможет - она не закреплена жестко к ТЕЛУ, она тянет тряпки а их сопротивление меньше тела - однозначно. Для сравнения - вспомни "дрог" на тандем-системе. Не так уж он и тормозит, хотя его площадь по сравнению с медузой.....ого.
Где-то проскакивала цифра, что скорость при падении со стабилизацией в среднем порядка 25 м/с. Медуза по площади со стаблизирующим парашютом где-то как-то примерно сопоставима. Медуза тянет тряпки не сразу, а только после того, как вытянула шпильку (или я схему раскрытия путаю с ПО-16?). Ну а потом, давайте немножко с другого боку (возможно мой пример с медузой в самом деле неверно отражает ситуацию) --- при раскрытии скорость меняется от 50 м/с до 5 м/с, и в первом приближении вполне можно считать, что по линейному закону. А тогда средняя скорость в любом случае будет 22,5 м/с. В реальности закон нелинейный --- выход медузы, выход строп и стягивание чехла съедают очень малую долю от времени раскрытия --- а при этом средняя скорость будет ещё меньше.

WildCat написал(а):
ну и наполнение купола происходит всё же не мгновенно
Сход чехла на УТ и Т-4 - практичекси мгновенно, порядка 0.3 секунды. Стропы тоже слетают в миг - они же не 9 метров как на "дубе". Скорее всего ты просто забыл ощущения круглых спортивных парашютов... :-D это уже архаика сегодня.... :-D А крылья по ощущениям на раскрытии - совершенно другие и ничуть не похожи на старые "динозавры"... :-D Если бы мне сегодня предложили прыгнуть с Т-4 - честное слово, я бы уже задумался - а стОит ли? :-D
Да, сход чехла на УТ-шке и всё, что до него --- это реально очень быстро (и быстрее, чем на дубе). Основное время --- это наполнение купола. Мои ощущения, к сожалению (или к счастью? :-D ) в данном случае показателем не являются --- в силу телосложения, обеспечивающего хорошую парусность, я могу падать достаточно медленно, а потому у меня всегда все парашюты раскрывались очень мягко (притом, что у людей других пропорций моя укладка пропечатывала подвесную систему на теле :-D ). В своё время шутил даже, что мне при моей скорости падения парашют не особо и нужен :-D --- а для групповой акробатики обвешивался свинцом :-D --- без чего иной раз догнать группу не получалось даже в группировке или колом. Так что и УТ-ха, и дуб у меня раскрывались очень мягко. Правда на УТ-хе я прыгал всего раз, и только с 1200 --- т.е. задержка не больше 5...10".

WildCat написал(а):
И прикинь общую длинну системы при раскрытии. Стропы у Д-1-5у - 9 метров, у УТ - на треть меньше. Радиус купола Д-1-5 у так же больше радиуса УТ как минимум на треть. Ну и плюс - капрон против перкаля по "скользкости" явно выигрывает. Это я к чему? К тому что "дуб" раскрывается почти в два раза дольше УТ.
Насчёт влияния длины строп не согласен --- в обоих случаях они выходят очень быстро, и разница в 3 м погоды не делает --- это вообще мизерная часть от времени раскрытия. Насчёт скользкости материала --- тут да, может влиять. Но насколько? У крыльев вообще чехла как такового нет, а камера слетает мгновенно, к тому же площадь купола из всех минимальная --- выходит, роль играет не столько материал и не столько площадь купола, сколько его конструкция и конструкция системы (в данном случае --- влияние слайдера). Так что разница в два раза по раскрытию УТ и дуба полностью основывается на Ваших ощущениях --- ни подтвердить, ни опровергнуть не могу. Если исходить из минимальной высоты применения при ручном раскрытии --- то наверно так и есть, разница раза в два.

WildCat написал(а):
А крыло вообще по другому ощущается на раскрытии. Я на первом прыжке с крылом (ПО-16) пока купол наполнился три раза обос...ся успел - пипец, не раскрывается...... :Shok:
У крыла очень зависит от способа укладки и от того, какой выставлен перепад строп при регулировке. Если укладывать "под утюжок" (особенно если перепад большой, "под скорость"), то у многих синяки от подвесной системы остаются, сам видел. А если ушки сворачивать в трубочки (особенно если перепад небольшой --- оптимальный под точность), то раскрывается очень мягко (если небольшой перепад, то обычно сворачивать трубочки не рекомендуют). А если 7-секционный ещё и на весу укладывать (что для 9-секционных часто практикуется) --- то вообще может получиться "скоростная укладка приводит к скоростному спуску" (С) --- раскрываться будет до самой земли.

ЗЫ.
А сколько максимальная перегрузка у УТ-хи по паспорту?

Если взять формулу из книжки, которую я приводил ранее, и прикинуть, во сколько раз будет отличаться перегрузка при максимальной скорости отделения УТ-хи (225 км/ч = 62,5 м/с) и раскрытии без задержки (т.е. пока такая скорость сохраняется), и при обычной скорости свободного падения 50 м/с --- то выходит примерно раза в полтора --- т.е. при предельной перегрузке 16g "рабочая" перегрузка составит около 10,5g. Но это не учитывает запас прочности, необходимый для отсутствия повреждений при раскрытии на предельной высоте (2000м) --- если учтём и его, ИМХО "рабочая" перегрузка составит где-нить 9g. Если же предельная перегрузка у УТ-хи 20g (больше просто быть не может даже для запасок, не то что для основных) --- то "рабочая" перегрузка без всяких там поправок на предельную высоту составит 13g (с поправкой меньше, но как эту поправку посчитать, я не знаю).

ЗЗЫ.
Для Т-4 максимальная скорость 400 км/ч ( = 111 м/с), и время задержки раскрытия, необходимое для гашения этой скорости до "более нормальной", не оговаривается. В этом случае, если предельная перегрузка у Т-4 составляет 20g (достигаемых при максимальной скорости), то "рабочая" (для скорости 50 м/с) --- в 3,45 раза меньше, то бишь 5,8g. В противном случае купол нельзя было бы использовать на предельной скорости отделения из-за риска серьёзных травм.

ЗЗЗЫ.
Для перкалевых куполов в той же книжке даётся формула для расчёта силы, воздействующей при раскрытии:

F = (G*V^2)/50*D

G --- вес парашютиста
V --- скорость
D --- диаметр купола

Так что можем прикинуть для дуба:

F = (100*2500)/(50*10) = 500 кг

Перегрузка будет (100+500)/100 = 6g (вот только я не уверен, может быть правильнее просто брать отношение F/G, а не (F+G)/G? --- в этом случае было бы 5g)

Отсюда можно посчитать и расстояние, которое идёт раскрытие дуба (приравняв "сегодняшнюю" формулу к "вчерашней" и решив соответствующее уравнение) --- получается 33 м --- чё-то ИМХО оооочень маловато --- когда я на дубу со 100...120 м прыгал, то после наполнения купола оставалось буквально несколько секунд (где-то, наверно, не больше 5...7) до земли (да и на глаз метров 20...30), то бишь расстояние наполнения купола было метров 70...90 даже "на верёвку", а никак не 30. И ЕМНИПть где-то я раньше таки слышал, что вроде как наполнение дуба "на верёвку" метров 75 как раз и занимает...
 

WildCat

Активный участник
Сообщения
44
Адрес
МЕЛИТОПОЛЬ
.
Где-то проскакивала цифра, что скорость при падении со стабилизацией в среднем порядка 25 м/с.
Нам озвучивали цифру 30-35 м\с.

А сколько максимальная перегрузка у УТ-хи по паспорту?
Да вот 16 G и есть наверное максимальная. Нам не давалась именно максимальная, говорили просто - "перегрузка - 16 G". Мы с тобой уже в такие дебри полезли что народ из темы побежал :-D . Им неинтересно заумь такую читать.. :-D
Вернемся все таки к первому прыжку. Я вот шнурок выдернуть не забыл.... :OK-)
Исчезну до 11-го - на море еду..... :good:
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
WildCat написал(а):
Нам озвучивали цифру 30-35 м\с.
Вполне возможно, что я путаю, слышал единожды, и довольно-таки давно.

WildCat написал(а):
Да вот 16 G и есть наверное максимальная. Нам не давалась именно максимальная, говорили просто - "перегрузка - 16 G".
Ну если максимальная 16g, то "рабочая", наверно, где-нить в пределах 8...10g. В документации обычно даётся максимальная (для наихудшего случая). Странно, но в инете я не нашёл данных по перегрузкам ни для одного из наших куполов вообще (даже на сайте производителя!), хотя нам в своё время эти цифры называли.

И ещё странно --- не удалось мне найти по вражеским спортивным куполам вообще никаких ТТХ, кроме рекомендаций по соотношению веса тела с размерами купола...

WildCat написал(а):
Мы с тобой уже в такие дебри полезли что народ из темы побежал :-D . Им неинтересно заумь такую читать.. :-D
ОК. Факт разрывов Т-4 Вы подтвердили, на том и остановимся :study: .

WildCat написал(а):
Вернемся все таки к первому прыжку. Я вот шнурок выдернуть не забыл.... :OK-)
А ощущения как? Я про свой рассказывал чуть раньше... А ссылка с Сан Санычем чё-то так и не открывается... Жаль будет, если дропзону не восстановят, полезный сайт...

WildCat написал(а):
Исчезну до 11-го - на море еду..... :good:
Желаю хорошо отдохнуть! :good: Случаем не под воду "с горбом за спиной"? :-D А то прям-таки тенденция --- очень многие парашютисты со временем переквалифицируются в дайверы :-D --- без горба не живётся :-D --- либо оба этих занятия сочетают.
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Муравей написал(а):
Чисто технически --- ничего особенного --- сработавшаяся пара опытных групповиков в состоянии проделать то же самое с гарантированным результатом. Упражнение "схождение/расхождение в воздухе" --- вообще одно из начальных упражнений на групповую акробатику --- только в данном случае ставки более другие :-D . А вот психологически --- дааа ужжж :cool: :cool: :cool: , нервы надо ооочень крепкие, или крышу слегонца съехавшую. Лично я бы такими приколами заниматься не стал ни при каком раскладе.
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
WildCat

Дропзона.ру всё ещё лежит, и неизвестно, когда вообще заработает. Поэтому с помощью http://www.archive.org/web/web.php я скопировал статью про Сан Саныча, которая там была:

http://files.myopera.com/RK3DXR/albums/840597/Сан%20Саныч.jpg

А вот из моего архива:
http://files.myopera.com/RK3DXR/albums/840597/18.jpg

Вот ещё пара фотографий с более ранних времён, нарытых в инете:
http://www.kulichki.com/moshkow/PARACHUTE/ded.jpg
http://www.kulichki.com/moshkow/PARACHUTE/all1982.jpg

А это, нашёл у себя, к поднимавшемуся ранее вопросу "на чём прыгал камрад Бриз" --- засняты Д-1-5У и Д-1-5 серии 6, хорошо видна разница.
http://files.myopera.com/RK3DXR/albums/ ... _00031.jpg
 

WildCat

Активный участник
Сообщения
44
Адрес
МЕЛИТОПОЛЬ
Всем привет, я вернулся.
Случаем не под воду "с горбом за спиной"? А то прям-таки тенденция --- очень многие парашютисты со временем переквалифицируются в дайверы --- без горба не живётся --- либо оба этих занятия сочетают
Блин..... Ну и что сказать.... :think: Видать "рыбак рыбака....." :-D
http://keep4u.ru/full/2009/09/10/68ef27 ... 9ce744/jpg
http://keep4u.ru/full/2009/09/10/45901f ... 66fe9b/jpg
А ощущения как? Я про свой рассказывал чуть раньше... А ссылка с Сан Санычем чё-то так и не открывается... Жаль будет, если дропзону не восстановят, полезный сайт...
По годам не подходит, разве что сын его мог быть.
А про прыжок... Так получилось что прыгали мы с товарищем отдельно от всей группы. Сдали мы зачет и нам сказали приехать через неделю на наземку и укладку. а мы вчетвером (самые "верные".... :-D ) приехали в ближайшие выхи посмотреть прыжки - шли соревнования. Наш инструктор занял там какое то неплохое место и, будучи в хорошем настроении, отловил нас на "старте" и запряг на наземку и тросовую горку ( был раньше такой садизм - перворазников с такой штуки запускать... :Shok: ). В итоге когда группа ехала на наземку к обеду - мы рано утром ехали прыгать. Одного из четверки "зарезал" доктор - чет ему сердце не понравилось. Второго инструктор зарубил на укладке - грубая ошибка. И остались мы с Тарасом вдвоем. Попали в инструкторский подъем - из восьми человек на борту четыре инструктора, два КМСа и - два перепуганных перворазника. Ехали весело - весь этот матерый состав угорал от наших красных морд. Да и жарко было ( 2-го июля). Открыли дверь - нам первым выходить. Корифеи ехали выше. Иду к двери и думаю - надо посмотреть как Тарас будет отделяться, потом можно будет расписать "в красках". Сигнал, команда, мелькнувшие ботинки Тараса - и пустой дверной проем.... И - 1000 метров за ним. Нет, я знал что я прыгну - я знал об этом еще когда мне было 6 лет.... Но все равно - не верьте тем кто " не боялся". Сигнал, команда, шаг - и все пропало. Пока шла стабилизация ( прыгали на Д-5с2) я оглох, ослеп и онемел. ВСЕ внешние рецепторы отрубило напрочь. Только секундомер в голове считает три секунды...
- я долбо...б
- я долбо...б
- я долбо....б
Кольцо, провал, удар - и все вернулось. Тарас висел чуть ниже справа. Засунул кольцо назад в карман и снял с руки резинку ( у нас рука "привязывалась" к кольцу принудительно, ранцевой резинкой). Расчековал запаску. Крикнул Тарасу "шнур". А потом наступило счастье. Хотелось петь и дрыгать ногами. Чтото мы с Тарасом орали в воздухе, уже не помню что. Земля потихонку приближалась. Смотрю я на нее и думаю - какие нах 5 м в секунду! Я ж как пушинка снижаюсь! Но на всяк случай развернулся на лямках как положено. Облом наступил на высоте метров в 30. Землю подло швырнули мне в лицо со страшной скоростью. Не удержавшись на ногах я достал землю " пятой точкой" а потом еще и проехался на пузе метров десять пока погасил купол. Все. Сбылась мечта идиота - ты парашютист!
Остальное было " как положено". Инструктор на ПО-9 естественно прибыл на "старт" раньше "туристов" :-D . Группа, приехавшая на наземку столкнулась с нами еще когда мы выходили на стартовый осмотр и провожала нас в воздух завистливыми взглядами. И когда к нашему возвращению "с полей" инструктором был подготовлен скрученный парашютный стол товарищи по группе от зависти порекомендовали вложить внутрь скрученного стола флажок от ограждения старта :Shok:. Так что нас "посвящали" от души :-D К сожалению фотки потерялись во время учебы в училище. А училищные надо сканировать - тогда еще о "цифре " не подозревали. Хотя - есть одна, ща покажу..
http://keep4u.ru/full/2009/09/10/10b364 ... b6badb/jpg
Это прыжки, первый курс. Справа - мой товарищ по прозвищу Штурман а перед ним - мой 115-й "дуб".
Видео не качаю - у меня траффик ограниченный и дорогой. Но догадываюсь по комментариям Реалиста. Там наверное трюк с передачей системы в воздухе. Достаточно старая история - я о ней еще в училище слышал. Мое мнение - за деньги человек на многое способен. Лично мне это чуждо - риск должен быть разумным. Хотя - тогда мы считали что это круто... :-D
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
WildCat написал(а):
Блин..... Ну и что сказать.... :think: Видать "рыбак рыбака....." :-D
http://keep4u.ru/full/2009/09/10/68ef27 ... 9ce744/jpg
http://keep4u.ru/full/2009/09/10/45901f ... 66fe9b/jpg
Ай, молодцы! Это с сыном? Система у Вас интересная, не видал такой раньше. Сам нырял в Крыму, в т.ч. тоже на довольно экзотических вещах, но более других.

А вычислить несложно --- у большинства привычка таскать за спиной какой-нибудь мешок ведёт впоследствии во вполне предсказуемом направлении :-D . Из тех, с кем раньше прыгали, очень многие в той или иной степени занимались нырялками. Сия участь и меня не миновала, хотя ныряю не часто. Вот тут некоторые фотки с крайней поездки в Египет:
http://my.opera.com/RK3DXR/albums/show.dml?id=834826
Как-нибудь попозжее руки дойдут, ещё повыкладываю. Где-то и с Чёрного моря лежали снимки (в районе Судака). Ещё там нырял в р-не Феодосии (кажись Лисья бухта называется --- там "первый прыг" с аквалангом делал в 97 году) и на Кара-Даге.

WildCat написал(а):
По годам не подходит, разве что сын его мог быть.
Ну если по снимкам судить, дык мы с Вами чуть ли не ровесники. А тады да, Саныч постарше значительно будет. А сын его --- наоборот, вроде бы помоложе. Я его видал, правда, разок всего, и то мельком он пробегал, когда я у Сан Саныча был в гостях. Кажется его Андреем зовут, но могу путать --- склероз...

WildCat написал(а):
А про прыжок... Так получилось что прыгали мы с товарищем
--------------
скрученного стола флажок от ограждения старта :Shok:. Так что нас "посвящали" от души :-D К сожалению фотки потерялись во время учебы в училище. А училищные надо сканировать - тогда еще о "цифре " не подозревали. Хотя - есть одна, ща покажу..
http://keep4u.ru/full/2009/09/10/10b364 ... b6badb/jpg
Это прыжки, первый курс. Справа - мой товарищ по прозвищу Штурман а перед ним - мой 115-й "дуб".
Большое спасибо, хорошо очень рассказали. Улыбнул способ отсчёта трёх секунд :p --- не знал о таком варианте :grin:

WildCat написал(а):
Там наверное трюк с передачей системы в воздухе.
Угадали :-D .
 

WildCat

Активный участник
Сообщения
44
Адрес
МЕЛИТОПОЛЬ
Реалист написал(а):
Система у Вас интересная, не видал такой раньше. Сам нырял в Крыму, в т.ч. тоже на довольно экзотических вещах, но более других.
Система военная, есесно, можно даже сказать - диверсионная. Сейчас гриф с нее уже снят хотя на вооружении еще стоит. Правда в ПДСС и СпН наверное уже что то поновее применяется. Называется ИДА-71у.
Вот тут некоторые фотки с крайней поездки в Египет:
Хотелось бы ..... но пока никак не получается.. :-(

Ну если по снимкам судить, дык мы с Вами чуть ли не ровесники
Судя по датам Вашей службы - ровесники.
А сын его --- наоборот, вроде бы помоложе
Наверное все же однофамилец. Тот был хоть и младше на курс но по годам старше меня на пару-тройку лет.
Кстати - у сына за плечами кроме полусотни погружений еще и тандем есть ( 9 лет ему тогда было). А в следующем году ему уже 14 будет и он собрался на Static Line.
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Экономист написал(а):
Рыба Крылатка очень опасна, но красивая зараза! :-D
Ну её ж гладить-то не надо :-D .

WildCat написал(а):
Судя по датам Вашей службы - ровесники.
Призывался в положенный срок, так что возраст годам службы вполне соответствует.

WildCat написал(а):
Кстати - у сына за плечами кроме полусотни погружений еще и тандем есть ( 9 лет ему тогда было). А в следующем году ему уже 14 будет и он собрался на Static Line.
Молодец! А почему не на "классику"?
 

WildCat

Активный участник
Сообщения
44
Адрес
МЕЛИТОПОЛЬ
Призывался в положенный срок, так что возраст годам службы вполне соответствует.
По ходу я даже младше на год.
А почему не на "классику"?
На том аэродроме где мы прыгаем (очень редко к сожалению) круглых куполов нет - там только европейские системы обучения. Ну и техника соответствующая.
 
Сверху