Инженеры НАСА провели первое практическое тестирование новой космической системы коммуникаций, базирующейся на интернет-модели, неофициально новая система уже получила название "межпланетного интернета". Как сообщили в пресс-службе космического ведомства, специалисты Лаборатории реактивного движения в Калифорнии при помощи специального программного обеспечения провели сеанс связи и передали более десятка фотографий с космического аппарата НАСА, находящегося на расстоянии около 37 млн километров.
В основе "межпланетного интернета" лежит новая технология DTN - Disruption-Tolerant Networking, а от привычного в условиях земного интернета протокола TCP/IP было решено отказаться по техническим соображениям.
"Это первый шаг в создании полностью новой системы космической связи, своего рода межпланетного интернета", - говорит Эдриан Хук, специалист по техническим сетевым стандартам в штаб-квартире НАСА в Вашингтоне.
В космическом ведомстве говорят, что в сотрудничестве с вице-президентом Google Винтом Серфом разрабатывали космический протокол передачи данных почти 10 лет. Напомним, что именно Винт Серф в свое время стоял у истоков обычного протокола TCP/IP. По словам Серфа, космический протокол связи устроен иначе, нежели его земной аналог.
Основная проблема, с которой пришлось столкнуться разработчикам заключается в задержках с передачей данных, а также с потерей и затуханием сигнала, передаваемого на десятки или даже сотни миллионов километров. При этом, межпланетный интернет должен действовать даже более надежно, чем земной, так как от его надежности зачастую может зависеть жизнь космонавтов или существование космического корабля.
Серф говорит, что даже когда сигнал передается между Землей и Марсом, задержка при получении данных в зависимости от положения планет по отношению друг к другу может составлять от 20 минут до 3,5 часов.
Для того, чтобы хоть как-то претворить в жизнь идею межпланетного интернета, в протоколе DTN решено отказаться от основополагающего принципа TCP/IP - подтверждения получения сигнала. Если в земных условиях передающий узел отвечает на запрос принимающего только после того, как сам установит с ним связь, то в космосе такая технология означает чрезвычайно длинные сеансы связи и "пинги", которые будут измеряться часами.
Вместе этого в DTN реализован принцип "сохрани и передай", то есть узлы хранят информацию о точках, с которыми сами недавно связывались и в случае поступления информации узел вначале ищет сведения об источнике назначения в своих данных, а затем передает сведения по нужному назначению. Отдаленно это технологию можно сравнить с игрой в футбол, когда один футболист передает мяч другому, тот следующему и так до тех пор, пока мяч не попадет в ворота (то есть в точку назначения). При этом начального футболиста вовсе не волнует по какой именно траектории будет двигаться мяч и ему самому не нужно бить по воротам, чтобы забить гол.
"В космосе оборудованию и администраторам самим придется создавать связи с близлежащими узлами и генерировать команды для ретрансляции", - говорит Лейт Тогерсон, менеджер проекта DTN Experiment Operations Center. Он отметил, что в будущем планируется стандартизировать DTN, чтобы оборудование само брало на себя большую часть работ, но от некоторых особенностей "космического интернета" не получится избавиться в любом случае.
Летом 2009 года DTN-оборудование планируется установить на МКС, чтобы начать его использование не постоянной основе, позже DTN-станции, скорее всего, будут развернуты на базах постоянного пребывания на Луне.