«Большая Берта», по Парижу не стрелявшая
«Большая Берта» на Абердинском полигоне в США
Великой похвалы и тот в войне достоен,
Кто мыслью со врагом сражается спокоен;
Спокоен брань ведет искусством хитрых рук,
Готовя страх врагам и смертоносный звук.
Не может без того ни мужество геройско,
Ни твердостию сил бесчисленное войско
Против упорного противника стоять.
Тут нужда требует гром громом отражать,
Чтоб прежде мы, не нас противны досягали,
И мы бы их полки на части раздробляли;
И пламень бы врагов в скоропостижный час
От росской армии не разродясь погас.
А. Ломоносов «На всерадостное объявление о превосходстве
новоизобретенной артиллерии пред старою», 1760.
Германские орудия Первой мировой войны. «Большая Берта» 42 см M-Gerät Mörser («Большая Берта») – пожалуй, самое известное артиллерийское орудие, использовавшееся во время Первой мировой войны. Однако сегодня мало кто понимает, чем на самом деле была «Большая Берта»; его часто путают с рядом дальнобойных артиллерийских орудий, включая немецкую 21-сантиметровую пушку, использовавшуюся для обстрела Парижа, и мобильный австро-венгерский миномет M11 калибра 30,5 см.
На самом деле 42-см орудие L/12 или M-Gerät было весьма массивной и одновременно мобильной 42-сантиметровой (16,5-дюймовой) гаубицей, специально созданной для разрушения бетонных укреплений.
История этого орудия началась с возникшей у немецкой армии потребности в осадном орудии, способном разрушать укрепления, блокировавшие пути вторжения в Бельгию и во Францию. В поисках подходящего
оружия немецкая армия в сотрудничестве с Круппом разработала ряд крупнокалиберных осадных орудий, в том числе два прототипа 28-сантиметровых гаубиц (L/12 i.R. и L/14 i.R.), три версии 30,5-сантиметровых орудия (миномет Beta-Gerät, гаубицу Beta-Gerät 09 и гаубицу Beta i.R.) и чудовищную 150-тонную 42-сантиметровую гаубицу «Гамма». Однако этим артиллерийским орудиям, каждое из которых впечатляло само по себе, не хватало правильного сочетания мобильности и огневой мощи, а оно имело первостепенное значение для быстрого разрушения французских и бельгийских фортов.
Затем, после примерно пятнадцати лет разработки осадных орудий и уже непосредственно накануне войны, в декабре 1913 года, Крупп представил новое осадное орудие – мобильную 42-сантиметровую гаубицу M-Gerät. В боевом положении она весила 42,6 тонны, а для транспортировки разбиралась на пять частей, которые могли перевозиться на пяти транспортерах, буксируемых бензиновыми моторными тягачами.
Вторая гаубица была представлена немецкой армии в июне 1914 года. Когда началась война, обе пушки всё ещё находились на заводе Круппа.
Осталось надеть броневой щит…
После начала войны оба прототипа гаубиц были спешно «доведены до ума» и сведены в батарею (KurzeMarinekanonenBatterie 3 или KMK 3), после чего их направили под Льеж, в Бельгии, где они легко разрушили два форта – Форт Понтисс и Лонсен – и эффективно завершили их осаду.
В течение следующих нескольких недель две гаубицы M-Gerät KMK 3 вместе с другой осадной артиллерией обстреливали форты в Намюре, Мобеже и Антверпене. И вот именно там-то они и получили от своих расчетов прозвище Dicke Berta.
В ходе войны было произведено еще десять гаубиц M-Gerät, то есть всего их стало двенадцать. Серийные модели имели несколько модификаций, отличавшие их от прототипов орудий. Изменения включали сплошные колеса, дополнительные платформы для расчетов перед броневым щитом и модифицированный затвор.
Эти орудия были организованы в пять батарей и использовались как на Западном, так и на Восточном фронтах. Причем немецкое наступление под Верденом в 1916 году поддерживали одновременно восемь гаубиц. Битва при Вердене оказалась лебединой песней для «Большой Берты» и немецкой осадной артиллерии в целом. Несмотря на большое количество, 42-сантиметровые гаубицы не могли пробить железобетон модернизированных французских фортов, особенно фортов Дуомон и Во, которые были основными целями для немецкой армии.
В Вердене в работу гаубиц M-Gerat и других осадных орудий были внесены два важных изменения.
Во-первых, орудия, находящиеся вне зоны действия контрбатарейного огня союзников, но доступные для наблюдения с воздуха, предписывалось маскировать в обязательном порядке.
Во-вторых, так как у гаубицы M-Gerät, как и у многих других немецких орудий тяжелой артиллерии, начались взрывы снарядов в стволе, артиллерийским расчетам было приказано перед выстрелом уходить от них подальше. Впрочем, это легко объяснимо: взрыв столь тяжелого снаряда в стволе такого орудия был подобен самой настоящей катастрофе, а их осколки разлетались во все стороны на километры вокруг.
Какие вездеходные колеса…
Как уже отмечалось, «Берты» для своего времени были чудо-оружием. Построенные с соблюдением полнейшей секретности, они успешно обстреливали французские и бельгийские форты в 1914 году и русские форты в 1915 году. Максимальная дальность действия «Большой Берты» составляла 9 300 метров, что было больше, чем у бельгийской, французской и русской крепостной артиллерии.
Максимальная скорострельность составляла восемь выстрелов в час. Гаубица стреляла тремя типами снарядов – бронебойным и осколочно-фугасным, а позднее в ходе войны – «полукруглым» снарядом, или Haubengranate, который был разработан для увеличения максимальной дальности стрельбы орудия за счет уменьшения веса.
Макет «Большой Берты» в Музее армии в Париже
Самые тяжелые снаряды, выпущенные M-Gerät, весили 810 килограммов и обладали достаточной кинетической энергией, чтобы пробить двенадцать метров бетона и земли. Воронки от осколочно-фугасных снарядов достигали 6 метров в глубину и 9 метров в ширину. Эффект от обстрела постоянных укреплений гаубицами M-Gerät лучше всего иллюстрируется полным разрушением форта Лонсен в Льеже, где 42-сантиметровый снаряд пробил бетонную крышу каземата, попал в один из складов боеприпасов форта и убил около 350 солдат гарнизона крепости.
Исследования захваченных бельгийских фортов во время войны показали, что снаряды 42-сантиметровых гаубицц M-Gerät и Gamma-Gerät гораздо эффективнее проникали в бетонные укрепления, чем снаряды тех же немецких или австрийских 30,5-сантиметровых орудий.
«Большая Берта» – вид справа
Ствол «Берты» имел углы вертикального наведения от +35° до +65°, а по горизонту –20°. Снаряды имели вес: 810 кг и 400 кг. Начальная скорость составляла 333 м/с (снаряд 810 кг) и 500 м/с (снаряд 400 кг). Максимальная дальность стрельбы первым снарядом составляла 9 300 м, а вот вторым, более легким – 12 250 м.
Транспортировка частей гаубицы особых проблем не доставляла. Но сборка её требовала большого козлового крана, передвигающегося по рельсам. Правда, полностью собранное и поставленное на колеса орудие дальше можно было транспортировать в собранном виде, хотя и с не слишком большой скоростью. Для повышения проходимости и одновременно большей устойчивости орудия в момент выстрела, колеса «Берты» снабжались плоскими «башмаками». Они также ограничивали скорость транспортировки, но зато на них орудие не могло забуксовать даже в дождливую погоду, а также осенью и весной.
«Большая Берта» в деталях
Войну пережили только лишь две гаубицы M-Gerät. Оба орудия были переданы американским войскам под Верденом вскоре после перемирия 11 ноября 1918 года, после чего отправлены на Абердинский испытательный полигон, где были испытаны и хранились там до тех пор, пока одно орудие не было списано в 1942 году, а другое – в начале 1950-х годов.
Конечно, было большой глупостью отправлять эти поистине бесценные порождения «сумрачного тевтонского гения» на металл, но сделанного уже не воротишь.
Впрочем, практичные американцы считали иначе, для них этот
«...монстр был скорее диковинкой… поскольку в глазах артиллерийских офицеров армии США он был бесполезен в качестве полевого оружия. Они... считали его слишком малоподвижным, а армия США уже в то время, как и сейчас, ориентировалась на маневренную войну».
Но, конечно, такое орудие сегодня украсило бы любой военный музей и одним только своим видом (и возможностью возле него сфотографироваться!) привлекало бы тысячи и тысячи посетителей!
----------------------------------------------------------
Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru/207577-bolshaja-berta-po-parizhu-ne-streljavshaja.html