Наведение перехватчика в автоматизированном режиме

Ринат

Военный лётчик
Сообщения
8.076
Адрес
Санкт-Петербург
Увы!
На тех, что я летал Ту-16, РСДН не было.
Только РСБН.
Там выводились азимут и дальность.
При определенном навыке, в уме, это почти легко "интерполировалось" в представление о месте самолета в пространстве. То есть приблизительно летчик всегда представлял местонахождение самолета. Если нужно было узнать точное место, летчик спрашивал у штурмана, или брал линейку с транспортиром, и прикидывал.
А Штурманы конечно вели точное счисление. Система сама по себе вполне точная и достаточная на дальностях до 600 км, если мне не изменяет память.

Для определения местоположения там, где РСБН и АРК не доставали, и где сильно сказывались "северное сияние и пр. северные и береговые штучки" сильно влияющие на точность показаний навигационных систем, от которых радионавигационные средства работали не устойчиво, мы пользовались "Веером".
По системе дальней связи. Радист настраивался на определенную частоту. И экипаж считал количество слышимых точек и тире. И на карте определялось место самолета с точностью примерно 20-70 км. Для Заполярья этого было вполне достаточно.
К тому же Штурманы постоянно "натаскивались" на счисление положения самолета по курсу скорости и времени. И им этого вполне хватало.
За свою службу я пользовался "Веером" пару раз и только из любопытства.
Хотя "блудёжек" избежать мне, наверное как и большинству летчиков не удалось.
 

syomindm

Активный участник
Сообщения
54
Адрес
Петрозаводск
Ринат:

В смысле радист настраивал два АРК на дальнюю связь и по пеленгу двух радиостанций определялось место?


А можете поподробнее рассказать о своих "блудёжках"? Очень интересно.
 

Ринат

Военный лётчик
Сообщения
8.076
Адрес
Санкт-Петербург
syomindm написал(а):
В смысле радист настраивал два АРК на дальнюю связь и по пеленгу двух радиостанций определялось место?

Не так.
Радист настраивал свой приемник, на прослушивание которого мог так же подключится любой член экипажа. А там прослушивалась серия из точек и тире от двух разных маяков.
На карте имелись два взаимно пересекающихся "азимутальных веера" от маяков, из двух разных мест на территории СССР.
Из одной точки веер тире, из другой точек.
Получалось каждой точке на карте соответствовал свой набор из тире и точек.
При очень длительных полетах в высоких широтах она вполне помогала уточняться, или определяться с местом самолета. При нескольких повторных "местоопределениях" точность достигала 20 км. Где нибудь вблизи полюса этого было вполне достаточно, т.к. ориентиров там никаких нет.
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
Ринат, у меня не в тему к Вам вопрос, но интересно очень ))

Не подскажете, почему у штурмана-оператора на Ту-22М почему три индикатора РЛС (блоки ПН2-8 и ПН2-9)? На старом Ту-22 вроде одного хватало... :think:

Второй свой вопрос уже в ветке общих вопросов на форуме писал, но никто не ответил. Не знаете, что за круглый индикатор на Ту-95МС справа от места командира, прямо под СПО и блоком сигнализаторов?
 

Ринат

Военный лётчик
Сообщения
8.076
Адрес
Санкт-Петербург
Могу ошибаться. На Ту-95 не летал.
Но скорее всего это индикатор РЛС для выполнения группового полета. Дальность действия примерно 25-15 км. Показывает самолеты, идущие впереди, или при переключении - круговую развертку, самолеты вокруг.
Про Ту-22 могу тоже, только предположить.
1. Телевизионный прицел кормовой пушки;
2. Радиолокационный прицел кормовой пушки;
3. Индикатор РЛС основной: навигации и применения основного оружия - КР, бомбы.

Вечером мне позвонят друзья, штурман и летчик с Бэкфайров. Если не забуду, уточнюсь.
Но думаю, что на вопросы я ответил правильно.
 

syomindm

Активный участник
Сообщения
54
Адрес
Петрозаводск
Ринат:

Что-то не пойму. А как так получается то, что каждой точке на карте соответствует своя последовательность точек и тире?
 

Ринат

Военный лётчик
Сообщения
8.076
Адрес
Санкт-Петербург
Ну в общем примитивно это могу описать так.
Где они стоят, не скажу, возможно они и сейчас действуют.
При отключении или уничтожении GPS и глонасс (Пишу с маленькой буквы не по ошибке, а потому. что был разворован верными путинцами, на эти деньги нужно и можно было создать реальную фантастику ГЛОНАСС. GPS был бы отстоем. Сам Глонасс в этом не виноват. Виноваты воры - путинцы) эту систему можно легко использовать - не убиваемая.
Маяк из определенного места выдает в эфир веером по градусам - на первый градус точку, на второй две точки, на следующий три и т.д.
Из другого места другой маяк таким же образом маяк выдает тире.
Эти вееры нанесены на карту, они взаимно пересекаются, наложены один на другой.
Вы, находясь в каком то месте, настраиваетесь на маяки, и слушаете. И в этом месте Вы услышите только определенное количество точек или тире, которые излучают маяки в это место. Смотрите на эти вееры на карте, и определяете в какой точке находитесь.
На самом деле это выглядит несколько сложнее, но тогда объяснять придется уж очень долго.
Уф-ф!
Лучше объяснить не смогу, извиняйте. :-D
 

syomindm

Активный участник
Сообщения
54
Адрес
Петрозаводск
Ринат:

Большое спасибо за ответ!

А эту систему только ДА могла использовать?
Я так понял с Ваших слов, что ей практически никто не пользовался.
В настоящее время я так понял не используется.
 

Ринат

Военный лётчик
Сообщения
8.076
Адрес
Санкт-Петербург
syomindm написал(а):
А эту систему только ДА могла использовать?
Да.
На прослушивание точек и тире нужно время. Истребители и штурмовики им не располагают.
Сейчас куда удобнее Глонасс и GPS, сейчас они есть почти у всех, да и подзабыли про нее.
 

syomindm

Активный участник
Сообщения
54
Адрес
Петрозаводск
Ринат:

Мне вот интересно, как вообще выглядит антенна? Наверно сложная конструкция?
Если направленное излучение по градусам. Или станция не на 360 градусов излучает?
Я так понял это средневолновый диапазон?

Есть ли фото этих антенн?

Эта система так и называется "Веер", или это жаргонное название, а сама называется по-другому?
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
Ринат,
спасибо большое :good: Про Ту-95 наверняка не ошиблись. Я сначала предполагал, что этот индикатор для поиска топливозаправщиков использовался.

Про индикаторы Ту-22 не знаю. Там же прицел пушки у оператора слева по борту? А справа по борту у штурмана еще три экрана
 

Ринат

Военный лётчик
Сообщения
8.076
Адрес
Санкт-Петербург
Assaulter написал(а):
почему три индикатора РЛС (блоки ПН2-8 и ПН2-9)

Уточнился у друзей.
Это сигнальные лампочки-индикаторы.
ПН2-8 захват цели на автосопровождение РЛС самолета
ПН2-9 захват цели на автосопровождение головкой самонаведения ракеты.

По их словам в интернете если поискать, есть вся инфа по Ту двадцать вторым.
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
syomindm

Тут статью интересную нашел - "Радио в авиации" называется

http://www.cpilot.info/pilotu/assen-dzhordanov-vashi-kryilya/radio-v-aviatsii/

Кажется, там есть немножко в общих чертах про то, что с Ринатом обсуждали

Добавлено спустя 1 минуту 57 секунд:

Ринат
Спасибо!

Вопросы исчерпаны ))
 

Anduriel

Активный участник
Сообщения
1.695
Адрес
Украина
syomindm написал(а):
Ринат:

Мне вот интересно, как вообще выглядит антенна? Наверно сложная конструкция?
Если направленное излучение по градусам. Или станция не на 360 градусов излучает?
Я так понял это средневолновый диапазон?

Есть ли фото этих антенн?

Эта система так и называется "Веер", или это жаргонное название, а сама называется по-другому?
http://www.geocaching.su/photos/areas/24469.jpg
http://files.radioscanner.ru/uploader/2004/karel200.jpg

http://wikimapia.org/#lat=45.4033034&lo ... 16&l=0&m=b
 
Сверху