ВВС НАТО против ПВО Югославии 1999г.

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Решающая роль ВВС

В операции "Решительная сила" была задействована группировка многонациональных сил НАТО при ведущей роли ВС США. Впервые в боевых действиях активную роль сыграли ВС Германии, участие которой ранее ограничивалось только финансовой поддержкой или выделением сил обеспечения. Активно использовались аэродромы Италии, Германии, Великобритании, Франции, Венгрии и Турции для базирования участвующих в боевых действиях подразделений тактической авиации блока.

Центральное место в достижении целей при проведении операции "Решительная сила" военно-политическим руководством НАТО было отведено средствам воздушного нападения. Для этого была спланирована и проведена в период с 24 марта по 10 июня 1999 г. воздушная наступательная операция, которая проходила в рамках трех основных фаз.

Главной целью первой фазы руководство НАТО ставило завоевание превосходства в воздухе, подавление системы ПВО Югославии и вывод из строя основных объектов военной инфраструктуры, расположенных в Косово. При этом в течение 2-3 суток ударами с воздуха (преимущественно в темное время суток) предполагалось уничтожить радиолокационные посты, огневые средства, узлы связи и пункты управления ВВС и ПВО, дезорганизовать системы военного и государственного управления. Кроме того, планировалось нанести значительный ущерб группировкам войск в пунктах постоянной дислокации и изолировать группировки войск в Косово.

Вторая фаза предусматривала продолжение ракетно-бомбовых ударов для поражения объектов на всей территории Югославии. Основные усилия сосредоточивались на уничтожении войсковых подразделений, вооружения и боевой техники, а также других военных объектов различного уровня, включая тактический. На этой фазе руководство НАТО главной целью ставило изоляцию района боевых действий.

В ходе третьей фазы предполагалось нанести удары по важным государственным и военно-промышленным объектам Союзной Республики Югославии с целью снижения военно-экономического потенциала страны и подавления воли сербского народа к сопротивлению.

В начале боевых действий группировка ОВВС и ОВМС НАТО насчитывала около 300 боевых самолетов, из них 8 стратегических бомбардировщиков и 35 кораблей. В дальнейшем, для реализации целей ВНО была создана группировка ОВС НАТО, насчитывающая более 600 боевых самолетов (всего более 1000 самолетов), включая новейшие стратегические бомбардировщики В-2А и истребители F-117A, а также более 60 кораблей различного класса, включая 4 авианосца.

Характерной особенностью группировки являлось наличие в ее составе значительного количества беспилотных летательных аппаратов (БЛА) различного назначения. Всего в зоне конфликта было сосредоточено около 40 БЛА (около двадцати американских, десяти французских и более 10 германских).

В качестве основных авиационных средств поражения использовались как современные (крылатые ракеты морского и воздушного базирования), так и новые образцы высокоточного оружия - управляемые авиабомбы JDAM. Авиационная группировка ОВС НАТО более чем на 50% состояла из американской стратегической, тактической авиации ВВС и палубной авиации ВМС. В составе группировки НАТО более 30% боевых кораблей и 90% КРМБ "Томахок" принадлежали ВМС США (подробно о применении высокоточного оружия и его характеристиках см. журнал ВКО № 4 (17) 2004 г).

Во время воздушной операции против Югославии было совершено более 20 тыс. самолетовылетов боевой и вспомогательной авиации ВВС и ВМС стран НАТО и применено 870 КР (792 КРМБ и 78 КРВБ), в том числе по объектам на территории Косово - 374 КРМБ.

Ежедневно привлекались только боевые самолеты ВС США. Кроме того, активно задействовались боевые самолеты Великобритании, Франции, Германии, Италии и Турции, которые составляли основу ударных сил ОВВС НАТО в зоне конфликта. Боевые самолеты ВВС Норвегии, Нидерландов, Канады, Бельгии, Португалии, Испании и Дании использовались эпизодически и привлекались в основном к решению задач воздушного прикрытия, ведения разведки и постановке помех.

Схема массированного ракетно-авиационного удара (МРАУ)


В течении первой недели операции были нанесены семь массированных ракетно-авиационных ударов (МРАУ). В первые двое суток в рамках операции были нанесены два МРАУ, продолжительностью до трех часов каждый. В период с 21.55 24 марта до 01.00 (мск) 25 марта, нанесен первый МРАУ. В ударе было задействовано около 180 самолетов тактической авиации из состава группировки ОВВС НАТО, созданной на авиабазах Италии, что составляло около 65% от ее числа. При этом до 60% самолетов, участвующих в ударе, принадлежали ВВС США. Второй МРАУ был нанесен в период с 22.25 (мск) 25 марта до 01.35 (мск) 26 марта.

Кроме того, к ударам привлекались три стратегических бомбардировщика В-52Н и два В-2А из состава ВВС США.
В соответствии с замыслом командования НАТО, корабли и подводные лодки - носители крылатых ракет - в период с 24 по 26 марта 1999 г. также принимали участие в нанесении двух массированных ракетно-авиационных ударов (всего четыре надводных корабля и три подводные лодки ВМС США и Великобритании).
Построение боевого порядка носителей крылатых ракет "Томахок" было подчинено требованию обеспечения безопасности пусков КРМБ и эффективной ПВО кораблей. С учетом этого расстояние между тактическими группами носителей составляло от 60 до 350 км, удаление районов пуска от береговой черты - от 60 до 400 км.
В ходе двух МРАУ было израсходовано более 180 КРМБ (более 60 и около 120 единиц соответственно, что составило 56% от общего количества ракет в группировке). Впоследствии в ходе систематических боевых действий крылатые ракеты морского базирования применялись для поражения вновь выявленных важных объектов главным образом в ночное время.
Количество пусков крылатых ракет в первых ударах сопоставимо с количеством самолетовылетов тактической авиации, при этом целями для поражения крылатыми ракетами были аэродромы, объекты системы ПВО, военного и государственного управления, а также пункты постоянной дислокации войск и ряд важных предприятий промышленности.
При полете к цели крылатыми ракетами применялись обходные (обманные) маневры с отворотом на другие реально существующие объекты и последующим разворотом на цель (удар с тыла).
Первый (и последующие) МРАУ проводились по принятой в НАТО типовой схеме. Оперативно-тактическое построение сил включало три эшелона: крылатых ракет, прорыва ПВО и ударный.
Удары крылатыми ракетами (эшелон крылатых ракет) был нанесен за 5-10 минут до начала действий эшелона прорыва системы ПВО. Пуск крылатых ракет (всего 90 единиц) осуществлен с трех бомбардировщиков В-52Н (24 КРВБ), а также с четырех надводных кораблей ВМС США и трех ПЛА (66 КРМБ) ВМС США и Великобритании.
При этом около 80% ракет было применено для поражения стационарных объектов с высокой степенью защищенности и сильной ПВО (важные государственные и военные объекты, пункты управления и узлы связи, авиабазы, средства ПВО) в интересах снижения потерь в ходе последующих действий авиации. Оставшиеся 20% - по промышленным объектам двойного назначения (предприятия химической промышленности, нефтеперерабатывающие и машиностроительные предприятия).
Эшелон прорыва ПВО насчитывал 75 боевых самолетов. Основную часть из них составляли тактические истребители, которые пробили в югославской системе ПВО два коридора шириной более 50 км каждый.
Следует отметить, что действия этого эшелона характеризовались массовым применением противорадиолокационных ракет как в автономном режиме, так и по данным целеуказаний с самолетов радио- и радиотехнической разведки RC-135V\W (с активным привлечением демонстрационных и отвлекающих групп).
Ударный эшелон включал более 100 самолетов тактической, истребительной и разведывательной авиации. Ударные группы тактических истребителей, следуя в плотных боевых порядках, осуществляли полет под прикрытием помех в коридорах с подавленными средствами ПВО в предельно короткое время с дальнейшим расхождением по направлениям, глубине проникновения, высотам и времени выхода на цели.
В качестве основных средств поражения наземных объектов авиация использовала высокоточные авиационные средства поражения с лазерными и телевизионными системами наведения. Подсветка целей осуществлялась самолетами из состава ударных групп.
Всего в первых двух МРАУ было задействовано более 300 самолетов боевой и вспомогательной авиации, в том числе пять стратегических бомбардировщиков В-52Н, четыре В-2А, а также более 200 крылатых ракет. В результате авиационно-ракетных ударов были поражены более 70 объектов на территории Югославии, в том числе военных - более 50, военно-промышленных - около 15. Получили повреждения жилые кварталы, прилегающие к военным объектам в районах Белграда, Приштины и других городов страны.
Характерно, что в список целей не были включены предприятия, связанные с добычей и переработкой хромовой и цинковой руды. Это, скорее всего, обусловлено намерением Запада по окончании боевых действий взять под свой контроль имевшиеся здесь крупные запасы этого стратегического сырья.
В целом в ходе первой фазы операции, руководству НАТО удалось достичь главной цели - завоевания превосходства в воздухе, что было предопределено подавляющим превосходством в силах НАТО над ВВС Югославии.
Путем массированного применения противорадиолокационных ракет и комбинированного их применения с управляемыми авиационными бомбами и ракетами была фактически выведена из строя система разведки воздушного противника, поражена часть ЗРК.
Однако задачи полного подавления сил и средств ПВО и нанесения существенного поражения формированиям югославских ВС решены не были. В основном были разрушены оставленные личным составом казармы, штабы, хранилища вооружения и военной техники, склады материально-технических средств.
К особенностям тактики применения боевой авиации НАТО можно отнести ее действие на больших высотах (6-12 тыс. м) в темное время суток. Это объясняется прежде всего обеспечением безопасности полетов пилотируемых средств в условиях активных действий югославских мобильных средств ПВО и зенитных артиллерийских установок, создающих сплошную зону огня в районе прикрываемых объектов, а также сложным физико-географическим ландшафтом территории Югославии.
Однако для командования ударной группировки ОВВС НАТО в зоне конфликта явилось полной неожиданностью отсутствие организованного противодействия со стороны системы противовоздушной обороны Югославии.
Действия подразделений мобильных средств ПВО типа "Квадрат" (экспортный вариант ЗРК "Куб" советского производства) и "Стрела" больше походили на партизанские действия из засад. По различным причинам не применялись с необходимой эффективностью югославские радиотехнические войска и истребительная авиация.
Достигнутое превосходство в воздухе позволило альянсу приступить в конце марта ко второй фазе операции, в ходе которой по состоянию на 19 апреля 1999 г. было совершено около 5300 самолетовылетов.
Вместе с тем, столкнувшись с нестандартной ситуацией по решению задач воздушно-наступательной операции - завоевания превосходства в воздухе в установленные сроки, командование альянса отказалось от тактики массированного применения сил и средств и перешло к систематическим боевым действиям с нанесением выборочных и групповых ударов по вновь выявленным или ранее непораженным объектам.
Цель таких действий заключалась в нанесении существенного ущерба военному и военно-экономическому потенциалу Югославии. Ударам подвергались войсковые формирования в Косово, силы и средства ПВО, аэродромы, объекты военно-промышленного комплекса, а также наиболее важные объекты коммуникаций, по которым осуществлялось снабжение войск.
Командование блока рассчитывало, что принятая "беспокоящая тактика" должна в значительной мере подорвать морально-психологический настрой личного состава ВС Югославии, снизить способность населения страны к организации сопротивления.
В ходе второй фазы авиация НАТО вела еще более жесткое противоборство с силами и средствами югославских ПВО, которые понесли потери, однако по-прежнему ограничивали свободу действий СВН. В результате, руководство НАТО своих целей по поражению группировки югославских войск в Косово не достигло, более того, за это время югославами успешно были разгромлены основные вооруженные группировки албанской "Армии освобождения Косово".
Начиная с 19 апреля 1999 г., командование НАТО, не достигнув полностью целей второй фазы операции, фактически приступило к третьей, изменив ее цели и задачи. Удары стали наноситься по всей территории Югославии с целью парализовать всю экономическую и политическую жизнь в стране, сковать маневр и оказать мощное психологическое воздействие на руководство страны и население, лишив материально-технической базы ВС Югославии. В число объектов для нанесения ударов дополнительно были включены практически все крупные промышленные предприятия, объекты жизнеобеспечения городов, энергетики, транспортные коммуникации, средства связи, теле- и радиовещания и другие.
При этом интенсивность действий ударной авиации увеличилась почти в два раза (со 120 до 230 самолетовылетов в сутки) за счет увеличения группировки ОВВС НАТО в районе конфликта более чем в 1,5 раза (а к концу операции - более чем в 2,4 раза).
Майский период боевых действий характеризовался еще наиболее интенсивными налетами, количество самолетовылетов в сутки было доведено до 740. К середине мая, состав группировки авиации был доведен более чем 1000 самолетов (из них до 770 самолетов ВВС и ВМС США).
Наращивание силы ударов свидетельствовало о том, что ОВС НАТО не смогли лишить боеспособности ВС Югославии. В связи с этим акцент был сделан на уничтожение экономической инфраструктуры страны, подавление воли к сопротивлению руководства и народа Югославии. Авиация стала наносить удары в основном по объектам жизнеобеспечения населения городов, транспортным коммуникациям и практически по всем значимым промышленным предприятиям.
С начала июня прошла информация о начале четвертой фазы операции, в которой вышеуказанные объекты стали основными. Военное руководство НАТО практически перестало разделять объекты на гражданские и военные.
Последний удар был нанесен по Косово 9 июня, а с 10 июня руководство НАТО приняло решение о переводе авиации на режим круглосуточного контроля воздушного пространства Югославии и готовности к нанесению (возобновлению) ударов в случае необходимости.
22 июня 1999 г. руководство НАТО официально объявило о завершении операции "Решительная сила", длительность которой составила 90 суток, где использовался весь арсенал форм боевых действий СВН: воздушная кампания, воздушно-наступательная операция, систематические боевые действия.

Особенности боевого применения стратегической авиации

Применение стратегической бомбардировочной авиации (СБА) ВВС США явилось важной составной частью проведения военной операции НАТО против Югославии. Использование СБА (впервые в Европейской зоне) было организовано с момента начала боевых действий в соответствии с существующими у американского военного руководства взглядами на принципы ее применения в региональных конфликтах. В ходе конфликта американское командование осуществило отработку основных форм и методов боевого применения стратегических бомбардировщиков с обычным вооружением.
Основным способом применения стратегических бомбардировщиков В-52Н явилось их задействование для нанесения ударов по важным, заранее разведанным стационарным объектам на территории Югославии с использованием крылатых ракет воздушного базирования AGM-86C (в обычном снаряжении).

Действия самолетов В-1В и В-52 в ходе операции:



С целью организации боевого применения бомбардировщиков В-52Н в конфликте на авиабазе Фэрфорд (Великобритания), заблаговременно (в феврале 1999 г.) была развернута передовая группировка в составе восьми В-52Н. В дальнейшем данная группировка усиливалась за счет переброски дополнительного количества самолетов стратегической бомбардировочной авиации и поддерживалась на уровне 19-20 единиц вплоть до завершения боевых действий. По планам американского командования к участию в реальных боевых действиях привлекались все экипажи бомбардировщиков В-52Н посредством их периодической ротации.
Полеты бомбардировщиков В-52Н на боевое применение осуществлялись в составе одного-двух звеньев по два-три самолета (в большинстве случаев - одно звено из двух самолетов). Типовой маршрут полета до района оперативного предназначения: авиабаза Фэрфорд - Восточная Атлантика - Гибралтарский пролив - Средиземное море - Адриатическое море (северная часть Ионического моря).
В течение полета предусматривалась, как правило, одна дозаправка топливом в воздухе в районе западной или центральной части Средиземного моря. Общая протяженность маршрута около 10 тыс. км, скорость на маршруте 820-850 км/ч, эшелон высот 7200-7800 м, время полета 10,5-12 час в зависимости от времени ожидания в районе оперативного предназначения (продолжительность времени ожидания - до двух часов с целью синхронизации действий с другими, силами, участвующими в ударе).
Дозаправку бомбардировщиков обеспечивали самолеты-заправщики из состава передовой группировки заправочной авиации, развернутой на авиабазе Морон (Испания). Общее управление действиями бомбардировщиков осуществлял передовой пункт управления БАК ВВС США, развернутый на авиабазе Фэрфорд.
Приказ на применение оружия находящиеся в районе оперативного предназначения бомбардировщики получали с борта штабного корабля "Ла-Саль" ВМС США, входившего в состав морской группировки ОВС НАТО, развернутой в районе конфликта.
Пуски КРВБ осуществлялись с малых высот над водной поверхностью на скорости около 700 км/ч, на расстоянии 150-200 км от береговой черты, через 25- 40 мин после получения приказа (с учетом времени, необходимого для перестроения в боевой порядок).
Общее время пуска ракет звеном самолетов около 20 мин. Подлетное время ракет (в зависимости от местоположения целей) составляло 60-90 мин. При нанесении удара несколькими звеньями В-52Н временной интервал между ними составлял около 40 мин. После завершения пусков ракет самолеты выходили на маршрут возвращения на авиабазу вылета. В некоторых случаях обратный маршрут проходил над территориями Италии и Франции.
В дальнейшем в ходе операции американское командование вынуждено было перейти к применению бомбардировщиков В-52Н для нанесения ударов с использованием авиационных боеприпасов других типов.
В частности, основным вооружением при этом служили авиабомбы Мк82 калибра 220 кг (максимальная загрузка - до 51 ед.). С целью уменьшения риска потерь бомбометание осуществлялось с больших высот с предварительной постановкой помех РЛС противника.

Боевое применение стратегических бомбардировщиков В-1В было начато в ходе второй фазы операции НАТО против Югославии. С целью организации их боевого применения было осуществлено развертывание передовой группировки В-1В на авиабазе Фэрфорд в составе пяти самолетов.
Развертыванию группировки предшествовала заблаговременная переброска на передовую авиабазу технического персонала и средств материально-технического обеспечения с целью создания условий для технического обслуживания В-1В и подготовки их к боевым вылетам,
Полеты бомбардировщиков В-1В на боевое применение осуществлялись звеньями из двух самолетов по маршруту, практически кратчайшим путем выводящему их в район оперативного предназначения и проходящему над территориями Франции и Италии с целью сокращения времени полета до целей и исключения необходимости дозаправок топливом в воздухе.
Общая протяженность маршрута до районов расположения целей и обратно составляла 4600-4700 км, эшелон высот 6400-7000 м, скорость на маршруте 790-870 км/ч, время полета 6-7 час (в зависимости от времени ожидания). Бомбометание осуществлялось с больших высот (свыше 10 тыс. м).

После применения бортового вооружения самолеты тем же маршрутом возвращались на авиабазу вылета. Продолжительность выполнения боевой задачи составляла около 30 мин. Боевое применение осуществлялось в составе смешанных авиационных групп во взаимодействии с тактической и палубной авиацией.
В ходе операции НАТО против Югославии впервые были применены стратегические бомбардировщики нового поколения В-2А в реальных боевых условиях. Организация их применения осуществлялась в рамках положений концепции "глобальный размах - глобальная мощь" и предусматривала нанесение ударов после выполнения беспосадочных полетов с авиабазы постоянного базирования в район конфликта с последующим возвращением на авиабазу вылета.
Полеты В-2А в район оперативного предназначения проходили по южноатлантической трассе. Во время полетов, как правило, проводились четыре дозаправки топливом в воздухе (в районе Восточного побережья США и Восточной Атлантики в 200 км западнее побережья Португалии).
Дозаправку топливом обеспечивали самолеты-заправщики, действовавшие с авиабаз континентальной части США, и из состава передовых группировок заправочной авиации, развернутых на авиабазах Морон (Испания) и Лагенс (Азорские острова). После получения приказа на применение бортового вооружения самолеты следовали в район нахождения целей, где осуществляли нанесение ударов. Бомбометание проводилось с больших высот (до 12 тыс. м). Общая протяженность маршрута беспосадочного полета около 20 тыс. км, скорость на маршруте 770-850 км/ч, время полета до 28 ч.
Полеты бомбардировщиков В-2А на боевое применение выполнялись в составе звеньев из двух самолетов. Отмечалось применение от одного до трех звеньев В-2А в сутки, при этом временной интервал между звеньями составлял 1,5-2 час. Всего в состав группировки бомбардировщиков В-2А для участия в боевых действиях командование ВВС США выделило шесть самолетов этого типа.
С бомбардировщиков В-2А также впервые были применены новые управляемые авиабомбы GBU-31 JDAM с системой наведения, корректируемой по данным КРНС "Навстар". Согласно действующим нормативам одному самолету (максимальная боевая нагрузка - 16 управляемых авиабомб калибра 900 кг) назначалось для поражения от одной до четырех целей.

Таким образом, максимальный количественный состав группировки стратегических бомбардировщиков, принимавшей участие в боевых действиях против Югославии, достигал 35 самолетов (включая шесть В-2А), что составляло 19% от общего боевого состава и 27% от количества боеготовых самолетов стратегической бомбардировочной авиации ВВС США.

К преимуществам использования СБА ВВС США в ходе конфликта относятся:
- возможность применения бомбардировщиков В-52Н и В-1В с передовой авиабазы, что существенно сокращало время полета до целей и снижало потребности в проведения дозаправок топливом в воздухе;
- использование высокоточного авиационного оружия (КРВБ, управляемых авиабомб) для поражения малоразмерных и высокозащищенных объектов в любое время суток независимо от метеоусловий в районе целей;
- проведение пусков КРВБ вне зоны поражения активных средств ПВО противника и применение управляемых авиабомб с больших высот, что способствует уменьшению риска потерь бомбардировщиков без снижения эффективности поражения целей;
- большая бомбовая нагрузка бомбардировщиков В-1В, позволяющая эффективно поражать площадные многоэлементные цели (предприятия военной промышленности, нефтеперерабатывающие заводы, склады ГСМ и т.д.).

Особенности боевого применения тактической авиации

Один из вариантов боевого применения ударной группы ТА ВВС США был следующим:

После вылета с авиабазы Авиано (Италия) ударная группа в составе шести F-16 (ударные), двух F-16 (истребители прикрытия) и ЕС-1З0Е (ВзКП) производила дозаправку топливом в воздухе и под прикрытием береговых и корабельных систем ПВО совершала перелет над Адриатическим морем в район оперативного предназначения - выполнения боевого задания.
Непосредственно при нанесении ударов самолеты действовали парами, последовательно атакуя цели на территории Югославии. После нанесения первых ударов каждая пара самолетов производила дозаправку в воздухе и наносила повторный удар. Всего, как правило, выполнялась атака шести целей (каждой парой F-16 - по две).
С течением операции время нахождения тактических истребителей в воздухе иногда увеличивалось от 5-6 часов в начале операции до 10-12 часов в конце операции. Эти мероприятия обеспечивались дополнительным количеством самолетов-заправщиков, находящихся в воздухе, и были связаны с необходимостью (особенно при неблагоприятных метеоусловиях) наиболее длительного пребывания в районе ведения боевых действий для полного расхода боекомплекта и гарантированного поражения намеченных целей.
Общее управление самолетами осуществлялось с самолета ВзКП ЕС-130. Доразведку наземных целей производил самолет радиолокационной разведки Е-8С "Джистарс", непосредственное наведение на цели ударных пар было возложено на пару самолетов F-16, истребителями прикрытия управляли 1-2 самолета ДРЛО и У Е-ЗА системы АВАКС-НАТО.
Боевое воздействие тактической авиации по наземным стационарным и мобильным объектам осуществлялось отработанным в 1991 г. в Ираке "квадратным" способом с использованием групп авиации различного состава. Размеры одного квадрата составляли 50x50 км.

В ходе боевого применения тактической авиации при нанесении ударов по объектам в СРЮ были вскрыты следующие оперативно-тактические нормативы:
1. Соотношение количества ударных самолетов к самолетам обеспечения при нанесении ударов по береговым целям от 1:1 в начале, до 2:1 в конце операции.
2. Боевое напряжение на один самолет ТА ВВС США, Великобритании, Франции, ФРГ, Бельгии, Нидерландов, Норвегии составляло 0,8-1 вылет в сутки; Канады, Италии, Турции, Дании, Испании, Португалии - 0,5-0,8 вылета в сутки.
3. Глубина боевого воздействия самолетов тактической авиации - до 900 км.
4. Продолжительность боевого вылета без дозаправки - до 1,5 часа.
5. Продолжительность боевого вылета с одной и более дозаправками в первый месяц от 3,5 до 7 часов, в том числе:
- взлет с авиабазы, перелет в заданный район и дозаправка - до 50 мин;
- построение ударной группы и перелет в район ожидания - до 60 мин;
- нахождение в районе выполнения боевой задачи и нанесение ударов по целям - до 40 мин;
- выход из района боевого применения и дозаправка топливом - 60 мин;
- повторное нахождение в районе боевого применения - до 40 мин;
- нахождение в районе ожидания выполнения боевой задачи - до 60 мин;
- выход из района боевого применения и обратный полет на авиабазу - до 60 мин.
6. Количество примененных УАБ одной группой - от 10 до 30 (GBU-12 по 250 кг).
7. Количество назначаемых целей - до шести (стационарных и мобильных).

Кроме того, к особенностям тактики применения боевой авиации НАТО можно отнести:
- полеты на больших высотах, что объясняется активными действиями мобильных средств ПВО, а также сложным физико-географическим ландшафтом Югославии;
- отсутствие сильного противодействия системы ПВО Югославии, что позволило командованию НАТО отказаться от тактики массированного применения сил и средств воздушного нападения. Основным методом их действий стало гибкое сочетание непрерывной разведки объектов поражения с последующим нанесением групповых и одиночных авиационно-ракетных ударов;
- массированное применение высокоточного оружия, в результате чего некоторые боевые задачи выполнялись без входа в зону поражения зенитных ракетных комплексов противника, что вместе с активным задействованием средств РЭБ объясняет достаточно низкие потери авиации НАТО;
- отсутствие достоверной информации о результатах ударов, что вынуждало командование альянса многократно наносить авиационные и ракетные удары по предполагаемым районам расположения позиций радиотехнических войск и активных средств ПВО, аэродромам.
В целом ракетно-бомбовые удары НАТО нанесли ущерб экономическому и военному потенциалу СРЮ. В то же время командованию НАТО не удалось в полной мере достичь поставленных целей. В связи с этим в ходе воздушной операции предпринимались шаги по расширению масштабов в интересах принуждения югославского руководства отказаться от проведения независимой политики и обеспечить тем самым условия для безраздельного господства альянса на Балканах.

Особенности боевого применения средств ПВО Югославии

Основу системы ПВО Югославии составляли устаревшие ЗРК советского производства: С-75 "Двина", С-125 "Печора", "Квадрат" (экспортный вариант ЗРК "Куб"), "Стрела-1" (на базе БРДМ) и "Стрела-10" (на базе МТЛБ), ПЗРК "Стрела-2 (3)", "Стингер", а также зенитная артиллерия. Для прикрытия Белграда в основном использовались ракетные дивизионы, имеющие на вооружении комплексы С-125, которые были модернизированы югославскими специалистами. В частности, во всех дивизионах были установлены автоматизированная система управления огнем фирмы "Маркони" и в двух - ИК-станции фирмы "Филипс".

Схема построения дивизиона ЗРК Квадрат:


Использование в комплексах С-125 пассивных тепловизионных станций западного производства позволило обеспечить живучесть и скрытность, внезапность применения, устойчивость к активным и пассивным помехам, возможность действовать днем и ночью. Большое внимание уделялось маскировке техники на позициях. Для этого использовались как штатные, так и подручные средства маскировки. В частности, кабины боевого управления накрывались резиновыми полотнами толщиной 15-20 мм. Затем устанавливался бревенчатый настил.
Для снижения эффективности ударов противника по средствам ПВО широко применялись имитаторы радиолокационного излучения станции (ИРИС) переносного типа. Они устанавливались на стартовых позициях на удалении от нескольких сот до нескольких тысяч метров от антенного поста или станции управления, разведки и наведения (СУРН) ЗРК.
Излучаемая мощность имитатора составляла 5-6 кВт. В его конструкции применялись магнетроны, используемые в бортовой радиоэлектронной аппаратуре самолетов МиГ-21 и имеющие рабочую частоту передатчиков зрк. Сначала мощность и продолжительность работы ИРИС была недостаточна и бортовая аппаратура натовской авиации позволяла их распознавать. В связи с этим в большинстве случаев оператор наводил ПРР "Харм" на излучающее устройство огневых средств, игнорируя имитатор. Затем конструкция ИРИС была доработана и параметры его излучения стали идентичны характеристикам РЛС ЗРК. Несмотря на то, что имитаторы изготавливались в заводских условиях, ощущался их явный дефицит.
Об эффективности использования ИРИС свидетельствует тот факт, что для поражения некоторых радиолокационных и огневых средств, в интересах которых работало несколько имитаторов излучения, авиация НАТО затрачивала чрезмерно много времени и большое количество ПРР, а в отдельных случаях они вообще не были поражены. В частности, за 30 дней боевых действий по двум ИРИС, прикрывавшим две батареи "Квадрат" и одному - дивизион С-125, было применено 14 и 15 ПРР "Харм" соответственно, при этом ЗРК остались невредимыми.

Схема атаки позиции С-125


Другим не менее эффективным средством повышения живучести ЗРК были уголковые отражатели, которые устанавливались на ложных и реальных боевых позициях группами или одиночно на удалении до 300 м от РЛС (СУРН). Наибольший эффект применения уголковых отражателей достигался в сочетании с инженерным оборудованием позиции.
При этом окоп для РЛС отрывался с таким расчетом, чтобы нижний излучатель антенны находился на уровне земли. Это приводило к уменьшению дальности обнаружения на 20-30%, но в то же время благодаря влиянию подстилающей поверхности и принижения излучателя несколько искажалось радиолокационное поле РЛС и осуществлялось оптимальное задействование уголковых отражателей.
Например, по одной из оборудованных таким образом позиций зенитного ракетного полка "Квадрат", имеющей две группы уголковых отражателей, установленных на расстоянии 100 и 300 м от РЛС П-15, безрезультатно было выпущено восемь ПРР "Харм". Был также отмечен случай наведения ПРР "Харм" на дисковую борону, оставленную в поле на расстоянии около 3 км от РЛС.
Основываясь на боевом опыте, югославские военные специалисты сделали вывод о том, что ИРИС и уголковые отражатели должны стать штатными элементами боевого порядка подразделений ПВО. При этом на СП батареи "Квадрат" необходимо иметь до трех ИРИС и две-три группы уголковых отражателей.
Для защиты личного состава зенитных ракетных батарей использовались броневые листы, которыми обкладывались станции управления, разведки и наведения, поскольку штатная броневая защита боевых машин была неэффективна и не спасала расчеты от осколков ПРР "Харм".

Опыт боевых действий в Югославии показал, что практически все противовоздушные бои характеризовались массированным применением ПРР. Это было обусловлено стремлением командования НАТО сократить возможные потери боевой авиации в ходе воздушной операции от средств ПВО. В связи с этим для выявления дислокации, уточнения координат и нанесения ударов по позициям активных средств ПВО авиация альянса прибегала к демонстративно-провоцирующим действиям, которые сопровождались групповыми полетами истребителей (по 10-15 машин) вблизи зоны поражения ЗРК и имитацией захода на цель.

Схема атаки с применением ПРР Харм:


Основная особенность боевых действий частей ПВО ВС СРЮ заключалась в превалирующем использовании рейдов, маневров и практически ежедневных передислокаций. При этом некоторые дивизионы С-125 и батареи "Куб", по распоряжению командования, были выведены из состава бригад и полков для непосредственного подчинения штабу корпуса ПВО и в дальнейшем использовались по его плану. Управление огнем в ходе боевых действий осуществлялось как из штаба корпуса, так и через штабы бригад и полков.
Все маневры и перемещения средств ПВО выполнялись, как правило, в ночное время без построения колонн. Боевая техника передвигалась самостоятельно по одной машине с указанием пункта назначения и времени прибытия с учетом установленной скорости движения в режиме полного радиомолчания. С целью маскировки перемещение в большинстве случаев производилась в составе колонн гражданских машин или беженцев с максимально возможным изменением внешнего вида техники с помощью подручных материалов.
Необходимо отметить, что не более чем через 1-1,5 мин после стрельбы подразделение должно было сворачиваться и убывать в район сбора, имеющий, как правило, естественные или искусственные объекты, облегчающие маскировку (лощины, ангары и т.д.), и лишь оттуда начинать перемещение. Время выжидания (1-1,5 мин) было определено исходя из времени возможного нанесения удара по позиции подразделения самолетами НАТО. Съезд с автодороги и движение до стартовой позиции происходили с выключенными фарами и габаритными огнями. Подобная тактика совершения маршей вполне себя оправдала: не было отмечено ни одного случая нанесения удара по стартовой позиции из-за демаскировки на марше.

Смена стартовой позиции выполнялось в следующих случаях:
- после стрельбы - немедленно;
- после пролета разведывательных БЛА - немедленно;
- после включения РЛС на излучение в течение последующего выполнения (или невыполнения) огневой задачи;
- по команде с КП полка в соответствии с графиком смены СП в районе боевого маневрирования.

Наиболее эффективным был признан маневр зенитного ракетного полка "Квадрат" в горный район, над которым происходило формирование ударных групп боевой авиации ОВС НАТО. Командование группировки НАТО считало данный район недоступным для средств ПВО Югославии и поэтому не принимало должных мер защиты от поражения ЗУР.
Маневр был произведен в ночное время и скрытно для разведки противника, с максимальным обеспечением мер тактической маскировки. После сбора авиации противника был нанесен внезапный удар всеми имеющимися средствами зенитного ракетного полка "Квадрат". Потери противника составили не менее пяти боевых самолетов.
В ходе боевых действий частей ПВО, сопровождавшихся массированным применением ПРР, были внесены существенные коррективы в нормативы стрельбы по воздушным целям. В частности, зоны поражения комплексов были сокращены на 50% для обеспечения минимального излучения и оптимальной вероятности поражения воздушных целей. Включение передатчиков огневых средств производилось на дальностях до целей не более 20 км (т.е. цели всегда находились в зоне поражения). Ракеты на подготовку ставились заранее с поочередной их заменой.
Продолжительность работы передатчика, как было установлено экспериментально, не должна была превышать 6 с. Если захват цели на сопровождение не происходил за это время (особенно ночью), то передатчик выключался. Повторное включение передатчика на 6 с производилось через 10 с. Если захват цели не удавался за время повторного включения, то передатчик больше не включался. В случае захвата цели на сопровождение немедленно выполнялась стрельба, как правило, двумя ЗУР.
При стрельбе днем в качестве основного средства разведки использовался телеоптический визир (ТОВ), поскольку комплекс средств автоматизации "Краб" (ЗРК "Квадрат") в режиме "Радио" не применялся из-за постановки противником помех. Целеуказания передавались по телефону с указанием азимута и дальности. Данные о высоте полета воздушных целей зачастую не выдавались из-за уничтожения радиовысотомеров. Расчеты СУРН осуществляли поиск цели по ТОВ. При этом частота пропуска целей не превышала 0,7. Если расчет СУРН включал станцию разведки цели (СРЦ) для поиска целей, то это, как правило, заканчивалось нанесением по ней удара не менее двух ПРР, при этом не всегда ПРР наблюдалась на экране станции.
Применяя тактику действий из засады, ЗРК "Квадрат" зачастую обеспечивал внезапность применения оружия при отсутствии помех и ПРР. Например, батарея, выдвинутая в Косово, уничтожила боевой вертолет НАТО и несколько КР, используя обычный режим работы. Стрельба по вертолету велась "вдогон". Дальность обнаружения вертолета составила 8 км, дальность встречи ракеты с целью - 10 км, высота - 3500 м. Захват КР осуществлялся на дальности до 15 км, поражение на дальности - 10 км, на параметре - 5 км.

РЛС П-40 югославских ПВО:


Необходимо отметить, что ЗРК "Квадрат" и С-125 крайне редко применялись для стрельбы по БЛА и КР, чтобы исключить демаскировку позиции. Основным средством борьбы с КР и БЛА были ЗРК "Стрела" всех имеющихся в Югославии модификаций и малокалиберная зенитная артиллерия.
При обнаружении больших групп авиации (15-20 самолетов) они пропускались через боевые порядки. Стрельба начиналась при входе в зону поражения одиночных самолетов или небольших групп (2-4 самолета). Стрельба велась по головному самолету только в том случае, если временные интервалы между целями в группе составляли более 1 мин, а по замыкающему - при меньших временных интервалах.
Как правило, после обнаружения пуска ЗУР, самолеты стремились как можно быстрее покинуть зону поражения, сбрасывая бортовое вооружение, применяя различные помехи и совершая противоракетный маневр. Около 90% всех стрельб были проведены "вдогон".
Пуски одиночных ЗУР заканчивались в основном промахами, а двух ЗУР -приводили к поражению цели. Оценка результатов стрельбы с использованием РЛС ЗРК не проводилась. Сразу после подрыва БЧ ЗУР все передатчики выключались.

Станция управления, наведения и разведки цели (СУРН) ЗРК Квадрат ПВО Югославии:


Истребительная авиация применялась только в первые три дня после начала боевых действий, поскольку бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение самолетов (МиГ-29, МиГ-21) не позволяло вести воздушные бои с самолетами НАТО "на равных". В дальнейшем авиация ВВС Югославии участие в боевых действиях не принимала.

Организация радиолокационной разведки в частях ПВО Югославии

Вся информация о действиях средств воздушного нападения объединенных вооруженных сил НАТО против Югославии сосредоточивалась и анализировалась на командном пункте корпуса противовоздушной обороны ВС Югославии. Радиотехнические части ВС СРЮ практически не задействовались в конфликте.

Радиотехнические средства обнаружения ПВО осуществляли поиск целей кратковременной работой на излучение. Заблаговременное обнаружение, определение направления и местоположения средств воздушного нападения НАТО осуществлялись автоматизированными комплексами радиотехнической разведки КРТР-86 "Тамара" чешского производства. Этот комплекс, дальность действия которого составляет до 450 км, характеризуется повышенной живучестью и скрытностью работы, поскольку принцип его функционирования основан на пассивной радиолокации.
С целью сохранения боеспособности зенитных формирований, по распоряжению командования ПВО Югославии, РЛС полков и дивизионов были включены в общую систему разведки воздушного противника и выведены за пределы позиционных районов (стартовых позиций) этих частей. В случае выхода их из строя, разведданные о воздушном противнике КП бригады или полка получали по телефонной линии от КП ПВО корпуса и постов воздушных наблюдателей, развернутых в две линии (по 8 постов в каждой): первая - в 30, а вторая - в 80 км от КП зенитных ракетных частей.
Нередко для оповещения о взлете авиации НАТО с аэродромов базирования использовались сообщения радиолюбителей.
В большинстве случаев оповещение о воздушной опасности происходило за 10-15 мин до начала воздушных ударов.

Анатолий КУЛИКОВ
полковник, офицер Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ

(с) ВКО
 

Haker

Активный участник
Сообщения
9.958
Адрес
Россия
А вот в свете этой инф... вопрос?
Чё в первую голову силы ПВО должны защищать: свои ПВОшные средства иль Объекты :think:
 

Rob

Активный участник
Сообщения
6.730
Адрес
РБ
ГЕРКОН32, благодарствую, хорошая статья.
Такие надо выкладывать на Главной странице сайта :-D
 

alex_mil

Активный участник
Сообщения
777
Адрес
Россия
Haker написал(а):
Чё в первую голову силы ПВО должны защищать: свои ПВОшные средства иль Объекты
Должны защищать объекты, но если на тебя нападают с мечом, а у тебя в руках только перочинный ножик - что вы будете делать - геройствовать (с ничтожными шансами на успех)?
 

Chizh

Eagle Dynamics
Сообщения
893
Адрес
Moscow
marinel написал(а):
Судя по составу сил, сербы прыгнули выше головы. :think:
Геркон32. спасибо. :good:
Выше некуда, сбили целых 2 стервятника! :)

Хотя с КР и БПЛА сбили вполне достаточно.

На самом деле впечатляет время нахождения НАТОвских тактических истребителей в воздухе и гибкость в боевом управлении.
 

Haker

Активный участник
Сообщения
9.958
Адрес
Россия
alex_mil написал(а):
Должны защищать объекты, но если на тебя нападают с мечом, а у тебя в руках только перочинный ножик - что вы будете делать - геройствовать (с ничтожными шансами на успех)?
Могу предположить, что в этом как раз и есть главное недоразумение ...
Есе мне память не изменяет, то USAF ещё не разу не атаковали объекты, пока не уничтожались силы ПВО.
Отсюда и мораль...

Добавлено спустя 12 минут 22 секунды:

alex_mil написал(а):
... только перочинный ножик - что вы будете делать - геройствовать (с ничтожными шансами на успех)?
А не такой уж об был и перочинный...
Таким ничтожным его сделала как раз мысль "объять необъятное"... решили "геройствовать ...".
А чё делать!? Кутузовых на всех не хватает!
 

ddd

Активный участник
Сообщения
6.921
Адрес
Россия
Chizh написал(а):
Выше некуда, сбили целых 2 стервятника!
почему 2?
ГЕРКОН32 написал(а):
Потери противника составили не менее пяти боевых самолетов.
Chizh написал(а):
и гибкость в боевом управлении.
незаметно...
 

Chizh

Eagle Dynamics
Сообщения
893
Адрес
Moscow
ddd написал(а):

Это нужно у югославов спрашивать.

Еще как заметно.
Такой уровень боевого управления с оперативной доразведкой целей и повторными ударами нам пока не снился.

В дополнение:
http://www.vko.ru/DesktopModules/Articl ... on=Staging
 

marinel

Активный участник
Сообщения
26.489
Адрес
Санкт-Петербург

Chizh

Eagle Dynamics
Сообщения
893
Адрес
Moscow
marinel написал(а):
Это вы имеете ввиду два Ф-117? Так и других сбили вполне достаточно, учитывая "гибкость в боевом управлении". :-D
"Других" сбили ровно 1, это F-16C, 2 мая 1999 года.
 

marinel

Активный участник
Сообщения
26.489
Адрес
Санкт-Петербург
Chizh написал(а):
Других" сбили ровно 1, это F-16C, 2 мая 1999 года.
неужели
vlad2654 написал(а):
Внесу и я свои 5 копеек. В свое время был доклад ЦАГИ выпустил сборник «Техническая информация» - «Воздушная война на Балканах». Раздел «Новости зарубежной науки и техники», серия: «Авиация и ракетная техника» (выпуск №5, 1999 год). Доклад касался потерь авиации НАТО. Попытаюсь суммировать, то, что там было опубликовано (по дням). Разумеется, доклад не претендует на истину в последней инстанции, но интересен.

• 24 марта 1999 г. = в районе горы Ястребец сбит «Торнадо» ВВС Германии. Пилоты подобраны ПСС НАТО
• 24 марта 1999 г. = над Косово сбит «Торнадо» ВВС Великобритании. Экипаж приземлился на территории, контролируемой АОК
• 24 марта 1999 г. = в районе горы Ястребец сбит «Торнадо» ВВС Германии. Пилоты подобраны ПСС НАТО
• 27 марта 1999 г. = в гору Мольен врезался подбитый «Торнадо» ВВС Германии. Пилоты взяты в плен
• 27 марта 1999 г. = сбит F-117 ВВС США.
• 27 марта 1999 г. = Греческая военная система зафиксировала сигнал «Мэйдэй» от датского F-16
• 29 марта 1999 г. = сбит F-16 9 по непроверенным данным – югославским Миг-29. Упал в Адриатическое море. Летчик спасен.
• 29 марта 1999 г. = в районе с. Пале Республики сербской упал сбиты F-16. Летчик катапультировался. Обнаружен мертвым
• 1 апреля 1999 г. = на аэродром Плесо (г. Загреб) совершил вынужденную посадку поврежденный F-117.
• 2 апреля 1999 г. = на аэродром Петровац совершил вынужденную посадку поврежденный А-10А.
• 3 апреля 1999 г. = в районе Бане-Лука подбит F-16.
• 5 апреля 1999 г. = при атаке моста «Жежель» (близ г. Нови Сад) сбит германский «Торнадо». Экипаж попал в плен.
• 5 апреля 1999 г. = по данным сербской стороны во время атаки белградской телебашни «Црвена Кот» потерян еще один F-117. Пилот приземлился в районе деревни Ремете.
• 11 апреля 1999 г. = в районе г. Црвенка уничтожен F-16.
• 18 апреля 1999 г. = в районе Приштины упал F-16.
• 19 апреля 1999 г. = при посадке на аэродром Райловац разбился F-16 ВВС Дании.
• 2 мая 1999 г. = в районе деревни Накучани (юго западнее г. Сабца) сбит F-16 ВВС США. Пилот катапультировался и подобран ППС НАТО
• 14 мая 1999 г. = в районе Дьяковицы сбит А-10А. Упал у горы Цер.
• 14 мая 1999 г. = сбиты 3 БПЛА (2 «Предейтора» и 1 французкий «Грецерелль»)
• 20 мая 1999 г. = в г. Ниша сбит F-16.
• 20 мая 1999 г. = Сербы сообщили еще об одном сбитом F-117.

Помимо этого сербы заявили о 3 сбитых и 2 поврежденных F-15, 2-х сбитых французских «Мираж-2000С». Всего же югославская сторона заявила о 61 сбитом самолете, 7 вертолетах, 238 крылатых ракет (в т.ч. 164 «томагавка», 30 ППЛА 9по другим данным – 11 БПЛА).

НАТО признало потерю 7 ЛА. Встречается также данные о 5 сбитых германских F-4 и Торнадо, 4 британских «Харриера», 2-х «Миражах».

Вот такие данные
 

Triple H

Активный участник
Сообщения
755
Адрес
Москва
Сербы предоставили докозательства всго лишь двух сбитых самолетов. Где остальные обломки?
 

marinel

Активный участник
Сообщения
26.489
Адрес
Санкт-Петербург
Triple H
вам уже отвечали на этот вопрос. Если конечно хотите, я перенесу из ветки "Балканы" ответы Вам.
 

РС-24

Активный участник
Сообщения
4.023
Адрес
Коломна
Triple H написал(а):
Сербы предоставили докозательства всго лишь двух сбитых самолетов. Где остальные обломки?
Читайте выше.Это НАТО заявило о потере двух самолетов. И я,мягко говоря,в эти данные не верю.
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Haker написал(а):
А вот в свете этой инф... вопрос?
Чё в первую голову силы ПВО должны защищать: свои ПВОшные средства иль Объекты

Тут какого то приоритета нет - и то, и другое.
Если с первым сербы справились на отлично - потери сил ПВО были очень умеренные, особенно в виду огромного нервенства сил, то с прикрытием объектов все было не так хорошо, там ущерб достигал 40-70% в разных местах.
Конечно стоит упомянуть, что многие объекты были уничтожены с больших дистанций и у ПВО не было никакого шанса поразить носитель. А средств перехвата КР и других ВТБ можно сказать и не было. То, что удалось сбить столько КР - можно считать большим успехом при имеющихся средствах ПВО. Другое дело, что на сохранность объектов, в виду массированности ударов это не особо повлияло.
 

Triple H

Активный участник
Сообщения
755
Адрес
Москва
marinel написал(а):
Triple H
вам уже отвечали на этот вопрос. Если конечно хотите, я перенесу из ветки "Балканы" ответы Вам.

И что? Этот ответ разве истина?

Добавлено спустя 1 минуту 52 секунды:

РС-24 написал(а):
Triple H написал(а):
Сербы предоставили докозательства всго лишь двух сбитых самолетов. Где остальные обломки?
Читайте выше.Это НАТО заявило о потере двух самолетов. И я,мягко говоря,в эти данные не верю.

А сербы покозали обломки только двух этих самых самолетов.
 

marinel

Активный участник
Сообщения
26.489
Адрес
Санкт-Петербург
Triple H
Вопрос веры обсуждать смысла нет. Верите больше НАТОвцам ничего не имею против, но данные Vlad2654 считаю вполне объективными т.е. приближенными к реальности.
 

Triple H

Активный участник
Сообщения
755
Адрес
Москва
Верите больше НАТОвцам ничего не имею против, но данные Vlad2654 считаю вполне объективными т.е. приближенными к реальности.

Я не отрицаю что сбитых самолетов может быть больше.

Добавлено спустя 1 минуту 37 секунд:

Просто не может быть чтобы из двух десятков сбитых самолетов найдены только обломки двух.

Добавлено спустя 1 минуту 41 секунду:

27 марта 1999 г. = в гору Мольен врезался подбитый «Торнадо» ВВС Германии. Пилоты взяты в плен
5 апреля 1999 г. = при атаке моста «Жежель» (близ г. Нови Сад) сбит германский «Торнадо». Экипаж попал в плен.

Сербы не покозали ни одного пленного пилота.
 
Сверху