Я сам из древнего казачьего рода и историю украинского казачества впитывал из всех доступных мне источников. Увазаемый Кысиль, как это не обидно для национального самосознания, но казачество вообще - это сброд, шайка разбойников, уклонистов и беглецов от правосудия. Так они начали свою историю, так ее продвигали и так ее и закончили (Сичь Петлюры я имею в виду). Вера для запорожцев не имела принципиального значения, так что есаул Рабинович - это оттуда. А знаменитые прозвища: Непыйвода, Сердюк и т.п. это как теперь клички преступников - называясь ими на Сечи и в походах можно было избежать выдачи по судебному приказу короля, так как приказ оформлялся на лицо имеющее другую фамилию, а узнать кто как называется на Сечи - тут надо МУР создавать
. И в восстании Хмельницкого, все сначала было так же: обидели героя-артиллериста 30-летней войны староста со-товарищи, король намекнул, что "крышей" не будет (а ведь за ту войну хвалил, зараза, покровительство обещал). Не имел Хмель, герба Абданк, права участвовать в сеймах, не пользовался казачина покровительством магнатов. Во и припомнил он что он во-первых шляхтич (т.е. де-юре имеет право с оружием в руках не подчиняться королю - как назывался термин я запамятовал), во вторых доверенное лицо короля (на Сечи имеет вес), в-третьих король сам сказал "А, что, разве нет у тебя сабли?". Старшину он купил возможностью на законных основаниях побунтовать-пограбить (наших обижают), козаков - увеличением реестра, поднепровье - речами о защите исконной веры православной. При этом шляхтич Хмельницкий думал добиться максимум только первой цели - получить откупной за нанесенный моральный и материальный ущерб, плюс показать королю что магнаты Вишневецкие, Потоцкие не так уж и сильны (королю ну очень нужно было утвердить порядок наследования без этих выборов шляхты - там надо было партии подкупать уступками - весь труд по укреплению власти псу под хвост). Но случилось то чего он не предвидел - народу эта буча понравилась. Пришлось заниматься административным устройством Гетьманщины - а оно ему надо? Гетьман Сечи это не то же что и гетьман польный, или упаси бог коронный. Замирять полковников, поддерживать подобие дисциплины в войске (казак только в войне подчинялся строгим правилам, а в ее отсутствие - воля вольная), необходимость возвращения в ярмо крестьян (особенно меня впечатлило приписывание "жинок" к полкам - крестьян такое общинное использование жен и дочерей так умилило, что они ломанули толпами в пределы Польши и Московии). Можно поднять большую толпу народа для грабежа, но для ведения войны нужна экономическая база - поляки ее не дадут, в городах Магдебургское право (т.е. им и на короля и на магнатов и на казаков плевать - они сами и политическая и экономическая сила). Поддержку можно найти только у соседей. Русские как всегда отделались лозунгом "вы в наших сердцах и мыслях" (им и без того проблем хватало), пришлось назвать "отцом родным и господином" крымского хана. Призвание татарской конницы убивало двух зайцев - давало боеспособную конницу, поднимало престиж гетмана (выборы могли быть проведены в любое время - а там и до выдачи поляком недалече). О свойствах конницы татар рассуждать не берусь, но вот ее функция была понятна - смотреть чтоб гетман не передумал и не отказался от тех обещаний, что он дал хану. Переяславская рада была очень выгодна гетману - она втягивала Россию в польско-казацкий междусобойчик, при этом казаков ничего особо не связывало. Но вот незадача - русские оказались такими свиньями - клятву о вассалитете приняли буквально и начали распространять свою юрисдикцию на вновь обретенные территории. При этом Сечь уже от войны почти отмежевалась (как был притон, так и остался - а притоны не воюют) и Хмелю - гетману непойми кого, правителю непойми чего, сразу стало необходимо определиться со статусом. Территорию он отвоевал, пожизненное правление выбил, а вот как дальше? Вот и кидало его по кругу, вот и старался и трон валашский прихватить и через голову хана крымского с Портой о вассалитете договориться. При этом никакого народа в планах ни у него ни у его (именно его страшин - даже Богун ушел в ВКЛ и был там полковником) старшины не было. Было желание стать полноправной шляхтой ("ну как при панской Польши"). Но к их несчастью, то что было расчитано на быдло, стало идеей большинства. Православие никто защищать не собирался (во всех договорах Хмеля об этом такие жалкие строки, что всем ясно - это не главное), но идея ушла в массы, пропаганда (истории о жидах взявших храмы в аренду до сих пор живут) дала всходы. Реакция поляков, усиливших гонения на православие, как идентификацию бунтовщиков, полностью исключала возможность вернуться к былому. Вот когда родилось деление на "украинцев" и всех остальных. Именно эта недошляхта всячески поддерживала отмежевание от московии - вдруг поляки одумаются, а от поляков люди отмежевывались сами. Всякие там конструкции триединства и т.п. это мечты - поляки получили повод официально изничтожать русинов, православие - кто православный, кто плохо говорит по польски, кто не придерживается польских обычаев - бунтовщик, пособник гетманьщины и вообще сволочь последняя. ВКЛ не только в отношении магнатов и верхушки панства, но и до самых низов стремительно ополячивалось, открещивалось от братьев по крови (белорусы, как и украинцы отдельным народом никогда не были, но линии раздела провели тогда). Возникновение "Украйны" - окраинной, пограничной, ничейной (власть кучи полковников государством не назовешь) земли ускорило падение позиций русинов в польше, исключило диалог Московского царства и Польши и надолго стало той занозой в з..це, которая не давала забыть былые обиды.
Горестно и жутко - но такова правда о моих предках. Сколько бы потом они не завоевывали покубанье и причерноморье, историю не изменить. Я их не осуждаю, но и не превозношу - мир стал таким каков он есть, именно из-за того что все было так как оно было. Но я уважаю своих предков именно потому, что они были. А вот гордиться - простите, это слишком громкое слово. Все мы гордимся своими родителями за их отдельные поступки и дела, и не навидим по тем же основаниям. Если мы будем воспитывать в детях гордость за нацию - значит мы будем им врать, скрывая неприглядные стороны. Мы должны уважать свою историю и знать ее, что бы ответить на вопрос, за что именно они достойны уважения. Согласитесь Гитлером нельзя гордиться, но уважать его как организатора - можно. Так что дорогой пан Кысиль, если Вы хотите гордиться украинским народом - то знайте, гордиться можно только отдельными поступками отдельных его представителей (Шевченко, Украинка и т.п.), а казачеством, панством - этим гордиться нельзя (все равно что гордиться шрамом от аппендикса - не у всех он есть, но ведь каждый мог его получить при определенных обстоятельствах).