Сокол
Активный участник
- Сообщения
- 101
- Адрес
- Россия, Подмосковье
Статья написана на основе материалов из книги М.В.Никольского, В.Е.Ильина
"Иллюстрированный справочник. Колёсная бронетехника" и сайта stef124.tripod.com.
"Прага" Югославской Народной Армии. Фото с сайта stef124.tripod.com
ЗСУ M53/59 "Прага" была разработана в соответствии с требованиями чехословацкой армии в конце 50-х годов. Бронекорпус этой ЗСУ установлен на изменённую ходовую часть чехословацкого грузовика V-3S "Прага". Двигатель - шестицилиндровый дизель водушного охлаждения Татра T 912-2 мощностью 110 л. с. находился в передней части ЗСУ. Его капот, как и кабина экипажа, изготовлялся из алюминиевых бронелистов с добавлением титана, толщина которых в лобовой части достигала 10 мм. Экипаж из трёх человек размещался в кабине, в лобовом бронелисте которой есть два прикрываемых бронещитками окна.
Вооружение ЗСУ находится в задней части, на горизонтальной платформе и состоит из открыто установленой вращающейся установки M53 с двумя 30-мм атоматическими орудиями, дальность стрельбы которых составляет 3000 м. В боекомплект входят несколько типов снарядов, возимый боезапас 600-800 снарядов. Над стволами зенитной установки находится по вертикальному магазину рожкового типа на 50 снарядов. Обстрел по азимуту - круговой, а в вертикальной плоскости - от -10 град. до +85 град. Время перевода из походного в боевое положение равняется одной минуте. Предусмотрена возможность быстрого демонтажа зенитной установки с помощью смонтированных на платформе двух убирающихся рамп. Предполагалось, что ЗСУ сможет уничтожать воздушные цели, летящие со скоростью до 350 м/с и на высотах до 3500 м, а воздушный десант и наземные цели она сможет поражать на дальностях до 2000 м.
Из недостатков этой ЗСУ стоит отметить отсутствие системы обнаружения, и то, что прицеливание было только визуальное.
"Прага" ЮНА. Фото с сайта stef124.tripod.com
На вооружение Югославской Народной Армии поступила в 1969 году, тогда же началось её производство силами югославской промышленности. К началу 1980-х годов ЮНА получила 789 ЗСУ. "Праги" придавались смешанным артиллерийско-ракетным дивизионам ПВО сухопутных бригад югославской армии. В каждый такой дивизион помимо прочего вооружения поступало 12 M53/59. "Праги" периодически проходили модернизацию, существовало и несколько проектов, предполагавших значительное усиление этих ЗСУ путём установки новых моторов, новых прицелов и т.д. Но распад Югославии заставил военных отказаться от подобных планов.
В войнах на просторах бывшей Югославии "Праги" применялись в Хорватии, Боснии и Герцеговине и Косово. В первых двух войнах они, в основном, поддерживали действия пехотных подразделений. В обороне дейстовали из импровизированных укрытий, иногда ЗСУ прикрывали стальными решётками с целью защитить от противотанковых ракет. На многие ЗСУ добавлялись 12,7-мм пулемёты. Особенностью "Праг" был звук выстрелов, производивший сильный психологический эффект.
M53/59 Войска Республики Сербской. Фото с сайта stef124.tripod.com
Своё основное назначение M53/59 опрадала только один раз - 24 июня 1992 года в Посавине был сбит хорватский МиГ-21. Редкое появление воздушных целей крайне отрицательно сказалось на подготовке экипажей, у которых к моменту натовских бомбардировок Республики Сербской в 1995 году оказалось попросту мало навыков борьбы с авиацией.
"Прага" ВРС в Сараево. Фото из ЖЖ-сообщества ratovi1991_2001
В 1999 году югославскими "Прагами" было сбито 3 беспилотных летательных аппарата и 12 крылатых ракет НАТО. Но ко времени агрессии против СРЮ эта ЗСУ уже морально устарела.
ЗСУ "Прага" 3-й пехотной бригады сербской армии. Фото с сайта vs.rs
"Иллюстрированный справочник. Колёсная бронетехника" и сайта stef124.tripod.com.
"Прага" Югославской Народной Армии. Фото с сайта stef124.tripod.com
ЗСУ M53/59 "Прага" была разработана в соответствии с требованиями чехословацкой армии в конце 50-х годов. Бронекорпус этой ЗСУ установлен на изменённую ходовую часть чехословацкого грузовика V-3S "Прага". Двигатель - шестицилиндровый дизель водушного охлаждения Татра T 912-2 мощностью 110 л. с. находился в передней части ЗСУ. Его капот, как и кабина экипажа, изготовлялся из алюминиевых бронелистов с добавлением титана, толщина которых в лобовой части достигала 10 мм. Экипаж из трёх человек размещался в кабине, в лобовом бронелисте которой есть два прикрываемых бронещитками окна.
Вооружение ЗСУ находится в задней части, на горизонтальной платформе и состоит из открыто установленой вращающейся установки M53 с двумя 30-мм атоматическими орудиями, дальность стрельбы которых составляет 3000 м. В боекомплект входят несколько типов снарядов, возимый боезапас 600-800 снарядов. Над стволами зенитной установки находится по вертикальному магазину рожкового типа на 50 снарядов. Обстрел по азимуту - круговой, а в вертикальной плоскости - от -10 град. до +85 град. Время перевода из походного в боевое положение равняется одной минуте. Предусмотрена возможность быстрого демонтажа зенитной установки с помощью смонтированных на платформе двух убирающихся рамп. Предполагалось, что ЗСУ сможет уничтожать воздушные цели, летящие со скоростью до 350 м/с и на высотах до 3500 м, а воздушный десант и наземные цели она сможет поражать на дальностях до 2000 м.
Из недостатков этой ЗСУ стоит отметить отсутствие системы обнаружения, и то, что прицеливание было только визуальное.
"Прага" ЮНА. Фото с сайта stef124.tripod.com
На вооружение Югославской Народной Армии поступила в 1969 году, тогда же началось её производство силами югославской промышленности. К началу 1980-х годов ЮНА получила 789 ЗСУ. "Праги" придавались смешанным артиллерийско-ракетным дивизионам ПВО сухопутных бригад югославской армии. В каждый такой дивизион помимо прочего вооружения поступало 12 M53/59. "Праги" периодически проходили модернизацию, существовало и несколько проектов, предполагавших значительное усиление этих ЗСУ путём установки новых моторов, новых прицелов и т.д. Но распад Югославии заставил военных отказаться от подобных планов.
В войнах на просторах бывшей Югославии "Праги" применялись в Хорватии, Боснии и Герцеговине и Косово. В первых двух войнах они, в основном, поддерживали действия пехотных подразделений. В обороне дейстовали из импровизированных укрытий, иногда ЗСУ прикрывали стальными решётками с целью защитить от противотанковых ракет. На многие ЗСУ добавлялись 12,7-мм пулемёты. Особенностью "Праг" был звук выстрелов, производивший сильный психологический эффект.
M53/59 Войска Республики Сербской. Фото с сайта stef124.tripod.com
Своё основное назначение M53/59 опрадала только один раз - 24 июня 1992 года в Посавине был сбит хорватский МиГ-21. Редкое появление воздушных целей крайне отрицательно сказалось на подготовке экипажей, у которых к моменту натовских бомбардировок Республики Сербской в 1995 году оказалось попросту мало навыков борьбы с авиацией.
"Прага" ВРС в Сараево. Фото из ЖЖ-сообщества ratovi1991_2001
В 1999 году югославскими "Прагами" было сбито 3 беспилотных летательных аппарата и 12 крылатых ракет НАТО. Но ко времени агрессии против СРЮ эта ЗСУ уже морально устарела.
ЗСУ "Прага" 3-й пехотной бригады сербской армии. Фото с сайта vs.rs