Вопросы военному лётчику 1 класса Олегу Выдренку

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
Дорогие друзья форумчане. Представляю Вам моего боевого товарища военного лётчика 1 класса Олега Выдренка. Начинал летать на поршневых. Разносторонне интересный человек. Можно задавать любые вопросы - про авиацию......
 

Арсений

Активный участник
Сообщения
1.413
Адрес
Санкт-Петербург
Вопрос1: На каких самолетах, когда/где Вы летали? Не могли бы Вы кратко охарактеризовать свою службу?

Вопрос2: Что Вы думаете о истребителях пятого поколения, какими качествами, на Ваш взгляд, они должны обладать в первую очередь, чтобы побеждать в современной войне, и войнах будущего?

Например, военный летчик Александр Гарнаев отвечая на аналогичный вопрос, писал, что по его мнению не стоит стараться во что бы то ни было сделать самолет как можно более незаметным, поскольку развитие РЛС может похоронить это приемущество, а ресурсы вложены.

Вопрос3: Хотелось бы услышать от Вас краткую сравнительную характеристику советских/Российских истребителей 4 поколения, и их американских аналогов. Например, Су-27 и f-15, МиГ-31 и f-14, МиГ-29 и f-16.

Спасибо! :-D
 

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
А меня интересует - МиГ-23МЛД. Можно в двух словах. :OK-)
 

Олег

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
34
Адрес
г.Жуковский
Приветствую всех на этой ветке!
Когда-то в нашем далёком детстве были очень популярны фильмы про индейцев, у которых были очень любопытные и интересные имена, в которых была заключена суть этого человека, его черта характера, привычки или поведение. У моих друзей были имена: - Мудрый Ворон, Хитрый Лис, Зоркий Сокол. А мне ребята дали имя - Большой Змей. Я не скажу. что это имя прилепилось ко мне навсегда, но оно осталось в памяти моих друзей. После того, как я связал свою жизнь с Авиацией, это имя просто трансформировалось в Змей, в смысле не тот, который ползает, а тот, который летает. Воздушный Змей. Всё очень просто.
Олег
 

sivuch

Активный участник
Сообщения
2.804
Адрес
Питер
Bosun написал(а):
А меня интересует - МиГ-23МЛД. Можно в двух словах. :OK-)
меня тоже,хотя в двух словах я и сам знаю.Наверно.лучше спрашивать о тех машинах.которые он непосредственно эксплуатировал,например Ту-128
 

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
sivuch написал(а):
о тех машинах.которые он непосредственно эксплуатировал
Откуда же мне знать какие машины тов. Змей эксплуатировал?
Вот, Ник69, похоже знает. :-D
 

акулыч

Активный участник
Сообщения
8.951
Адрес
Москва
Олег, здравствуйте! Спасибо за то ,что зашли на форум и за Ваши ответы. Если Вас не затруднит, расскажите про прицельный комплекс Су-9 и его возможности?
 

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
nf1kek писал(а):
Да не, вплане кабина как то не гармонично выглядит.

Я думаю, почему же это наша такая печальная традиция? Читаешь воспоминания летчиков ВОВ об "Аэрокобре", отмечают "удобное расположение приборов и органов управления", "удобство технического обслуживания", "хороший обзор". Читаешь отзывы комиссии о трофейном Ф-5Е тридцать лет спустя:
"По итогам проведенных испытаний Ф-5Е получил очень высокую оценку.
Особо были отмечены:
-легкость и простота наземного обслуживания и предполетной подготовки;
-удобный доступ к системам и агрегатам силовой установки и оборудованию;
-продуманность расположения технологических люков и разъемов;
-простота процесса заправки;
-удобство обслуживания систем вооружения;
-хороший обзор из кабины;
-комфортное расположение приборов и органов управления;"(с).
Поскольку его сравнивали с современником МиГ-21БИС, то у МиГа "НЕ легкость, НЕ удобность, НЕ продуманность, НЕ хороший обзор, НЕ комфортное расположение"?
Еще через 20 лет читаешь Меницкого об его командировке в США, где ему довелось подлетнуть на Ф-16 - то же самое....
Доколе?

Вопрос- Доколе.
Ув. МиГ-31, может и Вы тоже ответите?
 

Олег

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
34
Адрес
г.Жуковский
Bosun написал(а):
А меня интересует - МиГ-23МЛД. Можно в двух словах. :OK-)
Только, что приехал из дальней поездки, да ещё по такому морозу - просто жуть!
Не привелось мне полетать на МиГах-23 - влею судьбы и приказу нач. авиации ПВО, за год до переучивания на МиГ-23п полка в Туношне, я был переведён в Талаги на Ту-128, о чём в дальнейшем никогда не пожалел. Считал и считаю, да и не только я один, что этот самолёт был наиболее приспособлен к эксплуатации и полётам его на Севере, с полётами без радиолокационного поля в свободном поиске. При всём его "древнем" авиационном, радио и радиолокационном оборудовании, довольно неэкономичными двигателями, он был способен автономно выполнять те-же задачи, что впоследствии переложили на самолёт уже четвёртого поколения МиГ-31. Великолепная туполевская аэродинамика этого самолёта позволяла ему летать на сверхзвуке без разгона на форсажах, что недоступно сейчас основной массе современных самолётов.
Что-то я разогнался и начал писать "оду" самолёту Ту-128, хотя и до меня о нём было написано множество восторженных отзывов.
Олег
 

sivuch

Активный участник
Сообщения
2.804
Адрес
Питер
Олег,честное слово,не произойдет ничего страшного,если Вы напишете еще одну оду.В частности,о бесфорсажном сверхзвуке.Ту-126 к тому времени уже были сняты с вооружения?
 

Олег

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
34
Адрес
г.Жуковский
акулыч написал(а):
Олег, здравствуйте! Спасибо за то ,что зашли на форум и за Ваши ответы. Если Вас не затруднит, расскажите про прицельный комплекс Су-9 и его возможности?
Я попробую лучше рассказать, про этот прицел. описав один случай, который произошёл со мной, когда я был ещё молодым и "зелёным" лейтенантом. А уж из этого рассказа можно будет понять, что это такое РП-9ук.

В 1977 году к нам в полк в Туношну пришли 4 молодых лейтенанта выпуска 1977гогда. Двое из СВВАУЛШ - Я....в и П......в и двое из АВВАКУЛ - И....в и второго уже не помню.
В сентябре 1978 года они по КБП подошли к упражнению №69 "Полёт на в/бой с большими скоростями сближения". Это упражнение для подготовки лётчика к стрельбе по АДА. Выполняется это так - Самолёт-цель занимает 10 500 метров и летит на минимально разрешённой на этой высоте скорости (а это на приборной скорости где-то 500км/час). Перехватчик на 11 000 м включает форсаж и разгоняется в горизонте до М=1.4 и на этой скорости выполняется наведение на цель со скоростью сближения 750-800 км/час.
Я в этот день выполнил уже один такой-же полёт для кого-то из молодых лейтенантов и взлетел ещё раз за цель для П......ва. Набрал высоту, погасил скорость и теперь только следил по эфиру за тем, как наводили на меня. Сначала всё было как всегда, т.е. КП наводило, лётчик давал квитанции, приближаясь к цели.
Немного отступления. На Су-9 был прицел РП-9УК, который по ТТД начинал видеть цель с дальности 20 км, а с 10 км можно было загонять отметку на экране в "лузу" и ставить цель на "Атаку" . Но обычно эти дальности были для идеального прицела и случая, а так дальности были немного поменьше.
Все, кто летали на сверхзвук, видели, как при переходе на М больше единицы, дёргается стрелка высотомера при перестройке обтекания с дозвука на сверхзвук. И теперь у меня (как у цели) разные показания высоты относительно перехватчика, даже если мы будем идти на одной высоте. Пусть эта величина и небольшая, но она есть. Об этом предупреждается в мерах безопасности в этом упражнении по КБП.
Возвращаюсь к полёту. Скорости сближения большие, поэтому КП начинает немного паниковать, если перехватчик почему-то не видит цель. Дальность 15, а П......в говорит - "Цель не наблюдаю". До цель 12 - опять "Не наблюдаю". 10 км - надо уже захватывать цель, а он опять не видит. На дальности 7 км он доложил, что цель наблюдает, КП немного успокоилось. Немного успокоился и я. Потом на дальности 5 км КП опять запрашивает - "Есть ли "Захват", а П......в молчит. Ещё раз его запрашивают, а он опять молчит. Тут уж и я как почувствовал что-то. Начал крутить головой назад, сколько только можно было, но ничего не увидел. На удалении 2 км команда с КП на выход из атаки, а П......в опять молчит. Меня что-то как толкнуло посмотреть влево вниз - и тут я увидел метрах в 80-100, прямо из-под моего левого крыла несущийся на меня на сверхзвуке Су-9 почему-то в перевёрнутом положении.
Потом я прокручивал эту ситуацию в голове, вспоминал, что я успел сделать в это время. Помню, что я резко крутнул самолёт вправо и в это время прямо передо мной, мне кажется на расстоянии меньше, чем длина самого Су-9, проскочил самолёт. Сильный удар, с какой-то боковой перегрузкой, скорее всего - сверхзвуковая волна. Потом какое-то резкое вращение самолёта вправо с сильным опусканием носа и нарастающей тряской. Было две сильно размазанные бочки с потерей высоты. Дал обороты на максимал, вывел самолёт на 8 000 метрах. Вижу, надо мной белая инверсия и доклад: - "Выхожу из атаки". На КП что-то просекли и запрашивают меня: - "У вас на борту всё нормально?" "Да, Всё нормально". Запрашивают П......ва: - "Ваша высота?" "13 000метров." "Снижайтесь с курсом ..., в расчётную".
Зашли, сели, а нас уже ждут. И мою и П......ва плёнки САРП на проявку, а нас в предполётный класс, где Руководство полка сразу-же стало разбираться, что-же произошло. Я рассказал своё, а он своё. Принесли плёнки, сравнили с рассказами. П......ва отстранили на время от полётов.
А было всё это так: - П......в на Н=11 000 включил форсаж и начал разгоняться. Су-9 очень быстро набирал скорость, а тут пошли команда наведения с дальности где-то 40км. Он упустил контроль за высотой и набрал 14 000 м, а, т.к. его прицел искал цель на этой высоте, то он меня и не видел. Потом он понял, что высоко вылез и, не отключив форсаж, резко начал снижаться и разогнался до М почти 2 и на снижении проскочил 10 000 м и провалился почти до 9 000 м. И опять меня не увидел по прицелу, но увидел визуально по короткой инверсии на дальности уже 7 км, доложил, что видит цель и, чтобы выполнить "Захват", направил снизу нос на цель, но... Скорость сближения была такая большая, что он с прицелом ничего не успел сделать и пытаясь отвернуть от меня на такой большой скорости, перевернул самолёт, ручку до "пупа", с ужасом видел как самолёты неотвратимо сближаются. Но всё же мы разминулись в этом, казалось бы, бескрайнем, но таком тесном небе.
По САРПу определили, что тряска самолёта у меня началась, когда свалившись на малой скорости с вращением, я попал в так называемый "Второй режим". т.е. у меня на такой высоте на малой скорости было уже предштопорное поведение самолёта. Полковые начальники пришли к выводу, что я попал в очень близкую спутную струю от самолёта, летевшего на сверхзвуке. Получилась, как бы штопорная бочка, тем более, что я сам, уворачиваясь, ещё самолёт крутнул вправо, а спутная струя помогла раскрутиться самолёту. Добавив обороты и опустив нос вниз, я быстро вышел из "второго режима", не успев войти в штопор. Вот тогда бы всё могло закончиться совсем не так. Но всё закончилось благополучно.
Теперь можете и сами составит своё мнение об этом прицеле. Да, в своё время, когда ещё вообще ничего не было, а Су-9 был воплощением самых последних достижений как в аэродинамике, так и в конструкторской мысли - он был просто единственным в своей области (МиГ-19 брать в рассчёт не стоит, т.к. это, по сравнению с Су-9, был уже прошедший этап эволюции самолётов-перехватчиков), это было хоть что-то, что могло лётчику помочь выполнить наведение, сближение, прицеливание и пуск ракет по "неприятелю", летящему очень высоко и очень быстро. Су-9 был хорошей ступенькой в совершенствовании перехватчиков и появлению более перспективной техники, как то Су-11 и тем более Су-15, с их более совершенными прицелами и вооружением.
Олег

Добавлено спустя 21 минуту 2 секунды:

sivuch написал(а):
Олег,честное слово,не произойдет ничего страшного,если Вы напишете еще одну оду.В частности,о бесфорсажном сверхзвуке.Ту-126 к тому времени уже были сняты с вооружения?
Полетав на Су-9, у которого нормальный взлётный вес был почти равный тяге двигателя на форсаже, оценив его тяговооружённость, я, по приходу в Талажский полк и переучившись на Ту-128, с некоторым недоверием отнёсся к рассказам "старых" лётчиков о том, что Ту-128 легко(!) переходит сверхзвук и летит дальше на нём на оборотах 92-94%. Как же так, думал я вначале, самолёт весит почти в четыре раза тяжелее, чем Су-9, имея тяговооружённость почти в в два с половиной раза меньше, в тоже время переходит на сверхзвук, чего никогда не было на Су-9. Да ещё говорили - легко. Так я сомневался до первой своей попытки - Ту-128 на максимале, при полёте по маршруту в сторону п-ова Канина, перешёл сверхзвук, далее я убрал обороты до 94% и от мыса Микулкина, через о. Колгуев, прилетел назад до Талаг на сверхзвуке.
В дальнейшем, при длительных перелётах, когда надо было побыстрее куда-нибудь прилететь, я всегда пользовался этим. Да и не только я один - все, кто летал на Тушке, пользовались такой возможностью.
Вот, что такое отличная аэродинамика! Всё в этом самолёте было сделано по её законам и правилам. Умница Туполев! Не самолёт - ЛАСТОЧКА!!!
Олег
 

Арсений

Активный участник
Сообщения
1.413
Адрес
Санкт-Петербург
:-D Олег, не могли бы Вы прокомментировать этот воздушный бой? Как так получается, что истребитель конца 50-х мог атаковать цель с 10 км, а истребитель середины 80-х - с расстояния всего в 15 км?
 

Олег

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
34
Адрес
г.Жуковский
Bosun
Еще через 20 лет читаешь Меницкого об его командировке в США, где ему довелось подлетнуть на Ф-16 - то же самое....
Доколе?

Да, это больной вопрос нашей Авиации. Летая на разных тапах самолётов с начала 70 по 90 год, приходилось встречаться с представителями фирм, тип самолёта которых мы в то время эксплуатировали. Они приезжали на различные доработки, но с одновременным опросом лётного состава по пожеланиям или замечаниям, которые неизбежно появлялись в процессе эксплуатации самолёта, даже если он принят на вооружение уже давно. Задавали мы вопросы по поводу размещения органов управления оборудованием, приборов, АЗСов, удобства включения и т.д. Нас внимательно выслушивали, кивая головой, соглашались с нашими доводами и пожеланиями, уезжали к себе на фирму, но... Так ничего и не менялось. Чем это было вызвано - оставалось только догадываться. Скорее всего - им просто было не до нас, простых лётчиков, которым приходилось летать, или не до тех. состава, который ремонтировал и готовил самолёты к вылетам.
Те самолёты, которые Вы описывали в своём посте, были созданы для человека, привыкшего работать в комфорте и удобстве. В отличие от наших, которые создавались для войны, а не для удобства человека, которому в них приходилось воевать (лил просто летать). Я видел кабину F-16 на МАКСе2007. По воле случая я попал туда в первый день выставки, который, как обычно, был предназначен для деловых людей, фирм, прессы и т.д. и т.п. Я был в составе одной группы, которая занималась своими делами, а мне, как авиационному человеку, было очень итнтересно посмотреть самолёты наших "заклятых" друзей. Кому-то из состава группы показали F-16, ну и я не упустил такой возможности заглянуть в кабину и отметил для себя её комфортабельность, если так можно сказать о кабине, высокую посадку в ней лётчика - хороший обзор. Вот если бы ещё была возможность полетать на нём и самому оценить всё это...!
Но здесь есть одно НО, большое НО! Если бы американцам пришлось бы эксплуатировать их в тех условиях, в которых эксплуатировались наши самолёты (я имею в виду условия Заполярья - Амдерму и ей подобные места на карте), то у меня возникают сомнения в том, что эти их самолёты летали бы так же, как наши. У них техника - ангарного хранения. В отличии от наших самолётов, которые просто стоят зачехлённые на снегу, ветру и холоде. И летают после этого практически без особых замечаний. Ну конечно же - если бы и наши самолёты в то время, которое они не летают и не дежурят, тоже стояли бы в закрытых и тёплых ангарах, они ещё бы лучше и дольше (по срокам) летали, да и тех. составу было бы гораздо легче и приятнее готовить их к вылету, уж не говорю, что в тепле, а просто не под открытым небом. Но, чего не было - того не было. И техники мучались, выгребая снег из воздухозаборников и всех дыр и лючков после пурги, и нам приходилось занимать готовность в Дежурном Звене и сидеть в готовности №1 по часу в самолёте, который до этого простоял при морозе в 30-40 градусов и приходилось своей задницей отогревать сиденье в катапультном кресле, зарабатывая себе на будущее различные "нехорошие" болезни и болячки. И никуда не денешься - "супостат" летал вдоль наших границ регулярно.
Будет время - опишу один случай, который произошёл со мной в сильнейшую пургу, которая гудела над аэродромом, но пришлось взлетать, как говорят - на "гране фола".
Олег
 

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
Олег написал(а):
Спасибо.
Это, в общем-то не мой вопрос , а скажем так от ,,группы товарищей,,.
Единственное что не совсем понимаю, так это действия, или бездействия представителей КБ. Но ведь самолёты проходят через руки испытателей, они то чего не требуют усовершенствований в плане удобства? Последнее слово то за ними. Но это уже не к Вам вопрос.

:OK-)
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
Парни, "мучайте" Олега вопросами. У него в запасниках очень много написанного для книги "Человек, который летал..." (правда это моё название для его книги).
Олег летал на многих сериях и модификациях Су-9, Ту-128. Имел полёты на сопровождение наших Ту-95 на Север. Подъёмы по вероятным нарушителям на Севере, Востоке. Одним из первых был на МиГ-31. Но и это не всё...Рыбак, охотник...

Добавлено спустя 7 минут 39 секунд:

Ув. МиГ-31, может и Вы тоже ответите?
______________________
Встреваю. Да, я согласен, и неоднократно на многих типах осваиваемых самолётов был не согласен с расположением приборов и оборудования. В те времена конкуренция между КБ, вспомните - на каждом типе своя катапульта. Я "ЗА" стандартную кабину для : истребителей, для штурмовиков, для транспортников, для ....
 
Сверху