Вот очень интересная статья в журнале "Военный Парад",
автор: Юрий Авдеев – специальный корреспондент
ВЫБОР СДЕЛАН ПРАВИЛЬНО
Последние десятилетия американские военные много говорили о могуществе своей авиационной техники и постоянно избегали демонстрационных учебных воздушных боев с российскими самолетами на различных авиасалонах. А ведь это лучшая реклама для потенциальных покупателей и услада для глаз налогоплательщиков.
И все же такие бои состоялись. В феврале в Индию с Аляски прилетели тяжелые истребители F-15С. Пилоты этих разрекламированных «орлов» приняли участие в индийско-американском авиационном учении. Результат оказался не в пользу гостей. Тогда индийские летчики «ощипывали перья» противнику на МиГ-29, МиГ-27 и МиГ-21бис UPG (МиГ-21-93), а Су-30К и Mirage-2000 находились во втором эшелоне. Тяжелый F-15С оказался неповоротливым против легких истребителей МиГ. Американцы из-за неспособности своих истребителей противостоять модернизированным МиГ-21-93 получили шок. Только оправились от потрясений, а осенью поставлены под сомнение возможности другого самолета США.
Информационное агентство The Times of India сообщило о победах Су-30МКИ Военно-воздушных сил Индии над F-16С ВВС Сингапура на учениях Sindex-Ankush, которые прошли в Гвалиоре (Индия).
В воздушные схватки, начинавшиеся с одиночных дуэлей, вводилось до десяти истребителей. Выставив в первый эшелон тяжелые истребители, индийская сторона, если сравнивать с зимними учениями, поменяла условия боев. И все же в индийском поднебесье F-16С «поперхнулись» российскими «сушками». Тяжелые Су-30МКИ показали отличные результаты и не уступили в маневренности, авионике и системах вооружения истребителям, изготовленным в США.
Воздушный бой до настоящего времени был, что называется, «расписан» по пунктам. Выводы, подкрепленные массой математических расчетов, гласили: на дальних дистанциях победу одержит обладающий сильным вооружением тяжелый истребитель, на ближних - маневренный легкий самолет. Индийские военные, проверив эту теорию и возможности закупленных в России самолетов, на практике получили неожиданный итог. Российская техника вне зависимости от «весовой категории» одержала победу на всех дистанциях.
Самолеты американского производства потерпели поражения, которые могут отрицательно сказаться на их позициях на рынке вооружения. Теперь в долгом споре о преимуществах различных истребителей поставлена точка. Российская техника лучше, если ее своевременно модернизировать, а не закапывать в песок, как в Ираке!
Объяснение побед кроется в подходе конструкторов России к улучшению самолетов, а точнее, авиационных комплексов.
Он объединяет в себе аэродинамику, оборудование и вооружение, которые не просто соседствуют, а дополняют, усиливают возможности друг друга и рассчитаны на уровень подготовки среднего летчика. ОКБ «МиГ» и «Сухой», видя «скрытые резервы» своих истребителей, проводили и проводят работы не ради повышения какого-либо параметра авиакомплекса в отдельности, а расширяют его возможности в целом.
Казалось бы, исчерпанные аэродинамические возможности дополнили модернизированными двигателями. На Су-30МКИ уникальные АЛ-31ФП за счет «дифференциального отклонения осе-симметричных сопел двигателей, оси поворота которых расположены под углом друг к другу, позволяют управлять вектором тяги по тангажу и рысканью». Проще говоря, тяжелый истребитель марки «Су» - сверхманевренный. Для МиГ-29 проводятся аналогичные работы на двигателе РД-ЗЗ-10М. Видно, «Кобру Пугачева» и «Колокол» следует относить не к эффектным пилотажным фигурам, а боевым маневрам. Российские конструкторы превзошли своих западных коллег не только в этом.
Цифры рекламных буклетов расхваливали оборудование F-15 и F-16 на все лады. Насколько они реальны, заказчик узнавал после покупки и, закипая от негодования, разочаровано смотрел на товар. Кстати, если вы все же поклонник американской или французской авионики, российские ОКБ готовы установить ее в чрево своих самолетов. Хотя лучше другой вариант.
В России разработчики техники харак-теристики не завышают, но нередко слышат, что такого просто не может быть. А ведь именно бортовое оборудование позволяет наносить упреждающие удары ракетами «воздух - воздух», «воздух - поверхность» дальнего действия, которые по своим параметрам также превосходят зарубежные аналоги.
Однако российское оружие полно сюрпризов на всех дистанциях боя. Например, ракета РВВ-АЕ способна на дальности 50 км уничтожить все летательные аппараты в диапазоне высот от 20 метров до 28 км, летящие со скоростью до 3600 км/ч и маневрирующие с перегрузкой 12 единиц. При этом в ней полностью реализован не только принцип «пустил - забыл». Система управления ракеты обеспечивает многоканальность наведения и позволяет производить траекторный захват целей и перенацеливание ее в полете. Аппаратура дает возможность перенастраивать параметры системы наведения ракеты
в процессе ее полета с учетом искусственных и естественных помех. Когда такой «гостинец» пущен в сторону групповой цели, то кому в ней строить оборонительный маневр? Всем! И эта «непредсказуемость» изрядно подпортит нервы воздушному противнику.
Даже в пушечном бою преимущество остается за «Сухими» и «Мигами». Из ГШ-301 достаточно попадания одной очереди из пяти снарядов калибром 30 мм, и от противника полетят в разные стороны не только «перья». Специалисты утверждают, что чужаку хватит попадания и одного снаряда, чтобы он повернул на базу.
В последнее время за рубежом звучат сообщения о новых модернизациях, обещающих превзойти российский товар. Однако очередные узконаправленные изменения вместо достижения желаемой цели дают обратный результат. Если российский Су-30МКИ в ближних воздушных боях превосходит истребитель F-16С block 50 на 10-15 процентов, то доработанный F-16С block 60 из-за более высокой нагрузки на крыло стал менее маневренным и отстает на 20-30 процентов. В этом многие сомневались, но факт не опровергнешь. Все с интересом приглядываются к самолетам из России.
Сегодня истребители марки «Су» и «МиГ» могут завоевывать господство в воздухе и отражать массированный налет, уничтожать наземные и надводные объекты, а также выполнять специальные задачи. Индия в поисках лучшей авиационной техники выбрала самолеты с клеймом «Сделано в России» и не ошиблась!