Дело в том, что Армения рассматривается как российский военный оплот не только из-за, так сказать, асимметричности армяно-российских отношений, но и просто из-за наличия российской военной базы в Армении. Если Еревану удастся получить международный статус для центра миротворцев, то это, фактически, будет означать, что в Армении формируется международная военная инфраструктура многонационального значения.
О чем речь, абсолютно несравнимы мандат военной базы и учебный центр по поддержанию мира, они в функциональном плане абсолютно разные единицы, но в данном случае дело не в прямом сравнении. Тем более, что такая проблема не только отсутствует, но, возможно, и такая постановка вопроса абсолютно бесполезна, поскольку породит ненужное беспокойство, и, следовательно, сопротивление и российской стороны. Более того, это сопротивление, несомненно, будет иметь место в случае, когда Армения инициирует процесс получения международного патента. В этом мы можем быть уверены на примере рамочного соглашения Армения-ЕС, в частности, с одной стороны лояльности Кремля в вопросе его подписания, с другой стороны, агрессивном поведении ряда российских кругов.
Не может быть сомнений в том, что, когда Армения стремится к международному мандату, те же круги, конечно при тесном сотрудничестве с азербайджанским лобби, попытаются придать антироссийские акценты этому стремлению Армении, и тем самым спровоцировать жесткую реакцию Кремля. Следовательно уже, по крайней мере, после того, как высокопоставленный чиновник министерства обороны объявил о намерении Еревана, впереди есть много дипломатической и политической работы с российскими властями, чтобы предотвратить чрезмерную агрессию и нейтрализовать риски противодействия, объяснив россиянам, что намерение Армении вовсе не противопоставление российскому военному присутствию западного, а всего лишь обеспечение необходимой диверсификации безопасности не только в военной, но и в политической сфере. Тем более, что Апрельская война в этом смысле просто «лишила» Россию каких-либо аргументов, делая очевидным, что у Армении есть необходимость в самом широком круге партнеров и союзников.
В конечном счете, для Армении вообще неприемлемо допускать любые противоречия между Западом и Россией в Армении в военном и военно-политическом смысле. По большому счету, суверенное государство, по сути, не должно иметь такой проблемы, другими словами, объяснять России, почему оно обращается для получения международного статуса для миротворческого центра. Это суверенное решение Армении, и все. Но, несомненно, мы вынуждены руководствоваться реальностью, а она заставляет работать с Россией, чтобы нейтрализовать риски в этой плоскости.
С другой стороны, проблема, конечно, заключается не только в вопросе суверенитета, потому что мы имеем дело с довольно сложным регионом, где пересекаются интересы ряда силовых центров. Например, нет сомнений в том, что присутствие международного миротворческого центра в Армении, возможное присутствие возможных многонациональных сил, даже и миротворческих, но все равно военизированных, также вызовут вопросы в Иране, и здесь также есть поле для работы, чтобы развеять возможные вопросы и беспокойство в Тегеране. В этом смысле Армения, разумеется, не может, преследуя свои интересы, не учитывать интересы других.
С другой стороны, именно принимая во внимание также и эти интересы, международный центр подготовки миротворцев в Армении станет важным фактором балансирования безопасности в регионе. И этот баланс, по крайней мере, сейчас и в среднесрочной перспективе, которую мы можем рассматривать как минимум 20-30 лет, т. е. в рамках диапазона «футурологического» наблюдения, проистекает из интересов всех силовых геополитических центров, представленных на Кавказе.
http://ru.1in.am/1209003.html