Шушпанцеры.

Specter

Активный участник
Сообщения
5.543
Адрес
МО, г. Лобня
А вот это
photo_2023-03-03_20-04-57.jpg
в шуши подходит или нет?
 
Последнее редактирование модератором:

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.314
Адрес
г. Пермь
scale_1200

Индийская БМП-2, модернизированная местными умельцами. В качестве нововведения - пара лодочных двигателей для ускорения передвижения по воде.
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.314
Адрес
г. Пермь
1677959686823.png

В зоне проведения специальной военной операции замечены МТЛБ, с корабельным 25-мм спаренным универсальным орудием 2М-3, установленным в башне.

============================================================

2М-3 — 25-мм двухствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения целей на наклонной дальности до 3000 м. Производство было освоено на Туламашзаводе.
Другие названия: КЗАУ «2М-3» (корабельная зенитная автоматическая установка «2М-3»).
Ansichten-2M-3.jpg

https://ru.wikipedia.org/wiki/25-мм_спаренное_универсальное_орудие_2М-3
 

Алек

Активный участник
Сообщения
4.142
Адрес
Одесса
Ожидание:
Армата, Курганец, Бумеранг.

Реальность:
 

Вложения

  • rmrhgnqbejg.jpg
    rmrhgnqbejg.jpg
    59 КБ · Просмотры: 7
  • u-aWXv4ltOk.jpg
    u-aWXv4ltOk.jpg
    328,7 КБ · Просмотры: 7
  • IMG_20230305_224530_206.jpg
    IMG_20230305_224530_206.jpg
    147,2 КБ · Просмотры: 7

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
41.746
Адрес
Москва
Непонятно: Шилки там принципиально не применяются? Или их уже в природе нет?
 

дриньк

Активный участник
Сообщения
5.559
Адрес
самара
ну если тянуть сову на глобус, то там ОФС помощнее и большой плюс в дальности 7км против 2,5....
хотя решение неоднозначное.....
 

Алек

Активный участник
Сообщения
4.142
Адрес
Одесса
Непонятно: Шилки там принципиально не применяются? Или их уже в природе нет?
Шилок вроде наклепали не одну тысячу и не две. Появляется чуйка что наметился дефицит с БК 23х152мм
Иначе на МТЛБ просится ЗУ23-2 со скорострельностью 2000/мин вместо 2М-3М с 600/мин.
Думается что МТЛБ 2М-3М это типа война Тойот на максималках.
Ибо по БПЛА мощность избыточна и скорострельность маловата.

ну если тянуть сову на глобус, то там ОФС помощнее и большой плюс в дальности 7км против 2,5....
хотя решение неоднозначное.....

По поводу 7км это дальность полета снаряда, из АК-74 тоже летит на 3км.
Рабочая дальность 3км у 2М-3М.
 
Последнее редактирование:

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.314
Адрес
г. Пермь

Сухопутные линкоры​

Как -то у нас в группе был небольшой пост про влажные фантазии американских армейцев 1917 года по созданию гигантских супертанков. Вот вспомнилось и захотелось уделить этой теме чуть больше внимания…

После боевого дебюта британских «ромбов» под Флером интерес к танкам проявился, наверное, во всём мире. Это касалось и различных идей боевых машин, которые по своим характеристикам были сравнимы, скорее, с «сухопутными броненосцами» Уэллса.

Обложка июльского номера The Electrical Experimenter за 1917 год — можно сказать, отправная точка «сухопутного флота»


Обложка июльского номера The Electrical Experimenter за 1917 год — можно сказать, отправная точка «сухопутного флота»
В начале XX века популяризация науки стала обретать большой размах. Одним из наиболее известных популяризаторов стал американец Хьюго Гернсбек, позже создавший премию «Хьюго», очень престижную среди писателей-фантастов. Помимо научной фантастики, Гернсбек продвигал и науку. Сначала им был создан журнал Modern Electrics, а в 1913 году на свет появился The Electrical Experimenter. На страницах этого журнала рассказывалось и о научных достижениях, и о различных идеях, порой чересчур смелых. В ряде случае автором идей был сам Гернсбек, который за свою жизнь зарегистрировал более 80 патентов в самых разных областях, начиная с батареек и заканчивая складной посадочной палубой для превращения линейного корабля в авианосец.

Центральной темой июльского номера журнала за 1917 года стало создание «сухопутного броненосца». При этом изобретатель предлагал не строить его с нуля:
«Ныне мы на войне, наша первая обязанность помочь нашим союзникам, и помочь им быстро. Времени слишком мало для постройки колоссальной военной машины, которая может быть использована на фронте лишь единожды. Наша армия не будет полностью готова до конца года. Наш флот не может сильно помочь на море. Из-за этого английский, французский и русский флоты, которые в 4 раза сильнее, чем германский флот, не могут уничтожить последний, и дополнение нашего флота не сильно меняет дело. Германский флот просто стоит за минными полями и выжидает всё это время.
Но американский флот располагает некоторым числом кораблей класса предредноут, хороших кораблей, но устаревших как корабли первой линии. Я имею в виду корабли типов «Орегон», «Айова», Иллинойс», «Кентукки», «Массачусетс», «Индиана». Сейчас они полностью боеспособны, имеют хорошие команды и хорошие орудия. Но лет через 10 они будут использованы как корабли-мишени и будут пущены на слом. Так почему бы не отправить их на фронт? Кратко, идея такова:
Давайте отправим эти корабли, людей, орудия и всё остальное во Францию. Когда наш корабль прибудет во Францию, он будет немедленно поставлен в сухой док, команда и остальные займутся изготовлением огромных колёс. Эти огромные колёса размером 50-60 футов (15-18 метров) в высоту будет сделаны по типу колёс Ферриса (колесо обозрения), лёгкие, но прочные. Конечно, для того, чтобы выдержать массу в 10 000 тонн или больше, набора одиночных колёс недостаточно. Правильнее каждое колесо собрать из нескольких колёс, параллельных друг другу. Эти колёса приклёпаны или приварены к стальным балкам, идущим внутри отдельных колёс. Также усилены балки. В результате образуется лёгкое и очень крепкое колесо. Таким образом, команда сможет собрать шесть необходимых колёс меньше чем за неделю. Да, это может быть сделано при условии доставки исходных компонентов из дому.
Таким бы мог быть USS Oregon в наземной атаке


Таким бы мог быть USS Oregon в наземной атаке
Далее устанавливается полый стальной вал толщиной 13 дюймов. Он также доставляется из Америки. Полый вал предусматривается, во-первых, для снижения массы, и во-вторых, потому что полый вал имеет такую же прочность, как и монолитный.
Кормовая пара колёс будет направляющей, точно так же, как передние колёса на автомобиле. Мощность на них не подаётся, они просто крутятся на валу. Два маленьких центральных колеса также направляющие. На них приходится нагрузка в том случае, если корабль идёт по сложному рельефу. Два передних колеса ведущие. Они жёстко приделаны к валам. Каждый вал подходит к электромотору. Это, к слову, максимально мощный электродвигатель, который можно поставить на такого монстра».
Как можно заметить, идея оказалась заразительной


Как можно заметить, идея оказалась заразительной
По мнению автора, именно такой конструкцией следовало крушить германские оборонительные сооружения, прорвать фронт и решительно завершить Великую войну победой Антанты. Впрочем, иначе как безумием данный проект не назовёшь. Мало того, что удельное давление на грунт превышало все пределы, так ещё у броненосца было ничем не защищённое днище. Тем не менее, идея оказалась заразительной. Умы стали захватывать идеи «землекрейсера» — правда, уже гусеничного. Кроме того, с завидной периодичностью идеи огромного танка возникали у вполне настоящих военачальников. Например, в 1923 году французский полковник Поль Вельпри на полном серьёзе предлагал создать танк боевой массой 600 т. Идея поддержки не получила, но всё тот же Вельпри, уже будучи генералом, стал генерал-инспектором по танкам, что многое объясняет с точки зрения монструозных проектов сверхтяжёлых танков для усиления Линии Мажино.
https://vk.com/@ognestrelny_mir-suhoputnye-linkory
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.314
Адрес
г. Пермь
В продолжение вчерашней статьи https://vk.com/@btvt2021-sotryasateli-zemli про амерские эротические фантазии из далёкого 1917 года по использованию старых линкоров в качестве супер-танков. Оказывается, шизофрения -штука заразная.

Вот и сегодня у нас довольно креативный проект советского учёного в области технической физики, физики взрыва, астрофизики и ядерной физики, генерал-майора инженерно-технической службы, профессора Георгия Иосифовича Покровского, опубликованный в журнале "Техника молодёжи", №10 в 1936 году. На фото мы видим арктический танк-амфибия весом около 1000 т.

"...Не подлежит сомнению, что в ближайшие годы мы будем свидетелями новых значительных успехов в борьбе за освоение Арктики.
На Советском Дальнем Севере вырастут культурные и промышленные центры. Однако, плотность населения там будет все же ниже, чем в более теплых зонах, и расстояния между отдельными населенными пунктами останутся значительными. При таких условиях особенно остро станет вопрос о средствах и способах транспорта, тем более, что строительство на Севере очень затруднено. Для ценных и спешных грузов, безусловно, будет применена авиация. Однако, авиация не решит проблемы перевозки массовых грузов (уголь, руда, нефть, стройматериалы). Поэтому другие виды транспорта должны сыграть в Арктике значительную роль.
На рисунке изображен фантастический, но при современном уровне техники вполне осуществимый проект танка-амфибии (плавающего танка) весьма больших размеров. Примерный вес такого танка — 1000 тонн, грузоподъемность — несколько сот тонн.
Танк имеет очень широкие гусеницы и может двигаться по снегу, льду, оттаявшей тундре, болоту. Он может плыть по воде и ломать при этом очень легко (легче, чем обычный ледокол) тонкий лед, который не выдержит его веса. При встрече же более толстого льда танк-амфибия выходит из воды на этот лед без всяких затруднений. Этот танк не имеет винта и руля, как у обычных танков-амфибий. Специальные гусеничные ленты являются своего рода гребными колесами при движении по воде.
Танк снабжен катапультой. Она дает возможность стартовать самолетам независимо от наличия подходящей площадки. На палубе танка-амфибии установлены лодки, небольшой танк-амфибия и аэросани. Имеются краны для их спуска на лед или на воду. Большой кран у мачты служит для подъема и спуска самолетов. На верхней части мачты имеются два прожектора. Впереди между гусеницами виден якорь. Он может применяться как для стоянок на воде, так и для подтягивания вперед в случае порчи передачи движущей гусеницы. В этом случае малый танк-амфибия служит для завоза якоря вперед. Двигателем танка являются дизеля. Труба для выпуска отработанных газов и дыма от вспомогательных установок расположена сзади. Между нею и мачтой протянуты радиоантенны. Отопление танка осуществляется отработанными газами дизелей. Этот универсальный корабль способен развивать скорость от 10 до 30 км в час.
К танку могут быть присоединены на буксире понтоны на лыжах для перевозки дополнительных грузов. Он может быть использован так же, как ледокол, для провода судов через лед небольшой плотности. Кроме грузовых перевозок, танк может быть весьма полезен при исследовательских и особенно при аварийных работах. Его практическое использование возможно вне зависимости от состояния погоды и льдов.
На рисунке танк-амфибия идет по льду. Отчетливо видна при этом ватерлиния, до которой он погружается в воду,— подводная часть имеет более темный цвет..."

© профессор Г. И. Покровский, журнал "Техника молодёжи", №10, 1936 год

8fuXQmhpea8.jpg

9hu6ab70pFI.jpg

zmxE6Ceqpcc.jpg

0BByJGPIRwA.jpg

BR7Et-ZGAh8.jpg

https://vk.com/ognestrelny_mir?w=wall-144875262_97392
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.314
Адрес
г. Пермь
Пермский шаротанк
Проект шаротанка, разработанной И.Н. Чусовитиным, конструктором центральной лаборатории Молотовского завода №19 им. И.В. Сталина

Изобретательство и рационализаторство было весьма распространено в советской промышленности. Это совсем не означало, что надо было срочно строить вечный двигатель. Причины более приземленные. Даже если один процент из этих рацпредложений срабатывал, они окупали все временные затраты на изучение остальных прожектов. Так что отделы изобретений были завалены различными рацпредложениями. В их числе и были и такие странные боевые машины, как шаротанки. Первые такие проекты датированы еще Первой мировой войной, но их расцвет пришелся на 30-е годы. Именно в это время в научно-популярных журналах было опубликовано несколько материалов о шаротанках, которые сподвигли на похожие разработки десятки изобретателей.

Конструкторы завода №19 им. И.В. Сталина за работой. Где-то тут находится и И.Н. Чусовитин.

Конструкторы завода №19 им. И.В. Сталина за работой. Где-то тут находится и И.Н. Чусовитин.

За годы Великой Отечественной войны в отделы изобретений поступило более полусотни предложений о создании шаротанков и похожих на них боевых машин. Основная масса таких предложений шла от людей, весьма далеких от проектирования. Но так было не всегда. Достаточно сказать, что как минимум один такой проект даже реализовали в виде опытного образца. Существовали и другие разработки, которые продвинулись дальше бумаги. Одной из них стал шаротанк, разработанный инженером И.Н. Чусовитиным из Перми (на тот момент г. Молотов). Полноценный шаротанк он не построил, но смог создать действующую модель.

Шаротанк Чусовитина, апрель 1941 года.

Шаротанк Чусовитина, апрель 1941 года.

Началась история шаротанка Чусовитина в июне 1941 года. Еще до начала Великой Отечественной войны он предложил боевую машину нетрадиционной конструкции (судя по датам на схемах, дело было в апреле 1941 года). На тот момент Иван Николаевич Чусовитин работал старшим чертежником центральной лаборатории завода №19 им. И.В. Сталина. Основной деятельностью завода была разработка и производство авиационных моторов. Каким образом инженера, занимавшегося моторостроением, занесло в столь необычную тему, неизвестно. Не исключено, что благодаря научно-популярной литературе.

Аппарат был явно немаленьким.

Аппарат был явно немаленьким.

Предложенная в июне 1941 года схема была, можно сказать, классической для шаротанков. Классической оказалась и общая концепция. Во-первых, сферическая форма должна была обеспечивать меньшую, чем у классических танков, уязвимость от вражеского огня, поскольку увеличивалась вероятность рикошета. Во-вторых, схема интроцикла должна была обеспечивать более высокую скорость передвижения и проходимость. В-третьих, как и ряд других проектов, шаротанк являлся амфибией, эта идея красной нитью проходит у многих авторов. В-четвертых, ходовая часть также была менее уязвимой для вражеского огня. Правда, по этому поводу ко всем подобным проектам есть масса вопросов. Сбить гусеницу, естественно, тут было невозможно, а вот заклинить - вполне по силам.

Схема шаротанка, в нижней части разместился гироскоп.

Схема шаротанка, в нижней части разместился гироскоп.

Относительно габаритов и вооружения автор не распространялся, но если судить по схеме, то маленьким пермский шаротанк не был. Исходя из вооружения, диаметр боевой машины составлял не менее 5 метров, причем скорее он был еще больше. Вооружение состояло из 2 пушек и 2 пулеметов, размешавшихся в боковых спонсонах. Достаточно распространенная схема для интроциклов. Более интересно то, что автор проработал систему стабилизации своего шаротанка. Для этого использовался гироскоп, размещенный в нижней части корпуса. От двигателя к гироскопу подходил привод, который, раскручивая его, обеспечивал машине устойчивость. Управление шаротанком традиционно для интроциклов осуществлялось наклоном корпуса в ту или иную сторону.

Схема модели, которую Чусовитин разработал в начале 1942 года.

Схема модели, которую Чусовитин разработал в начале 1942 года.

Естественно, в ГАБТУ КА данную идею не оценили. Уже 26 июня 1941 года был подготовлен вердикт, который сводился к "ничего нового". За исключением системы стабилизации, которая, к слову, занимала довольно много места, оригинальностью тут и не пахло. Но Чусовитин не сдался. Вторая итерация его проекта появилась в феврале 1942 года. К тому моменту он из старшего чертежника дорос до инженера-конструктора. Вряд ли карьерный рост был связан с проектом шаротанка. Стране были нужны авиационные моторы, а не сферические боевые машины.

Автор довел идею до действующей модели.

Автор довел идею до действующей модели.

На сей раз предложение оказалось более схематичным с точки зрения полноценной боевой машины. Но зато Чусовитин сделал то, до чего не доходило большинство авторов. Дабы была понятна общая концепция работы шаротанка, автор изготовил его модель. Установить полностью функционирующий гироскоп не удалось, поскольку размеры модели этого сделать не позволили. Тем не менее, модель автор собрал и она вполне себе работала. Проверка была на одном полушарии, в дальнейшем Чусовитин собирался продолжить эксперименты. Требовалось обеспечить возможность маневрирования, а также проверить проходимость и устойчивость. Так или иначе, но автор был настроен весьма оптимистично. Искал он и новые области применения своему детищу:

В разобранном виде.

В разобранном виде.

"Благодаря высокой скорости, машину трудно будет взять под обстрел. Она менее уязвима, чем существующие бронемашины и танки, так как имеет сферическую форму, а механизмы находятся внутри шара и полостью защищены. Шаротанк может проходить по болотам и пескам потому, что его движение не полностью зависит от сцепления с землей, а движение может осуществляться и под влиянием крутящего момента. Последнее явление важно в том отношении, что машина может форсировать реки и озера в любое время года, не делая для этого специальных приспособлений, например, гребных винтов. Трудно сказать о способности шаротанка преодолевать другие препятствия, например, преодолеть крутой и медлительный подъем машина сможет только с разгона, так как имеет одну точку опоры. Следовательно, машину необходимо снабдить каким-то устройством, наподобие сошек, которые будут являться дополнительной опорой, если машина остановится на склоне, либо при других обстоятельствах, когда нежелательно, чтобы работал гироскоп. Касаясь того, какие разрушения сможет производить машина, то нужно иметь в виду ее большую живую силу. Имея на вооружении пушки, пулеметы и мощные огнеметы, она может быть использована для прорыва линии обороны противника, для преследования его при отступлении, для действия в тылу врага и переброски десанта."

Боевое отделение шаротанка.

Боевое отделение шаротанка.

Его оптимизм, впрочем, снова не оценили. Вердикт мало чем отличался от предыдущего. Неудачей закончилась и попытка получить авторское свидетельство. В бюро по изобретениям Наркомата Обороны посчитали, что конструкция недостаточно оригинальная. Естественно, никто проверять работу сферической машины и не собирался. Осенью 1942 года были нужны Т-34, а не шаротанки. Вместе с тем, следует отметить, что такая позиция была не совсем конструктивной. Именно как танк, разумеется, идея Чусовитина не годилась. Но в США ничуть не более оригинальные идеи подобного рода вполне патентовали. Более того, они вполне работали, не как шаротанк, но тот же Rhino конструкции Илая Агхнидеса базировался на принципах запатентованного им боевого сфероида.

Современная реализация идей Чусовитина.

Современная реализация идей Чусовитина.

Можно сказать, что Чусовитин опередил своё время. Именно как танк его творение, безусловно, не годилось, но говорить о неработоспособности его конструкции - это очень смелый поступок. Тогдашние технологии были недостаточно совершенными для подобных разработок. Да и годились они скорее для беспилотных аппаратов. Как показал опыт последних десятилетий, сферические роботы вполне себе работают. Более того, они неплохо едут по песку, забираются на пандусы и плавают, практически издеваясь над разгромными рецензиями чиновников из отделов изобретений.

С разложенными ногами.

С разложенными ногами.

Самое интересное, что и конструкция Чусовитина нашла применение, по крайней мере частично. На международном военно-техническом форуме "Армия-2022" воспитанники Кронштадского морского кадетского военного корпуса показали сферическую машину. Так вот, она является прямым развитием идеи Чусовитина. Как и другие современные наследники шаротанков, "Шаробот" является беспилотной машиной. Предназначена она для разведки. Дополнительно появились выдвижные "лапы" для сложных грунтов. Пока аппарат может только передвигаться вперед-назад, но GroundBot от шведской Rotundus уже показал жизнеспособность идеи. Возможно, когда-нибудь и идея Чусовитина "выстрелит".
https://dzen.ru/a/ZB6czdSx9U_Pjy24
 

Supremum

Активный участник
Сообщения
28.653
Адрес
Липецк
Пермский шаротанк
Проект шаротанка, разработанной И.Н. Чусовитиным, конструктором центральной лаборатории Молотовского завода №19 им. И.В. Сталина

Изобретательство и рационализаторство было весьма распространено в советской промышленности. Это совсем не означало, что надо было срочно строить вечный двигатель. Причины более приземленные. Даже если один процент из этих рацпредложений срабатывал, они окупали все временные затраты на изучение остальных прожектов. Так что отделы изобретений были завалены различными рацпредложениями. В их числе и были и такие странные боевые машины, как шаротанки. Первые такие проекты датированы еще Первой мировой войной, но их расцвет пришелся на 30-е годы. Именно в это время в научно-популярных журналах было опубликовано несколько материалов о шаротанках, которые сподвигли на похожие разработки десятки изобретателей.

Конструкторы завода №19 им. И.В. Сталина за работой. Где-то тут находится и И.Н. Чусовитин.

Конструкторы завода №19 им. И.В. Сталина за работой. Где-то тут находится и И.Н. Чусовитин.

За годы Великой Отечественной войны в отделы изобретений поступило более полусотни предложений о создании шаротанков и похожих на них боевых машин. Основная масса таких предложений шла от людей, весьма далеких от проектирования. Но так было не всегда. Достаточно сказать, что как минимум один такой проект даже реализовали в виде опытного образца. Существовали и другие разработки, которые продвинулись дальше бумаги. Одной из них стал шаротанк, разработанный инженером И.Н. Чусовитиным из Перми (на тот момент г. Молотов). Полноценный шаротанк он не построил, но смог создать действующую модель.

Шаротанк Чусовитина, апрель 1941 года.

Шаротанк Чусовитина, апрель 1941 года.

Началась история шаротанка Чусовитина в июне 1941 года. Еще до начала Великой Отечественной войны он предложил боевую машину нетрадиционной конструкции (судя по датам на схемах, дело было в апреле 1941 года). На тот момент Иван Николаевич Чусовитин работал старшим чертежником центральной лаборатории завода №19 им. И.В. Сталина. Основной деятельностью завода была разработка и производство авиационных моторов. Каким образом инженера, занимавшегося моторостроением, занесло в столь необычную тему, неизвестно. Не исключено, что благодаря научно-популярной литературе.

Аппарат был явно немаленьким.

Аппарат был явно немаленьким.

Предложенная в июне 1941 года схема была, можно сказать, классической для шаротанков. Классической оказалась и общая концепция. Во-первых, сферическая форма должна была обеспечивать меньшую, чем у классических танков, уязвимость от вражеского огня, поскольку увеличивалась вероятность рикошета. Во-вторых, схема интроцикла должна была обеспечивать более высокую скорость передвижения и проходимость. В-третьих, как и ряд других проектов, шаротанк являлся амфибией, эта идея красной нитью проходит у многих авторов. В-четвертых, ходовая часть также была менее уязвимой для вражеского огня. Правда, по этому поводу ко всем подобным проектам есть масса вопросов. Сбить гусеницу, естественно, тут было невозможно, а вот заклинить - вполне по силам.

Схема шаротанка, в нижней части разместился гироскоп.

Схема шаротанка, в нижней части разместился гироскоп.

Относительно габаритов и вооружения автор не распространялся, но если судить по схеме, то маленьким пермский шаротанк не был. Исходя из вооружения, диаметр боевой машины составлял не менее 5 метров, причем скорее он был еще больше. Вооружение состояло из 2 пушек и 2 пулеметов, размешавшихся в боковых спонсонах. Достаточно распространенная схема для интроциклов. Более интересно то, что автор проработал систему стабилизации своего шаротанка. Для этого использовался гироскоп, размещенный в нижней части корпуса. От двигателя к гироскопу подходил привод, который, раскручивая его, обеспечивал машине устойчивость. Управление шаротанком традиционно для интроциклов осуществлялось наклоном корпуса в ту или иную сторону.

Схема модели, которую Чусовитин разработал в начале 1942 года.

Схема модели, которую Чусовитин разработал в начале 1942 года.

Естественно, в ГАБТУ КА данную идею не оценили. Уже 26 июня 1941 года был подготовлен вердикт, который сводился к "ничего нового". За исключением системы стабилизации, которая, к слову, занимала довольно много места, оригинальностью тут и не пахло. Но Чусовитин не сдался. Вторая итерация его проекта появилась в феврале 1942 года. К тому моменту он из старшего чертежника дорос до инженера-конструктора. Вряд ли карьерный рост был связан с проектом шаротанка. Стране были нужны авиационные моторы, а не сферические боевые машины.

Автор довел идею до действующей модели.

Автор довел идею до действующей модели.

На сей раз предложение оказалось более схематичным с точки зрения полноценной боевой машины. Но зато Чусовитин сделал то, до чего не доходило большинство авторов. Дабы была понятна общая концепция работы шаротанка, автор изготовил его модель. Установить полностью функционирующий гироскоп не удалось, поскольку размеры модели этого сделать не позволили. Тем не менее, модель автор собрал и она вполне себе работала. Проверка была на одном полушарии, в дальнейшем Чусовитин собирался продолжить эксперименты. Требовалось обеспечить возможность маневрирования, а также проверить проходимость и устойчивость. Так или иначе, но автор был настроен весьма оптимистично. Искал он и новые области применения своему детищу:

В разобранном виде.

В разобранном виде.

"Благодаря высокой скорости, машину трудно будет взять под обстрел. Она менее уязвима, чем существующие бронемашины и танки, так как имеет сферическую форму, а механизмы находятся внутри шара и полостью защищены. Шаротанк может проходить по болотам и пескам потому, что его движение не полностью зависит от сцепления с землей, а движение может осуществляться и под влиянием крутящего момента. Последнее явление важно в том отношении, что машина может форсировать реки и озера в любое время года, не делая для этого специальных приспособлений, например, гребных винтов. Трудно сказать о способности шаротанка преодолевать другие препятствия, например, преодолеть крутой и медлительный подъем машина сможет только с разгона, так как имеет одну точку опоры. Следовательно, машину необходимо снабдить каким-то устройством, наподобие сошек, которые будут являться дополнительной опорой, если машина остановится на склоне, либо при других обстоятельствах, когда нежелательно, чтобы работал гироскоп. Касаясь того, какие разрушения сможет производить машина, то нужно иметь в виду ее большую живую силу. Имея на вооружении пушки, пулеметы и мощные огнеметы, она может быть использована для прорыва линии обороны противника, для преследования его при отступлении, для действия в тылу врага и переброски десанта."

Боевое отделение шаротанка.

Боевое отделение шаротанка.

Его оптимизм, впрочем, снова не оценили. Вердикт мало чем отличался от предыдущего. Неудачей закончилась и попытка получить авторское свидетельство. В бюро по изобретениям Наркомата Обороны посчитали, что конструкция недостаточно оригинальная. Естественно, никто проверять работу сферической машины и не собирался. Осенью 1942 года были нужны Т-34, а не шаротанки. Вместе с тем, следует отметить, что такая позиция была не совсем конструктивной. Именно как танк, разумеется, идея Чусовитина не годилась. Но в США ничуть не более оригинальные идеи подобного рода вполне патентовали. Более того, они вполне работали, не как шаротанк, но тот же Rhino конструкции Илая Агхнидеса базировался на принципах запатентованного им боевого сфероида.

Современная реализация идей Чусовитина.

Современная реализация идей Чусовитина.

Можно сказать, что Чусовитин опередил своё время. Именно как танк его творение, безусловно, не годилось, но говорить о неработоспособности его конструкции - это очень смелый поступок. Тогдашние технологии были недостаточно совершенными для подобных разработок. Да и годились они скорее для беспилотных аппаратов. Как показал опыт последних десятилетий, сферические роботы вполне себе работают. Более того, они неплохо едут по песку, забираются на пандусы и плавают, практически издеваясь над разгромными рецензиями чиновников из отделов изобретений.

С разложенными ногами.

С разложенными ногами.

Самое интересное, что и конструкция Чусовитина нашла применение, по крайней мере частично. На международном военно-техническом форуме "Армия-2022" воспитанники Кронштадского морского кадетского военного корпуса показали сферическую машину. Так вот, она является прямым развитием идеи Чусовитина. Как и другие современные наследники шаротанков, "Шаробот" является беспилотной машиной. Предназначена она для разведки. Дополнительно появились выдвижные "лапы" для сложных грунтов. Пока аппарат может только передвигаться вперед-назад, но GroundBot от шведской Rotundus уже показал жизнеспособность идеи. Возможно, когда-нибудь и идея Чусовитина "выстрелит".
https://dzen.ru/a/ZB6czdSx9U_Pjy24
145949520615968223.png
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.314
Адрес
г. Пермь
Просто ми -ми -мишный восторг...

В 1941 году, когда США ещё не успели вступить в Мировую войну, но уже активно наращивали собственную военную мощь, инженер Бейкер (Baker) предложил оригинальную конструкцию бронеавтомобиля, который сочетал бы в себе высокие ходовые качества и мощное вооружение. Подобные проектов всегда было достаточно, но в данном случае Бейкер решил использовать ряд необычных конструктивных решений. Впрочем, первый вариант был предусматривал только полноприводная часть с независимой пружинной подвеской всех колес. Машина была полубронированной, орудие устанавливалось в средней части корпуса, а место водителя находилось слева от него. По всей видимости, этот проект не устроил потенциального заказчика, поскольку в скором времени была представлена в значительной степени переработанная версия бронемашины. Второй проект больше соответствовал полноценному бронеавтомобилю. Помимо полностью бронированного корпуса Бейкер разработал специальную башенную установку в которой могло размещаться орудие калибра 75-76 мм. Предполагалось, что машина будет использоваться как средство огневой поддержки наступающих войск, поэтому сектор поворота башни ограничивался сзади отделением управления, совмещенным с моторно-трансмиссионным отсеком.

kqynu2w0cVM.jpg

aLKZDiLm_qw.jpg

https://vk.com/ognestrelny_mir?w=wall-144875262_99329
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.314
Адрес
г. Пермь
rmudRVSV8O8.jpg


Алжир. Башня от БМП-2 с модулем «Бережок» на базе Т-62
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.314
Адрес
г. Пермь
Периодически в сети проскакивает стереотип о странных решениях британских и французских инженеров. Оказывается, кубинские "Кулибины" тоже чудят...
Кубинский БТР -60 с румынской 30 -мм. зенитной пушкой модели 80/88

ntbO0r0Xuvw.jpg

https://vk.com/ognestrelny_mir?w=wall-144875262_99400
 
Сверху