Едва успев начать работу, правительство Украины уже совершило пять критических ошибок.
Поэтому в успешность нового состава Кабмина мало кто верит, пишет Евгения Вецько в №48 журнала Корреспондент от 5 декабря 2014 года.
С самого утра в день утверждения состава Кабинета Министров под Верховной Радой на митинг собрались журналисты – протестуют против возможного создания Министерства информации. Рядом – медики и обманутые вкладчики. Из здания под куполом периодически выходят группы депутатов и журналистов: пленарное заседание прерывается в очередной раз – Президент, премьер и лидеры большинства никак не могут договорить о составе будущего правительства.
Долгожданный список появился ближе к вечеру. Рождение нового Кабмина проходило довольно болезненно, и ребёнок вполне мог оказаться мертворождённым. Какие только прозвища не придумали новоиспечённым министрам депутаты, журналисты и эксперты – «камикадзе 2.0», «правительство отопительного сезона», «Кабмин красивых имён». Острословов можно понять: для критики в адрес нового Кабмина есть как минимум пять веских причин.
Не всем рады
Утверждение проходило “пакетом”. Отдельно утверждались только министры по президентской квоте – главы Минобороны Степан Полторак и МИДа Павел Климкин.
Остальной состав правительства тасовался несколько раз и был согласован только за пару часов до голосования. Депутатов просто поставили перед фактом. Ни изучить биографии потенциальных министров, ни предложить свои кандидатуры у них времени и возможности не было.
Самопоміч и отдельные члены Блока Петра Порошенко (БПП) требовали персонального голосования по каждому чиновнику, чтобы “с самого начала не ставить крест на парламентской культуре и регламенте”. Но услышаны не были.
Незамеченным осталось и предложение дать будущим министрам выступить с парламентской трибуны. 229 депутатов поддержали «молчаливое» голосование по Кабмину.
“Я подписываюсь под каждой кандидатурой”, – убеждал депутатов премьер Арсений Яценюк.
Такой подход вызвал недовольство даже у пропрезидентских депутатов.
«Информацию по министрам нам дали за несколько минут до первой попытки голосования. Фактически парламентарии должны были проголосовать за людей, о которых узнали за пару часов до того. Без публичного обсуждения. Зачем тогда нужен парламент?» – возмутился представитель Батьківщини Игорь Луценко.
Кот в мешке
В «пакете» народные избранники проголосовали и за Юрия Стеця в качестве министра информации. Теперь портфель у него есть, а министерства пока нет.
Да и сам факт появления нового ведомства с очень размытыми функциями вызывает слишком много вопросов. Чем оно будет заниматься? Не приведёт ли его появление к цензуре в украинских СМИ? Не станет ли оно очередной кормушкой?
«Нет денег на танки, но есть на «министерство правды» – возмущались активисты движений Честно и Стоп цензуре, собравшиеся под Верховной Радой. - Мы не видели ни одного документа, который бы объяснял, чем будет заниматься это ведомство».
«Сидит Виктор Фёдорович [Янукович] сейчас в Ростове и завидует, – говорили уже в кулуарах. – Целое министерство, которое занимается не пойми чем. Он до такого не додумался!»
Против выступают и эксперты.
«Я не думаю, что может быть более красноречивым свидетельством возвращения в СССР, чем идея создания Министерства информационной политики. Это говорит лишь об одном – о непреодолимой жажде возврата к культу руководящей и направляющей роли партии, к чёткому определению врагов и попутчиков», – написал на своей странице в Facebook медиааналитик Сергей Рачинский.
Запад поможет
Впервые в истории Украины членами Кабмина стали иностранцы. Однозначного отношения к тому, стоит ли подключать внешних специалистов, не было даже внутри пропрезидентской фракции.
Депутат от БПП Виктор Пинзеник за час до голосования кивал на решение фракции и от высказывания собственной позиции отказывался. Всё тот же Луценко заявлял, что в Украине своя специфика, которая может свести все усилия незнакомого с ней министра на нет.
Не говоря уже о депутатах от оппозиции.
“Мы не понимаем, почему среди 40 млн человек, живущих в Украине, не нашлось десяти людей, которые были бы гражданами Украины или хотя бы этническими украинцами”, – заявил глава фракции Оппозиционного блока Юрий Бойко.
После чего депутаты его фракции покинули сессионный зал.
Впрочем, трое назначенных министров – Наталья Яресько, Айварас Абромавичус и Александр Квиташвили – больше не являются иностранцами. Все они в форс-мажорном порядке получили украинские паспорта. Об этом, ссылаясь на Луценко как на источник информации, первым поведал лидер Радикальной партии Олег Ляшко. Позже новость подтвердил и нардеп от БПП Виктор Чумак.
«Только что закончилось заседание комиссии по вопросам гражданства. Они теперь граждане Украины», - заявил Чумак журналистам в понедельник вечером.
Будет ли уход в отставку сопровождаться обратной сдачей гражданства, ни пропрезидентские депутаты, ни сами министры сказать не готовы.
За закрытыми дверями
Точно так же руководители государства не могут объяснить, по какому принципу выбирали кандидатов на должности. В списке из 20 членов правительства пятеро вообще не имеют опыта работы в той сфере, которую будут курировать, – министр молодежи и спорта Игорь Жданов, министр экологии и природопользования Игорь Шевченко, министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский.
Чуть лучше дела у Министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина. Он целых три месяца поработал на посту главы Нацкомиссии регулирования рынка энергетики и коммунальных услуг.
Странно выглядит на должности министра культуры Вячеслав Кириленко. Есть вопросы и по кандидатуре министра юстиции Павла Петренко, результаты деятельности которого на этом посту довольно спорны.
100%-но оправданным можно назвать разве что назначение министром социальной политики Павла Розенко. Но, по слухам, он долго от своего поста отказывался.
«Украинский народ требовал открытости, а получил закрытую дверь, за которой идёт «договорняк», – прокомментировал голосование за Кабмин депутат Владимир Парасюк.
Смертельный удар
Процесс назначения правительства поставил под сомнение существование парламентского большинства. Итоги голосования продемонстрировали отсутствие единой позиции по кадровым вопросам в коалиции в целом и в каждой из фракций, вошедших в неё, в частности, в том числе в пропрезидентском блоке.
Итоги голосования продемонстрировали отсутствие единой позиции по кадровым вопросам в коалиции в целом и в каждой из фракций, вошедших в неё, в частности
Между тем Раду ещё ждёт избрание руководства парламентских комитетов, а также утверждение государственного бюджета на следующий год. Учитывая то, как проходил отбор кандидатов и процедура голосования, возникает вопрос, сможет ли коалиция сделать это, опираясь на собственные голоса, или придётся привлекать внефракционников и депутатов из Оппозиционного блока.
Такая возможность ранее неоднократно допускалась как самими народными депутатами, так и экспертами, опрошенными Корреспондентом. Внутренние распри, усиленные дележом портфелей, по их мнению, не дадут коалиции развернуться в полную силу и ускорят её развал. Политолог Юрий Романенко считает, что коалиция может развалиться очень скоро – буквально в начале весны.