Военно-морские истории

tankman

Заблокирован
Сообщения
1.113
Адрес
г.Огре, Латвийская Республика.
Цена подгоревших котлет : "Есть все основания утверждать, что первопричиной подавляющего большинства аварий подводных лодок (да и не только лодок) является чья-либо ошибка и лишь в редчайших случаях они происходят, как принято говорить, в силу непреодолимых обстоятельств, время от времени имеющих место на море..."(с). - http://flibusta.site/b/291667/read
Это частные причины, т.к. всегда есть причины общего характера, которые оказывают влияние на состояние дисциплины личного состава экипажей отдельных кораблей и ВМФ в целом.

"Как разгильдяи утопили подводную лодку" : "Это случилось в те времена, когда Февральская революция уже кончилась, а Октябрьская ещё и не думала начинаться. Фронты держались на честном слове: с освобождённых от присяги царю солдат и офицеров брали честное слово, что они довоюют до конца войны. Флот же пока ещё действовал. Однако расхлябанность и разгильдяйство начали проникать уже и туда. Одним из следствий этого разгильдяйства и стало потопление подводной лодки АГ-15...
8 июня 1917 года от борта плавбазы «Оланд» отшвартовалась подводная лодка АГ-15 и направилась в западный район для выполнения учебного погружения. Лодка была построена в Ванкувере и была приобретена Судостроительным Акционерным обществом «Ноблесснер» по заказу Морведа России, Лодка была получена ещё в 1915 году, но два года её доводили до ума и обучали экипаж.

Придя в район погружения, командир лодки лейтенант Максимович решил произвести срочное погружение с хода. Экипаж минного заградителя видел как лодка начала погружаться с увеличивающимся дифферентом и вскоре ушла под воду. На поверхности осталось четыре человека. Трое из них – командир, боцман и рулевой – были подобраны с минного заградителя, а четвертый – штурман, не умевший плавать, утонул. Через час после аварии к месту гибели лодки прибыли водолазы, которые зафиксировали, что лодка лежит на грунте на глубине 27 метров без крена и дифферента с открытыми кормовым и рубочным люками и. что в носовом и кормовом отсеках находятся подводники, отвечающие на стук по корпусу лодки. Через три часа после аварии из лодки была выпущена учебная торпеда, в которой лежала записка, сообщающая о нахождении в носовом отсеке 11 человек и просьбу о помощи. Помощь могла быть оказана только путем подъема лодки, а подъем мог быть произведен только спасательным судном «Волхов», вошедшим в строй 1 июля 1915 г. Однако, на момент аварии «Волхов» находился в Ревеле «Волхов» тут же вышел в море, но его приход к месту аварии был возможен только на следующий день. Не дождавшись помощи подводники первого отсека решились на самостоятельный выход. Под руководством старшего офицера лейтенанта Матыевича-Мацеевича подводники, проведя около 10 часов в полузатопленном отсеке, подняли давление, открыли люк и вместе с пузырем воздуха выбросились на поверхность. Последним покинул лодку старший офицер. На поверхность выбросило шестерых подводников, пятеро из которых всплыли живыми. 18 же подводников так и остались в затопленной лодке. Как выяснилось впоследствии, судовой кок, готовивший на лодке обед, незадолго до погружения открыл для проветривания кормовой люк. Капитан же. Давая команду на погружение, не удостоверился в том, что все люки задраены. Когда «Волхов» прибыл, лодку быстро подняли, и в день Октябрьской революции она снова вступила в строй. Но уже 3 апреля 1918 года АГ-15 была взорвана экипажем, чтобы не досталась немцам."(с) - https://anaga.ru/ag-15.html
 

tankman

Заблокирован
Сообщения
1.113
Адрес
г.Огре, Латвийская Республика.
"Пример с АГ-15 является далеко не единственным..."(с).
"Еще до этого случая из-за сходных грубых ошибок личного состава затонули (правда, без трагических последствий) две подводные лодки : английская А-4 и русская «Минога».
А-4 проводила 16 октября 1905 г. учения совместно с надводными кораблями. Лодка находилась в позиционном положении и принимала сигналы с движущегося миноносца. О приеме сигналов она должна была сообщать подъемом и опусканием флага, фал которого пропустили внутрь прочного корпуса через… вентиляционную шахту. При погружении об этом как-то забыли, и в отсеки лодки начала поступать вода. Из-за наличия фала закрыть клапан вентиляционной шахты не удалось, и лодка затонула на глубине около 30 м. Четкие и быстрые действия команды (запуск осушительного насоса, удаление балласта и т.п.) позволили лодке всплыть на поверхность, где команда ее покинула. На оставленной лодке произошел взрыв выделившегося гремучего газа, а затем еще два взрыва, после чего лодка вновь затонула, но уже на мелководье, куда ее успели отбуксировать. Состоявшийся суд признал виновным в гибели лодки ее командира, однако, учитывая его мужество и хладнокровие в момент аварии, счел возможным ограничиться дисциплинарным взысканием.

В марте 1913 г. при сходных обстоятельствах близ Либавы погибла подводная лодка «Минога». Незадолго до этого на лодку был назначен новый командир – лейтенант Гарсоев, командовавший ранее подводной лодкой «Почтовый», которая относилась к кораблям совершенно другого типа. Гарсоев перевел на «Миногу» весь экипаж «Почтового», состоявший из сверхсрочнослужащих. Последние, полагаясь на свой большой опыт, новую лодку практически не изучали и плохо знали ее конструкцию и особенности.

В 14.00 23 марта «Минога» отошла от пирса для первого практического плавания после зимнего отстоя. Уже в этот момент случилось небольшое происшествие: Гарсоев не рассчитал выбега лодки при движении задним ходом, и «Минога» ударилась кормой о борт стоявшей у пирса угольной баржи. При этом раскололся укрепленный на ахтерштевне золоченый двуглавый орел – обе его головы утонули.

Лодка при столкновении, однако, не пострадала и продолжала свой путь в сопровождении портового буксира. Около 16.00 оба судна подошли к Либавскому маяку, и Гарсоев приказал боцману Гордееву передать на буксир флажным семафором сообщение о намерении погрузиться и далее следовать под водой заранее согласованным курсом. Выполнив приказ, Гордеев свернул сигнальные флажки и сунул их, как ему казалось, под решетчатый настил мостика, а на самом деле – под тарелку клапана вентиляционной шахты.

Перед погружением никто не обратил внимания на ненормально закрытый клапан, и сразу же после ухода под воду в лодку стала поступать вода. В результате она получила отрицательную плавучесть и затонула на глубине 30 м. С продуванием цистерн главного балласта командир опоздал. Поэтому он приказал отдать аварийный буй и попытаться заглушить трубу вентиляции, так как закрыть клапан из-за злополучных флажков не представлялось возможным.

Всплывший на поверхность буй заметили на буксире. Моряки с буксира подошли на шлюпке к бую и после достаточно длительного изучения (команда буксира не была знакома с подобными устройствами и перед выходом в море соответствующих инструкций не получила) обнаружили внутри него телефон. Выяснив по телефону, что «Минога» терпит бедствие, буксир полным ходом направился в Либаву, подавая при этом тревожные гудки.

Либавская база к тому времени уже завершила работу, и поэтому выход в море спасателей удалось организовать лишь после 19.00.

Положение в отсеках затонувшей лодки между тем ухудшалось с каждой минутой. Поступление воды внутрь корпуса удалось замедлить, но не прекратить полностью. Воздух в отсеках постепенно становился непригодным для дыхания. Поступающая вода подходила к аккумуляторам, что грозило выделением хлора и полным отравлением атмосферы.

В этой обстановке Гарсоев принял единственно правильное решение: он приказал продуть кормовую дифферентную цистерну. Корма лодки оторвалась от грунта и всплыла на поверхность, а находившаяся в корпусе вода потоком перелилась в носовые отсеки и толстым слоем мгновенно залила аккумуляторную батарею, что существенно уменьшило выделение хлора.

Подошедшие к месту катастрофы спасательные суда (подъемный кран, килектор, буксиры, водолазные боты) очень скоро обнаружили кормовую оконечность погибшей лодки, на флагштоке которой развевался андреевский флаг (лодки в те годы уходили под воду, не спуская флага). Под нее подвели стропы и приподняли, пока из воды не показался кормовой входной люк. Дальнейшая эвакуация из лодки людей, большинство из которых уже не могли двигаться самостоятельно, была делом техники. Всех спасенных немедленно отправили в госпиталь, однако среди них не обнаружили виновника аварии – Гордеева.

Последнего удалось найти в прочной рубке по стуку, которым он давал о себе знать. Лодку подняли еще выше. Наконец из воды показался рубочный люк, и Гордеев вышел из рубки живым и невредимым, просидев там около 12 ч. Оказалось, что объем воздуха в прочной рубке вполне достаточен для дыхания одного человека в течение длительного времени.

Успешному спасению экипажа и последующему подъему «Миноги» на поверхность способствовала отличная погода. Окажись судьба менее благосклонной к подводникам, ошибка Гордеева могла бы иметь трагические последствия."(с) - http://flibusta.site/b/291667/read
 

Rand0m

Активный участник

"Ельцин плевал на Крым и Черноморский флот, а Горбачева я видеть не хочу за то, что он сделал". История несломленного адмирала Касатонова​

3 дня назад
150K прочитали
Вы знакомы с историей, которую знающие люди называют «Третьей обороной Севастополя»? Она произошла в Крыму начала 90-х, и возглавлял ее тогдашний Командующий Черноморским Флотом Игорь Владимирович Касатонов. Этот человек буквально своей грудью заслонил многострадальный русский город от лап "самостийцев" и защитил Черноморский флот от преступного намерения Ельцина и прочих "демократов" бесплатно, как на базаре, подарить его Украине.

«Адмиральская династия»

Трех адмиралов дала России некогда крестьянская семья Касатоновых. И еще нескольких достойных офицеров. Родоначальник династии Афанасий Степанович был солдатом Первой мировой. Дослужился до унтер-офицера, получил полный Георгиевский бант. На родине ему поставлен бронзовый бюст.
Но главным памятником ему стали дети, внуки и правнуки, выбравшие славную профессию – Родину защищать. Сын Афанасия Владимир стал Адмиралом Флота. Пошел по стопам отца и Игорь Владимирович, никогда не считавший себя «адмиральским сынком»:

Отец бы такого никогда не допустил! Да и сам я не хотел. Служил как все: никаких поблажек.
Он отлично закончил Севастопольское училище, Военно-морскую академию. Проходил службу на Черноморском флоте, пока в начале 80-х не получил перевод на Кольскую флотилию. В Севастополе оказался в сентябре 1991, незадолго до подписания Беловежских соглашений…

Флот в развале и брожении

Касатонов принял командование ЧФ в каких-то фантасмагорических условиях. Ельцин, торопясь разрушить Союз в угоду «западным партнерам», похоже совершенно не думал об организационной стороне этого вопроса. Горбачева тоже волновала лишь собственная судьба и власть. Касатонов вспоминал:

"С Горбачевым я Слава Богу никогда не встречался. О нем даже говорить-то не хочется. Потому что хороших слов просто не подобрать, а ругаться я не привык. Дело в том, что из-за его решений за бортом СССР оказалось 2,5 млн военнослужащих, 7 округов, 3 группы войск. А Черноморскому флоту была уготовлена та же судьба".
Повторимся. Из-за преступных решений шайки реформаторов за границами РСФСР оказались не только миллионы русских людей, но и огромные оборонные структуры. ЧФ насчитывал более 800 кораблей, почти 100 тысяч личного состава. Ельцинский бредовый план предполагал, что страны СНГ сохранят общую систему вооруженных сил. Прочие «независимые» лидеры этого не желали. Особенно на Украине. Киев внаглую заявил, что у него будет своя армия. Касатонов негодовал:

"Это представить даже невозможно. Взять себе весь наш флот на Черном море и провозгласить себя державой Черноморской. И кто? Украина? Она жаждала именно этого.
К Кравчуку меня вызвали в октябре. Моментально понял, сотрудничества не выйдет. Сам он опытный, хитрый политик – был корректен, но в глазах злоба. Он тоже понял: "Прогибаться под него я не собираюсь, не говоря уже про самостийную Украину". Поэтому он осторожничал. А его зам говорил прямо, комедию не ломал: мол, "Адмирал, ломать жить себе не надо. С Борисом Николаевичем договоримся, флот станет украинским, хотите, можете продолжать его возглавлять...". А я со своей стороны четко дал понять, что не по зубам им окажется Севастополь! Кравчук говорил, мол: "Что вам эта Москва, нечего на нее ориентироваться". А я отвечал: "У нас десятки тысяч людей со всех уголков Советского Союза. Никто присягать какой-то незалежной Украине не станет. Все уедут". Он лишь повторял: "Пускай разбегаются". Был уверен, что план его выгорит.


Такие же разговоры велись с командующими трех военных округов. В конце концов, все трое сдались и улетели в Москву. Их место тут же радостно заняли генералы, продавшие страну за новенькие генеральские звезды, только теперь в составе "незалежной". Касатонов тоже мог бы уехать, кто бы его обвинил, когда на судьбу сотен тысяч людей, огромного флота и исторических территорий всем было наплевать:

В Москве отмалчивались. Причем нарочно. Знали ведь, какое давление на нас оказывали. И в Генштабе знали, и в Минобороны. И ничего. Никаких приказов. Только бледные слова поддержки, мол, держитесь. А как держаться, когда "самостийцы" ежедневно давят, на шантаж идут. Трое командующих не выдержали. Положили рапорты на стол и улетели. А у меня совесть. Что, людей бросить, Родину предать за желто-голубой флаг? Хоть у меня и приказа не было, так поступить я не мог. Не обучен такому…

Присяга дается один раз!

Кравчук велел провести моряков к присяге на верность "незалежной" до 3 января 92-го. Касатонов долго пытался связаться с Ельциным. Но в Кремле всем было плевать на флот, на Крым. Там свою жизнь устраивали рядом с кормушкой. А в Генштабе флот даже с довольствия сняли, мол, он и так пропал. Зачем еще содержать его – "отрезанный ломоть".

И адмирал принимает волевое решение – бороться до конца самостоятельно. Он объявил, что флот присягать Украине не будет! Останется дожидаться законной договоренности на уровне глав государств. Более того, публично выступая в Севастополе, процитировал Николая I:

Там, где единожды поднят русский флаг, он не должен больше опускаться!
Это стало девизом севастопольских моряков, вслед за ними и простых крымчан.

"4 января я заявил, что флот будет только российским. Присяге никакой Украине не будет. А подчиняться мы будем Министру обороны СССР Шапошникову. При сем подтвердил готовность сотрудничать с новыми властями и уважать законы новой страны. За эти решения меня благодарили тысячи простых людей. Письма я получал ежедневно. А из Москвы – ничего. Реакции не было. Просто ноль. Я звонил Ельцину неоднократно. Просил меня с ним соединить. Пытался достучаться до всех них. Но на другом конце провода слышал лишь одни издевки и хихиканье. Там всем было плевать на флот, на Крым. Все делили власть. Говорили: "Оставайтесь на Украине".

Угрозы и боестолкновения

Адмирал понимал, что одного отказа подчиниться "самостийникам" мало – нужна системная работа по поддержанию боеготовности флота до официального решения вопроса. И все это в тяжелейших условиях – поддержка Москвы отсутствовала напрочь. А Украина тем временем не дремала, пыталась выкурить Касатонова из страны любыми средствами. Не гнушалась даже угроз:

"В Киеве хотели выдворить меня из страны, Черновол призывал Совбез не церемониться. Предлагал скомпрометировать меня и сделать так, чтобы мое пребывание в "незалежной" стало просто невыносимым. Кравчук опасался с флотом иметь дело. Поэтому подковыривал меня исподтишка. Газеты опубликовали мой адрес. Начали поступать угрозы. Приходилось перевозить с места на место семью.
Мне не раз звонил начглавштаба ВМФ Макаров и говорил: "Игорь, готовится покушение на тебя. Будь осторожен". Звонил Миронов (командующий Прибалтийской группировкой войск) говорил о возможном похищении.
Поэтому усилил охрану. Когда выезжал куда-нибудь, всегда брал вооруженных ребят. Ситуация оставалось очень сложной.
Случались и прямые столкновения:

Однажды, во время моего отсутствия, украинские военные захватили комендатуру. Ну, приехав, я поставили ультиматум – уходите с добром, или мы пойдем на штурм. Те не поверили. Ну я взял полроты морпехов и быстро всех оттуда вышиб.


Тем временем в Севастополе КГБ сменился на СБУ. Их агенты стали разлагать флот. Вербовали офицеров, матросов... Вели списки тех, кто готов был заново давать присягу. С предателями у Касатонова разговор был короткий.

"Предательства случались. Даже на уровне адмиралов, к сожалению. Но с предателями переговоры я не вел. Быстро всех снимал. Создал даже специальный суд чести.
Расскажу такой случай. Как-то звонит мне офицер, говорит: "На одном из кораблей флаг незалежной развевается!". А я ответил: "Ну и что ты хочешь услышать от меня? Хочешь, чтобы я по загривку тебя погладил? Быстро навел там порядок". Через час перезванивает: "Все сделано. Всех предателей отметелили. Победа за нами". Отвоевывали кулаками корабли не один раз, кстати. А как по-другому?
Тем временем Киев не унимался. Пытался заполонить Крым своими призывниками, чтобы по факту их присутствия заявить, что полуостров и флот принадлежат Украине, а российских не пускал.

"Так я вопреки требованиям Украины, приказал привести 5000 срочников из Новороссийска. И провел их с песнями в наши расположения. Это было моим наступлением. А то чего вечно в глухой обороне сидеть? Продавил я и принятие Акта о самостоятельности Крымской Республики. Местный парламент его одобрил. Если бы Кремль проявил волю и хоть какое-то стремление решить вопрос, то уже тогда в 92-м Крым стал бы нашим".

Ельцин проснулся

Несмотря на угрозу жизни, Касатонов не побоялся явиться в Киев и выступить в украинском парламенте:

Там я по-офицерски четко им сказал: "Присягать на верность чужому государству считаю предательством. Пока не будет политического решения, ситуация не изменится. На ЧФ служат представители более 40 национальностей. Украинцев из них не более 13%".
О «демарше» Касатонова написали газеты, и верховная власть, наконец, ожила.
Неожиданно очнулся и Ельцин. Видимо, дошло, что весь флот, который он так легко хотел просто подарить Украине, можно вернуть.
Когда он приехал, на крейсере «Москва», я провел ему урок географии. Буквально с указкой в руке перед картой рассказывал ему, зачем нашей стране нужен Черноморский флот и что так бездарно продавать его вместе с территориями категорически нельзя. А он слушал меня, головой кивал, но, складывалось впечатление, что он не особо понимал происходящее или не хотел вникать. Все косился на Шапошникова, будто искал поддержки…. Но запись в нашей книге оставил: «Моряки-черноморцы! В трудную минуту не дрогните. Я всегда вас поддержу»
К августу 1992 страсти улеглись. Договоренности были достигнуты. Корабли и базы были поделены между двумя странами. Касатонова тихонько убрали из Севастополя «на повышение»:

Киев начинал слюной брызгаться при упоминании моего имени. Вот мне и предложили уехать от греха подальше…По Ялтинским соглашениям, там же все решалось консенсусом. Думаете, Кравчук согласился бы снова меня видеть?
Поэтому в разделе имущества я участия не принимал. Украине досталась чуть больше 170 кораблей. Все они потом будут порезаны и пущены на металл. А теперь смотрите иронию судьбы. Киеву достался крейсер "Алексей Лобов", который они переименовали сначала в "Галичину", потом в "Украину". Но он застрял в Николаевском порту, покрылся ржавчиной. Уже который год эту "Украину" (простите, за двусмысленность) продать не могут. А аналогичный крейсер "Москва" попал к нам и стал флагманом.
Адмирал в отставке Игорь Владимирович Касатонов, слава богу, жив и здравствует. Ему 83 года.

Перед отъездом из Севастополя я испытывал смешанные чувства. Я безумно радовался, что наш флот остался нашим. Ведь я не отдал "незалежной" ни одного корабля, ни одного катера. Если бы не проявил характер тогда в 92-м, то не развевались бы наши флаги в Крыму. Развеваться им было бы просто не на чем. Я сохранил у крымчан чувство уважение к российскому флоту. Во многом это и определило дальнейшую судьбу полуострова. Он стал российским.
Пока готовил материал чертыхался, ругался и негодовал. Демократы-либералы... Это насколько нужно ненавидеть свой народ, чтобы вот так просто росчерком пера уничтожать судьбы сотен тысяч военных, бесплатно раздавать наш флот, как на какой-то барахолке и так же торговать исконно русскими землями? И ради чего? Ради власти... А у нас же ведь есть до сих пор Ельцин-центр... Горбачеву ордена раздавали...

А Касатонов?? Что с ним? Отрезанный ломоть? Списали, как когда-то пытались списать Крым и флот?

Может, пришло время во всеуслышание поблагодарить этого великого офицера за то, что он сделал для страны? И на государственном уровне, и на уровне народной памяти?

Такие истории нашу власть, к сожалению, ничему не учат.
 
  • Like
Реакции: Tigr

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
66.842
Адрес
г. Пермь
1711559980506.png

Подводная лодка К-314. Таран авианосца.

21 марта 1984 года во время американо-корейских учений «Team Spirit-84», находясь в центре американской авианосной группы кораблей, при всплытии столкнулась и пропорола 40 метров днища американскому авианосцу USS Kitty Hawk (CV-63).

Американцам пришлось свернуть маневры, а "Китти Хок" (с 85 самолетами) едва дотянул до дока на Филиппинах, где стал в ремонт. Тем временем К-314, лишившаяся при столкновении гребного винта, была отбуксирована на базу под Владивостоком.
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
66.842
Адрес
г. Пермь

Морские бронекатера проекта 161: "танки" Балтийского флота​

Приветствую вас друзья! Балтийское море в плане судоходства имеет ряд своих особенностей. Одной из них является его прибрежная часть, особенно северные берега Финского залива, изобилующая шхерами - своеобразными архипелагами из мелких скалистых островков и отдельных скал, разделённых узкими проливами. И хотя проливы эти имеют, как правило, достаточную глубину, фарватеры в шхерах узки, сложны и извилисты. Любое отклонение от курса может привести к столкновению с одним из многочисленных островков.

Приветствую  вас друзья! Балтийское море в плане судоходства имеет ряд своих особенностей.


Не единожды за свою историю балтийские шхеры становились зоной боевых действий. Так, еще во время Великой Северной войны 1700-1721 гг. для действий в шхерах строились десятки гребных судов. Во время Первой мировой войны русские корабли пользовались финскими шхерами для безопасного и скрытного выхода в Балтику. Пользовался выгодами шхер и противник - например во время Советско-финской войны 1939-1940 гг. финны перевели своё судоходство в шхеры и, тем самым, минимизировав угрозу ему со стороны советского флота.
В советское время вопрос создания кораблей для действий в балтийских шхерах был поднят в 1938 году, когда по предложению главного артиллериста Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) И.И. Грена было подготовлено задание на проектирование морского бронекатера предельным водоизмещением до 220 тонн с осадкой не более 1,5 метра, предназначенного для действий в мелководных районах. В состав вооружения кроме двух 76-мм орудий в башнях среднего танка Т-28 входили и три башни ДШКМ-2Б с 12,7-мм пулеметами. Особое внимание уделялось маневренности, мореходным качествам и скорости хода. Считалось необходимым, чтобы катер имел возможность поддерживать скорость не менее 20 узлов даже в условиях 6-балльного волнения. Оговаривались высокая автономность - не менее 6 суток - при большом районе плавания - не менее 500 миль. Поскольку основной задачей подобного корабля была поставлена борьба с неприятельским "москитным флотом" т.е. катерами различного назначения, то и бронирование он должен был нести довольно легкое, достаточное для защиты от огня крупнокалиберного пулемета, с дистанции 100 метров и более..


Приветствую  вас друзья! Балтийское море в плане судоходства имеет ряд своих особенностей.-2


В марте 1940 года на основе предварительных проработок утверждается тактико-техническое задание, которое предусматривало снижение требований к скорости и уменьшение размеров. В конце 1940 года Народным комиссариатом ВМФ рассматривались три варианта эскизного проекта с различными
главными двигателями, в частности с дизелями 30Д и М-50. В январе 1941 г. заместитель наркома ВМФ адмирал И. С. Исаков утвердил проект бронекатера водоизмещением 166 тонн и скоростью 18 узлов с двумя дизелями М-50. Но эти моторы так и не были освоены в производстве, в связи с чем и сам проект "МБК 138" заглох.
Необходимость в таких кораблях появилась после начала Великой Отечественной войны. Особенно остро она стала ощущаться во второй половине войны, когда Красная Армия перешла к широкомасштабным наступательным операциям. Причем нужны они были не как истребители катеров противника, а как корабли артиллерийской поддержки, которые могли бы способствовать действиям наших войск на побережье, высаживать и прикрывать десанты, подавлять вражеские огневые точки на берегу. В связи с этим вместо скоростных качеств на первое место выдвинулись высокая живучесть и надежная бронезащита, способная держать бронебойные снаряды калибром до 37—40 мм на дистанции прямой наводки, т. е. не более 100 метров. Требования к новому типу кораблей довольно емко сформулировал командующий КБФ адмирал В. Ф. Трибуц:
Нужны были небольшие бронированные корабли с орудиями хотя бы среднего калибра, но защищенными башней. Мониторы — по принципу, катера — по размерам.
На основе проекта дизельного бронекатера конструкторы, под руководством Дмитрия Николаевича Загайкевича, в сжатые сроки подготовили эскизный проект нового морского бронекатера получивший шифр "проект 161". Он предусматривал вооружение в штатных башнях танка КВ-1 и силовую установку из бензиновыми двигателей ГАМ-34БС - специально разработанная версия авиационного мотора АМ-34, устанавливаемая на торпедных катерах и охотниках за подлодками. Двухвинтовой шхерный монитор имел довольно мощную броню - до 50 мм по бортам и 30 мм на палубе. Общий вес брони составляет около 69 тонн т.е. около 41% водоизмещения.


Приветствую  вас друзья! Балтийское море в плане судоходства имеет ряд своих особенностей.-3


В феврале 1942 года Военный совет КБФ принял решение о постройке первой серии из десяти шхерных мониторов - так стали именовать новый подкласс боевых кораблей. В марте нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов утвердил проект с артиллерией в башнях от среднего танка Т-34 и, наконец, конструкторское бюро Завода №194 (ныне - Адмиралтейский завод) под руководством Юрия Гавриловича Деревянко, получив этот проект с Большой земли, начало выпуск рабочих чертежей. Планировалось головной корабль сдать уже в декабре того же года, однако лишь 16 октября состоялась его закладка.


Приветствую  вас друзья! Балтийское море в плане судоходства имеет ряд своих особенностей.-4


По конструкции морской бронекатер проекта 161 представлял собой мелкосидящий корабль цельносварной конструкции. Корпус имевший небольшую седловатость с подъемами к носу и корме, разделялся на двенадцать отсеков. Катер мог оставаться на плаву при затоплении любых двух из них. Поскольку производственные возможности в блокадном Ленинграде были весьма и весьма ограничены, конструкцию корпуса максимально упростили. Так, чтобы исключить необходимость в горячей гибке листов применили остроскулые обводы с прямолинейными очертаниями шпангоутов на днище, плоском в средней части корпуса, и вертикальными бортами. Понятно, что это отрицательно сказалось на ходовых качествах катеров, но иного выбора в тот момент просто не было.


Приветствую  вас друзья! Балтийское море в плане судоходства имеет ряд своих особенностей.-5


Силовая установка двухвальная, располагалась в моторном отсеке центре корпуса. Фундаменты двигателей были унифицированы под установку как отечественных ГАМ-34БС мощностью по 850 л. с., и массой по 1045 кг. каждый, так и аналогичных им по мощности ленд-лизовских двигателей фирмы "Packard". Топливные баки располагались между моторным отсеком и погребом носовой орудийной башни. Они были оборудованы системой подачи отработанных газов, которые заполняли высвобождавшийся от топлива объем, что предотвращало возможность взрыва паров бензина. Гребные винты трехлопастные, бронзовые, диаметром 600 мм и с шагом 500 мм.
Бронирование представляло собой цитадель, состоявшую из бортового пояса толщиной до 52 мм, 25-30-мм бронепалубы и траверзов толщиной 14-30 мм, которая прикрывала жизненно важные части корабля: моторный отсек, топливные цистерны и погреба боезапаса. За пределами цитадели вертикальное и палубное бронирование оконечностей имело толщину до 18 мм. Серийные катера иногда отличались по защите, так как при постройке использовали ту броню, которая оказывалась под рукой.
По проекту катер вооружался двумя 76-мм пушками Ф-34 в башнях танка Т-34-76, одной 37-мм зенитной автоматической пушкой, двумя 82-мм минометами и двумя 12,7 мм пулеметами ДШК. Уже в ходе службы состав вооружения катеров менялся. Каких-либо дополнительных приборов управления огнем и централизованной наводки на кораблях не устанавливалось.


Приветствую  вас друзья! Балтийское море в плане судоходства имеет ряд своих особенностей.-6


Управление бронекатером осуществлялось из бронированной боевой рубки в которой располагался штурвал компас и машинный телеграф. На случай выхода из строя основного имелся резервный штурвал в румпельном отделении в корме. Боевая рубка была связана телефоном с орудийными башнями, 37-мм автоматом и позициями минометов. На случай выхода из строя телефонной связи предусматривались звонковая сигнализации и переговорные трубы.


Интерьер боевой рубки


Интерьер боевой рубки
К вспомогательному оборудованию относились два паровых котла отопления, пожарный электронасос, два переносных эжектора, действовавших от пожарной магистрали и два переносных трюмно-пожарных насоса действовавших от пожарной магистрали.
Экипаж бронекатера по проекту должен был состоять из 39 человек. Для комсостава были предусмотрены три двухместные каюты, рядовые краснофлотцы размещались в двух кубриках - носовом и кормовом.


Корпус одного из катеров во время постройки в заводском цехе.


Корпус одного из катеров во время постройки в заводском цехе.
Строительство новых бронекатеров велось в тяжелейших условиях. Не хватало рабочих, изможденные голодом и холодом люди буквально валились с ног от усталости. Спать приходилось прямо на рабочих местах. На подмогу заводчанам были направлены моряки Балтийского флота, в частности большая группа из состава экипажа крейсера "Киров", которым в будущем и предстояло вести корабли в бой.
Сложно было и с материалами и с судовым оборудованием, производство которого приходилось налаживать практически в пожарном порядке. Так для постройки корпусов сталь собирали с различных заводов города - удалось найти только 500 тонн листовой стали подходящего сортамента. Одновременно на учет взяли 3500 тонн стали слишком большой толщины 10—30 мм, а на заводе имени Ворошилова срочно наладили ее перепрокатку на необходимые меньшие толщины 1,5—6 мм.


Подготовка к спуску на воду


Подготовка к спуску на воду
Требовалось организовать взаимодействия с другими ленинградскими предприятиями, вовлеченными в постройку а их было не мало. Так паровые котлы отопления поставлял Невский завод, шпили и рулевые машины — "Русский дизель", насосы — "Красный факел", гребные винты — Балтийский завод, якоря — завод имени Жданова. Ижорский завод организовал специальный цех для изготовления секций боевых рубок и артиллерийских башен.
Броней толщиной соответствующей проектной удалось укомплектовать только пять кораблей. На остальных броневые листы устанавливались исходя из наличия и следующих общих соображений: в районе цитадели — на борт от 40 до 60 мм и на палубу от 23 до 32 мм. палуба в оконечностях — от 13 до 20 мм. Общий вес бронирования при этом не должен был выходить за рамки предусмотренные проектом.
На головном корабле в качестве главных двигателей установили поступившие по ленд-лизу американские двигатели "Паккард". Отечественный мотор ГАМ-34БС не устраивал военных по массогабаритным характеристикам и плохой приспособленностью к работе в морских условиях. Поэтому и все остальные катера также оснащали "паккардами". Правда импортные моторы работали на дефицитном высокооктановом бензине и отличались излишне высоким числом оборотов, низким моторесурсом. К 22 декабря 1942 года закончили установку двигателей и начали монтаж валопроводов. В начале февраля 1943 года установили боевую рубку, а 18—19 февраля на корабле смонтировали башни.


[IMG alt="Спуск на воду строящегося советского морского бронекатера МБК проекта 161 на заводе № 194. На заднем плане виден корпус линкора «Советский Союз», 1943 г.
"]https://avatars.dzeninfra.ru/get-ze...812_6658ce52a941d613832f4f13/scale_1200[/IMG]

Спуск на воду строящегося советского морского бронекатера МБК проекта 161 на заводе № 194. На заднем плане виден корпус линкора «Советский Союз», 1943 г.
11 апреля 1943 года, с помощью плавкрана, головной катер был спущен на воду, после чего началась достройка на плаву. 17 апреля корабль посетили члены Военного совета А. А. Жданов и А. А. Кузнецов, и командование Балтфлота во главе с адмиралом В. Ф. Трибуцем. Они дали высокую оценку совместной работе коллектива рабочих и моряков. Было рекомендовано усилить зенитное вооружение. В результате на место минометов были установили две 45-мм полуавтоматические пушки и два 12,7-мм пулемета ДШК по бортам у рубки. Есть версия, что изменение состава вооружения было, что называется, "инициативой снизу". Так А. А. Зеленовский, в годы войны командир МБК-502, вспоминал по этому поводу следующее:
Помню, в конце марта — начале апреля 1943 г. я уговорил работников завода снять с моего "МБК" штатные 82-мм минометы, поскольку прицельная стрельба ими оказалась практически невозможна. А поставили на их места две дополнительные 45-мм пушки. За инициативу командование объявило мне трое суток ареста, которые я, впрочем так и не отсидел. Но тут же начали устанавливать «сорокапятки» на всех других мониторах. И все командиры были довольны.
Усиленное вооружение потребовало установки соответствующих подкреплений палубы, что в итоге дало рост водоизмещения на 7,5 тонн, Соответственно возросла осадка и ухудшилась остойчивость (метацентрическая высота уменьшилась на 6 см). Еще более уменьшилась скорость.


Приветствую  вас друзья! Балтийское море в плане судоходства имеет ряд своих особенностей.-11


В ночь на 8 июня первый морской бронекатер пр.161 вышел на ходовые испытания. Из-за упрощенных и рубленных обводов в носовой части уже при скорости 10,5 узла катер гнал перед собой большой вал воды. На волне в 3—4 балла он буквально зарывался в волну носом, вода заливала палубу и даже башенный прицел, заплескивалась через клюзы. Катер сильно (до 20°) кренился на крутых поворотах. Проектная скорость в 15 узлов не была достигнута и оказалась на два узла меньше. Свою лепту внесли и моторы "Паккард" - из-за их высоких оборотов (2000 об/мин) гребные винты "мололи" воду, однако, чтобы их снизить обороты до в четверо меньшего значения, нужны были редукторы которых на тот момент в распоряжении судостроителей просто не имелось.


Достройка одного из первых МБК Впереди носовой башни виден установленный на поворотной платформе 82-мм миномет.


Достройка одного из первых МБК Впереди носовой башни виден установленный на поворотной платформе 82-мм миномет.
По итогам испытаний началась работа по улучшению мореходности и боевых качеств. С целью уменьшения заливания палубы и башни, в носовой части наварили на обшивку фальшборты-козырьки с большим развалом бортов. Якорные клюзы закрыли снаружи откидными крышками. Изменили конструкцию герметизации палубных и башенных люков. Для улучшения естественной вентиляции машинного отделения над люком моторного отсека устроили выгородки высотой 0,7 метра, а на мостик вывели широкий парусиновый рукав-воздухозаборник. На пробных стрельбах выяснилось, что стрельба из турельного ДШК, установленного крыше рубки, мешает управлению кораблем. Пулемет сняли и нашли ему другое место. Шум двигателей делал невозможной связь с кормовой орудийной башней по переговорным трубам - вместо них установили ларингофонную связь. Переделали систему выхлопа, сделав его подводным, что помогло решить сразу ряд проблем - во-первых избавило от парения в районе кормовой башни, которое ухудшало видимость наводчику кормового орудия и грозило отравлению выхлопными газами всему расчету, а во-вторых уменьшило дальность обнаружения корабля по шуму моторов. Для избежания повреждений корпуса пороховыми газами при стрельбе разработали и установили механические ограничители поворота башен. В корме установили стеллажи для 12 глубинных бомб.


Приветствую  вас друзья! Балтийское море в плане судоходства имеет ряд своих особенностей.-13


22 сентября 1943 года был подписан приемный акт на головной корабль. К тому моменту были готовы уже пять серийных катеров. При том, что окончательный технический проект утвердили 15 сентября 1943 года. Постройка последних трех кораблей серии от момента закладки до сдачи флоту занимала три — три с половиной месяца. В течение августа — октября 1943 года на первых десяти шхерных мониторах были подняты флаги. В строй они вступали уже как морские бронекатера и получали бортовые номера начиная с № 501.
Экипажи для МБК формировались в основном из числа моряков, участвовавших в их постройке. На некоторые корабли в экипаж назначили танкистов, из которых состояли расчеты орудийных, а также офицеры танковых частей в качестве помощника командира корабля. Численность экипажей по боевому расписанию превышала проектную и доходила до 51—52 человек.
https://dzen.ru/a/ZlWYKVs7xHrLmugS
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
66.842
Адрес
г. Пермь
Еще один шхерный монитор у достроечной стенки завода №194.Корабль уже оснащен фальшбортом


Еще один шхерный монитор у достроечной стенки завода №194.Корабль уже оснащен фальшбортом
С прорывом блокады Ленинграда и улучшением ситуации в осажденном городе появилась возможность усовершенствовать проект. Флот еще принимал катера первой серии, когда решено было строить еще десять кораблей с учетом появившихся новых возможностей, боевого опыта, а также замечаний специалистов приемной комиссии. Одним из главных отличий улучшенных бронекатеров от кораблей первой серии стали их корпуса, строившиеся по новому теоретическому чертежу. Теперь завод уже мог выполнять горячую гибку листов, а это позволило применить хотя бы в носовой части вместо упрощенных более совершенные с точки зрения скорости и мореходности криволинейные обводы, что позволяло рассчитывать на улучшение скоростных качеств. В целях повышения боевой живучести и непотопляемости корабля решено было отказаться от имевшихся ранее дверей в водонепроницаемых переборках, поскольку, как показал опыт, во время боя переходить из отсека в отсек приходилось крайне редко. Ряд дополнений и улучшений в части оборудования корабля удалось внести в проект за счет экономии в весе брони, причем сделано это было без уменьшения ее толщин, сократили общую длину цитадели и уменьшили высоту боевой рубки на виде корабля сбоку — опустили ее пол ниже уровня палубы. Более низкая рубка уменьшила верхний вес, что положительно сказалось на остойчивости катера, а также уменьшило поражаемую площадь силуэта. Для обеспечения кругового обзора из рубки на ее крыше установили командирскую башенку от танка Т-34 с люком и перископом. Для удобства управления кораблем вне боя (при швартовке и т. п.) на мостик вынесли дополнительные штурвал и машинный телеграф. Была улучшена вентиляция моторного отсека путем установки электровентилятора. Еще два таких же вентилятора предусматривались для орудийных башен.Установили электропривод якорного шпиля. За счет экономии веса установили вспомогательный котел большей паропроизводительности, что, наконец-то, сняло проблему отопления, весьма важную при проведении боевых операций ранней весной и поздней осенью. Была улучшена изоляция.


Вид на носовую часть и боевую рубку катера первой серии. Фальшборт еще не установлен


Вид на носовую часть и боевую рубку катера первой серии. Фальшборт еще не установлен
Была предпринята попытка заменить бензиновые двигатели на 500-сильные дизели "Дженерал Моторс", расход топлива которых был в три раза меньше, да и сама соляра была гораздо дешевле и менее взрывоопасна. Но поскольку своевременно получить эти двигатели завод не успел, на бронекатера программы 1944 года пришлось ставить все те же "паккарды".

Первые три МБК в конце навигации успели перейти на передовую базу о. Лавенсаари и выполняли ряд отдельных боевых заданий: вели стрельбы по береговым целям, выходили в дозор, высаживали разведывательно-диверсионные группы. Настоящая боевая служба "шхерных мониторов" началась уже в следующем 1944 году. Организационно каждые четыре вошедшие в строй корабля составляли отряд. В марте 1944 года четыре отряда были сведены в отдельный дивизион, командиром которого назначили капитана 3 ранга Ивана Георгиевича Максименкова (до того — командира 3-го отряда).


Остров Лаавенсари. Десант размещается на палубе одного из бронекатеров перед выходом на Мерекюльскую операцию, впоследствие названную десантом в бессмертие, 14 февраля 1944 года


Остров Лаавенсари. Десант размещается на палубе одного из бронекатеров перед выходом на Мерекюльскую операцию, впоследствие названную десантом в бессмертие, 14 февраля 1944 года
Первая крупная боевая операция, в которой приняли участие МБК (№ 507 и 508 из отряда А. Потужного), получила известность как Мерекюлаский десант — тактический морской десант 14—17 февраля 1944 года, высаженный в район эстонской деревушки Мерекюла Балтийским флотом в ходе Ленинградско-Новгородской наступательной операции. Несмотря на то что сама операция окончилась неудачей, новые бронекатера показали себя в ней достаточно хорошо - уже один 12-часовой ночной переход к месту высадки в условиях сложной ледовой обстановки и шторма, да еще и с десантом на борту, стал жесткой проверкой их мореходных качеств и прочности.


Швартовка двух шхерных мониторов


Швартовка двух шхерных мониторов
В июне-июле 1944 года, при штурме островов Бьеркского архипелага, прикрывающего вход в Выборгский залив, полностью раскрылись широкие боевые возможности кораблей нового типа. Помимо выполнения своего главного назначения — обеспечивать огневую поддержку при высадке десантов — шхерные мониторы придавали боевую устойчивость операциям легких сил и вели артиллерийские бои с надводными кораблями противника. Так 19 июня отряд из трех морских бронекатеров и десяти малых охотников (МО) поучаствовали в бою с немецкими миноносцами Т-30 и Т-31 у острова Нерва, при этом два катера МБК -503 и МБК-505 получили прямые попадания 105-мм снарядами, но остались на плаву. Более подробно о бое у о. Нерва можно почитать здесь.
21 июня прикрывая высадку десанта на о. Пийсари МБК-505 под командой старшего лейтенанта В. Налетова выдержал бой с двумя хорошо вооруженными немецкими быстроходными десантными баржами (БДБ), в неравном бою отстояв позиции отряда до появления авиационной поддержки.


Советские десантники перед высадкой на остров Пайкасаари. На дальнем плане бронекатер проекта 161


Советские десантники перед высадкой на остров Пайкасаари. На дальнем плане бронекатер проекта 161
В начале июля шхерные мониторы участвовали в боях за острова Выборгского залива и в частности — за о. Тейкарсари, занимающий ключевое положение. Здесь возможностей для обходного маневра не было, пришлось атаковать "в лоб". В состав сил артиллерийской поддержки десанта вошел самостоятельный отряд — все шесть наличных МБК под командованием И. Максименкова. Под прикрытием темноты, тумана и дымовой завесы, мелкосидящие и маневренные шхерные мониторы шли вперед, появляясь в непосредственной близости от береговых позиций неприятеля и ведя огонь по ним с дистанций порой менее 200 метров.


МБК-505 в камуфляжной окраске


МБК-505 в камуфляжной окраске
Противник наиболее успешно для борьбы с ними смог использовать лишь мины, жертвами которых стали три катера: МБК-504, МБК-509, МБК-514. Так МБК-504 погиб в Выборгском заливе 4 июля 1944 года. Бронекатер прикрывал высадку десанта на остров Тейкарсаари и подорвался на минном заграждении, выставленного финнами. От взрыва корпус разломился на две части. Корабль практически мгновенно ушел на дно. Его кормовая часть с бронированной рубкой перевернулась, а носовая, вероятно, из-за наличия воздуха внутри, тонула форштевнем вверх. Погибли 27 моряков, спаслись 11. В 2003 году останки затонувшего МБК-504 обнаружили специалисты НЦПИ - Национального центра подводных исследований.
Весомым был вклад дивизиона морских бронекатеров в успех операции по освобождению островов Моонзундского архипелага в октябре-ноябре 1944 года. МБК здесь выполняли как свои основные задачи по огневой поддержке десантов так вели борьбу с кораблями и авиацией противника. На боевом счету дивизиона появились тогда 4 потопленные БДБ, большое количество поврежденных и уничтоженных малых кораблей и судов. Но и противник в долгу не остался. В результате боя 19 ноября 1944 года с немецкими тральщиками у полуострова Сырве два катера МБК-516 и МБК-519 получили повреждения от артогня немцев, а затем были выброшены штормом на камни, после чего были вынуждены ремонтироваться до конца кампании.


Немецкая быстроходная десантная баржа типа MFP, грозный противникс которыми приходилось сталкиваться нашим броняшкам. В зависимости от модификации несли 1-2 пушки  калибром 75, 88 или 105 мм, и 1-4 зенитных автомата калибром 20 или 37-мм


Немецкая быстроходная десантная баржа типа MFP, грозный противникс которыми приходилось сталкиваться нашим "броняшкам". В зависимости от модификации несли 1-2 пушки калибром 75, 88 или 105 мм, и 1-4 зенитных автомата калибром 20 или 37-мм
В апреле 1945 года бронекатера Краснознаменного дивизиона участвовали в освобождении военно-морской базы Пиллау — наносили удары по транспортам с эвакуируемыми войсками. В боях за косу Фрише-Нерунг участвовало в общей сложности семь МБК. Они использовались и в качестве десанто-высадочных средств, и как корабли артиллерийской поддержки, отражавшие атаки легких сил противника, поражавшие наземные цепи.


Приветствую  вас друзья! Балтийское море в плане судоходства имеет ряд своих особенностей.-21


Созданные в короткий срок и в невероятно тяжелых условиях осажденного города, морские бронекатера проекта 161 оказались очень удачными и снискали заслуженную любовь моряков и морских пехотинцев, давших им различные добрые и уважительные прозвища. "Блокадные броненосцы", "морские танки", "катерные линкоры" или же просто "броняшки" сразу же проявили себя как поистине незаменимые корабли. Хорошо вооруженные и защищенные внушительной, по катерным меркам, броней, маневренные и способные оперировать на мелководье они, под шквальным артиллерийским и минометным огнем, методично, прямой наводкой с ближней дистанции подавляли береговые цели. Да, возможно они были бы еще лучше, установи на них приборы управления огнем и увеличив углы возвышения башенных орудий. Но не стоит забывать, что они строились в условиях осажденного и голодающего города жесточайшего ограничения всего и вся. Поэтому, что смогли, то в данных конкретных условиях и сумели сделать. И поставленные задачи корабли выполняли вполне успешно.
Корабли в целом показали исключительно высокую боевую живучесть. Так МБК-510, подорвался на мине, однако благодаря действиям команды остался на плаву и после ремонта снова вошел в строй действующих сип дивизиона. По воспоминаниям ветеранов палубная броня катеров оказалась непробиваемой для 20-мм снарядов пушек немецких самолетов. Еще более показателен в плане надежности броневой защиты случай с МБК-513, когда во время боев у косы Фрише-Нерунг в боевую рубку ударил 127-мм снаряд, но все последствия ограничились сорванной с петель броневой дверью.
Наилучшей же характеристикой балтийских "морских танков" служит тот факт, что 17 из 20 построенных кораблей, несмотря на чрезвычайно активное их участие в боях, благополучно дожили до конца войны и были списаны со службы лишь в конце 1950 годов.
Источники: Платонов А.В. "Советские мониторы, канонерские лодки и бронекатера". Бережной С. С. "Корабли и суда ВМФ СССР. 1928-1945 : Справочник", Апальков Ю.В. "Катера Отечественного флота", Черников И.И. "Младшие братья Кирова" //"Катера и яхты" № 6-1987, Материалы в открытом доступе в сети Интернет
https://dzen.ru/a/ZlWYKVs7xHrLmugS
 
Сверху