Вопросы космонавту-испытателю, военному лётчику-испытателю Грекову Николаю Сергеевичу

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Спасибо, Николай Сергеевич, интересная статья. Главное расставлены все точки над и. А то спекуляции по переделке на "Синеву" уже "задолбали". Причем зачастую этим занимаются люди далекие от техники и пытающиеся сделать себе имя, пусть даже на сенсации.
Правда не совсем уверен, что то, что написано ниже , соответствует действительности
Противники считают, что необходимо закрыть проект «Булава» и сосредоточить усилия на жидкостной ракете Р-29РМУ2 «Синева» комплекса Д-9РМУ2. Отмечается, что последняя имеет большую дальность (до 11000 км) и несет более мощные боевые блоки. Кроме того, подчеркивается, что ГРЦ имени В. П. Макеева уже имеет предложения по созданию варианта Р-29РМУЗ повышенной мощности, приспособленного для пусков из шахт ракетоносцев проекта 955 «Борей».

Стартовый вес практически не менялся у Р-29РМ, Р-29РМУ "Синева". Поэтому фраза
что последняя имеет большую дальность (до 11000 км) и несет более мощные боевые блоки
кажется больше рекламной, сенсационной, чем реальной. Да, изделие испытали на дальность в 11000 км, но с каким боевым оснащением. Ведь от законов никуда не денешься. Или на большую дальность, но меньшую ПН или наоборот. А здесь и то, и другое одновременно. Так не бывает (разумеется никаких притензий к авторам статьи, просто озувучено то, что давно уже гуляет по СМИ и инету).

И еще не уверен в том, что
что ГРЦ имени В. П. Макеева уже имеет предложения по созданию варианта Р-29РМУЗ повышенной мощности, приспособленного для пусков из шахт ракетоносцев проекта 955 «Борей».
Предложения может и имеют, но вся загвоздка в способах старта жидкостных и твердотопливных ракет. "Бореи" изначально ориентированы на твердотопливные. "Синева" - жидкостная, у которой двигатель включается в заполненной водой шахте. Твердотопливные выстреливаются ПАДом и только выйдя из воды включается двигатель. Жидкостная так сделать не может, поскольку нарастание тяги, ЕМНИП идет во время прохождения водной среды, а есливключать как у твердотопливной, то может ""навернуться", двигатель не успеет развить нужную тягу. И получается, что нужно или лодку переделывать, чего не будет (в статье это сказано недвусмысленно) или делать "Синеву" твердотопливной, но тогда это уже не будет "Синевой"
 

Wann

Модератор
Команда форума
Сообщения
7.110
Адрес
Волгоград
vlad2654 написал(а):
Жидкостная так сделать не может, поскольку нарастание тяги, ЕМНИП идет во время прохождения водной среды, а есливключать как у твердотопливной, то может ""навернуться", двигатель не успеет развить нужную тягу.
А как же, например, у Р-36М2 успевает?
 

Греков Н.С.

Заслуженный испытатель космической техники
Сообщения
27
Адрес
Звездный городок МО
LRO: первые итоги.(выдержки из статьи)
Здесь ходили земляне

К сорокалетию полета Apollo 11 станция LRO (лунный исследовательский зонд) выполнила специальное задание по съемке районов посадок американских лунных модулей. Этого события ученые и любители космонавтики ждали не один год и не одно десятилетие - тем более что в последнее время развелась целая порода опровергателей, отрицающих сам факт работы американских астронавтов на Луне.
В период с 11 по 15 июля LRO получил и передал на Землю первые в истории высокодетальные изображения посадочных площадок кораблей Apollo и элементов, оставленных астронавтами на поверхности Луны. Снимки проводились при низком Солнце, чтобы посадочные ступени лунных модулей отбрасывали длинные тени; при высоком Солнце их вполне можно было бы принять за валуны на лунной поверхности.
За это время с помощью узкоугольных камер ИАС удалось получить изображения пяти мест посадок из шести, а именно -Apollo 11 14,15,16 и 17. Район посадки зонда Surveyor 3 и лунного модуля Apollo 12 NASA обещает отснять позже.
Следует отметить, что район посадки Apollo 15 ранее отснял японский зонд Каgиуа, однако у его камеры разрешение было значительно хуже, так что на снимках был различим только «ореол», оставшийся от струй двигателя лунного модуля, да и то лишь при наложени нового кадра на снимок лунной поверхности, сделанный до посадки экипажа Скотта.
Успех LRO отнюдь не был неожиданностью. Специалисты, конечно, знали, что камеры NАС будут в состоянии различить посадочные ступени «Аполлонов» на лунной поверхности, но хотелось поскорее проверить расчеты и убедиться в том, что камеры хорошо фокусируются на выбранном объекте. И все же, по словам Марка Робинсона, персонал центра обработки информации с некоторой тревогой ожидал появления первых снимков, а непосредственно перед этим первым взглядом на ожидаемые места нахождения посадочных ступеней «волновался до дрожи».
Важно отметить, что расчеты делались для рабочей орбиты высотой 50 км, а 1-КО из-за многократных задержек пуска был вынужден делать юбилейную «фотосессию» с временной орбиты, проходя над экваториальными широтами Луны на высоте свыше 100 км. Если говорить точнее, то для самой южной точки посадки (Apollo 16, 9.0°ю.ш.) разрешение составило 1 м на пиксел, а для самой северной (Apollo 15, 26.1°с.ш.) -уже 1.4 м. Ожидается, что с рабочей орбиты высотой 50 км будут получены снимки этих же районов с разрешающей способностью в два, а то и три раза лучше.
Поскольку в реальности поперечный размер посадочных ступеней «Аполлонов» составлял 4.29 м при высоте 3.23 м, на снимке они занимают участок размером всего в 3-4 пиксела. Однако при низком Солнце ступени отбрасывают довольно заметную тень - ее длина на снимках достигает 18-20 пикселов. При этом в той части, что примыкает к объекту, тень более светлая. Дело в том, что посадочная ступень стоит на опорах на высоте примерно метр над поверхностью, поэтому солнечные лучи могут почти свободно проходить под ней.
Анализ полученных с LR0 снимков еще раз подтверждает известный каждому фотографу факт, сколь сильно качество получаемого изображения зависит от освещения. Несмотря на то, что наибольшее теоретическое разрешение было получено при фотографировании места посадки Apollo 16, максимальное число деталей на поверхности наблюдается на снимке Apollo 14: по всей видимости, в этом случае Солнце находилось выше над горизонтом и лучше освещало грунт. Тени стали немного короче, но на более светлом фоне удалось идентифицировать уже не только самый крупный артефакт - посадочную ступень - но и более мелкие детали, такие как комплект научных приборов, установленных астронавтами, и даже... следы самих астронавтов, оставленные ими на поверхности! В частности, отлично видны следы тележки МЕТ, с которой Алан Шепард и Эдгар Митчелл б февраля 1971 г. выступили к кратеру Коун. К сожалению, они теряются где-то на южных склонах кратера, так что пока так и остается тайной, в какой именно точке астронавты отчаялись выйти на гребень Коуна и повернули назад.
Кстати, следы угадываются и на фотографиях места посадки Apollo 15, а на кадрах Apollo 16 и 17 видны следы лунного ровера. Среди других деталей, которые удалось найти на снимках LRO - научный комплекс ALSEP на месте посадки Apollo 14, ровер Apollo 16 и фрагмент теплоизоляции лунного модуля Apollo 15, сорванный при старте взлетной ступени и упавший в нескольких десятках метров от нее.
Казалось бы, эти и последующие снимки, которые, безусловно, появятся, призваны поставить точку в уже изрядно поднадоевших дискуссиях на известную конспирологическую тему: «А не снималась ли высадка на Луну в голливудском павильоне?» Собственно, один из комментариев на сайте МА5А так и гласит, прямо и не очень политкорректно: «Надеемся, что теперь они закроют свои рты». Как говорится - посмотрим. Для серьезных специалистов такой вопрос всерьез не стоял никогда и полученные снимки представляют лишь историко-технический интерес, а упертые сторонники версии о фальсификации всегда найдут возможность сослаться на «развитие технологий Фотошопа». И, как показывает обсуждение снимков LRO в Интернете, этот «фундаментальный аргумент» ими уже выдвинут и будет повторен еще не раз...
НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ • №10 (321) • 2009 • Том 19
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Уважаемый Николай Сергеевич!

Если у Вас найдётся время, могли бы Вы прочесть вот эти статьи и прокомментировать их, желательно - каждую и настолько подробно, насколько Вам не лень и хватит терпения:

http://paralay.com/stat/Bulat_2.pdf
http://paralay.com/stat/Bulat_3.pdf
http://paralay.com/stat/Bulat_4.pdf
http://paralay.com/stat/Bulat_5.pdf
http://paralay.com/stat/Bulat_6.pdf
http://paralay.com/stat/Bulat_7.pdf
http://paralay.com/stat/Bulat_8.pdf
http://paralay.com/stat/Bulat_9.pdf
http://paralay.com/stat/Bulat_10.pdf
http://paralay.com/stat/Bulat_11.pdf
http://paralay.com/stat/Bulat_12.pdf
http://paralay.com/stat/Bulat_13.pdf

Спасибо.
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Николай Сергеевич! А каково ваше мнение об этом интервью? Точнее о проблемах поднятых в нем. Насколько все так, как описывает интервьюируемый?

Кстати, вчера или позавчера с сайта Роскосмоса скачал материалы по программе пилотиремого полета на Марс (http://www.roscosmos.ru/u-st.asp). Там правда что-то порядка 170 мегабайт, но читать интересно. Вчера весь вечер потратил на чтение.
 

Греков Н.С.

Заслуженный испытатель космической техники
Сообщения
27
Адрес
Звездный городок МО
Конкурс на новый корабль


Вариант ППТС, предложенный Центром
Хруничева
И.Афанасьев. «Новости космонавтики»№5
6 марта стало известно, что Федеральное космическое агентство объявило тендер на создание нового российского космического корабля. Согласно информации, размещенной на сайте Роскосмоса, заявки на участие в конкурсе принимались с 27 февраля по 30 марта 2009 г. Начальная (максимальная) цена контракта на разработку эскизного проекта перспективной пилотируемой транспортной системы нового поколения (шифр тендера - ППТС) составляет 800 млн руб. Оценка заявок будет проводиться балльным методом по методике Роскосмоса.
«В ближайшее время мы намерены завершить конкурсные процедуры и выявить победителя», - заявил руководитель Управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов. Касаясь вопроса сотрудничества с Европой в создании пилотируемой системы, он подчеркнул, что «кто бы ни стал победителем в конкурсе, взаимодейст-
вие российской и европейской космической промышленности продолжится».
По словам А.Б.Краснова, эскизный проект ППТС должен быть готов в 2010 г., а летные испытания начнутся в 2015 г. с космодрома Восточный. Через три года после этого корабль будет передан в эксплуатацию. Правительство РФ, по словам начальника Управления, полностью поддержало это решение и предоставило проекту дополнительное финансирование. Если эксплуатация МКС будет продлена до 2020 г., то новый корабль будет использоваться и для доставки на станцию экипажей.
Общие требования к ППТС назвал академик РАН Николай Анфимов. По его мнению, новый корабль должен летать не только на околоземную орбиту, но и на Луну и, возможно, на Марс, и иметь возможность возвращаться на Землю напрямую, без промежуточной стыковки с орбитальной станцией. Соответственно надежность системы должна быть максимально возможной. Как считает Н.А.Анфимов, именно недостаточная надежность стала причиной отклонения проектов кораблей, представленных на предыдущий конкурс*
30 марта 2009 г. в Роскосмосе вскрыли конверты с предложениями двух участников тендера - РКК «Энергия» имени академика С.П.Королёва и ГКНПЦ имени М.В.Хруничева.**
Сообщая об этом на пресс-конференции, посвященной началу 105-суточного этапа эксперимента «Марс-500», А.Б.Краснов уточнил, что в этом году «на пилотируемый корабль выделено значительно больше средств, что позволяет рассчитывать на финансирование эскизного проекта».
По его словам, новый корабль будет не модификацией существующего «Союза», который уже почти полвека служит «рабочей лошадкой» отечественной космонавтики, а принципиально новым шагом в развитии космической техники. Он позволит выводить на околоземную орбиту экипаж из шести человек, а на лунную орбиту - из четырех. По мнению А.Б.Краснова, корабль должен иметь гибкую модульную компоновку, позволяющую адаптировать пилотируемую систему к решению различных задач. В частности, он может быть оснащен шлюзовой камерой, обеспечивающей возможность выхода в открытый космос, например для ремонта дорогостоящих КА.
Корабль сможет возвращать из космоса до 500 кг грузов. «Сегодня на «Союзах» мы способны вернуть всего 50 кг. И эти килограммы - самый ценный ресурс. После ухода шаттлов им будет обладать только Россия. А в концепции нового корабля заложено, что возвращаемый груз должен быть существенно больше [чем у «Союзов»]», - подчеркнул Алексей Краснов.
По мнению руководства Роскосмоса и специалистов ракетно-космической отрасли важно разрабатывать новый корабль параллельно с эксплуатацией МКС. Это дает воз можность проводить летные испытания имея действующую станцию и дублирующие средства.
Кроме того, разработчики предполагают использовать ППТС в качестве составного блока орбитального комплекса. «Мы рассматриваем эту пилотируемую систему и как ядро будущего марсианского комплекса»,- отметил А. Б. Краснов.
Сейчас очевидно, что конкурсные предложения участников тендера базируются на классической концепции капсульного корабля: предложения Центра Хруничева, представленные на аэрокосмическом салоне МАКС-2007 (НК № 10, 2007, с. 58-60) и обна родованные проекты РКК «Энергия»(НК №9, 2008, с. 8-12; НК №1, 2009,с.24-26) идут в одном ключе. Однако окончательный облик ППТС пока не известен. Хотя, судя по всему, проекты участников тендера уже проработаны довольно глубоко.
По словам руководителя РКК «Энергия» Виталия Лопоты, работа по созданию корабля нового поколения находится в предконт рактной стадии. Помимо новых технических, к кораблю предъявлены и экономические требования. Предполагается возможность его многоразовой эксплуатации,в связи с чем он должен быть более эффективнее, чем корабли типа «Союз ТМА».
Финансирование работ Роскосмосом предполагается в требуемом объеме. Однако, по мнению В.А. Лопоты, надо ускорить темпы: «Время течет очень быстро. Уже март- и потребуются громадные усилия всей кооперации предприятий и организаций-соисполнителей, чтобы затем при наличии финансирования уложиться в намеченные сроки.
Ранее Европа и Россия планировали создавать корабль совместно, но в связи с различием в подходах к его разработке и целям использования решено было делать проекты самостоятельно. Соответственно Роскосмос вернулся к проведению собственного конкурса.
Тем не менее российско-европейское сотрудничество в области создания перспективной космической транспортной системы продолжится, но на другой принципиальной основе. Об этом 18 марта сообщили руководители Роскосмоса и ЕКА.
«Мы пришли к выводу, что ориентироваться на перспективную транспортную систему, повторяющую в той или иной степени существующие российские, нецелесообразно», - отметил А.Б.Краснов. В свою очередь, глава ЕКА Жан-Жак Дордэн считает, что вопрос о сотрудничестве с Россией в этой области остается открытым, и признает, что страны - участницы ЕКА не смогли достичь согласия в этом вопросе.
«Мы не смогли добиться большего бюджета для реализации программы создания пилотируемой транспортной системы», - сообщил он, отметив, что одной из причин такого решения стали «расхождениями между государствами - членами ЕКА». Вторая причина - отсутствие полного согласия с Россией «в вопросе определения миссий, которые будут реализовываться с использованием транспортной системы».
В дальнейшем и Роскосмос, и ЕКА не будут ограничиваться только существующей программой. «Мы будем смотреть как на МКС, так и на перспективу, будем рассматривать целевые задачи миссий: полеты на МКС, научные программы на станции, а также то, что будет после МКС, - Луна, Марс или комбинация наших устремлений», - сказал А. Б. Краснов.
* Напомним: конкурс, проводившийся Роскосмосом в рамках темы «Клипер» в 2005-2006 гг., был объявлен несостоявшимся, поскольку конкурсные предложения участников - РКК «Энергия» имени С. П. Королёва, ГКНПЦ имени М.В.Хруничева и НПО «Молния» - не отвечали требованиям Федерального космического агентства.
** Ранее руководство агентства не исключало участие в конкурсе и НПО «Молния».
С использованием материалов Роскосм Интерфакса, ИТАР-ТАСС, «Российской гс Прайм-ТАСС

Добавлено спустя 48 минут 38 секунд:

П. Шаров.
«Новости космонавтики»
6 Международный аэрокосмический конгресс в Москве
С 24 по 27 августа в Москве проходил VI Международный аэрокосмический конгресс (International Аегosрасе Соngress, IAC 09), посвященный 75-летию со дня рождения первого космонавта планеты Земля Ю.А. Гагарина.
В первом конгрессе (Москва, лето 1994 г.) приняло участие 767 ученых, конструкторов и космонавтов из 29 стран мира, было заслушано более 500 докладов по различным направлениям. Сформировавшись за годы работы как научно-практический, форум в полной мере реализует многие цели, в частности популяризацию научно-технических достижений, стимулирование научно-исследовательской работы и конструкторской деятельности, демонстрацию достижений России и других стран в области авиации и космонавтики.
Торжественная церемония открытия конгресса состоялась 24 августа в здании Роскосмоса. В ней участвовали заместитель председателя оргкомитета, президент Международного фонда попечителей МГАТУ имени К.Э.Циолковского М.Р.Либерзон, статс-секретарь - заместитель руководителя Рос космоса В.А.Давыдов, начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации летчик-космонавт С. К. Кри-калёв, председатель Национального космического агентства Республики Казахстан, Герой Российской Федерации и Казахстана летчик-космонавт Т. А. Мусабаев, глава представительства ЕКА в России Рене Пишель, директор программы пилотируемых космических полетов NASA в России Джоэл Мон-тальбано и др.
Основная работа (пленарные и секционные заседания) проходила в Первом учебном корпусе на новой территории МГУ имени М.В.Ломоносова.
В рамках конгресса состоялся симпозиум, посвященный 100-летию знаменитого конструктора ракетно-космической техники, создателя планера «Бурана» Г. Е.Лозино-Лозинского (руководитель - гендиректор Тушинского машиностроительного завода А.С. Башилов). В заседании, посвященном 75-летию Ю.А. Гагарина, в качестве ведущих участвовали члены первого отряда космонавтов, дважды Герои Советского Союза, летчики-космонавты Б.В.Волынов, В.В.Горбат-ко, А.А.Леонов и П. Р. Попович. Одно из заседаний было посвящено 50-летию Института механики МГУ (руководитель - директор института, действительный член РАЕН Ю.М.Окунев).
В этом году в конгрессе участвовали около 1100 человек из 28 стран, было заслушано более 470 докладов по 18 секциям. Особое внимание привлек доклад академика РАН Б.Е.Чертока, соратника С.П.Королёва, «Основные проблемы космонавтики». Учитывая большой авторитет и заслуги Бориса Евсеевича в отрасли, а также важность и актуальность затронутых им проблем, приводим тезисы его выступления.
«...В числе наиболее актуальных проблем космонавтики я назову систему связи. Космический аппарат является основой сотен национальных государственных и коммерческих систем, обеспечивающих человечеству безопасность. Десятки стран имеют свои государственные спутники связи. Практически 90% спутников связи размещаются на геостационарной орбите. Это уникальная орбита: она одна для всех активно работающих спутников. По последним данным, на геостационарной орбите находилось около 1200 всяких объектов, из которых только несколько сотен - это активно работающие спутники.
В ближайшие 15-20 лет при сохранении интенсивности вывода спутников на геостационарную орбиту будет исчерпан ее уникальный ресурс. Неизбежна международная конкуренция за нужное место на этой орбите.
Одним из возможных решений этой проблемы является строительство тяжелых многоцелевых платформ, способных заменить многие десятки и даже сотни современных спутников. Они будут очень выгодны с коммерческой точки зрения, а также для дальнейшего информационного сближения человечества, если власти предержащие, политические руководители основных могучих государств, которые входят в «восьмерку», «двадцатку», - не знаю, сколько их станет дальше, - будут исходить из интересов человечества, а не класса олигархов и коррумпированных государственных чиновников, как это сегодня происходит и в нашей России.
В конце XX века в СССР были разработаны проекты таких платформ. Позднее, в 2000 г., заново были разработаны проекты многофункциональных платформ. Они оказались не способны конкурировать с яхтами наших олигархов. Ибо по стоимости каждая яхта, если вы читаете наши СМИ, превосходит современные космические системы...
...Следующая проблема современной космонавтики - системы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Это системы, над которым человечество начало работать в связи с обострением «холодной войны». Для космонавтики все государственные границы открыты, и космические разведчики, в отличие от всех других шпионов, - их уничтожение, если такое происходит, не равносильно началу боевых действий. В связи с созданием принципиально новых оптико-электронных систем, не требующих возвращения на Землю фотопленки, произошел исключительно большой качественный скачок в использовании систем ДЗЗ для всех видов разведки. Современная радиоэлектронная многоспектральная оптика позволяет получить изображение с разрешением от 0.5 до 1 м. В перспективе при необходимости разрешение можно доводить и до 1 см. При определенной системе обработки и анализа информации, передаваемой такими спутниками, можно прогнозировать стихийные бедствия, осуществлять мониторинг экологической обстановки, составлять метеопрогнозы, искать месторождения полезных ископаемых, получать информацию о строительстве в запрещенных местах всякого рода дорогих коттеджных поселков и многое другое...
Актуальным сегодня для ДЗЗ является цифровое картографирование земной поверхности для решения проблем навигации. Надо сказать, что космические системы ДЗЗ России, Китая, США, всех государств - членов МАТ0 играют значительную роль в обеспечении международной безопасности.
...Следующая большая работа, которую выполняет сегодня наша современная космонавтика и начала этим совсем недавно заниматься, - это космическая навигация. За двадцать лет с момента создания первой системы космической навигации мы получили возможность обеспечить каждого желающего в любое время суток в любую погоду на суше и на море координатами своего места на нашей планете и вектором движения с точностью 100 м. А если очень постараться -для слепой посадки самолетов ошибки не превосходят примерно 50 см.
В России разработана своя навигационная система ГЛОНАСС. Ее потенциальные возможности практически не уступают американской системе СР5. Но у нее было слабое место - недолговечность спутников. Сейчас над решением этой проблемы успешно работают в ИСС имени М.Ф. Решетнёва. Провал наземного сектора ГЛОНАСС - это трагический итог развала оборонно-промышленного комплекса и деградации нашей электронной промышленности. Это сильно сказывается на всей нашей космонавтике. Громкая риторика и реклама ошейника для собаки нам не помогут. Но я не стану больше на эту тему злословить, так как это проблемы государственной социально-политической системы, а не провал космических технологий, не ошибки ученых и инженеров. Быстро исправить ситуацию будет невозможно.
Системы космической связи, ДЭЗ, навигации в XXI веке в значительной мере будут определять безопасность каждого государства. Если наши российские высшие политические, экономические, военные и всякие прочие руководства не будут способны в ближайшие 5-7 лет решить эти проблемы, то в этом случае наша страна может стать сырьевым придатком могучих государств - США, Европы, ну и, вероятно, Китая.
...12 апреля 2011 г. мы торжественно отметим 50-летие полета Гагарина, начала эпохи обживания космического пространства человеком. В этом году исполнилось 40 лет второму великому событию в истории человечества - высадке двух американских астронавтов на Луну. В настоящее время непрерывно работают на Международной космической станции интернациональные экипажи. Максимальная численность экипажа в 13 человек была продемонстрирована, правда, всего в течение 10 дней. В экипаже - космонавты и астронавты пяти стран. После шести американских экспедиций на Луну длительная работа человека в космосе на орбитальных станциях «Салют», «Мир», а теперь МКС является следующим очередным и закономерным достижением всей мировой космонавтики. После России и США третьей страной, освоившей технологии пилотируемых полетов, оказался коммунистический Китай.
Каковы главные достижения этих программ? Надо признать, что ни в одной из них не было сделано новых фундаментальных открытий, которые за этот период были совершены с помощью специальных беспилотных научных космических аппаратов. Эти космические аппараты за последние десятки лет продвинули астрономию, астрофизику, изучение всей нашей Вселенной и все наши знания о том, кто мы и что мы, о Солнечной системе и о Земле - намного дальше, чем это было сделано в предыдущие тысячелетия.
Сегодня можно уверенно говорить, что практически доказана возможность и даже необходимость использования способностей человека в космосе для сооружения, ремонта и обслуживания больших и очень сложных конструкций. В конце первого десятилетия XXI века можно утверждать, что для изучения планет Солнечной системы, Вселенной нужны ученые, анализирующие богатейшую информацию, поступающую от научных беспилотных космических аппаратов. За всю историю пилотируемых полетов человеком, находящимся в космосе, не было сделано каких-либо новых фундаментальных научных открытий. В космосе, особенно для создания лунной базы, человек потребуется как строитель, монтажник, высотник, а для коммерческой системы - как турист.
...Если говорить о космических планах на ближайшие десятилетия, то космонавтика должна быть ориентирована на продление эксплуатации МКС по крайней мере до 2020 г. Слова из известной всем песни «На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы», я бы сказал, в XXI веке будут справедливы, но, наверное, только применительно к лунной программе. Человек на Луне должен быть, он должен туда вернуться, но уже не в интересах политического имиджа, как это было 40 лет назад, а надолго - для ее обживания, практической колонизации и, возможно, космического туризма. Будет ли Россия участвовать в этой перспективной и необходимой для дальнейшего развития цивилизации программе - зависит от тех россиян, которым сегодня нет еще 30 лет.
...Что касается разговоров о предстоящей чуть ли не завтра экспедиции на Марс, то, по моему убеждению, его надо исследовать с помощью автоматов, марсоходов. С пилотируемой экспедицией, учитывая затраты и огромный риск, в ближайшие 50, а то и 100 лет можно не спешить. По современным оценкам, затраты на эту экспедицию составят 250-300 млрд $. Если они найдутся, то их можно потратить и в космосе, и на Луне с гораздо большей пользой. Я не вижу необходимости сегодня заниматься подготовкой пилотируемой экспедиции на Марс. Вероятно, в ближайшем будущем полетит еще много самоходных аппаратов. Они исследуют Марс гораздо лучше, чем человек, который проведет год в полете только в одну сторону, присядет на Марс - и тут же должен готовиться к отбытию обратно, если только сумеет вернуться на Землю.
...Все, что демонстрируется на авиационно-космических выставках, будет реализовано в зависимости от экономической ситуации в той или иной стране. Пока можно утверждать, что несмотря на кризис США идут в лидерах мировой космонавтики, в перспективных и общенаучных фундаментальных исследованиях. Достойно подражания отношение американского правительства к работе и критическому обсуждению новых космических программ. Они создали авторитетную комиссию на основе федерального закона. Она ревизует предложения NASA и открыта для всех средств массовой информации. Это позволяет американскому обществу критически и, я бы сказал, с энтузиазмом относиться к своим космическим программам.
Последние новости о состоянии российской экономики, к сожалению, не дают мне оснований для большого оптимизма в отношении российской космонавтики.
...В общечеловеческой истории космонавтики есть одно совершенно удивительное белое пятно. Человечество за какие-то 50 лет совершило громадный научный скачок: появилась новая область деятельности -космонавтика, которая во многом определяет его дальнейшую судьбу. Но ни один из создателей ракет и космической техники не удостоен Нобелевской премии... Будущему поколению в XXI веке предстоит решить и эту проблему...»



56

НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ • №10 (321) • 2009 • Том 19
 

sivuch

Активный участник
Сообщения
2.804
Адрес
Питер
Уважаемый Николай Сергеевич,вопрос по Вашему авиационному прошлому.На каких Миг-23 и сколько времени Вы летали?
 

Греков Н.С.

Заслуженный испытатель космической техники
Сообщения
27
Адрес
Звездный городок МО
На МиГ-23 я летал в ЦПЛИ по программе переучивания на новый тип. В Центре был лишь МиГ-23УБ, поэтому все полеты выполнялись на нем. Полеты:
-2 контр. полета в зону;
-Самост. вылет на новом типе;
-3 полета в зону на прост. и сл. пилотаж;
-Контр. пол.для набора практ. потолка;
-Трен. пол. для разгона мах. скорости и набора практич. потолка;
-Исп. пол.на опред. ЛТХ.
 

Kaa

Активный участник
Сообщения
5.545
Николай Сергеевич рады вас видеть снова!
Вы вероятно также следите за развитием проекта ОКБ Сухого ПАКФА.

Как вы оцениваете создание в реально тяжелых условиях российским ВПК самолета 5-го поколения Т-50? Каким бы вам хотелось видеть этот самолет, с какими ТТХ?
Сможет ли он заменить в перспективе нишу Ту-128/МиГ-31? Сколько таких самолетов нужно ВВС, чтобы надежно закрывать воздушные границы страны?
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
Николай Сергеевич, с Уважением. А всё же ? Существует ли перспектива изменяемой стреловидности крыла? Проще постоянное, а не "раскладушка" ?
 

vmalyshe

Активный участник
Сообщения
723
Уважаемый Николай Сергеевич я как сомневающийся в реальной высадке американцев на луне хотел бы задать вам несколько вопросов по поводу конструкции спускаемого модуля. Обещаю не спорить и упорствовать не собираюсь. Просто хотел бы услышать мнение авторитетного человека по поводу некоторых конструктивных особенностей американских лунных спускаемых модулей.
1. На ваш взгляд оправдано ли использование двух различных двигателей, один для спуска а второй для старта с луны? Чем на ваш взгляд была обусловлен выбор такой конструкции?
2. Может ли двигатель успешно запуститься, если его сопло вплотную прижато к платформе с посадочным двигателем? Насколько я знаю, на советских межпланетных станциях с возвращаемыми аппаратами использовалась другая конструкция. По крайней мере, там газоотвод был предусмотрен.
Приведу, на мой взгляд, возможные проблемы при старте лунного модуля с таким конструкционным решением. Повышенное давление на нижнюю поверхность возвращаемого аппарата во время старта. Если платформа расположена не горизонтально и двигатель еще не вышел на полную мощность, то возможно скольжение в сторону уклона. При этом из-за не неровности поверхности стартовой платформы возможно возникновение опрокидывающих моментов. Кроме того во время запуска когда смесь газа заполнила двигатель и частично и не равномерно распределилась за пределами двигателя, то также возможны опрокидывающие моменты. Можете прокомментировать данные предположения?
3. Какова на ваш взгляд вероятность прилунения спускаемого модуля с почти строго вертикальным расположением на незнакомую поверхность планеты. На сколько я знаю механизма приведения в вертикальное положение на спускаемых модулях предусмотрено не было. И как решалась подобная проблема на наших автоматических межпланетных спускаемых модулях?
Заранее благодарю за ответы.
 

sivuch

Активный участник
Сообщения
2.804
Адрес
Питер
Николай Сергеевич,извините,что проспал Ваш ответ.С прошедшими Вас и с первым полетом Т-50
 

lionfromzion

Активный участник
Сообщения
32
Адрес
Haifa, ISRAEL
Добрый день Уважаемый Николай Сергеевич !
Приходилось ли Вам терять пространственную ориентацию и если да, то что Вы чувстовали в этот момент ?
Спасибо,
Леон
 

Rommel999

Активный участник
Сообщения
252
Адрес
Украина
vmalyshe написал(а):
2. Может ли двигатель успешно запуститься, если его сопло вплотную прижато к платформе с посадочным двигателем?
дык запускался то он уже после отделения взлетной ступени от посадочной посредством пиропатронов. в неприжатом состоянии.
 

Греков Н.С.

Заслуженный испытатель космической техники
Сообщения
27
Адрес
Звездный городок МО
Во, накидали вопросов! А я еще все ссылки BREEZE не осилил. Пошел думать. И никак бюджет не могу показать-фон темный, файнридер берет с ошибками.
 

Kaa

Активный участник
Сообщения
5.545
Греков Н.С. написал(а):
Во, накидали вопросов! А я еще все ссылки BREEZE не осилил. Пошел думать. И никак бюджет не могу показать-фон темный, файнридер берет с ошибками.
Николай Сергеевич! Так вы осмыслили свои первые впечатления от ПАК ФА? ;)
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
Приходилось ли Вам терять пространственную ориентацию и если да, то что Вы чувстовали в этот момент ?
Спасибо,
Леон
:good:
 

vmalyshe

Активный участник
Сообщения
723
Rommel999 написал(а):
дык запускался то он уже после отделения взлетной ступени от посадочной посредством пиропатронов. в неприжатом состоянии.
Где об етом можно почитать?
 

Kaa

Активный участник
Сообщения
5.545
Николай Сергеевич, добрый вечер.
Могли бы вы уделить 5 минут времени и прокомментировать.
Lavrenty написал(а):
Врач написал(а):
А зачем сравнивать самолеты разных весовых категорий, предназначений? Сравнивайте теже самолеты, например, с МиГ 25.
Ну и как смотрится МиГ-25 со своим убогим "Сапфиром" на фоне F-14A с мощнейшей по тем временам AWG-9.
http://www.rusarmy.com/forum/viewtopic. ... 325#304325

Как насчет убогости БРЛС "Сапфир-25" к 1983г?
 
Сверху