Вопросы военному лётчику 1 класса Олегу Выдренку

Chizh

Eagle Dynamics
Сообщения
893
Адрес
Moscow
Олег написал(а):
Я уже много писал про способность полёта самолёта Ту-128 без форсажей на сверхзвуке. Я не знаю, пробовал ли кто-нибудь на Ту-128 пройти сверхзвук на высотах ниже 10 000 метров, но просто у меня в этом не было необходимости, т.к. на сверхзвук все мы, кто летал на Ту-128, выходили при полётах на перегоны, по дальним маршрутам, на больших учениях при большой удалённости зоны барражирования от аэродрома взлёта, т.е. тогда, когда надо было быстро и экономично добраться на большое удаление от аэродрома. А обычно такой полёт выполнялся на высотах от 10 000м. Просто на таких высотах более экономичный режим полёта.
После взлёта и набора высоты эшелона полёта, в горизонте устанавливали обороты 97%, через некоторое время стрелка указателя числа М подходила к единице и, немного вздрогнув (т.к. происходит перестройка обтекания с дозвуковой скорости на сверхзвуковую), переходила через единицу, вырастала до М=1.05 (может чуть побольше или поменьше), прибираешь обороты до 92% и далее летишь на сверхзвуке на довольно экономичном режиме работы двигателя. Заправка топлива (или полётный вес самолёта) на переход на сверхзвук не влияла. Самолёт всегда уверенно переходил сверхзвуковой барьер. Кто-то из лётчиков рассказывал, что они разгонялись до сверхзвука на максимале, а потом прибирали обороты. Конечно - это происходило быстрее, но я делал так, как написал.
Спасибо за информацию.
Вы уверены что махметр не давал искажений? То есть, что не показывал больше чем есть на самом деле из-за местных сверхзвуковых течений на трансзвуке?

Если я не ошибаюсь (поправьте меня) то ПВД у Ту-128 находятся по бортам носовой части?
 

Олег

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
34
Адрес
г.Жуковский
scout написал(а):
Вопрос:
Читал про перехваченни вами СР-71.
А как было дело до принятиа на вооружение МиГ-31,какими способами боролись с СР-71,какую тактику исползовали,какие ЛА?
Конечно же SR-71 летал вдоль наших границ и до принятия на вооружение МиГ-31. И конечно же по нему поднимали с приграничных аэродромов всё, что имелось в то время на вооружении истребительной авиации ПВО. С Килп-Явра поднимали МиГ-23, с Африканды и Кеми - Су-15, с Мончегорска и Рогачёво - Як-28, с Обозерской - МиГ-25, с Талаг и Амдермы - Ту-128. С каждого аэродрома пытались "ловить" его в своей точке, которая была рассчитана на земле. Но самолёт, летящий на высотах более 22 000 м и скоростях более 3000 км/час был довольно недосягаем для тех самолётов (кроме МиГ-25, который по своим ТТХ был способен перехватить SR-71), которые в то время стояли на вооружении. Малые дальности обнаружения тех радиолокационных прицелов при суммарной скорости сближения в 5000 км/час и более, не давали по времени возможности оперирования с прицелом и вооружением из-за кратковременности нахождения цели в зоне разрешённых пусков ракет. Да и дальности пусков ракет, их энерго-баллистические характеристики оставляли желать лучшего. Но, все полки взлетали и ждали "супостата" каждый в своей точке встречи в своё, рассчитанное заранее, время. А вдруг!!! Вдруг что-то случится и SR-71 пересечёт границу Советского Союза на таких высотах и скоростях, которые дадут возможностиь произвести по нему пуск ракет.
Но только принятие на вооружение МиГ-31 дало возможность (практически 100%) уничтожения SR-71 при нарушении им границы на любой высоте и скорости. Что и оствило этот замечательный самолёт не у дел, по существу и было тем толчком, который послужил причиной снятия его с вооружения.
Олег

Добавлено спустя 28 минут 57 секунд:

Chizh
Вы уверены что махметр не давал искажений? То есть, что не показывал больше чем есть на самом деле из-за местных сверхзвуковых течений на трансзвуке?

Самолёт Ту-128 прошёл все положенные, для принятия его на вооружение, испытания. А там устраняют все возникающие в это время недостатки и погрешности. Естественно и облётывают их, выверяя все параметры полёта, сравнивая их с какими-то, ну не будем говорить с эталонными, показателями. Да и сами приёмники ПВД вынесены из пограничного слоя и не думаю, что будь они в зоне каких-то перестроечных трансзвуковых скачков уплотнения, возникающих в это время, их бы не перенесли куда-нибудь в другое место. Да и сам этот трасзвук (или перестройка обтекания ввиду изменения угла наклона скачков уплотнения) настолько быстротечен, что угол наклона ударной волны, как головной, так и хвостовой, с прямого до наклонного, протекает за доли секунды. Почему и переход на сверхзвук и назад на дозвук происходит (визуально) просто небольшим скачком стрелки прибора (М) и появлением в это время небольшой разницы в показаниях высотомера.
Вот, в общем-то, что я думаю по этому поводу.
Олег
 

Chizh

Eagle Dynamics
Сообщения
893
Адрес
Moscow
Олег,
я на самом деле имел в виду не скачки уплотнения, а местные сверхзвуковые течения, которые возникают на любом объекте в транзвуковом диапазоне.

Например, когда сам самолет летит еще на дозвуке, на верхней поверхности крыла, скорость потока может быть вполне сверхзвуковая. Также как и на некоторых элементах фюзеляжа.

В частности из-за сложности калибровки и тарировки системы ПВД и СВС у наших сверхзвуковых самолетов в прошлом веке приемники полного и воздушного давлений старались выносить в нос, подальше от местных возмущений.

Впрочем спорить пока не буду.

А в РЛЭ если не секрет, какая указывается скорость для режима максимал?
 

Ярослав С.

Активный участник
Сообщения
12.983
Адрес
г. Шахты
Кто о чём, а я как обычно.
Олег, а Вас готовили к войне в условиях массированного применения ядерного оружия? На каком расстоянии надо от ядерных взрывов держаться (какой скачок избыточного давления выносит самолёт), как связь и радар работают в облаках ионизированного газа, сколько они держатся?
 

almexc

Активный участник
Сообщения
3.865
Адрес
Israel
lionfromzion написал(а):
Читая мемуары/интервью летчиков, принимавших участие в воздушных боях, видел упоминание, что при стрельбе из пушки надо находиться чуть ниже цели ( и в хвосте естественно). Почему так важно быть немного ниже ?
Вы вероятно читали интервью/мемуары израильских лётчиков. Рекомендация "сзади и на 500м ниже" была выдана после испытаний МиГ-21бис в Хэйль Авир в связи с ограничением обзора назад на МиГах.
 

lionfromzion

Активный участник
Сообщения
32
Адрес
Haifa, ISRAEL
almexc написал(а):
lionfromzion написал(а):
Читая мемуары/интервью летчиков, принимавших участие в воздушных боях, видел упоминание, что при стрельбе из пушки надо находиться чуть ниже цели ( и в хвосте естественно). Почему так важно быть немного ниже ?
Вы вероятно читали интервью/мемуары израильских лётчиков. Рекомендация "сзади и на 500м ниже" была выдана после испытаний МиГ-21бис в Хэйль Авир в связи с ограничением обзора назад на МиГах.
Вы правы, сейчас вспомнил, что это упомянул Ран Пекер на History Channel (хотя там был бой с иорданским Hunter) .
Большое спасибо Олегу за его ответ.
Leon

Добавлено спустя 1 час 5 минут 45 секунд:

Добрый день Олег,
Хотел вас спросить: что чувствует пилот при переходе 1-го и 2го звукового барьеров ?
Спасибо,
Леон
 

Spider

Участник
Сообщения
23
Адрес
Саратов
Здравствуйте, Олег.

Всегда было интересно узнать ощущения летчика за штурвалом такой грозной машины, как МиГ-31. Какие ощущения возникают, когда сливаешься в единый организм с такой красивой и грозной машиной?
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
Spider
Всегда было интересно узнать ощущения летчика за штурвалом такой грозной машины, как МиГ-31. Какие ощущения возникают, когда сливаешься в единый организм с такой красивой и грозной машиной?
------------
Олег был в числе первых добровольцев с Севера. (Амдерма). Первый раз я увидел МиГ-31 в Савослейке и уговорил (упросил) посмотреть глазком кабину. Получилось.
Ощущение - как из фильма "Ангар 18". (там тарелку пробывали). Впервые услышал про МиГ-31 в конце 70-х. Но тогда даже не знали об его обозначении. При переучивании особо любопытна была кабина. Очень много нового после предыдущих кабин освоенных самолётов. Совмещённые приборы (приборы в одном , например НП-72 (Вы его увидите под АГД многих современных самолётов). В полёте нажатие кнопок и... - получение "ответа" где ты , параметры "точек", ... Разгонные характеристики. И очень большой объём информации который необходимо знать. МиГ-31 у меня был тем самолётом, который до конца так и не изучил. Много томов информации. Очень много заложенной информации. Возможности МиГ-31 были "непознаваемы до конца". В воздухе был уверенным и самым сильным , не боялся никого...Пусть хоть НЛО.
Гордость, что наконец-то на самой передовой и самой современной технике....Это были далёкие 80-е.
 

scout

Активный участник
Сообщения
3.181
Адрес
Athens
Олег написал(а):
Конечно же SR-71 летал вдоль наших границ и до принятия на вооружение МиГ-31. И конечно же по нему поднимали с приграничных аэродромов всё, что имелось в то время на вооружении истребительной авиации ПВО. С Килп-Явра поднимали МиГ-23, с Африканды и Кеми - Су-15, с Мончегорска и Рогачёво - Як-28, с Обозерской - МиГ-25, с Талаг и Амдермы - Ту-128. С каждого аэродрома пытались "ловить" его в своей точке, которая была рассчитана на земле. Но самолёт, летящий на высотах более 22 000 м и скоростях более 3000 км/час был довольно недосягаем для тех самолётов (кроме МиГ-25, который по своим ТТХ был способен перехватить SR-71), которые в то время стояли на вооружении. Малые дальности обнаружения тех радиолокационных прицелов при суммарной скорости сближения в 5000 км/час и более, не давали по времени возможности оперирования с прицелом и вооружением из-за кратковременности нахождения цели в зоне разрешённых пусков ракет. Да и дальности пусков ракет, их энерго-баллистические характеристики оставляли желать лучшего. Но, все полки взлетали и ждали "супостата" каждый в своей точке встречи в своё, рассчитанное заранее, время. А вдруг!!! Вдруг что-то случится и SR-71 пересечёт границу Советского Союза на таких высотах и скоростях, которые дадут возможностиь произвести по нему пуск ракет.

Но только принятие на вооружение МиГ-31 дало возможность (практически 100%) уничтожения SR-71 при нарушении им границы на любой высоте и скорости. Что и оствило этот замечательный самолёт не у дел, по существу и было тем толчком, который послужил причиной снятия его с вооружения.

Олег
Спасибо.
 

Олег

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
34
Адрес
г.Жуковский
Спасибо Юрию за такие восторженные воспоминания о МиГ-31!
И я тоже немного расскажу о своих впечатлениях о начале освоения МиГ-31.
Как только мы начали теоретически переучиваться на этот новый, для нас, тип самолёта, то сразу же оценили то, что в нём было изначально заложено столько много разного и перспективного, что, как нам сказали, это будет реализовано когда-нибудь, в процессе модернизации. И это не смотря на то, что это уже был огромный шаг вперёд, по сравнению с уже стоящими в то время на вооружении самолётами. Радовали его отличные ТТД по разгону скорости, тяговооружённости (несмотря на такой огромный для истребителя взлётный вес), максимальным высотам полёта, отличному радиолокационному прицелу с выдающимися данными, хорошими ракетами, навигационному оборудованию! Да и много чего было для меня такого, что внушало трепетное уважение к этому самолёту. Да этот самолёт не был создан для ведения маневренного воздушного боя, как Су-27, это не его предназначение, но то, как он мог уничтожать воздушные цели (дальности, скорости и высоты) - ему и по сей день нет равных. А ведь этому "старичку" уже тридцать лет отводится роль хорошего сдерживающего фактора для "горячих" голов.
Превый полёт на МиГ-31 запомнился - заправка минимальная, а форсаж на взлёте максимальный. И хоть я успел в самом начале своей лётной жизни полетать на Су-9 (а он считался в своё время одним из самых тяговооружённых самолётов и после отрыва на нём уходили от земли - ноги выше головы!), но я оценил разгонные характеристики МиГ-31. Такая огромная машина быстро разогналась, очень легко оторвалась и с довольно большим углом - в набор высрты. Первый раз - только успевай убрать шасси, отключить форсаж, чтобы не вылезти за высоту круга!.
Программа переучивания шла быстро, подошёл к набору практического потолка самолёта и, уж не помню почему (может быть подходила к концу лётная смена - времени оставалось мало), но мне на полосе, перед взлётом, РП сказал: - "..., вам набор потолка со взлёта без отключения форсажей, взлетайте". А заправка у меня было не полная, а 12,5 тонн. Вот тут я оценил разгонные характеристики МиГ-31! На 11000 вымахнул очень быстро, там разгон и в набор. На М=2.5 залез на 20 000м очень легко и быстро. Да, это настоящий высотный и скоростной перехватчик.
Юра не даст соврать - перврначально мы летали на МиГ-31 не по "РЛЭ" (Руководству по лётной эксплуатации), а по инструкции, написаной почти от руки с пометками и исправлениями, которые вносились ещё лётчиками-испытателями. И отлетали почти весь КБП (курс боевой подготовки), который был написан для реальной подготовки лётчиков к боевым действиям на МиГ-31. Если уж разгоняли скорости, так до тех, которые были написаны в инструкции, если уж пилотировали на предельно-малых высотах, то это было на Н=100 (и пилотаж, и перехваты и полёты парами). Это уж потом пришла новая инструкция и КБП, в которых появилось множество различных ограничений для лётчиков - подняли предельно-иалые высоты, ограничили некоторые скорости и т.д. Но нам повезло полетать на МиГ-31 практически на предельных режимах его эксплуатации.
Какие ощущения от пилотирования такого красивого и мощного самолёта, как МиГ-31? У меня за три с половиной года была возможность много поездить по Европейским дорогам на машинах многих иностранных фирм, но однажды пришлось поехать по дороге А1 на север от Парижа на новой БМВ-735. И вот я просто сравниваю те ощущения полета на МиГ-31 с непередаваемыми ощущениями от управления этой превосходной, во всех смыслах слова, машиной! Восторг и восхищене! Скоростью и комфортом! Мощностью и надёжностью! Это какое-то упоение самим процессом езды, как и полётом на МиГ-31!
Вот такие у меня остались ощущения и воспоминания от МиГ-31.
Олег
 

Spider

Участник
Сообщения
23
Адрес
Саратов
Спасибо за ответ.

Добавлено спустя 22 минуты 12 секунд:

Приходилось ли вам вылетать не реально нарушение границы СССР военными самолетами других государств. Если можно расскажите. :-D
 

Олег

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
34
Адрес
г.Жуковский
Нет, реального нарушения границы при мне ни разу не было. В 1978 году, когда в Карелии сбили Боинг - я служил в Туношне на Су-9; когда на Дальнем Востоке над о. Монерон (возле Сахалина) завалили ещё один корейский Боинг - я служил в Амдерме на Ту-128.
Был ещё один случай нарушения воздушной границы СССР с посадкой нарушителя на аэродроме Небит-Даг, может слышали? Если нет, то я сейчас расскажу.

В этом позорнейшем случае пострадал мой однокашник Володя П...в. В тот день он заступил дежурным по приёму и выпуску самолётов. Погода была прекрасная и оба дежурящих на Су-15 лётчиков выползли из дежурного домика и разлеглись на капонире, ловить солнышко для загара. А Володя уселся у телевизора и смотрел "Утреннюю почту". В это время в ДЗ приехал нач. ОДС РТО, проверить своих связистов, т.к. этот день у него был парко-хозяйственный. Зашёл на СКП и вдруг случайно увидел, подлетающий к дальнему кокой-то двухмоторный самолёт. Никакие средства связи не включены, РСП не работает, ни РП, ни дежурного по приёму и выпуску нет - почему? Он по громкой запрашивает оперативного дежурного на КП - Кто это к нам на Ан-24 летит? А с оперативным дежурным (ОД) они были в добрых, приятельских отношениях, вместе прослужили кучу лет. ОД ему отвечает, что никто к нам не запрашивался и никто к нам не летит. А самолёт уже прошёл дальний и снижается. Нач.ОДС РТО опять на КП - Да у нас самолёт уже дальний прошёл, садиться сейчас будет. ОД ему: - Ты, наверное, вчера немного перебрал, вот тебе всё и кажется. А самолёт уже сел и катится по ВПП. В это время ребята на капонире подняли головы, увидели самолёт, похожий на Ан-24 и говорят: - Вот, чёрт несёт каких-то проверяющих! И ОД нам ничего не сообщил! И ведь точно - первых проверять придут нас, в ДЗ. А Володя, услышав звук прилетевшего самолёта, оторвался от телевизора, выглянул в окно, увидел самолёт и сразу начал по громкой вызывать ОД: - Что это за самолёт к нам прилетел, почему меня не предупредили, я ведь даже не на СКП, а в ДЗ! Вот теперь и ОД засуетился: - Что это за самолёт, как он сел, кто ему разрешил, что он сейчас делает, куда рулит? Володя побежал на СКП, а дежурящие лётчики, неспеша одеваясь, пошли в ДЗ. А самолёт стоит на ВПП, гудит и никуда не рулит. Володя прибежал на СКП, включил средства связи и запрашивает прилетевший борт. Но в ответ тишина. Прилетевший вдруг увеличивает обороты, разворачивается на ВПП, выводит на взлётный режим, и побежал. Вот тут только разглядели, что он весь расписан. как петух и всё по иностранному, явно не Аэрофлот! Сразу передали на КП, экипажам - Готовность №1. Но, пока то, да сё - борт взлетел, отвернул в сторону границы и пропал из виду на малой высоте. Подняли пару Су-15, те ходили, искали на малой высоте, но... Борт незасечённый радарами, благополучно перелетел гос.границу на малой высоте, однако был замечен пограничным нарядом, который тут же доложил об этом на заставу, а те - ещё выше, и так до Москвы. И вот тут-то всё и началось для всех дежурящих в тот день! "Белым и пушистым" оказался только один нач. ОДС РТО, который проявил большую ответственность, бдительность, засёк нарушителя гос.границы и поднял тревогу. Всем остальным - "отрубили головы" - поснимали с должностей, отстранили с лётной работы, поувольняли в запас. Некоторым "к папахам пришили уши", некоторым - спороли со штанов лампасы. Роздали "всем сестрам по серьгам!" Никого не пожалели. Володя год отсидел на РСП, потом его посадили на Ми-8 на правое кресло. Летал над полигоном возле о. Балхаш, возил бригаду, которая собирала в пустыне обломни мишеней и остатки ракет.
Вот такая это история, как мне рассказал её сам Володя.
Олег
 

Spider

Участник
Сообщения
23
Адрес
Саратов
Нет слов.

Я чуйствую без очереди влез вопросы задавать. Пока воздержусь. Спасибо за ответ.
 

Олег

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
34
Адрес
г.Жуковский
lionfromzion спрашивал:
- что чувствует пилот при переходе 1-го и 2го звукового барьеров ?
Да ничего лётчик не чувствует - ни какого-то звукового эффекта, ни особых изменений в пилотировании, хотя на некоторых самолётах (из тех, ранних) при появлении местных скачков уплотнения на крыле при трансзвуковой скорости полёта, из-за изменения фокуса крыла на САХ (ввиду перераспределения давления на крыле, т.е. смещения точки приложения всех аэродинамических сил), появлялись или тянущие или давящие усилия на ручке, которые быстро исчезали при появлении устойчивых скачков уплотнения на крыле.
То же самое и при переходе со сверхзвука на дозвук. Никаких особых впечатлений этот процесс не вызывал.
Олег
 

Алексей Иванович

Активный участник
Сообщения
742
Адрес
Самара -Уральск
вот уж правду говорят,у нас дурость с гениальностью,мудрость с рас......вом граничат.И вот кто это был? Наверное досих пор хвастается мол летал к этим русским и нифига не страшно.
 

Олег

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
34
Адрес
г.Жуковский
Ярослав С. спрасил: -
Вас готовили к войне в условиях массированного применения ядерного оружия?

Ну конечно же готовили. Начиная с училища и продолжая ежегодно в полках. Так требовала в те времена ситуация и обстановка на планете. Несколько раз мир подходил к той тонкой грани, за которой могла бы начаться катастрофа планетарного масштаба. Сначала В-52, потом В-1, В-2 вооружились крылатыми ракетами, которые несли ядерный боезаряд. МиГ-31 легко обнаруживал крылатую ракету в полёте (несмотря на её такой малый коэффициент отражения). Но вот только уничтожать её надо было до первой точки коррекции, т.е. если её пуск был с носителя далеко в океане, то безопасно было уничтожить её ещё до береговой черты, т.к. при первой коррекции происходит её взведение и включается режим "недотрога". Этот режим предусматривает подрыв ядерного боеприпаса при попытке её уничтожения. А это чревато для самолёта, который выполнил пуск по крылатой ракете. Т.е. ударная волна, световое излучение и электромагнитный импульс при подрыве крылатой ракеты на небольшой дальности до самолёта-перехватчика естественно каким-то образом выведет его из строя или просто уничтожит (если дальность пуска по каким-то причинам будет предельно малая). Для этого отрабатывался маневр выхода из атаки после пуска ракет для уничтожения крылатой ракеты.
Но, чтобы не испытывать судьбу, проще уничтожить сам носитель крылатых ракет до рубежа их пуска. Вот для этого и существовали Ту-128 и сейчас стоят на вооружении МиГ-31, способные к довольно длительному барражированию в специальных зонах на направлении возможного подлёта "супостатов", в случае начала развития вооружённого конфликта с возможным применением ядерного оружия.
Ну, а о воздействии факторов ядерного взрыва на различные объекты, и воорудение в том числе, написано немало.
Олег
 

Арсений

Активный участник
Сообщения
1.413
Адрес
Санкт-Петербург
Олег, сейчас на форуме ведется разработка методики, с помощью которой можно будет хотя бы грубо сравнивать возможности истребителей на основе открытых данных.

Понимаю, у Вас мало времени, но если бы Вы смогли поучаствовать, было бы очень здорово!

http://www.rusarmy.com/forum/viewtopic. ... &start=140
 

Ярослав С.

Активный участник
Сообщения
12.983
Адрес
г. Шахты
Олег написал(а):
Т.е. ударная волна, световое излучение и электромагнитный импульс при подрыве крылатой ракеты на небольшой дальности до самолёта-перехватчика естественно каким-то образом выведет его из строя или просто уничтожит (если дальность пуска по каким-то причинам будет предельно малая). Для этого отрабатывался маневр выхода из атаки после пуска ракет для уничтожения крылатой ракеты.
А какое удаление от заряда в 300 кт считается безопасным для самолёта? Есть разница - находишься ли в вираже или в прямолинейном полёте? Отрабатывались ли у лётчиков команды типа "Вспышка справа"?
Ну, а о воздействии факторов ядерного взрыва на различные объекты, и воорудение в том числе, написано немало.
Написано-то оно немало, только много противоречащей друг другу инфы. Как бы Вы охарактеризовали работу радаров и связи в условиях широкомасштабного ядерного конфликта, т.е. одновременного подрыва сотен БЧ на относительно небольшой территории? Насколько в таких условиях снижается дальность обнаружения самолётов противника? Есть ли специальные режимы у радаров, способные работать в ОИГ?
 

lionfromzion

Активный участник
Сообщения
32
Адрес
Haifa, ISRAEL
Олег написал(а):
lionfromzion спрашивал:
- что чувствует пилот при переходе 1-го и 2го звукового барьеров ?
Да ничего лётчик не чувствует - ни какого-то звукового эффекта, ни особых изменений в пилотировании, хотя на некоторых самолётах (из тех, ранних) при появлении местных скачков уплотнения на крыле при трансзвуковой скорости полёта, из-за изменения фокуса крыла на САХ (ввиду перераспределения давления на крыле, т.е. смещения точки приложения всех аэродинамических сил), появлялись или тянущие или давящие усилия на ручке, которые быстро исчезали при появлении устойчивых скачков уплотнения на крыле.
То же самое и при переходе со сверхзвука на дозвук. Никаких особых впечатлений этот процесс не вызывал.
Олег
Спасибо, Олег.
 
Сверху