В рамках военно-технического форума «Армия-2016» была представлена одна из новейших разработок отечественной оборонной промышленности - перспективную боевую машину «Гибка-С».
Целью проекта «Гибка-С», детища Конструкторского бюро машиностроения (г.Коломна) было создание перспективной системы, имеющей в своем составе самоходную технику со специальным оборудованием. Благодаря имеющемуся оснащению машины комплекса имеют возможность следить за воздушной обстановкой и производить обнаружение целей, а также атаковать найденные объекты при помощи ракет переносных зенитных комплексов. Ожидается, что подобное использование существующих ПЗРК в одной системе с новой аппаратурой позволит значительно повысить эффективность боевой работы в сравнении с существующими зенитными средствами.
Разработка проекта «Гибка-С» осуществлялась несколькими организациями во главе с коломенским Конструкторским бюро машиностроения. Разработка и изготовление отдельных компонентов системы также возлагалась на НПП «Рубин» (г. Пенза), ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров), НИИ прикладной акустики (г. Дубна), Саратовский агрегатный завод, Государственный рязанский приборный завод и ФГУП «ГосНИИАС» (г. Москва). Совместными усилиями несколько предприятий сформировали облик всей системы, а затем реализовали его в виде опытных образцов.
В состав системы «Гибка-С» входят два основных компонента, обеспечивающие рост боевых возможностей существующих ПЗРК. Это боевая машина отделения зенитчиков (БМО), а также машина разведки и управления командира зенитного взвода (МРУК). Обе машины комплекса предлагается строить на базе существующих защищенных транспортных средств с требуемыми характеристиками подвижности. Так, уже существующий прототип системы «Гибка-С» базируется на броневиках «Тигр» отечественного производства. Благодаря этому расчет зенитного комплекса получает возможность перемещаться по шоссе или по пересеченной местности, сопровождать автоколонны и т.д.
Задачи слежения за воздушной обстановкой, поиска целей и выдачи целеуказания возлагаются на машину разведки и управления командира взвода. МРУК предлагается строить на базе существующего автомобильного шасси, такого как броневик «Тигр». В ходе модернизации по новому проекту базовая машина получает набор различного оборудования, необходимого для решения основных задач. Часть агрегатов при этом монтируется на крыше корпуса, а некоторые устройства размещаются внутри кабины. Благодаря подобной модернизации машина получает возможность выполнять все поставленные задачи, обеспечивая повышение эффективности работы зенитчиков.
Некоторые устройства, предназначенные для решения новых задач, устанавливаются на крыше базовой машины. В первую очередь, это опорно-поворотное устройство с антенной радиолокационной станции 1Л122 «Гармонь». Антенна помещается в передней части крыши и способна вести круговой обзор воздушного пространства. Позади опорно-поворотного устройства находятся другие элементы приборного оснащения, в том числе системы связи и т.д.
РЛС 1Л122 предназначается для обнаружения воздушных целей различных типов, их автоматического сопровождения и выдачи информаций по трассам различным потребителям. Характерной особенностью станции, положительным образом влияющей на параметры ее работы, является использование фазированной антенной решетки размером 1200х800 мм. Горизонтальный обзор обеспечивается механизмами поворота антенны, вертикальный – электронным сканированием. В зависимости от модификации, станция «Гармонь» способна обновлять данные о целях с темпом от 2 до 10 с, что обуславливается скоростью поворота антенной решетки.
Получая постоянный ток напряжением 22-30 В и потребляя до 800 Вт станция обеспечивает поиск целей на дальностях до 40 км и высотах не менее 10 км. Обеспечивается круговой обзор по азимуту и слежение за сектором в пределах углов места от -5° до +45°. Максимальная скорость воздушной цели – 700 м/с. Координаты цели определяются с точностью до 100 м по дальности, до 30’ по азимуту и до 1°30’ по углу места. Имеется возможность работы в условиях применения противником пассивных и активных помех определенной мощности.
В исходной комплектации, подразумевающей использование в качестве мобильной системы с возможностью переноски, РЛС типа 1Л122 комплектуется системой управления и контроля в виде защищенного компьютера-ноутбука и средств связи. В случае с МРУК системы «Гибка-С» подобная аппаратура стационарно монтируется внутри кабины бронеавтомобиля. Компьютер, обеспечивающий обработку данных и выдачу информации, устанавливается на рабочем месте оператора. Такая компоновка должна в значительной мере облегчать работу экипажа МРУК, а также повышать эффективность его работы.
Данные о найденных целях могут передаваться боевым машинам отделения, для чего МРУК имеет требуемые системы связи. Заявлена гарантированная дальность связи между БМО и МРУК не менее 8 км, обеспечиваемая при движении машин. На стоянке командирская машина может управлять другими средствами комплекса в радиусе 17 км.
Машина разведки и управления управляется экипажем, состоящим из трех человек. В кабине броневика размещаются водитель, командир и оператор-телефонист. Задачей последнего является эксплуатация радиоэлектронного оборудования с обеспечением поиска целей и выдачи целеуказания зенитчикам.
Задача атаки и уничтожения целей возлагается на боевую машину отделения. Как ясно из названия, эта машина перевозит отделение зенитчиков с вооружением, боекомплектом и необходимым имуществом. Подобно МРУК, все необходимое оборудование монтируется на существующем бронеавтомобиле, как внутри него, так и за пределами корпуса. Оснащение БМО, прежде всего, состоит из пусковой установки новой конструкции и систем управления всеми системами.
Прототип БМО «Гибка-С», представленный на недавней выставке «Армия-2016», был оснащен пусковой установкой для монтажа существующих ракетных систем. Основой этого устройства является платформа, устанавливаемая на верхнем люке корпуса и, вероятно, оснащаемая приводами горизонтальной наводки. В центре платформы имеется стойка, необходимая для размещения остальных агрегатов. В состав пусковой установки включена качающаяся в вертикальной плоскости платформа с креплениями для ПЗРК и некоторыми другими устройствами. При помощи дистанционно управляемых приводов оператор комплекса может осуществлять вертикальную и горизонтальную наводку, необходимую для правильной работы головок самонаведения ракет.
Боекомплект боевой машины отделения «Гибка-С» состоит из восьми ракет в транспортно-пусковых контейнерах. Четыре из них являются боекомплектом первой очереди и крепятся на пусковую установку. Еще четыре ракеты предлагается перевозить внутри базового бронеавтомобиля. После израсходования готового к применению боекомплекта экипаж должен самостоятельно снимать с пусковой установки пустые контейнеры и закреплять на их месте новые ТПК с ракетами, после чего БМО может вновь вести огонь по целям.
Экипаж БМО состоит из четырех человек. Это водитель, командир отделения и два стрелка-зенитчика. Экипаж располагает набором оборудования, необходимого для связи с командным пунктом или машиной разведки и управления, получения данных о целях, а также управления пусковой установкой и ракетами на ней. При этом, как утверждается, системы БМО имеют максимально возможную степень автоматизации, что снимает с экипажа необходимость выполнения некоторых задач во время боевой работы.
Методика боевого применения системы «Гибка-С» подразумевает одновременную работу машин разведки и управления командира и боевых машин отделения зенитчиков. Возможности подвижного командного пункта новой модели позволяют одновременно управлять шестью БМО или четырьмя отделениями зенитчиков, оснащенными комплектами средств автоматизации 9С935. Также обеспечена возможность взаимодействия с командными пунктами вышестоящего звена. При подобной работе задачей МРУК является получение данных от других командных пунктов, а также самостоятельное слежение за обстановкой в воздухе. В случае обнаружения целей и принятия решения об их уничтожении командир взвода отдает соответствующий приказ, а также пересылает боевым машинам или отделениям стрелков-зенитчиков данные целеуказания.
Размещение всех средств комплекса на автомобильных шасси обеспечивает достаточно высокую мобильность. Благодаря этому появляется возможность быстрой переброски зенитчиков в нужный район, защиты тех или иных стационарных объектов, а также сопровождения автоколонн. Кроме того, возможно применение системы «Гибка-С» в составе эшелонированной системы противовоздушной обороны, построенной с применением других комплексов с разными характеристиками.
Теперь опытная техника должна продемонстрировать свои возможности в условиях полигона, а также подтвердить расчетные характеристики. После успешного завершения испытаний можно ожидать появления контрактов на поставку такой техники. Покупателями машин комплекса «Гибка-С» могут быть отечественные и зарубежные вооруженные силы. Кто именно пожелает усилить свою ПВО новой российской разработкой – станет известно позже.
Источник: Военное обозрение