Согласно современных исторических документов,становится совершенно ясным,что примерно к 15 мая советскому военно-политическому руководству стало очевидным,что Германия готовится напасть на СССР.
Вот список http://www.alexanderyakovlev.org/db-docs/16
Из воспоминаний Г.К.Жукова известно,что он тогда предлагал,Сталину, нанести немцам превентивный, упреждающий удар.
24 мая 1941 г. в кабинете Сталина в Кремле состоялось совершенно секретное совещание военно-политического руководства, на котором, вероятно, и был решен вопрос о новом сроке завершения военных приготовлений. Что же говорилось на этом совещании, сокрыто в недрах генштаба.
Почему же наши не ударили первыми?Почему все время переносили сроки своего блицкрига?Конечно было множество препятствий для этого.
Я ,хочу предложить,здесь свою версию событий,одно препятствие из нескольких.
Без нефтепродуктов немыслимы армия и военно-морской флот. Действительно, движение техники и ее жизнь обеспечивают горючее и смазочные материалы. Иначе говоря, без горючего техника мертва. Общеизвестно, что самые совершенные по тем временам боевые машины на полях сражений Второй мировой войны, оказавшись без горючего или масел, уподоблялись груде металла.
Поэтому,причиной переноса сроков нападения на Германию,могли быть проблемы СССР связаные с отсутствием необходимых количеств ГСМ для ведения наступательных действий. С точки зрения транспортировки и складирования нефтепродуктов СССР тогда не был готов к войне, и это привело к тяжелым последствиям, особенно в начале войны. Не хватало средств транспортировки, технических средств ССГ (автоцистерны, топливозаправщики, маслозаправщики, бензоперекачивающие станции и др.), не было магистральных трубопроводов для подачи войскам горючего, не хватало емкостей (резервуары РГ-50, контейнеры КП-20), складов горючего и т.д.
Следует также отметить,что страна тогда испытывала острейшей дефицит горючего,после начала войны СССР с Финляндией США ввели торговое эмбарго на поставку в Советский Союз стратегических материалов. Запрет коснулся прежде всего ввоза высокооктанового авиационного бензина и горючего для танков и другой автотехники. Американское эмбарго сохранялось до нападения Германии на СССР.
Маршал А.И. Еременко, вспоминая операцию по "воссоединению" Западной Белоруссии (сентябрь 1939 г.), пишет: "Проверяя подготовку танков к дальнейшему походу, я обнаружил, что горючего остается мало, хватало только до Волковыска, если танки использовались только как средство передвижения. Но ведь они являются боевыми машинами, должны вести бой и в любую минуту быть готовы к движению. Служба тыла фронта медленно развертывала свою деятельность и не успела своевременно подвезти горючее к быстро ушедшим вперед частям.
Решено было из каждых трех машин одну оставить совершенно без горючего и передать двум остальным. Таким образом, две трети танков и бронемашин становились полностью боеспособными. Треть же машин оставалась на месте без горючего и должна была дождаться его подвоза, а затем двигаться вслед за передовыми частями. Само собой разумеется, что переливание горючего потребовало известного времени".
В декабре 1940 г. в Москве состоялось совещание высшего командного состава Красной Армии. Среди выступивших на этом совещании был и Еременко. Вот что он вспоминает в мемуарах: "Я коснулся также вопроса снабжения механизированных войск горючим и смазочными материалами, указав, что снабжение ГСМ - важнейшая проблема боевой деятельности механизированных и танковых войск.
Далее я сказал буквально следующее:
-"Здесь говорили о снабжении механизированных войск горючим по воздуху. Немцы тоже применяли такой способ. Были попытки применить его и у нас. Я помню, когда мы вышли в район Белостока, у нас оказались пустые баки и нас снабжали горючим по воздуху. Такое же положение создалось в корпусе тов. Петрова в районе Гродно. Ему сбрасывали горючее на парашютах. Из этого практического опыта я сделал вывод, что это не решение проблемы. Такой способ может применяться как исключение. Нам нужны "повозки" емкостью примерно 20 т бензина, следует подумать и о бензопроводах, которые можно было бы тянуть за частями на 180-200 км. Вот таким способом и следует планировать организацию снабжения горючим.
Я считаю, что над вопросами, которые затронуты мною, следует крепко подумать и решить их".
Итак,в июле 1940 г. ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР по предложению народного комиссара обороны приняли постановление "О плане накопления государственных резервов и мобилизационных запасов на 1940 год". Этим постановлением предусматривалось к маю 1941 г. накопить значительные мобилизационные запасы горючего, в том числе авиационных бензинов, автотракторного горючего, авиационного масла, автола, солидола и дизельного масла, что обеспечивало потребность войск приграничных и внутренних военных округов. Закрутилась громоздкая тыловая машина,и только к 1 июня 1941 г. в системе Народного комиссариата обороны было накоплено 96,8 процента установленных мобилизационных запасов горючего. Почти половина их размещалась на базах Главнефтесбыта в глубине территории страны.
Как утверждают военные специалисты, такое размещение мобилизационных запасов не в полной мере отвечало требованиям военного времени. Поэтому Советское правительство по предложению Генерального штаба в июне 1941 г. утвердило план перемещения еще более 100 тыс. т горючего из внутренних районов страны на базы Главнефтесбыта в западные приграничные военные округа, а также замены 33 тыс. т горючего мобилизационного запаса, хранящегося на нефтебазах Главнефтесбыта в глубинных районах, запасами государственного резерва, расположенного на территории приграничных военных округов.
Таким образом,в предвоенные годы, особенно в 1940 г. и в первой половине 1941-го, были накоплены большие запасы горючего в системе НКО. Они были вполне достаточны для обеспечения Советской Армии на длительный период войны. Однако большие проблемы возникли при доставке горючего к месту военных действий.
В своих показаниях растрелянный позже,командарм Павлов сделал поразительные признания:
Павлов (продолжая показания об обстановке на 23 июня): "Штабом фронта на 23 июня была получена телеграмма Болдина, адресованная одновременно и в 10-ю армию, о том, что 6-й мехкорпус имеет только одну четверть заправки горючим. Учитывая необходимость в горючем, ОСГ (отдел снабжения горючим) еще в первый день боя отправил в Барановичи для 3-го мехкорпуса все наличие горючего в округе, 300 тонн. Остальное горючее для округа по плану генштаба находилось в Майкопе. Дальше Баранович горючее продвинуться не смогло из-за беспрерывной порчи авиацией противника железнодорожного полотна и станций".
Как видно из рисунка, службы снабжения в западных приграничных военных округах были мало приспособлены для принятия большого количества горючего. Техническая вооруженность служб снабжения страдала хронической нехваткой основных средств хранения, наливного транспорта, перекачивающих агрегатов. На 22 июня 1941 г. обеспеченность службы снабжения техническими средствами была на уровне 18-40%. Несмотря на требования военного времени, заполнить эту брешь поставками с центрального склада и заводов не было возможности. На графике 7в видно, что центральные склады были почти пусты. Очевидно,что по состоянию на 15 мая ,еще до начала массового перемещения горючего на Запад,положение было еще более плачевным,следовательно ни о каком начале превентивных наступательных действий,не могло быть и речи.
К началу же войны запасы жидких видов топлива составляли 25-29 процентов годовой потребности ВМФ (на 91-111 дней ведения боевых действий), угля - 44 процента, продовольствия - примерно на 60-75 суток.
Генерал армии С.К.Куркоткин отмечает, что в начале июня "советское правительство по предложению Генерального штаба утвердило план перемещения 100 тысяч тонн горючего из внутренних районов страны". По всей видимости, кроме этого решения были и другие подобные: "на железнодорожных узлах и даже перегонных скопилось около 8500 железнодорожных цистерн с горючим". Если бы использовались только самые маленькие 20-тонные цистерны, то и тогда речь идет не о 100 тысячах тонн, а о гораздо большем количестве. Но основной цистерной в 1940 году была не 20-ти, а 62-тонная. Но 8500 цистерн, это только то, что стояло на станциях в ожидании разгрузки в начальные дни войны. Надо принять во внимание и то, что уже было уничтожено авиацией противника на железнодорожных станциях в первые минуты и часы войны. Генерал-полковник И.В.Болдин (в то время генерал-лейтенант, заместитель командующего Западным фронтом) сообщает, что 10-я армия (самая мощная на Западном фронте) имела достаточные запасы топлива на складах и в железнодорожных цистернах и в первые минуты и часы войны всего этого лишилась.
Получается,что накануне войны вся масса цистерн только шла к границам вместе с войсками, техникой, вооружением, боеприпасами... и подверглась жестоким бомбардировкам "Люфтваффе
Военная доктрина Красной армии о немедленном переносе военных действий на территорию агрессора сыграла роковую роль в начале войны. Значительное количество горючего, находящееся непосредственно на границе, и особенно, не маскированное, было сожжено или захвачено немцами. Не было организовано и боевое охранение важных железнодорожных магистралей, ввиду чего нефтяные цистерны становились легкой добычей самолетов немцев. Не были проложены стратегически важные трубопроводы, что привело к дополнительным трудностям при транспортировке нефти.
Окружение и пленение частей Красной Армии в начале войны произошло в том числе и из-за нехватки горючего. В своих мемуарах немецкие генералы отмечали, что в первые месяцы войны на дорогах было брошено огромное количество неповрежденной военной техники из-за отсутствия горючего.
Известен случай, когда для того, чтобы как-то сковать силы противника, Жуков бросил в бой 5 механизированных корпусов - резерв главного командования. Это все танки Юго-Западного фронта в контрнаступление. Развернулось величайшее приграничное танковое сражение. С обеих сторон в нем участвовало более 2000 танков. Жуков знал, что большинство танков имеет одну заправку горючего и они обречены на гибель. Но он умышленно пошел на этот шаг, чтобы нанести удар и хотя бы временно остановить наступление немцев.
Этот план полностью удался: противник понес ощутимые потери и был остановлен на 6 дней до 28 июня, но и Жуков потерял и бросил оставшиеся после сражений танки из-за отсутствия горючего.
Но если бы танкисты имели достаточное количество горючего, то безусловно фашисты были бы остановлены на куда больший срок, чем 6 дней.
Данный пример,показывает ,что ожидало советские войска,начни они нападение,скажем 12 июня 1941 года.
Вот список http://www.alexanderyakovlev.org/db-docs/16
Из воспоминаний Г.К.Жукова известно,что он тогда предлагал,Сталину, нанести немцам превентивный, упреждающий удар.
24 мая 1941 г. в кабинете Сталина в Кремле состоялось совершенно секретное совещание военно-политического руководства, на котором, вероятно, и был решен вопрос о новом сроке завершения военных приготовлений. Что же говорилось на этом совещании, сокрыто в недрах генштаба.
Почему же наши не ударили первыми?Почему все время переносили сроки своего блицкрига?Конечно было множество препятствий для этого.
Я ,хочу предложить,здесь свою версию событий,одно препятствие из нескольких.
Без нефтепродуктов немыслимы армия и военно-морской флот. Действительно, движение техники и ее жизнь обеспечивают горючее и смазочные материалы. Иначе говоря, без горючего техника мертва. Общеизвестно, что самые совершенные по тем временам боевые машины на полях сражений Второй мировой войны, оказавшись без горючего или масел, уподоблялись груде металла.
Поэтому,причиной переноса сроков нападения на Германию,могли быть проблемы СССР связаные с отсутствием необходимых количеств ГСМ для ведения наступательных действий. С точки зрения транспортировки и складирования нефтепродуктов СССР тогда не был готов к войне, и это привело к тяжелым последствиям, особенно в начале войны. Не хватало средств транспортировки, технических средств ССГ (автоцистерны, топливозаправщики, маслозаправщики, бензоперекачивающие станции и др.), не было магистральных трубопроводов для подачи войскам горючего, не хватало емкостей (резервуары РГ-50, контейнеры КП-20), складов горючего и т.д.
Следует также отметить,что страна тогда испытывала острейшей дефицит горючего,после начала войны СССР с Финляндией США ввели торговое эмбарго на поставку в Советский Союз стратегических материалов. Запрет коснулся прежде всего ввоза высокооктанового авиационного бензина и горючего для танков и другой автотехники. Американское эмбарго сохранялось до нападения Германии на СССР.
Маршал А.И. Еременко, вспоминая операцию по "воссоединению" Западной Белоруссии (сентябрь 1939 г.), пишет: "Проверяя подготовку танков к дальнейшему походу, я обнаружил, что горючего остается мало, хватало только до Волковыска, если танки использовались только как средство передвижения. Но ведь они являются боевыми машинами, должны вести бой и в любую минуту быть готовы к движению. Служба тыла фронта медленно развертывала свою деятельность и не успела своевременно подвезти горючее к быстро ушедшим вперед частям.
Решено было из каждых трех машин одну оставить совершенно без горючего и передать двум остальным. Таким образом, две трети танков и бронемашин становились полностью боеспособными. Треть же машин оставалась на месте без горючего и должна была дождаться его подвоза, а затем двигаться вслед за передовыми частями. Само собой разумеется, что переливание горючего потребовало известного времени".
В декабре 1940 г. в Москве состоялось совещание высшего командного состава Красной Армии. Среди выступивших на этом совещании был и Еременко. Вот что он вспоминает в мемуарах: "Я коснулся также вопроса снабжения механизированных войск горючим и смазочными материалами, указав, что снабжение ГСМ - важнейшая проблема боевой деятельности механизированных и танковых войск.
Далее я сказал буквально следующее:
-"Здесь говорили о снабжении механизированных войск горючим по воздуху. Немцы тоже применяли такой способ. Были попытки применить его и у нас. Я помню, когда мы вышли в район Белостока, у нас оказались пустые баки и нас снабжали горючим по воздуху. Такое же положение создалось в корпусе тов. Петрова в районе Гродно. Ему сбрасывали горючее на парашютах. Из этого практического опыта я сделал вывод, что это не решение проблемы. Такой способ может применяться как исключение. Нам нужны "повозки" емкостью примерно 20 т бензина, следует подумать и о бензопроводах, которые можно было бы тянуть за частями на 180-200 км. Вот таким способом и следует планировать организацию снабжения горючим.
Я считаю, что над вопросами, которые затронуты мною, следует крепко подумать и решить их".
Итак,в июле 1940 г. ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР по предложению народного комиссара обороны приняли постановление "О плане накопления государственных резервов и мобилизационных запасов на 1940 год". Этим постановлением предусматривалось к маю 1941 г. накопить значительные мобилизационные запасы горючего, в том числе авиационных бензинов, автотракторного горючего, авиационного масла, автола, солидола и дизельного масла, что обеспечивало потребность войск приграничных и внутренних военных округов. Закрутилась громоздкая тыловая машина,и только к 1 июня 1941 г. в системе Народного комиссариата обороны было накоплено 96,8 процента установленных мобилизационных запасов горючего. Почти половина их размещалась на базах Главнефтесбыта в глубине территории страны.
Как утверждают военные специалисты, такое размещение мобилизационных запасов не в полной мере отвечало требованиям военного времени. Поэтому Советское правительство по предложению Генерального штаба в июне 1941 г. утвердило план перемещения еще более 100 тыс. т горючего из внутренних районов страны на базы Главнефтесбыта в западные приграничные военные округа, а также замены 33 тыс. т горючего мобилизационного запаса, хранящегося на нефтебазах Главнефтесбыта в глубинных районах, запасами государственного резерва, расположенного на территории приграничных военных округов.
Таким образом,в предвоенные годы, особенно в 1940 г. и в первой половине 1941-го, были накоплены большие запасы горючего в системе НКО. Они были вполне достаточны для обеспечения Советской Армии на длительный период войны. Однако большие проблемы возникли при доставке горючего к месту военных действий.
В своих показаниях растрелянный позже,командарм Павлов сделал поразительные признания:
Павлов (продолжая показания об обстановке на 23 июня): "Штабом фронта на 23 июня была получена телеграмма Болдина, адресованная одновременно и в 10-ю армию, о том, что 6-й мехкорпус имеет только одну четверть заправки горючим. Учитывая необходимость в горючем, ОСГ (отдел снабжения горючим) еще в первый день боя отправил в Барановичи для 3-го мехкорпуса все наличие горючего в округе, 300 тонн. Остальное горючее для округа по плану генштаба находилось в Майкопе. Дальше Баранович горючее продвинуться не смогло из-за беспрерывной порчи авиацией противника железнодорожного полотна и станций".
Как видно из рисунка, службы снабжения в западных приграничных военных округах были мало приспособлены для принятия большого количества горючего. Техническая вооруженность служб снабжения страдала хронической нехваткой основных средств хранения, наливного транспорта, перекачивающих агрегатов. На 22 июня 1941 г. обеспеченность службы снабжения техническими средствами была на уровне 18-40%. Несмотря на требования военного времени, заполнить эту брешь поставками с центрального склада и заводов не было возможности. На графике 7в видно, что центральные склады были почти пусты. Очевидно,что по состоянию на 15 мая ,еще до начала массового перемещения горючего на Запад,положение было еще более плачевным,следовательно ни о каком начале превентивных наступательных действий,не могло быть и речи.
К началу же войны запасы жидких видов топлива составляли 25-29 процентов годовой потребности ВМФ (на 91-111 дней ведения боевых действий), угля - 44 процента, продовольствия - примерно на 60-75 суток.
Генерал армии С.К.Куркоткин отмечает, что в начале июня "советское правительство по предложению Генерального штаба утвердило план перемещения 100 тысяч тонн горючего из внутренних районов страны". По всей видимости, кроме этого решения были и другие подобные: "на железнодорожных узлах и даже перегонных скопилось около 8500 железнодорожных цистерн с горючим". Если бы использовались только самые маленькие 20-тонные цистерны, то и тогда речь идет не о 100 тысячах тонн, а о гораздо большем количестве. Но основной цистерной в 1940 году была не 20-ти, а 62-тонная. Но 8500 цистерн, это только то, что стояло на станциях в ожидании разгрузки в начальные дни войны. Надо принять во внимание и то, что уже было уничтожено авиацией противника на железнодорожных станциях в первые минуты и часы войны. Генерал-полковник И.В.Болдин (в то время генерал-лейтенант, заместитель командующего Западным фронтом) сообщает, что 10-я армия (самая мощная на Западном фронте) имела достаточные запасы топлива на складах и в железнодорожных цистернах и в первые минуты и часы войны всего этого лишилась.
Получается,что накануне войны вся масса цистерн только шла к границам вместе с войсками, техникой, вооружением, боеприпасами... и подверглась жестоким бомбардировкам "Люфтваффе
Военная доктрина Красной армии о немедленном переносе военных действий на территорию агрессора сыграла роковую роль в начале войны. Значительное количество горючего, находящееся непосредственно на границе, и особенно, не маскированное, было сожжено или захвачено немцами. Не было организовано и боевое охранение важных железнодорожных магистралей, ввиду чего нефтяные цистерны становились легкой добычей самолетов немцев. Не были проложены стратегически важные трубопроводы, что привело к дополнительным трудностям при транспортировке нефти.
Окружение и пленение частей Красной Армии в начале войны произошло в том числе и из-за нехватки горючего. В своих мемуарах немецкие генералы отмечали, что в первые месяцы войны на дорогах было брошено огромное количество неповрежденной военной техники из-за отсутствия горючего.
Известен случай, когда для того, чтобы как-то сковать силы противника, Жуков бросил в бой 5 механизированных корпусов - резерв главного командования. Это все танки Юго-Западного фронта в контрнаступление. Развернулось величайшее приграничное танковое сражение. С обеих сторон в нем участвовало более 2000 танков. Жуков знал, что большинство танков имеет одну заправку горючего и они обречены на гибель. Но он умышленно пошел на этот шаг, чтобы нанести удар и хотя бы временно остановить наступление немцев.
Этот план полностью удался: противник понес ощутимые потери и был остановлен на 6 дней до 28 июня, но и Жуков потерял и бросил оставшиеся после сражений танки из-за отсутствия горючего.
Но если бы танкисты имели достаточное количество горючего, то безусловно фашисты были бы остановлены на куда больший срок, чем 6 дней.
Данный пример,показывает ,что ожидало советские войска,начни они нападение,скажем 12 июня 1941 года.