Русский кулак. Тайны разведок.
Определённо складывается впечатление, что часть русских была ближе к "окну в ЕС" ещё и во времена допетровские и позже.
Новгород имел хорошую торговлю, но не всегда имел армию. Копаясь в истории Смутного времени нашёл любопытный материал по краеведению. Полностью см. блог.
Швеция всегда имела тайную цель: выведывать состояние оборонительных сил и средств русских на случай своего военного столкновения.
Королевским приказом от 29 июня…. к посольству был прикомандирован капитан фортификации Эрик Пальмквист. Пальмквист обладал обширными и основательными познаниями по службе, был одарённым инженером и прекрасным картографом и рисовальщиком. Ему было поручено собирать самые тщательные сведения о русских вооруженных силах, снимать планы городов и крепостей, полезные шведам в военном отношении. Пальмквист был военным разведчиком и находился он в составе посольства инкогнито. Имя Пальмквиста не упоминается ни в одном из официальных русских списков имен посольства.
Ему на мысль пришёл канал из Балтики в Каспий, за 30 лет до рождения С-Петербурга – в 1673 г, когда Петруше Романову - был всего 1 год.«В 25 саженях* от реки Цны находится ручей и болото, из которого начинается и вытекает река Тверца, впадающая потом в Волгу. Здесь следует хорошо заметить, что если прокопать эти 25 сажен, то можно бы было соединить Балтийское море с Каспийским. Это важное предприятие тем легче может быть выполнено, что положение реки Тверцы возвышается на 2 сажени над уровнем Цны, и на пространстве 25 сажен не встречается ни одного камня» – это цитата из рукописи Э. Пальмквиста, озаглавленной: «Несколько замечаний о России, её дорогах, укреплениях, крепостях и границах во время последнего королевского посольства к Московскому царю, собранных Эриком Пальмквистом»
(«Nagre widh sidste Kongl. Ambassaden till tzaren i Muscou gjorde observationer ofrer Russlandh. dess Wagar, Pass medh Tastniugar och Grantzer Sammandragne aff Erich Palmquist»).
Нет имени Пальмквиста уС. М. Соловьева, хотя довольно подробно говорит о посольстве (История России с древнейших времён. 2-е изд., т. III, стр. 521 и след.).
О том, что было поручено, говорит название рукописи - «Отчёт королю Карлу XI после окончания командировки». Поручение Пальмквист выполнил блистательно, и его работа была весьма высоко оценена королём по окончания труда, в 1675 г, Пальмквист произведён в ген-квартирмейстеры, в 25 лет. Рукопись более 2х столетий хранилась в Стокгольмском ГосАрхиве и в 1898 г увидела свет в виде факсимиле о России XVII века. Пальмквист представляет рукопись размером в лист, переплетённую кожей и содержащую 53 рисунка пером разного формата, 16 географических карт и планов городов, пояснительный текст, к рисункам и чертежам. Большинство рисунков и планов, и в общих чертах, и в деталях, Пальмквист сделал как инженер, солдат и военный агент, как кадровый офицер. На плане Новгорода указывает место, где вошел в город Делагарди. Бронницы отмечает как место победы Делагарди над Трубецким в 1614г. Подобные замечания и при описании Пскова. Пальмквист лазутчик, тайный агент и скрупулезно фиксирует всё что поможет в войне с Россией.
Пальмквист проходил в основном по местам походов Делагарди.О де ла Гарди фактическом практически правителе на русских северных землях в Смутное время побольше материала в Инете.
Тайным шведским агентом Пальмквистом во время посольства в Москву в 1673-74 г, выполнены карты Торжка и Твери.
План Торжка.
В Тверской губернии, он отмечает на карте исток реки Тверцы, на карте Николо-Столпенскую пустынь: «В этом монастыре живут 7 монахов, все беглецы из Ингерманландии….».
Торжок представлен со всею полнотою, для военного агента, и со всею точностью, как инженера в довольно крупном масштабе, сопровождаемый объяснениями и стратегические соображения. На плане изображена крепость, из деревянных стен с башнями, с правой стороны, изображена в разрезе одна из башен, чтобы можно было видеть внутреннее ее устройство. Это – высокий деревянный сруб, состоящий из 2х этажей: нижнего, с высокой внутренней лестницей, и верхнего, более низкого, в котором против прорубленного в одной из стен башни окна, мы видим, стоит артиллерийское орудие с лафетом. Вне крепости означены возвышенности, командующие над нею и городом, откуда легко можно было бы их обстреливать. Широкий и глубокий, наполненный водою ров и р. Тверца окружали крепость со всех сторон. С восточной стороны крепости, за холмом, означено каменное строение, представляющее монастырь, по одной из церквей которого, легче распознать окружающую местность, чем только по плану, так как с другой стороны Твери находятся подобные же монастырские здания. Со стороны Борисо-Глебского монастыря находилось шведское посольство. Означен деревянный плашкоутный мост через Тверцу. Но, расположение строений внутри крепости не изображено Пальмквистом. Он нарисовал только то, что усмотрел с окружающих высот, сквозь ворота главной башни, с западной стороны, против моста через ров. С окружающих крепость холмов он разглядел линию возвышенностей в задней части крепости и каменное здание съезжей избы, которую он и обозначил на плане, ее он мог усмотреть и через башенные ворота, ибо она, судя по плану, находилась в конце почти совершенно прямой улицы, против ворот. Сквозь же ворота военный агент рассмотрел 4 переулка с правой стороны этой улицы и 2 с левой, а в конце ее, против съезжей избы, – пустое пространство, которое он называет площадкою (Torget). Перечисленные подробности плана Торжка и писанный план – древнейший из известных составлен по масштабу и дает возможность с точностью вид города топографический.*
За Торжком он наносит на свою карту план Твери.
План Твери. С рисунка Пальмквиста.
За тем описания Твери и пригородов.
Городня – на правом берегу реки Волги, в 30 верстах от Твери: «Укрепление выстроено боярином Б. И. Морозовым, когда он, во время бунта в Москве, должен был скрыться сюда, вследствие покушения на его жизнь». Боярин Б. Морозов на пути в Белозерский монастырь, куда его послал царь, чтобы скрыться от гнева народного в крепости Городне, его род имел отношение к Твери, в Тверском кафедральном Соборе есть рипиды, с надписью, что он устроены «по благословению архиепископа Тверского Лаврентия в 1657 г боярином Борисом Морозовым; весом в обеих 8 фунтов 64 золот.» Шведский тайный агент нарисовав карты Торжка и Твери всю свою работу выполнил блестяще.
Я. Грот. Новооткрытый памятник русской истории на шведском языке//Журнал Министерства Народного Просвещения. Октябрь. - 1881-№ 10.-С. 68-75.