ОКР «Комплексы мобильные биоморфные робототехнические».
Генеральный заказчик – Министерство обороны Российской Федерации.
Головной исполнитель – АО «ВНИИ «Сигнал», г. Ковров.
СЧ ОКР: «Базовые платформы мобильных биоморфных роботов» (шифр «Рысь-БП»).
Срок выполнения СЧ ОКР: до 30.11.2016 г.
Цель выполнения СЧ ОКР
Целью работы является разработка базовых платформ для обеспечения перемещения мобильных биоморфных роботов, в том числе, в сложной недетеминированной обстановке.
Наименование разрабатываемых изделий
Базовая платформа среднегомобильногобиоморфногоробота массой до 400 кг(БПМБР400).
Базовая платформа мобильного биоморфного робота массой до 100 кг (БПМБР100).
Назначение изделия
Разрабатываемые образцы являются средствами передвижениямобильныхбиоморфныхроботов шагающего типав сложной недетеминированной остановкев условиях труднопроходимой местности.
Технические требования
Составбазовой платформы:
• платформа;
• аппаратура управления движением;
• аппаратура электропитания;
• аппаратура подъёма робота после опрокидывания;
• программный комплекс.
Состав платформы:
• корпус;
• 4 рычажных движителя;
• привод движителей (у БПМБР100 – гидравлический).
БПМБР должны служить базой для создания мобильного биоморфного робота путем установки на нее систем и аппаратуры управления и целевой нагрузки:
• бортовой информационно-управляющей системы;
• аппаратуры технического зрения;
• аппаратуры передачи данных;
• аппаратуры навигации и ориентации;
• аппаратуры планирования маршрутов и перемещений:
• аппаратуры управления движения за маяком (поводырь);
• целевой нагрузки.
Целевая нагрузка:
• средства разведки;
• платформа перевозки боеприпасов и амуниции;
средства разведки минно-взрывных заграждений;
средства вооружения.
средства эвакуации убитых и раненых с поля боя (для БПМБР400).
БПМБР100с установленнымисистемами, аппаратурой управления и целевой нагрузкой, в том числе с загруженной платформойперевозки боеприпасов и амуниции,должен обеспечивать:
·передвижение в условиях городской инфраструктуры по бетонным, асфальтовым, мраморным, деревянным, грунтовым площадкам и площадкам с песчаным покрытием глубиной до 100 мм;
·передвижение по пересеченной местности по твердым почвам, в гололедицу, по опавшим листьям, по траве высотой до 0,5 м, снегу глубиной до 200 мм, в дождь, по залитым водой поверхностям глубиной до 300 мм:
·преодоление:порогов высотой до 400 мм; лестничных маршей промышленных зданий и сооружений с углом наклона не менее 300и высотой ступени до 200 мм; рва шириной до 400 мм; стенки высотой до 300 мм и шириной до 200 мм;
·скорость движения полностью оснащенного с полезной нагрузкой: до 15 км/ч при движении по равнинной местности;до 10 км/чпри движении по пересеченной местности.
·устойчивое движение по горизонтальной поверхности с сохранением исходного положения платформы;
·подъем в снаряженном состоянии по наклонной поверхности с углом до 40°;
·разворот на месте с изменением положения не более 1 м;
·адаптацию положения опорных поверхностей комплекса, в соответствии с рельефом местности в автоматическом режиме;
·устойчивое положение комплекса при использовании активных систем с силовым воздействием не более 150 Н;
·движение по поверхности с несущей способностью грунта более 0,2 Н/мм² (супеси, насыщенные влагой (пластичные));
·сохранение устойчивого, восстанавливаемого положения при кратковременном воздействии (t = 0,2 c) на базовую платформу с усилием до 150 Н;
·опускание корпуса МБР100 на грунт с обеспечением устойчивого положения и возможностью последующего подъема.
БПМБР400с установленнымисистемами и аппаратурой управления и целевой нагрузкой, в том числе с загруженной платформойперевозки боеприпасов и амуниции,должен обеспечивать:
·передвижение в условиях городской инфраструктуры по бетонным, асфальтовым, мраморным, деревянным и грунтовым площадкам и площадкам с песчаным покрытием глубиной до 100 мм;
·передвижение по пересеченной и сильно пересеченной местности, в гололедицу, по опавшим листьям, по траве высотой до 1 м, снегу глубиной до 400 мм, в дождь, по залитым водой поверхностям глубиной до 400 мм;
·передвижение по горной местности и разрушенной городской инфраструктуре, на промышленных предприятиях, в производственных и жилых помещениях;
·преодоление:порогов высотой до 500 мм; лестничных маршей промышленных зданий и сооружений с углом наклона до 30° и высотой ступени до 200 мм; рва шириной до 500 мм; стенки высотой до 400 мм и шириной до 300 мм
·скорость движения полностью оснащенного с полезной нагрузкой:до 15 км/ч при движении по равнинной местности; до 10 км/чпри движении по пересеченной местности.
·устойчивое движение по горизонтальной поверхности с сохранением исходного положения платформы;
·подъем в снаряженном состоянии по наклонной поверхности с углом до 40°;
·разворот на месте с изменением положения не более 1 м;
·адаптацию положения опорных поверхностей комплекса, в соответствии с рельефом местности в автоматическом режиме;
·устойчивое положение комплекса при использовании активных систем с силовым воздействием не более 150 Н;
·движение по поверхности с несущей способностью грунта более
0,2 Н/мм² (супеси, насыщенные влагой (пластичные));
·сохранение устойчивого, восстанавливаемого положения при кратковременном воздействии (t = 0,2 c) на базовую платформу с усилием до 150 Н;
·опускание корпуса БПМБР400 на грунт с обеспечением устойчивого положения и возможностью последующего подъема.
Управлениефункционированием БПМБР100 должно осуществляться отбортовой информационно-управляющей системы и аппаратуры планирования маршрутов и перемещений в режимах управление движением: дистанционном, полуавтономном, автономном и следования за маяком(поводырем).
Время перевода БПМБР:
- из транспортного положения в боевой – не более 1 мин;
- из боевого положения в транспортное – не более 2 мин.
Массаоснащенного и заправленного МБР100должна быть не более 120 кг.Общая масса боеприпасов и амуниции, транспортируемая МБР100 должна быть до 60 кг.
Масса оснащенного и заправленного МБР400 должна быть не более 400 кг.Общая масса боеприпасов и амуниции транспортируемая МБР400 должна быть до 200 кг.
Габаритные размерыБПМБР100без целевой нагрузки и антенн должны быть не более:
- в боевом положении – не более 1500 х 800 х 1000 мм;
- в транспортном положении – не более 1500 х 800 х 400 мм.
Габаритные размеры БПМБР400без целевой нагрузки и антенн должны быть не более:
- в боевом положении – не более 2000х1000х1200 мм;
- в транспортном положении – не более 2000х1000х600 мм.
Аппаратурауправления движениемдолжна обеспечить:
·прием, обработку и выполнение команд управления, получаемых от бортовой информационно-вычислительной системы и аппаратуры планирования маршрутов и перемещений:
·формирование и передачу в бортовую информационно-вычислительную систему и аппаратуру планирования маршрутов и перемещений данных о положении и состоянии аппаратуры управления движением и результатов контроля и диагностики аппаратуры.
·расчет параметров движения и режимов работы приводов движителей;
·формирование управляющих сигналов на приводы движителей;
·контроль параметров работы приводов движителей;
·прием и обработку данных с аппаратуры и систем МБР400;
·прием и обработку сигналов с датчиков приводов движителей;статическую и динамическую устойчивость в движении и на стоянке;
·статическую динамическую устойчивость при внешних статических и динамических воздействиях и статических и динамических воздействиях целевой нагрузки.
Аппаратура управления движением должна обеспечивать прекращение движения и переход в режим ожидания команд оператора в случаях:
·столкновения с непреодолимым препятствием;
·превышения неровностей профиля поверхности грунта по сравнению с величинами, допустимыми для работы;
·превышения допустимых углов продольного и поперечного крена БПМБР400.
·недопустимых опорных характеристик грунта.
Аппаратурауправления движением должна обеспечивать:
·трогание с места, разгон до заданной скорости с учетом параметров трассы движения;
·маневрирование, движение в заданном направлении;
·обеспечение дистанционного управления торможением и поворотом на заданный угол;
·управление движением с учетом характера и параметров трассы движения;
·поддержание допустимых температурных режимов работы привода движителя.
Аппаратура подъема после опрокидывания:
- манипулятор;
- блок управления.
Аппаратура подъёма после опрокидывания должна обеспечивать возврат в исходное положение после опрокидывания «на бок» – поворот на угол до 90°, в том числе, с транспортируемыми боеприпасами и амуницией.
Аппаратура электропитания:
- автономный электроагрегат на двигателе внутреннего сгорания с дистанционным управлением;
- аккумуляторные батареи;
- блоки управления, коммутации и защиты;
- топливный бак.
Аппаратураэлектропитания должна обеспечивать питание аппаратуры и оборудования с положительным балансом электроэнергии при всех заданных условиях эксплуатации, в том числе на высоте 3000 м над уровнем моря.
Аппаратура электропитания должна обеспечивать электропитание потребителей МБР от:
- электроагрегата в движении и на стоянке – не менее 24 часов (с дозаправкой);
- от аккумуляторных батарей:в движении не менее 0,5 часа;на стоянке – не менее 5 часов;в дежурном режиме – не менее 6 часов.
Аппаратура электропитания должна обеспечивать:
·питание стартерной цепи электроагрегата от аккумуляторных батарей аппаратуры электропитания;
·ручной и дистанционный запуск и остановку электроагрегата;
·ручное, автоматическое и дистанционное подключение электроагрегата к бортсети МБР;
·автоматическое отключение потребителей от электроагрегата во время его запуска;
·подключение и отключение аккумуляторных батарей к бортсети МБР;
электропитание потребителей МБР от внешнего источника постоянного тока с выходным напряжением 27,5±1,0 В при условии, что аккумуляторные батареи подключены к бортсети МБР400;
·формирование выходных напряжений для электроснабжения потребителей с качеством,
соответствующим требованиям ГОСТ РВ 20.39.309-98;
·защиту цепей электроснабжения потребителей от перегрузок, коротких замыканий и переполюсовок;
·отключение аккумуляторных батарей от бортсети при снижении напряжения аккумуляторных батарей менее 22,5 - 0,5 В.
Аппаратура электропитания должна обеспечивать:
·контроль и диагностику аппаратуры;
·информационно-техническое сопряжение с бортовой информационно-технической системой;
·прием, обработку и выполнение команд управления с бортовой информационно-технической системы;
·передачу информации о состоянии, режимах работы и результатах контроля и диагностики аппаратуры электропитания в бортовую информационно-технической систему;
·передачу информации об аварийных и критичных режимах работы аппаратуры электропитания в бортовую информационно-технической систему.
Должнаобеспечиваться подзарядка аккумуляторных батарей при работе электроагрегата. Должна обеспечиваться зарядка аккумуляторных батарей от устройства зарядки (из состава ПДУ).
Живучесть и стойкость к внешним воздействиям -изменение температуры окружающей среды от минус 40° до + 50° С.
Требования по надежности
СредняянаработкаБПМБР400 (БПМБР100)между отказами должна быть не менее 1500 ч.
Среднеевремя восстановления работоспособного состоянияБПМБР400 (БПМБР100)с использованием состава ЗИП-О и комплекта ЗИП группового (ЗИП-Г) должно быть не более 2,5 часов без учета времени доставки заменяемой составной части.
СреднийресурсБПМБР400 (БПМБР100)должен быть не менее 1000 час.
Среднийсрок службыБПМБР400 (БПМБР100)не менее 5 лет.
Среднийсрок сохраняемостиБПМБР400 (БПМБР100)должен быть не менее 10 лет.
Требования по эксплуатации, хранению, удобству технического обслуживания и ремонта
Времянепрерывной работыБПМБР400 (БПМБР100)должно быть не менее 24 ч.
Требования по транспортабельности
ТранспортированиеБПМБР400(БПМБР100), в том числе в упаковке предприятия-изготовителя, должно допускаться всеми видами транспорта со скоростями допустимыми для соответствующего вида транспорта без ограничения времени и дальности транспортирования в соответствии с требованиями ГОСТРВ20.39.304-98 скоростями, допустимыми для каждого вида транспорта.
Готовый для транспортирования железнодорожным транспортом пункт управления должен вписываться в габарит 1Т ГОСТ 9238-83.
Этапы выполнения СЧ ОКР
Этап 1. Разработка эскизно-технического проекта. Разработка, изготовление и испытание макета БПМБР400 для подтверждения принятых решений на этапе эскизно-технического проекта и определения достижимости требований ТЗ.
Срок – август 2015 г. - ноябрь 2016 г.
Этап 2. Разработка рабочей конструкторской документации для изготовления опытных образцов платформ мобильных биоморфных роботов.
Срок – декабрь 2016 г. – июль 2017 г.
Этап 3. Изготовление опытных образцов платформмобильных биоморфных роботови проведение предварительных испытаний.
Срок – август 2017 г. – декабрь 2018 г.
Этап 4. Участие в Государственных испытаниях опытного образца.
Срок – январь 2019 г. – июнь 2019 г.
Взято из ТЗ на СЧ ОКР«Базовые платформы мобильных биоморфных роботов», размещенном на официальном сайте закупок в торгах ВНИИ «Сигнал» (процедура №31502789911).