А-12. Штурмовик из прошлого
Самый большой распил Пентагона: проект A-12 Avenger.
Во время создания палубного штурмовика A-12 Avenger отсутствие серьёзного аудита и контроля превратило этот проект в машину по распиливанию денег, которая и не снилась российским чиновникам. Лайф рассказывает, как это было.
Поиск нелёгких путей
В конце семидесятых годов прошлого века военно-морской флот США решил заняться обновлением парка палубных штурмовиков Grumman A-6 Intruder, стоящих на вооружении с 1963 года. Строго говоря, "Интрудер" не был классическим штурмовиком, скорее это был палубный бомбардировщик, который мог нести значительную бомбовую нагрузку, имел большую дальность полёта и оборудование для точного бомбометания.
Вот ВМС США и захотело себе на замену такой же "ненастоящий" штурмовик, больше похожий на бомбардировщик. Чтобы недорогой, современный и обязательно выполненный с модной технологией "стелс". Радиус действия большой, самолёт ударный для поражения объектов противника в глубоком тылу. Сверхзвук не требовался, что хоть в чём-то упрощало задачу. Для того, чтобы точно определиться и не продешевить, стартовала программа по созданию "Продвинутого тактического самолёта" Advanced Tactical Aircraft (ATA).
Стоимость разработки такого чуда техники была оценена в немалые по тем временам 4,38 миллиарда долларов, ну и ещё 500 миллионов долларов, если вдруг тех не хватит. Всё, что сверху, уже на 40 процентов должно было финансироваться компаниями разработчиками, чтобы бюджет искусственно не раздували. Предполагалось, что за эти деньги флот увидит восемь опытных и четыре предсерийных экземпляра штурмовика.
Всего же планировалось приобрести 620 самолётов для палубной авиации. Ещё 240 штук планировал прикупить Корпус морской пехоты. Даже ВВС, оценив параметры создаваемого самолёта, согласились приобрести ещё 400 машин. Планировалось, что стоимость одного штурмовика не превысит 100 миллионов долларов.
Для работы над программой были выбраны General Dynamics и McDonnell Douglas, и в 1988 году работа по созданию A-12 Avenger, названного в честь палубного торпедоносца времён Второй мировой войны Grumman Avenger, закипела.
Треугольное чудо
Внешность этого самолёта не спутать ни с каким другим. А-12 получился просто равнобедренным треугольником. Всё лишнее было убрано, вертикальное хвостовое оперение отсутствовало совсем, сопла прятались в специальные ниши и экранировались, а в отделке фюзеляжа планировалось использовать максимум композиционных материалов.
Всё вооружение по плану находилось во внутренних отсеках. Основным оружием самолёта должны были стать две ракеты класса "воздух — воздух" AMRAAM AIM-120, две — класса "воздух — земля" AGM-88 HARM, а также целый комплекс неуправляемых ракет и корректируемых бомб. Всего А-12 должен был брать на борт до 2300 килограммов смертоносного груза.
Разгонять "мстителя" до дозвуковой скорости в 930 километров в час должны были два реактивных двигателя F412-GE-D5F2 со специальной форсажной камерой. Предполагалось, что топлива хватит на 1500 километров полёта, что сделает новинку прекрасным невидимым борцом американского флота.
С электроникой у новинки тоже всё было в порядке. Радар с фазированной решёткой Westinghouse AN/APQ-183 и продвинутым комплексом радиоэлектронного оборудования позволял использовать А-12 и как самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), и как самолёт радиоэлектронной борьбы. Предполагалось, что штурмовик будет иметь в два раза лучшие показатели надёжности, чем существующие самолёты, и требовать в два раза меньше человеко-часов на обслуживание.
Отворяй ворота
С изготовлением деревянной модели будущего штурмовика у производителей проблем не возникло — получилось просто загляденье. А вот дальше трудности пошли сплошной чередой. Выяснилось, что разрекламированные композиционные материалы, которые предлагалось использовать для создания фюзеляжа, просто не смогут противостоять перегрузкам, возникающим при взлёте и посадке. Конструкцию пересчитали, а все пластиковые узлы поменяли на металлические.
Это принесло за собой другую проблему, стрелка весов под самолётом резко прыгнула вправо и показала более 30 тонн. Адмиралы проявили беспокойство, а сможет ли такая штуковина взлетать и садиться на авианосец. Однажды, в порядке эксперимента, на авианосец сажали даже C-130 Hercules весом более 35 тонн. Те, у кого в порядке с нервами, могут даже посмотреть на это зрелище. Однако делать так постоянно было просто нереально.
Создавать композитные детали сложной формы оказалось занятием гораздо более трудоёмким, чем представлялось вначале. Кроме того, сказывалось отсутствие опыта. Покрытие, которое предполагалось использовать для радиопоглощения, оказалось слишком нежным для работы в суровых морских условиях.
Таким образом, спустя два года в активе проекта так и оставалась деревянная модель будущего штурмовика. Больше было похвастаться решительно нечем.
Пока корабль плывёт
Однако всё это время деньги исправно выделялись, сотрудники получали зарплату и премии, руководство пребывало в блаженных мечтах о будущей славе. В апреле 1990 года министр обороны США Дик Чейни инициировал масштабную проверку текущих авиационных программ, которая и вскрыла всю глубину проблем по проекту A-12.
К этому времени ВВС уже отказались от закупки будущего штурмовика ввиду неопределённости сроков, перерасход достиг двух миллиардов долларов, а срок первого полёта оказался перенесённым с 1990 на 1998 год. Практически сразу было инициировано служебное расследование, которое показало, что параллельно с проектом, летящим в тартарары, существует команда разработчиков, которая вполне себя неплохо чувствует.
Все сотрудники были расслаблены, а руководство регулярно слало наверх отчёты, из которых следовало, что работы идут по плану и не сегодня завтра первый А-12 оторвётся от земли. Менеджмент вместо того, чтобы бить тревогу, высунув язык от усердия, правил графики и подтасовывал данные.
Стало понятно, что разработка А-12 Avenger больше всего похожа на ремонт, который, как известно, проще прекратить, чем доделать.
Антикризисный подорожник
Руководство военно-морского флота попыталось переломить ситуацию. И когда путём опросов и запугиваний они так и не смогли узнать дату создания первого прототипа, адмиралы самовольно установили дедлайн на начало 1992 года. В ответ на это McDonnell Douglas и General Dynamics объявили о том, что создание самолёта на таких условиях просто невозможно, и потребовали реструктуризировать контракт.
ВМС США заявил, что контракт будет расторгнут, так как созданная деревянная модель совсем не похожа на то, что они хотели бы увидеть. На что представители компаний-разработчиков сказали, что создание самолёта в такие сроки просто не предоставлялось возможным. Кроме того, они сказали, что виновато в этом руководство флота, так как не смогло обеспечить им доступ к стелс-технологиям от параллельного проекта F-117.
Последовавший за этим разбор полётов ни к чему не привёл, и 5 января 1991 года контракт был расторгнут. Выяснилось, что подрядчикам уже успели перечислить более трёх миллиардов долларов. Флот попросил вернуть 1,35 миллиарда, но McDonnell Douglas вежливо отказал. Флот подал в суд, и то же самое сделали подрядчики, подав встречный иск на "незаконный разрыв контракта".
Неутешительные выводы
Тяжба в итоге длилась почти двадцать три года, и лишь в 2014 году Boeing, уже успевшая поглотить и McDonnell Douglas, и General Dynamics, выплатила флоту 200 миллионов долларов за каждого из подрядчиков.
Нельзя сказать, что по контракту не было сделано совсем ничего. Двигатель F412-GE-D5F2 был практически готов и впоследствии лёг в основу других разработок. Фазированная антенна тоже была практически готова, и эти наработки не прошли впустую. McDonnell Douglas не смог оправиться от последствий невыполнения этого контракта и был поглощён Boeing.
Деревянный макет А-12 Avenger был рассекречен и показан широкой публике только в 1996 году. Сейчас он является экспонатом в американском музее авиации в Fort Worth. Незаконченный первый прототип остался пылиться на складах флота.
http://alex-leshy.livejournal.com/920299.html