Российский флот успешно испытал подводный комплекс "Пантера-плюс"

Бывалый

Активный участник
Сообщения
2.714
http://www.rian.ru/defense_safety/weapo ... 02784.html

МОСКВА, 24 апр - РИА Новости. Российский флот во вторник в районе порта Новороссийск успешно испытал подводный аэромобильный комплекс "Пантера-плюс", сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ - начальник службы информации и общественных связей ВМФ капитан первого ранга Игорь Дыгало.

"Подводный аппарат с борта килекторного судна "КИЛ-25" (судно обеспечения) Черноморского флота успешно погрузился на рабочую глубину одна тысяча метров и выполнил весь комплекс работ по предназначению", - сказал Дыгало.

Он отметил, что проводимое в рамках программы государственных испытаний, погружение и работа аппарата "Пантера-плюс" проводилась с использованием бортового источника электропитания судна "КИЛ-25".

Дыгало сообщил, что в среду испытания продолжатся с использованием автономного источника электропитания, входящего в состав аэромобильного комплекса "Пантера-плюс".

"Пантера-плюс" является необитаемым подводным аппаратом и может быть доставлен самолетами военно-транспортной авиации на любой из флотов ВМФ России.

Решение закупить в Великобритании спасательный комплекс "Пантера-плюс" было принято после инцидента с российскими подводниками в Беринговом море.

В начале августа 2005 года в бухте Березовая подводный аппарат батискаф АС-28 с семью подводниками на борту на глубине почти 200 метров запутался в рыболовной сети, тросах и шлангах.

Трое суток понадобилось для проведения спасательной операции. Седьмого августа АС-28 всплыл на поверхность после того, как беспилотный британский аппарат "Скорпион" перерезал все удерживавшие глубоководный спасательный аппарат путы.

Руководят испытаниями председатель комиссии, командир 328-го экспедиционного аварийно-спасательного отряда ВМФ Герой России капитан 1 ранга Андрей Звягинцев, заместитель председателя комиссии заместитель Генерального директора компании ТЕТИС ПРО Александр Деляпов.
 

Wait4me

Активный участник
Сообщения
674
Адрес
Россия
Северный флот















ЧФ


Необитаемый подводный робот комплекса "Пантера+" погружен на КИЛ-158.


Телеуправляемый подводный аппарат "Тайгер" на борту СС "ЭПРОН".
 

termogard

Активный участник
Сообщения
2.251
Адрес
Vladivostok
роботы

Импортные роботы для нужд флота? Есть же отечественные и весьма неплохие. Их что, не закупают ?!

12-КИЛОМЕТРОВУЮ ГЛУБИНУ ГОТОВЫ ПОКОРИТЬ ПОДВОДНЫЕ РОБОТЫ, СОЗДАННЫЕ УЧЁНЫМИ ИНСТИТУТА ПРОБЛЕМ МОРСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАН

Сегодня, в самый несерьёзный день в году, более чем солидное учреждение – Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИПМТ ДВО РАН) отмечает очередную, 21-ю годовщину своего образования. Одним из наиболее громких достижений коллектива ИПМТ последних лет стала успешная работа разработанного в институте автономного необитаемого подводного аппарата (АНПА) «Клавесин–1Р» в арктической экспедиции российских учёных.

На Северном полюсе подводный робот дальневосточников блестяще справился с задачей по сбору доказательств на дне Северного Ледовитого океана о российской принадлежности арктического шельфа. «Клавесин» способен самостоятельно, без вмешательства человека, выполнять поставленные перед ним широкие задачи, например, передавать на поверхность изображение морского дна с очень высокой разрешающей способностью. Аппарат наделён искусственным интеллектом, а гидроакустический канал связи, соединяющий машину с оператором, даёт возможность человеку контролировать работу техники и исправлять ошибки.

За 20 лет научного поиска учёными и специалистами ИПМТ разработано и создано двадцать автономных необитаемых подводных аппаратов. Все без исключения показали себя надёжными и эффективными в работе. Техника, создаваемая учёными из Владивостока, имеет так называемое двойное назначение, то есть может использоваться как в гражданских целях, так и для нужд обороны.

Механические «ихтиандры» ИПМТ самым наилучшим образом проявили себя на воинской службе, в работах по обследованию отечественных атомных подводных лодок (АПЛ), затонувших на больших глубинах: «К-8» в Атлантике, в 1971 году, «К-219» в Саргассовом море вблизи Бермудских островов в октябре 1986 года. Здесь поисково-обследовательскую операцию провел аппарат Л-2. Его запуски проходили в штормовых условиях. Но в течение первых 20 погружений субмарина была обнаружена на глубине пяти с половиной километров, уточнены координаты лодки и её отдельных фрагментов, получено около 40 тысяч фотоснимков АПЛ. Выполненная тогда подводным роботом работа и по сей день остаётся уникальной.

Поиски атомной подводной лодки «Комсомолец» весной 1989 года заняли у подводной робототехники ИПМТ 28 часов. Субмарину обнаружили с помощью глубоководного комплекса на глубине 1 685 метров и уточнили её местоположение.

Собственно, творения Института проблем морских технологий появились на свет и успешно себя зарекомендовали задолго до образования самого научного учреждения. Заслуга в рождении и института, и подводной робототехники, и вообще нового направления в науке всецело принадлежит академику Михаилу Дмитриевичу Агееву (14.05.1931 – 19.11.2005 гг.).

К созданию автономных необитаемых аппаратов коллектив лаборатории, возглавляемой М.Д. Агеевым, приступил летом 1972 года, а через год их «первенец» успешно прошёл натурные испытания в заливе Петра Великого. А уже в 1974 году подводный робот владивостокцев нашёл себе практическое применение: его отправили на Байкал исследовать загрязнённость вод озера в районе расположения целлюлозно-бумажного комбината.

Поначалу подводная техника могла работать на малых глубинах, но учёных попросили придумать аппараты, способные выполнять те или иные работы на глубинах до шести километров. Основная техническая сложность, по рассказам самого М.Д. Агеева, была в создании прочного корпуса. Но в 1980 году такая машина появилась. По своим характеристикам она превосходила зарубежные аналоги. В течение последующих трёх лет аппарат интенсивно использовался для решения реальных задач, а его создатели набирались практического опыта.

Агеевская подводная робототехника оказалась просто жизненно необходимы самым разным специалистам: морская среда агрессивна сугубо сухопутному человеку, океанские глубины тем более, тогда как природных богатств здесь в изобилии. Но, такова уж нерадующая практическая реальность нашего отечества, ни один из АНПА, при всей их необходимости военно-морскому флоту, спасателям и многим другим, не пошёл в серийное производство. Более того, имея собственные технические средства, наше государство в трагических случаях предпочитает обращаться к зарубежным образцам. Вспомним гибель атомного подводного ракетного крейсера «Курск» в августе 2000 года. Тогда много говорилось о поднятии корпуса подлодки на поверхность собственными силами. Но в итоге попросили иностранцев. Академик М.Д. Агеев так прокомментировал действия властей: «После трагедии с «Курском» наше правительство выделило 30 миллионов долларов для закупки различной подводной техники, из которых 20 миллионов получила шотландская фирма Hydrovision для изготовления и поставки телеуправляемых аппаратов. Трудно понять причины подобного пренебрежения к своим предприятиям».

В августе 2005 года в спасательной операции по подъёму с 200-метровой глубины в бухте Берёзовой на Камчатке батискафа АС-28, запутавшегося в рыболовных сетях, был вновь задействован английский подводный аппарат Scorpio и специалисты из Великобритании.

- Неужели эти печальные события прошлого никого из российских властей ничему не научили и подводные роботы вашего института никому не нужны? – спрашиваю нынешнего директора ИПМТ ДВО РАН доктора технических наук Леонида Анатольевича Наумова.

- Нет, нужны. И именно наши разработки, ведь аппараты, созданные в институте, во многом уникальны. Наша техника может делать то, чему нет аналогов. Но организовать серийное или малосерийное производство подводных роботов – это проблема. Пока выпускать такую высокотехнологичную аппаратуру у нас в стране мало какой завод может. Государство намерено эту проблему разрешить. Создана программа, рассчитанная на период до 2020 года, которая должна вдохнуть жизнь в отечественную подводную робототехнику. В её рамках предусматривается и техническое перевооружение тех предприятий, в том числе и на Дальнем Востоке, что будут заняты тиражированием созданных нами подводных аппаратов. А наш институт продолжит заниматься решением фундаментальных задач, разработкой новой робототехники, ведь спектр подводных средств, которые необходимы жизни, очень широк. Для этих целей в пригороде Владивостока мы строим опытное производство, Центр по проектированию и изготовлению необитаемых подводных аппаратов Института проблем морских технологий.

Другая сторона проблемы состоит в том, что у нас почти нет центров, где бы готовили специалистов по обслуживанию подводных роботов. Ведь та же беда с батискафом на Камчатке случилась из-за того, что отечественный аппарат «Веном», предназначенный для оказания помощи в подобных случаях, был испорчен непрофессиональными операторами. Техника, даже самая совершённая, в руках необученного человека – просто кусок железа. Сегодня только в МВТУ имени Баумана готовят студентов по специальности «Подводная робототехника», но, опять же, не тех, кто будет на ней работать, а тех, кто будет её создавать. Так как наш институт – основной разработчик подобных аппаратов в стране, то мы взялись организовать обучение операторов на своей базе. Квалифицированные кадры для этого у нас есть, не хватает лишь полигона, морского полигона. Под его организацию нам сделали в Хасанском районе Приморья отвод земли: в бухте Идол, 64 гектара. Здесь разместится и учебный центр, готовящий специалистов по обслуживанию подводной техники, в том числе и для наших собственных нужд – создания экспедиционных отрядов, и научная база института, на которой мы займёмся проблемами экологии и наблюдением за состоянием Амурского залива.

Одно из последних созданий учёных ИПМТ, наряду с уже легендарным «Клавесином» – аппарат ИМТ-3000. Л.А. Наумов убеждает, он совершенно уникальный, такого пока ни у кого нет. Несмотря на свои малость, всего 180 килограммов веса в отличие от более чем 2-тонного «Клавесина», аппарат всё умеет. Созданный для глубин до трёх километров, он найдёт широкое применение в работах на шельфе, столь востребованных сегодня. Добавляя те или иные модули на его основе можно собирать специализированную подводную робототехнику.

- Если не тайна, Леонид Анатольевич, после удачно проведённой экспедиции на Северный полюс, о чём ещё мечтается?

- Задумок у нас много всяких и разных. Например, мы готовы сделать аппарат, который мог бы опуститься в Марианскую впадину на 12 тысяч метров. К решению этого вопроса мы давно готовы. Ещё в 1979 году мы с Михаилом Дмитриевичем делали расчёты, прикидывали, как сделать аппарат, который мог бы погрузиться на эти предельные глубины. Для нас это не проблема. Так что такой аппарат мы сделаем. Всё упирается в деньги. Но сейчас нам важнее закончить строительство нашего Центра по проектированию и изготовлению автономных необитаемых подводных аппаратов. Вот такие у нас задумки.

Сергей Семёнов

Источник
 

termogard

Активный участник
Сообщения
2.251
Адрес
Vladivostok
сон как образ бытия и сознания

v32 написал(а):
termogard написал(а):
12-КИЛОМЕТРОВУЮ ГЛУБИНУ
Ничего, что такие глубины в океанах не найдены? Или я опять все проспал?!

Видимо, проспали. Речь идёт об отечественных автономных подводных аппаратах, а не о том, "найдены такие-то глубины в океанах или не найдены".
 

экс майор

Активный участник
Сообщения
6.346
v32 написал(а):
termogard написал(а):
12-КИЛОМЕТРОВУЮ ГЛУБИНУ
Ничего, что такие глубины в океанах не найдены? Или я опять все проспал?!

Самая глубокая океанская впадина на Земле, расположена в Тихом океане. Глубина впадины достигает 11022 метров (глубочайшая точка названа "Бездной Челленджера").
Поговорку про запас знаете? :grin: :grin:
 
Сверху