ШТУРВАЛ или РУЧКА для ЛА ? Поясните, что лучше.

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
Летал и с ручкой и со штурвалом. Штурвал для школьника выглядит привлекательнее. Но не об этом. Понимаю, без гидравлики нужен штурвал. Но везде гидравлика - и всёравно штурвалы. Ту-160 - ручка. Штурвалы по внешнему виду разные, даже обратное V есть. Почему ?
Вопрос : "ШТУРВАЛ запретить ?" Штурвал - тупиковая ветвь управления ЛА ?
 

Zmey Smirnoff

Активный участник
Сообщения
376
Как неспециалист: с гидравликой и "fly-by-wire" лучше ручка-джойстик справа как у Ф-16/22. Дабы не загораживать инструменты.
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
МиГ-31 написал(а):
Летал и с ручкой и со штурвалом. Штурвал для школьника выглядит привлекательнее. Но не об этом. Понимаю, без гидравлики нужен штурвал. Но везде гидравлика - и всёравно штурвалы. Ту-160 - ручка. Штурвалы по внешнему виду разные, даже обратное V есть. Почему ?
Вопрос : "ШТУРВАЛ запретить ?" Штурвал - тупиковая ветвь управления ЛА ?
- Французы ставят на свои лайнеры маленькие ручки, американцы на свои гражданские Боинги - однако, штурвалы...
ИМХО: на больших самолётах с двойным управлением c сидящими рядом лётчиками предпочтительнее штурвал (даже несмотря на полное отсутствие механической связи с управляющими плоскостями), а на сравнительно небольших манёвренных - боковая ручка.

Если бы на том армянском А-320, что погиб в районе Адлера, были штурвалы, связанные механически друг с другом, той катастрофы бы не случилось. А так лётчики дали свои ручки в противoположных направлениях и до самой воды автоматика отрабатывала "среднее арифметическое" - правак был лишён возможности поправить командира, у которого малость "крыша съехала"...
Штурвалы по внешнему виду разные, даже обратное V есть.
Почему ?
- Это уж как где какому дизайнеру позволяют изгаляться... :-D
 

L.O.G

Активный участник
Сообщения
1.145
Я за ручку. Приноравился уже, да и инструментальную панель не загораживает.
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
Эно - Пельтри сказал ручка ! Значит ручка ! У космонавтов ручки, правда на кнопки. Ручка и РУДы должны быть под рукой всегда !
Точнее в руках всегда ! ... У этих... где много народу... кажется на взлёте команда есть "ДЕРЖАТЬ РУДы" ..и это ещё ... Бортинженер управляет РУДами на глиссаде, ваще... Мне не понять.
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
МиГ-31 написал(а):
У этих... где много народу... кажется на взлёте команда есть "ДЕРЖАТЬ РУДы" ..и это ещё ... Бортинженер управляет РУДами на глиссаде, ваще... Мне не понять.
- Управляет командир, но - голосом. "Поставить 88%!!" "Добавить 2%!"
 

CVG

Активный участник
Сообщения
401
Адрес
Россия
Сейчас на наших новых истребителях появились еще и неподвижные тензометрические РУД. Зачем они нужны - не ясно. В этом случае по положению рукоятки РУД летчик уже не может определить уровень тяги двигателей. Следовательно информационная связь пилот-самолет несколько ухудшается.
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
БРИЗ... поясни что такое танзометрические РУДы. На МиГ-23 был РУД по горизонтали. А это, что за зверь такой ?

Добавлено спустя 3 минуты 22 секунды:

вероятно крутить надо "наболдашник" РУДа. А сам РУД на месте стоит.
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
МиГ-31 написал(а):
БРИЗ... поясни что такое танзометрические РУДы. На МиГ-23 был РУД по горизонтали. А это, что за зверь такой ?
- Надо полагать, это на том же принципе, что и коротоходовая ручка управления самолётом - перемещение там всего в полтора-два сантиметра, а дальше тензометрические датчики воспринимают силу давления и пропорционально этому отрабатывается отклонение исполнительных органов - перемещение элеронов, руля высоты или органов управления на двигателе.
 

акулыч

Активный участник
Сообщения
8.951
Адрес
Москва
МиГ-31 написал(а):
БРИЗ... поясни что такое танзометрические РУДы. На МиГ-23 был РУД по горизонтали. А это, что за зверь такой ?

Добавлено спустя 3 минуты 22 секунды:

вероятно крутить надо "наболдашник" РУДа. А сам РУД на месте стоит.
Почти, Breeze все верно описал...."Тискал" такой РУД на МАКС 2005 и слушал рассказы летчика-испытателя Аверьянова об испытаниях такого РУДа....Ему не понравилось - информативности не хватает...
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
Кстати, в 60-х, когда думали об управлении космическим кораблём, космонавты ни в какую не хотели через кнопки управлять. Их обманули - поставили ручку нажимающую кнопки.
 

LEO

Военный лётчик
Сообщения
592
Адрес
Алтайский край
ИМХО на пилотажных самолетах должна быть РУС и нормальный РУД (нетанзометрический) а на кораблях ясень перец штурвалы, а РУДы пофиг какие, все равно бортач их двигает :)
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
Лео !!! КТО ДАЛ руды на взлёт и почему мы взлетели ?
На взлёте на Ту-128 (это чудовище ты даже не видел) часто был крен когда убирали руку со штурвала на уборку шасси. "ШТУРВАЛ" - это преступление эргономики.
 

LEO

Военный лётчик
Сообщения
592
Адрес
Алтайский край
У меня на Ми-14 шасси ботач убирал :) ну а руды я сам двигал ему не дотянуться было.
А на корабле ничего не мешает дать команду, типа полный вперед или малый газ (это если САУ на корабле нету) :)
 
Сверху