Кысиль написал(а):
А по сути - признайте, что вы погорячились, употребив пассаж "только в воспаленном сознании гетмана Выговского..." Не согласен
В его сознании конструкт Великого княжества Русского претендовал хотя бы на какое-то реальное воплощение. По крайней мере, он предпринял фактическую (хотя и безрассудную) попытку его осуществить с опорой на часть казачьей старшины и запорожцев. То, что он априори был обречен - это другой вопрос. Именно это я имел в виду. А в случае с польскими повстанцами речь шла просто о красивом мифе.
Кысиль написал(а):
А мне, представьте, хлопоманы ближе и роднее, чем российские черносотенцы, отрицающие украинцев и Украину как таковую.
Легко представлю. Впрочем, отрицать сегодня существование Украины и украинской нации совершенно бессмысленно. Я думаю, что люди, мало мальски разбирающиеся в вопросе, этого и не делают. Но обольщаться по поводу хлопоманства я бы не стал. Эти товарищи отвергали украинскую идентичность на гораздо более "проработанной" идеологической основе, чем те, кого Вы назвали "российскими черносотенцами", в исполнении которых борьба с украинством больше похожа на базар.
Кысиль написал(а):
Верно, потому что и поляки, по большому счету, и россияне рассматривали украинцев исключительно как сельский рабочий скот.
Русских помещиков и чиновников на Правобережье практически не было. Культурное и политическое господство польских элит было подавляющим. Поэтому говорить об отношении русской администрации к местным украинцам бессмысленно. А если вести речь в общем, то имеет смысл вспомнить, что понятие "быдло" имеет чисто польские корни. По сравнению с тем, что со своими хлопами творила ясновельможная шляхта, Салтычиха просто отдыхает.
Кысиль написал(а):
1) на Правобережье не было образованного национального мещанства
Кысиль написал(а):
3) разночинцы в 60-е только зарождались
Нет и не могло быть в условиях культурного и языкового господства поляков.
Кысиль написал(а):
2) не было свободного казачества, как на Полтавщине-Черниговщине
К середине XIX в. вести речь о роли казачества в политической жизни Поднепровья не приходилось.
Кысиль написал(а):
4) греко-католическое духовенство прозябало под репрессиями "православизации"
До восстания 1830 г. проблема унии на Правобережье не стояла так остро. Последовательная госполитика по ее искоренению - это следствие того, что польская пропаганда спекулировала на религиозном факторе, противопоставляя православных и греко-католиков. Думаю, тут речь идет не о причине, а о следствии.