"С чего начинался «Буран»….
Вам знакомо чувство долгожданного открытия после череды кропотливых многолетних поисков? Когда наконец-то обретаешь клад, который уже почти отчаялся найти? Именно это я испытываю сейчас.
… Уже более четверти века не стихают споры – копировали ли мы наш многоразовый орбитальный корабль «Буран» с американского челнока (воздушно-космического самолета) Space Shuttle, и если копировали – то насколько? Теперь я могу ответить на этот вопрос документально. Чертежом шаттла, с которого началось проектирование «Бурана». Но сначала – краткая история этого уникального исторического артефакта.
…К началу 1976 года в СССР уже велись проработки первых вариантов советской многоразовой космической системы «Буран». Первый более-менее вменяемый вариант, полностью копировавший шаттл, родился в НПО «Энергия» и назывался ОС-120. С ним некоторое время конкурировал вариант МТК-ВП. К концу 1975 г. вариант ОС-120 был заменен более реалистичным (в наших условиях) вариантом ОК-92. И именно в таком состоянии все материалы были переданы на образованное в феврале 1976 г. авиационное НПО «Молния». К этому времени на НПО «Молния» были собственные прикидки двух вариантов облика будущего советского челнока – 305-1 как увеличенный вариант орбитального самолета авиационно-космической системы «Спираль», создававшейся в ОКБ Микояна с середины 1960-х годов, и вариант 305-2, предложенный в ЭМЗ Владимира Мясищева. К современному облику «Бурана» наиболее близок был проект 305-2, по сути являвшийся «усовершенствованный» авиаконструкторами вариант ракетчиков ОК-92 (со всеми этими проектами можно познакомиться на сайте
www.buran.ru/htm/history.htm ). Волевым решением Дмитрия Устинова к реализации был принят проект 305-2 как наиболее близкий к облику американского шаттла. После этого началось проектирование «Бурана» с оглядкой на американский шаттл как образец, появившийся раньше – такой подход позволял сэкономить время и средства, сузив поле конструкторского поиска. Генеральный конструктор НПО «Энергия» Валентин Глушко часто метко сравнивал шаттл с «печкой, от которой пляшем».
Но что такое был шаттл, с опережением создававшийся за океаном? По нему не было полного объема информации, а та, что имелась – была очень противоречивой. Поэтому в 1976 году ЦАГИ (по инициативе Шкадова, первым из советских специалистов увидевший полноразмерный макет шаттла в США) собрал и проработал всю имевшуюся в распоряжении советских авиационных ученых информацию о шаттле, выпустив толстенный (более 380 страниц) секретный отчет по шаттлу. Именно этим отчетом и руководствовались наши конструкторы в своей работе над «Бураном».
На основании этого отчета в июне 1976 г. НПО «Молния» выпустило чертеж общих видов орбитальной ступени шаттла, который и лег в основу проектирования нашего многоразового орбитального корабля. Именно этот уникальный документ явился отправной точкой в проектировании «Бурана» - его подписали главный конструктор Многоразовой космической системы Игорь Садовский (он НПО «Энергия»), главный конструктор орбитального корабля Глеб Лозино-Лозинский (от НПО «Молния») и начальник ЦАГИ Георгий Свищев. Теперь мы можем назвать дату появления «печки» для «Бурана» – автор чертежа (в будущем - один из ведущих компоновщиков НПО «Молния») Юрий Марков закончил свой чертеж 20 мая 1976 года. С этого все и началось.
Важность и значение этого чертежа шаттла подтверждают не только подписи главных разработчиков нашего челнока – на поле есть ключевая надпись «Недостающие размеры брать с чертежа как с плаза», говорящая авиационному специалисту о многом. Этот чертеж – основа основ, это самый точный и самый полный чертеж американского шаттла, с геометрией и выверенной весовой сводкой, который был в СССР.
Более того, плановая проекция советского «Бурана», нанесенная поверх образмеренного чертежа шаттла 1976-го года, лучше всего дает ответ на вопрос «кто у кого …».
Помимо этого, этот документ «расставляет все точки над I» в вопросах о приоритете формирования облика «Бурана» (как летательного аппарата) внутри отечественной кооперации – этим при участии ЦАГИ занималось проектное отделение Якова Селецкого в НПО «Молния», НПО «Энергия» только согласовывало эти работы. Добавлю, что впоследствии Юрий Марков станет главным компоновщиком орбитального самолета системы МАКС.
Дальнейшая судьба этого документа сложилась так. На рубеже 1990-2000-х годов, когда увольнения с НПО «Молния» приняли массовый характер, один из ведущих специалистов, уходя с предприятия, рассекретил и прихватил с собой «на память» этот чертеж и много другой документации по «Бурану» (и не только). Спустя несколько лет он умер, и документ попал в другие руки, кочуя с предприятия на предприятие вместе с новым хозяином. И, в конце концов, оказался в куче других интереснейших документов, сваленных в гараже одной из московских новостроек…
У меня – только электронная копия этого чертежа. И теперь (в увеличенном размере – см.
www.buran.ru/images/jpg/markov.jpg ) – у всех нас."
https://www.facebook.com/vadim.lukashevich.7/posts/545416135598423:1