Гэри Харт, в прошлом – американский сенатор и кандидат в президенты США, а также отставной четырехзвездный генерал Чарльз Бойд были главными гостями на российско-американском семинаре, организованном Институтом общественного проектирования (организация, созданная так называемым «либеральным крылом» партии «Единая Россия»), и вашингтонским Центром национального интереса (Center for National Interest), которым руководит политолог Димитрий Саймс.
Целью семинара было выяснение позиций США и России по Сирии – можно ли их сблизить, и, если нельзя, то чего можно ждать в развитии этого конфликта. Этому уделили большую часть времени, а напоследок поговорили о том, что еще есть острого и сложного в отношениях Москвы и Вашингтона — проблеме ПРО, шереметьевском сидельце Эдварде Сноудене, и даже, совсем вскользь, о «списке Магнитского».
Сирия
В ходе семинара выяснилось, что представители США, приехавшие в Москву, достаточно критически воспринимают подход Вашингтона к сирийскому конфликту. В частности, Димитрий Саймс заявил: «Я не сторонник того, что сделала администрация США в отношении Асада, и все эти заявления о «красной черте» в связи с химическим оружием, так же, как и заявление Обамы о том, что Асад должен уйти – все это очень серьезные ошибки». «Во внешнеполитической деятельности Обама старается выглядеть так, чтобы это не мешало его внутренней политике, чтобы внутри страны он не выглядел слабаком, и чтобы это не мешало проведению в жизнь его программ внутри страны» – считает политолог. Однако, по его словам, «выбор прост: либо Асад уходит – либо война продолжается».
Как подчеркнул в интервью Голосу Америки генерал ВВС США в отставке Чарльз Бойд (Charles Boyd), «разрешение конфликта в Сирии может начаться с договоренности США и России о том, какова будет судьба Башара Асада». «Россия продолжает его поддерживать и хотела бы, чтобы он остался у власти.
Но никто больше в мире не верит, что Асад – это легитимный лидер Сирии с каким-либо будущим. И пока эта проблема не решена, нельзя двигаться вперед. Мы можем разрушить его противовоздушную оборону и систему управления войсками, можем осуществить переход власти от Асада к повстанцам, но мы не знаем, что будет после этого. Мы не знаем, какие именно это будут повстанцы, и будут ли они хоть чем-то лучше, чем Асад. И, с моей точки зрения, бессмысленно было бы действовать таким образом. Поэтому мы должны думать о долгосрочном решении, и это должно начаться с договоренностей с Россией о том, что Асад не должен оставаться у власти» – считает генерал Чарльз Бойд.
При этом участники дискуссии с российской стороны, наоборот, всячески подчеркивали, что нельзя списывать Башара Асада со счетов. Исполнительный директор «Центра содействия сближению России и США» Евгений Савостьянов видит возможность разрешения сирийского кризиса только в договоренности Асада и оппозиции: «Не снимая вопрос о громкой публичной конференции в Женеве, Россия и США должны поработать таким образом, чтобы провести скрытый кулуарный диалог между Асадом и умеренной частью оппозиции. Асад популярен у определенной части сирийского населения, которая понимает, что приход к власти радикальной оппозиции – это угроза для всех» – считает Евгений Савостьянов.
Другой российский политолог, Андраник Мигранян, выступил с идеей «дать Асаду “доправить” до выборов, намеченных на следующий год». Это предложение было встречено скептическими улыбками практически всех участников семинара. Однако Димитрий Саймс, уже без улыбки, был вынужден констатировать: «У меня есть опасения, что российская позиция стала более жесткой, и теперь, после успехов Асада на поле боя, Россия больше не поддерживает уход Асада как возможный результат переговоров в Женеве. Если это так, то никакого смысла в Женевской конференции нет».