Ещё об образовании:
Иторический обзор возникновения и развития системы внешкольного образования в Москве
"Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «Праздное время, в пользу употребленное». Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России.
...
Первые годы после Октябрьской революции стали временем расцвета внешкольного образования. Именно тогда стали входить в жизнь интересные педагогические начинания, появляться оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы внешкольного движения, внешкольной работы, велись серьезные научные исследования и наблюдения за развитием самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы.
После Октябрьской революции внешкольное образование наряду с дошкольным воспитанием было включено в общую систему народного просвещения. В Народном Комиссариате просвещения в ноябре 1917 года был создан отдел внешкольного образования. Основная задача отдела заключалась в развертывании культурно-просветительной работы.
...
В июне 1918 года открылась биологическая станция юных любителей природы. Организатором и бессменным руководителем на протяжении многих лет был впоследствии основоположник школьного курса биологии и методов ее преподавания Борис Васильевич Всесвятский. С первых же дней своего существования биостанция стала застрельщиком юннатского движения, она вела большую опытническую работу. На станции были организованы курсы для учителей, издавался «листок юных натуралистов». В основе образовательной деятельности были экскурсионный и исследовательский методы.
Особую ценность в разработке теории внешкольного образования представляет «Энциклопедия внешкольного образования» профессора Е. Н. Медынского, изданная в 1923 году. Это было одно из фундаментальных исследований, имеющих теоретико-методологический характер. Е. Н. Медынский подошел к определению целей и содержания внешкольного образования, определяя его как непрерывный процесс, сопровождающий развитие и формирование личности на протяжении всей жизни человека.
В 1920 году создан и начал действовать Государственный театр для детей, позднее Детский театр под руководством Н. И. Сац.
Картина развития внешкольного образования, внешкольной работы в 20-30-е годы XX века была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались десятки журналов, где регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию, создавались все новые и новые организационные системы, способствующие включению детей в активную созидательную деятельность по интересам, помогающие содержательно проводить досуг и получать основы профессионального мастерства. Поражает уже само обилие форм: детские лагеря отдыха, школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры и библиотеки, научные и экскурсионные станции, туристские и краеведческие центры, спортивные клубы.
Об огромном значении, которое придавалось этой работе в 1920-30-е годы, говорит хотя бы тот факт, что Моссовет и МГК ВКП(б) принимали специальные постановления о проведении школьных каникул. Так, в мае 1931 года Президиум Моссовета решил устроить 1 июня общегородской День школы с «мобилизацией внимания всей широкой пролетарской общественности вокруг вопросов школьной жизни и летней работы с детьми».
В строго секретном постановлении о проведении зимних каникул, принятом бюро МГК ВКП(б) в декабре 1935 г., предусматривалась организация первого Московского детского фестиваля искусств, «похода юных техников — отличников учебы в научно-исследовательские институты и встречи детей с академиками и профессорами в их лабораториях», а также костюмированный бал, лыжные пробеги, «зимний праздник счастливого детства» и т.д. К внешкольному воспитанию привлекались видные деятели культуры: так, в 1919 году в качестве инструктора МОНО по изобразительным искусствам работал известный художник К. Ф. Юон.
Особое внимание уделялось летнему отдыху детей. Уже с 1918 года Наркомпрос и МОНО занимались организацией детских колоний как в Московской, так и в других губерниях. Организация отдыха стала прочной традицией. В 1925 году был открыт Всесоюзный пионерский лагерь «Артек».
В 1936-1937 годах открываются детские спортивные школы и стадионы. Позже появляются и такие учреждения, как детские автотрассы, клубы юных моряков со своими флотилиями и пароходствами, дома детской книги, картинные галереи, киностудии.
Особое внимание уделялось развитию сети различных технических станций для детей, что объяснялось необходимостью подготовки большого числа квалифицированных специалистов для всех отраслей народного хозяйства, технически грамотных рабочих для новостроек. Страна вступила в период бурной индустриализации, и развитие детского технического творчества стало одной из главных задач внешкольного образования в 30-е годы. Кроме больших станций, где были возможности для многопрофильного развития интересов ребят, создавались и отдельные технические кружки в школах.
В 20-30 годы сеть внешкольных учреждений постоянно увеличивается и охватывает основные направления внешкольной работы с детьми.
В начале 1936 года по решению бюро МГК ВКП(б) был открыт Московский городской дом пионеров и октябрят. К 1940 году существовали также городской Дом юных натуралистов, городская Детская экскурсионно-туристическая станция. Детский театр теней. Театр кукол, клубы юных автомобилистов и юных моряков. Кроме того, в районном подчинении в конце 1930-х годов насчитывалось 12 районных домов пионеров, 23 детских парка, 32 спортивные школы, 4 станции юных натуралистов, 8 детских экскурсионно-туристических станций и 17 станций юных техников.
В период 20-30-х годов идет интенсивное развитие теории воспитания, где ведущим и определяющим был целостный подход к личности воспитанников и процессу воспитания. Именно в это время были заложены основы теории социального воспитания, теории, исходящей из того, что «человек не воспитывается по частям», как писал А. С. Макаренко. К 1939 году в Москве работало уже 13 домов пионеров, 8 домов художественной самодеятельности, 12 технических станций, 29 детских парков, 26 музыкальных школ, 7 детских театров, 13 детских кинотеатров, 585 детских уголков по месту жительства, стадион «Юных пионеров»."
Как-то это не похоже на желание власти только репрессировать и эксплуатировать.
quote="Слон"]Не строили при Сталине жилье для народа, не строили! Известный факт вообще-то.[/quote]
А я родился в доме 1934 года постройки,и таких домов в окрУге было большинство,и жили там самые прстые люди-рабочие,служащие,учителя и врачи,в общем,не элита.
Да,это были коммуналки,но на 2-3 семьи-максимум.Семья моего друга занимала 2 комнаты-их было 5 человек.Я жил в полуподвале,но зато без соседей,2 комнаты на 4-х.[/quote]