Оружие веков минувших.

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
40.915
Адрес
Москва
Складной ятаган? Мысль интересная. Но, сдается мне, энта хрень имеет склонность к самопроизвольному складыванию по пальцам в самый животрепещущий момент...
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
49.102
Адрес
г. Пермь

Катласс и скаллоп: мечи для абордажей​

Внешний вид и форму любого оружия диктует специфика его применения. То есть круг задач, который перед ним стоит. Для пехотного боя - один тип клинка, для конного - другой... Для морского, абордажного - третий ))
Как таковое, морское абордажное оружие начало выделяться в отдельный класс примерно с XVI века - когда в Европе начался расцвет морских перевозок и связанный с ними расцвет мореходного дела вообще. Не иметь морского флота уважающей себя державе стало как-то даже и неприлично, и даже страны, изначально выхода к морю не имевшие, стали отчаянно к нему рваться...
В общем, где обширный морской трафик, там и пираты. Где пираты, там и военные. Одни нападают, другие отбиваются - всем весело, все при деле! )

Основные требования к абордажному оружию​

Их немного. В первую очередь абордажный клинок должен быть:
- не слишком длинным, чтобы не мешал перелезать на палубу другого судна и позволял драться в ограниченном пространстве;
- достаточно широким и тяжелым, чтобы при необходимости рубить доски, канаты и т.п.;
- пригодным для примитивной драки, то есть иметь хорошую гарду, позволяющую действовать ею в ближнем бою как кастетом;
- простым в использовании - чтоб можно было научить им драться любого Жака-простачка из сельской глубинки;
- недорогим.
Катласс и скаллоп: мечи для абордажей


Последнее требование - одно из самых важных. Дело в том, что влажный морской воздух и соленая вода, которая часто будет попадать на металл, ускоряют процессы коррозии. На море клинки быстро ржавеют. Добавьте к этому неизбежный риск поломки или утери - рядовой матросик запросто может свою саблю сломать или ненароком в море утопить... В общем, потому и делались абордажные мечи и палаши обычно из низкокачественной стали. В попытках противостоять коррозии их гарды красились, обычно в черный цвет.
Если объединить все это, то получим оружие, в английском языке именуемое "cutlass". Это слово, что удивительно, иногда переводят как "кортик", но на самом деле это - тесак.
На фото ниже - типичный катласс.
Абордажное оружие офицера английского флота, XIX век.

Абордажное оружие офицера английского флота, XIX век.

Характеристики​

Видов катлассов было довольно много, но большинство из них словно выковано под копирку: средней длины, 50-70 см, широкий клинок ножевидных пропорций, простая рукоять с эфесом-чашкой или корзинкой. Украшений обычно немного - это сугубо утилитарное, боевое оружие.
Разницы между абордажным палашом и абордажной саблей по факту нет. Клинок если и имеет изгиб, то в любом случае незначительный. В большинстве случаев сохраняется способность к уколу. Но общая направленность оружия - рубящая, часто оружие имеет развитую елмань. Катласс, тобто абордажный тесак, это в общем-то именно тесак и есть. И предназначение его примитивное и эффективное: рубить. И фехтование на катлассах - такое же, простое и без наворотов. Как удар крестьянского кулака.
Урок фехтования на абордажных тесаках. Корабль США, 1900 г.

Урок фехтования на абордажных тесаках. Корабль США, 1900 г.

А что же такое скаллоп?
Это, в общем-то, тот же морской тесак, только более понтовый - с гардой, оформленной в виде створок раковины. Другое его название - дузегги.
Сильно изогнутый длинный скаллоп

Сильно изогнутый длинный скаллоп

А вот "пламенеющий" тип лезвия у абордажных сабель и палашей встречался, несмотря на распространенность мнения, что сабли у пиратов были зазубренные, редко. Во-первых, это слишком дорогой тип клинка для такого оружия, а во-вторых, фламберги (любые фламберги) отличаются повышенной хрупкостью. Они плохо держат ударные нагрузки - специфика-с. Фламбергами хорошо резать, а не рубить наотмашь...)
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
49.102
Адрес
г. Пермь
Почти все, кто читал «Остров Сокровищ» и хоть немного задумывался над прочитанным, недоумевали: а почему в качестве главного холодного оружия описаны кортики?
Кортиками персонажи лихо фехтуют, причём постоянно наносят размашистые рубящие удары, кортиками пользуются и пираты, и сухопутные джентльмены вроде доктора Ливси, лишние кортики раскладывают на поленницах защитники блокгауза на случай рукопашной схватки…
Ну ладно, в фехтование с рубящими ударами с трудом, но поверить можно. Кортик ведь кортику рознь. Охотничьим кортиком, так называемым хиршфангером (от нем. hirschfanger – «олений нож») при нужде и голову с плеч снести можно, по своим размерам и ТТХ некоторые экземпляры этого оружия ничем не уступали мечам.
Флотские кортики размером скромнее, но и среди них встречались модели, приспособленные для рубящих ударов. Как раз такие кортики – с изогнутым широким клинком, ведущие происхождение не от шпаги, а явно от сабли, – были распространены в британском флоте в восемнадцатом и в начале девятнадцатого века.
[...]
Однако флотский кортик – неважно, пригоден он для рубящих ударов или нет, – оружие офицеров и мичманов. Личное оружие. Личное в самом прямом смысле слова: изготавливались кортики в мастерских только под заказ, никакого массового производства, никакой анонимной продажи. Кортики в тех семействах, где морская служба была фамильной традицией, передавались от дедов внукам, и зачастую в музеях встречаются кортики сборные, составные – клинок начала восемнадцатого века, а ножны и рукоять сделаны веком позже, взамен изношенных, пришедших в негодность…
Утратить кортик для офицера – всё равно что полку утратить боевое знамя – позорно и постыдно. Тем более постыдно отдать кортик в руки врага. За борт швыряли, но не отдавали. Откуда такое изобилие «лишних» кортиков на страницах мемуара Хокинса?
Ладно пираты, у них, допустим, трофейные с давних времён… Но откуда столько кортиков среди оружия, закупленного сквайром Трелони для «Испаньолы»? Ни одного кортика штатскому и сухопутному сквайру не продали бы без предъявления патента морского офицера.
А ему их и не продали. Потому что сквайр кортики и не закупал. Сверхизобилие кортиков появилось исключительно стараниями переводчика.
Вот как в оригинале первый раз упомянут «кортик» (Билли Бонс отправляется с ним на прогулку по морскому берегу): his cutlass swinging under the broad skirts of the old blue coat.
Не кортик. Катласс (cutlass). И далее то же самое – везде, где в переводе упомянуты кортики, в оригинале вместо них стоят катлассы.

В русском языке термин cutlass широкого распространения не получил, в отличие от английского. Переводят его как абордажная сабля, и как абордажная полусабля, и даже как абордажный меч. Но наиболее точно отражает суть дела другой термин – абордажный тесак.
==========================
© Виктор Точинов «Остров без Сокровищ» (роман-расследование)
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
49.102
Адрес
г. Пермь
Э. да хоть мачете! Все одно без пальцев оставаться.
Кстати, именно как мачете сей девайс и обозначен в одном из пабликов. Уже в комментариях автора поправили, что это именно катласс.
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
49.102
Адрес
г. Пермь
Если погуглить «Жозеф-Селестен Дюмонтье», то выпадет много стреляющих ножей и режущих стволов. Любил он это дело! :)

post-3397-0-50620800-1382801368.jpg
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
49.102
Адрес
г. Пермь

На отметке 14 минут 39 секунд представлен револьвер с несъёмным штыком. Затем владелец ссылается на некий скан из патента, из которого следует, что револьвероштык (штыкольвер) должен был крепиться под стволом винтовки. Как мне кается -- вот этот скан:

AIcusxa_Cuc.jpg


Сколько помню, в теме про шушпангеверы это уже было.
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
49.102
Адрес
г. Пермь

Кузница Велунда
У нас было две сыродутных печи, семьдесят пять килограмм древесного угля, 5 пакетиков буры или тетрабората натрия, мешок, наполовину наполненный железной рудой, самая аутентичная на свете лопата, и целое море разнокалиберных инструментов, а так же пинта безумия, литр отваги, ящик энтузиазма, крынка чистого слабоумия, и 100000 подписчиков на канале. Не то, чтобы всё это было категорически необходимо в поездке на Городецкое Гульбище в Хотьково, но если уж начал ковать историчный меч, то к делу надо подходить серьёзно.




 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
49.102
Адрес
г. Пермь

Боевые ножи Средневековья с территории Румынии​

Канал "Историческое оружиеведение" продолжает знакомить своих подписчиков с современными исследованиями археологизированного оружия, опубликованными на иностранных языках. И сегодня вниманию читателей предлагается сокращенный перевод с английского языка статьи Сильвиу Оца, Андра Самсон "Характерные черты средневековых боевых ножей, найденных на территории Румынии (из коллекции Национального исторического музея Румынии)" (Silviu Oţa, Andra Samson. Several Observations on the Medieval Battle Knives Found on the Territory of Romania (The MNIR Collection)), опубликованной в 2016 году в журнале "Ziridava Studia Archaeologica".
В исследовании рассмотрено несколько боевых ножей и их фрагментов, которые были найдены на территории Румынии и в настоящее время хранятся в коллекции Национального исторического музея Румынии. Часть из них атрибутирована (по археологическому контексту) к 14 - 16 векам.
Некоторые находки.

Некоторые находки.

Критерии классификации и атрибутирования​

Основным критерием отнесения ножа к боевым была длина клинка: не менее 28 - 30 см.
Вторым критерием была особенность конструкции рукояти: наличие большого количества заклепок (не менее 3 - 4), вогнутость одной из сторон хвостовика, сохранившиеся роговые накладки.
Не все находки сопровождались археологическим контекстом.
Некоторые предметы были приобретены у частных лиц, соответственно, обстоятельства их обнаружения остались неизвестны специалистам.
Другие предметы могут быть атрибутированы по контексту.
Так, один нож был найден в развалинах поселения, уничтоженного в 1479 году во время одного из сражений, рукоять второго - в селе, находившемся на границе Валахии и Османской империи и сожженном, судя по найденным монетам, в конце 14 - начале 15 веков.
Целый ряд предметов был найден либо на территории средневековых укреплений, либо рядом с ними - в слоях, датируемых 13 - 15 веками.

Технические характеристики и технология изготовления​

Основными материалами для изготовления были железо (для "знатоков" металлургии - так в тексте (ИО)) для клинка, хвостовика и заклепок и обработанные куски рога оленя для накладок на хвостовик.
Накладки вырезались из крупных кусков рога или кости, полировались, перфорировались и приклепывались к хвостовику. Возможно, накладки могли быть и из дерева, но они не сохранились.
Некоторые варианты накладок.

Некоторые варианты накладок.

Некоторые варианты монтажа.

Некоторые варианты монтажа.

Технология изготовления была проста: клинок отковывался одной деталью с хвостовиком, хвостовик перфорировался и на него монтировались накладки - с помощью заклепок.
Отверстия под заклепки в хвостовике часто делались очень близко друг от друга.
Один предмет имеет V-образный ("расщепленный") хвостовик.
Клинки ножей, как правило, имели профиль вытянутого равностороннего треугольника и сужались к острию, сформированному для лучшего укола, не имели дополнительных украшений, клейм и долов.
Длина клинка - минимум 26 см, толщина у обуха - не менее 6 мм.

Некоторые варианты клинков.

Некоторые варианты клинков.

Некоторые предметы имеют небольшое металлическое навершие, которое состояло из двух деталей, монтировавшихся также заклепками. У других верхний конец хвостовика мог загибаться.
У одного из найденных ножей первая (от клинка) заклепка была заметно больше и предназначалась, предположительно, для крепления какой-нибудь кожаной или текстильной застежки. (может быть что-то вроде нагеля или ограничителя для руки? - ИО).
У некоторых ножей одна сторона хвостовика была вогнутой, другая - ровной.
Хвостовик с загнутым верхним концом и деталью для крепления.

Хвостовик с загнутым верхним концом и деталью для крепления.

Основная проблема исследования находок​

Основной проблемой является место изготовления найденного оружия.
Учитывая, что шлак и частицы расплавленного железа были найдены внутри или поблизости от многих укреплений, можно предположить, что по крайней мере часть боевых ножей производилась непосредственно в них или около них.
Другие предметы могли попасть к месту их обнаружения со своими владельцами: купив изделие сельского или городского кузнеца, он мог прибыть в укрепление для несения службы. Не удается определить центр производства и по сохранившимся рукоятям.

Некоторые выводы​

Большинство предметов обломано, что указывает на слабые места в конструкции.
Судя по находкам, чаще всего ножи ломались в месте соединения рукояти и клинка (9 предметов), в рукояти (4 предмета), в районе заклепок (3 предмета).
По найденным предметам нельзя определить, какие слои населения использовали это оружие. Впрочем, если судить по сохранившейся фреске в одной из церквей, можно предположить, что боевой нож бытовал среди представителей сельской элиты.

Боевой нож на фреске в церкви.

Боевой нож на фреске в церкви.

География находок позволяет говорить о том, что боевые ножи были распространены по всей территории Румынии и исчезли из бытования не позднее начала 16 века. Интересно, что приблизительно в это время эти боевые ножи заменяются похожим оружием, но гораздо лучшего качества, которое пришло с Ближнего Востока (о каком оружии идет речь - не уточняется (ИО)).

Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"​

Все-таки предположу, что та необычная "застежка", скорее всего, что-то вроде ограничителя для руки - чтобы она не скользнула на клинок при колющем ударе.
Хотя для крепления ремешка, чтобы не вылетел из ножен, тоже может подойти...
https://dzen.ru/a/Y9n3R3LM-Rh3JCyf



Если что, данные боевые ножи схожи с польским кордом:

Польский корд из Варты.jpg
Это корд из Варты (реконструкция)

Примерно так же выглядели скандинавские боевые ножи:

Сакс.jpg
Скрамасакс-1.jpg
Скрамасакс-2.jpg
Скрамасакс-3.jpg

В Индии были ножи "кард":
Кард индийский.jpg

У шотландцев -- дирк:
Дирк.jpg
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
40.915
Адрес
Москва
Боевые ножи Средневековья с территории Румынии
По мне - так обычные скрамасаксы, сиречь "мужские" ножи тройного назначения (статус, инструмент, оружие самообороны).
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
49.102
Адрес
г. Пермь
По мне - так обычные скрамасаксы, сиречь "мужские" ножи тройного назначения (статус, инструмент, оружие самообороны).
Они, родимые. Все народы независимо друг от друга пришли к идентичным решениям.
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
49.102
Адрес
г. Пермь

Римское фехтование​

Статья Алексея Козленко с сайта WARSPOT.

Внешний вид римских воинов, их оружие и доспехи можно реконструировать по данным археологических источников. Но, не довольствуясь полученной статичной картиной, историки стремятся выяснить, как именно это военное снаряжение использовалось. Информация из исторических источников и эксперименты с современными репликами древнего снаряжения позволили с высокой долей вероятности представить римскую технику боя. Какой же она была?

Боевое снаряжение и военное обучение​

Римский легионер эпохи классической и поздней Республики в бою вооружался мечом, щитом и двумя дротиками. При сближении с противником легионеры сперва метали в него дротики, а затем атаковали с мечом в руках. Римский меч (gladius hispaniensis) имел длинный, от 68 до 76 см, и узкий (4 см шириной), слегка сужающийся в середине клинок с вытянутым тонким остриём, одинаково хорошо приспособленный как для нанесения укола, так и для рубки. Такая форма клинка получила широкое распространение после II Пунической войны.

Римские мечи начала II века до н. э. — второй половины I века н. э.
Римские мечи начала II века до н. э. — второй половины I века н. э.


В рукопашной схватке, которой обычно заканчивалось сражение, мечи были страшным оружием в руках римских легионеров. Психологический эффект, который производило это оружие и наносимые им раны, красочно описан Ливием в одном из эпизодов, приуроченных к началу II Македонской войны:

«…тела, изуродованные испанскими мечами, руки, отсечённые одним ударом вместе с плечом, отрубленные головы, вывалившиеся наружу кишки и многое другое, столь же страшное и отвратительное, македоняне ужаснулись тому, с какими людьми и против какого оружия придётся им иметь дело».
Обучение фехтованию на мечах входило в подготовку римских легионеров. О том, как оно велось, известно со слов позднеантичного автора Вегеция Рената:

«Древние следующим образом вели упражнения с новобранцами. Они сплетали из прутьев, наподобие плетня, закруглённые щиты, с тем чтобы этот “плетень” весил вдвое больше, чем обыкновенный, государством установленный щит. Равным образом вместо мечей новобранцам давались деревянные дубины тоже двойного веса. И вот таким образом не только утром, но и после полудня они упражнялись на деревянных чучелах… Каждый отдельный новобранец должен был вбить для себя в землю такое отдельное деревянное чучело, так чтобы оно не качалось и имело 6 футов в высоту. Против этого чучела, как бы против своего настоящего врага, упражняется новобранец со своим “плетнём” и с дубиной, как будто с мечом и щитом; он то старается поразить его в голову и лицо, то грозит его бокам, то, нападая на голени, старается подрезать ему подколенки, отступает, наскакивает, бросается на него, как на настоящего врага; так он проделывает на этом чучеле все виды нападения, всё искусство военных действий».
Вегеций специально оговаривает, что при упражнениях особое внимание уделялось тому, чтобы боец, нанося удар, не отводил в сторону руку со щитом и не открывал тем самым себя для удара противника. С этой целью, по его словам, римляне стремились учить новобранцев колоть, а не рубить:

«Удар рубящий, с какой бы силой он ни падал, не часто бывает смертельным, так как жизненно важные части тела защищены и оружием, и костями; наоборот, при колющем ударе достаточно вонзить меч на два дюйма, чтобы рана оказалась смертельной, но при этом необходимо, чтобы то, чем пронзают, вошло в жизненно важные органы. Затем, когда наносится рубящий удар, обнажаются правая рука и правый бок; колющий удар наносится при прикрытом теле и ранит врага раньше, чем тот успеет заметить. Вот почему в сражениях римляне пользовались преимущественно этим способом».
Рисунок Питера Коннолли с реконструкцией процесса обучения римских солдат фехтованию
Рисунок Питера Коннолли с реконструкцией процесса обучения римских солдат фехтованию

Та же техника, по словам Вегеция, использовалась при обучении бойцов в гладиаторских школах. Боец, прошедший там выучку, умел с одинаковой ловкостью сражаться как левой, так и правой рукой и владел самыми изощрёнными приёмами фехтования. Римский оратор Квинтилиан сравнивал с поединком гладиаторов реплики, которыми обменивались адвокаты в суде:

«…вторые позиции их становятся третьими, если первая была исполнена для того, чтобы спровоцировать противника на удар, и четвёртыми, если уловка двойная, так что необходимо дважды парировать и дважды наносить удар».
Подготовка рядовых солдат не была столь изощрённой. Однако в 105 году до н. э. консул Публий Рутилий, отправляясь на войну против кимвров, поручил учителям фехтования из гладиаторской школы Аврелия Скавра преподать легионерам более сложные приёмы нанесения и отражения ударов.

Фехтование гладиаторов. Терракотовая статуэтка I века н. э.
Фехтование гладиаторов. Терракотовая статуэтка I века н. э.

Римская техника боя​

О способе и технике римского фехтования имеется ряд прямых указаний в повествовательных источниках. Одно из наиболее подробных описаний принадлежит Дионисию Галикарнасскому. Рассказывая о войнах, которые римляне вели против галлов в IV веке до н. э., греческий историк сравнивает характерную манеру сражаться обоих противников:

«Принятый у варваров способ сражаться… был беспорядочным и непричастным к военному искусству. Ведь они то поднимали мечи вверх и наносили удары, наваливаясь всем своим телом подобно каким-то дровосекам или землекопам, то направляли неприцельные удары сбоку, словно намереваясь разрубить вместе с самими доспехами всё тело противника. Затем острия своих мечей они отводили в сторону. У римлян же защита и боевые приёмы против варваров были хорошо отработаны и обеспечивали значительную безопасность. Ведь когда варвары ещё только заносили свои мечи, они, поднырнув под их руки и поднимая вверх щиты, а затем ссутулившись и пригнувшись, делали их удары бесполезными и напрасными, поскольку направлялись те слишком высоко. Сами же они, держа мечи прямо, били врагов в пах, пронзали бока и поражали внутренние органы ударами в грудь. А у кого видели эти части тела защищёнными, тем подрезали сухожилии под коленями или на лодыжках и опрокидывали их на землю — скрежещущих зубами, кусающих щиты и издающих крик, похожий на рёв, как дикие звери».
Терракотовая статуэтка II века до н. э., изображающая описанную у Дионисия Галикарнасского низкую стойку. Античное собрание, Берлин
Терракотовая статуэтка II века до н. э., изображающая описанную у Дионисия Галикарнасского низкую стойку. Античное собрание, Берлин

Весьма схожее описание поединка между галльским зачинщиком и ответившим на его вызов римским воином мы встречаем у Тита Ливия:

«Когда бойцы стали друг против друга между рядами противников и столько народу взирало на них со страхом и надеждою, галл, возвышаясь как гора над своим соперником, выставил против его нападения левую руку со щитом и обрушил свой меч с оглушительным звоном, но безуспешно; тогда римлянин, держа клинок остриём вверх, с силой поддел снизу вражеский щит своим щитом и, обезопасив так всего себя от удара, протиснулся между телом врага и его щитом; двумя ударами подряд он поразил его в живот и в пах и поверг врага, рухнувшего во весь свой огромный рост».
Важнейший элемент обоих описаний — низкая стойка римских воинов. Пригнувшись, воин почти полностью скрывается за большим ростовым щитом, на который он принимает мощные рубящие удары галльского меча. С этой целью, как рассказывает Полибий, верхняя и нижняя кромка римского щита обивалась железом. Прячась за щитом и улучив благоприятный момент, римлянин колол своего противника остриём меча. Удар наносился снизу вверх, в качестве цели выбирались грудь, бока и живот, которые у галлов не были защищены доспехом.

Реконструкция сражения римлян с галлами Ангуса Макбрайта. На переднем плане художник изобразил характерную низкую стойку легионера, который пытается поразить своего рослого противника остриём меча в бок
Реконструкция сражения римлян с галлами Ангуса Макбрайта. На переднем плане художник изобразил характерную низкую стойку легионера, который пытается поразить своего рослого противника остриём меча в бок

Римская техника боя и военное снаряжение​

Британский историк и археолог Питер Коннолли попытался воссоздать используемую римлянами технику фехтования, исходя из анализа римского военного снаряжения второй половины I века до н. э. — начала I века н. э. Римские легионеры в это время носили кольчугу с дополнительными усилениями наплечников, голова воина была защищена высоким куполообразным шлемом с широким назатыльником и большими нащёчниками, практически полностью закрывавшими лицо.

В начале I века н. э. купол шлема приобрёл более округлую форму, спереди в лобной части его стали украшать рельефными бровями и узким, выступающим вперёд козырьком. Назатыльник шлема увеличился в размерах, задняя часть купола стала снабжаться несколькими рёбрами жёсткости. Нащёчники также увеличились и приобрели широкие боковые поля, позволяющие закрыть верхнюю часть шеи. В нижней части обода шлема стали делать полукруглый вырез для ушей, сверху закрытый широкой изогнутой пластиной.

Римские шлемы I века н. э.
Римские шлемы I века н. э.

Очевидно, появление козырька и рельефных бровей в лобной части купола, широких нащёчников и наушей имело целью повысить защитную функцию шлема и обезопасить голову и верхнюю часть плеч воина от ударов мечей. Однако, размышляет британский исследователь далее, почему римляне использовали столь сложный дизайн формы шлема, а не снабдили просто свои шлемы широкими полями, как до них это делали оружейники на эллинистическом Востоке? Ответ, который он находит, состоит в том, что такой формы шлема требовал римский способ боя.

«Шлем этой формы предназначен для того, чтобы защищать бойца, привыкшего сражаться согнувшись, в нижней стойке. Такой боец должен смотреть снизу вверх и защищаться от ударов в голову, которые, скользя по шлему, могут поразить его в лицо или в плечи и верхнюю часть спины. Это тактика бойцов небольшого роста, в бою колющих своих более рослых противников в живот. При такой тактике глубокий назатыльник на шлеме должен был ограничить возможность наклона головы, а широкий козырёк на уровне глаз стал бы ограничивать сектор видимости».

Поздние изменения​

Изменения римского военного снаряжения, которые происходили в течение второй половины I — начале II века н. э., неминуемо отражались на технике боя. Римский легионер этого времени, вид которого известен, прежде всего, по рельефам колонны Траяна, облачен в наборный пластинчатый панцирь, защищён щитом прямоугольной формы. Его меч имеет гораздо более длинный клинок с коротким остриём и, следовательно, лучше приспособлен для нанесения рубящего удара, чем для укола. Легионеры Траяна в бою с врагами должны были использовать гораздо более прямую стойку с опорой корпуса на широко расставленные ноги. Воин стоял к противнику левым плечом вперёд, щит в опущенной книзу левой руке надёжно защищал его от направленных на него ударов. Центр тяжести переносился на выставленную вперёд левую ногу, которая защищалась поножей. В этой характерной позе римские легионеры изображены на рельефах колонн Траяна и Марка Аврелия, а также других победных монументов II века н. э.

Реконструкция Ангуса Макбрайта сражения римлян с даками начала II века н. э. В основе лежит рельеф, изображённый на следующей иллюстрации
Реконструкция Ангуса Макбрайта сражения римлян с даками начала II века н. э. В основе лежит рельеф, изображённый на следующей иллюстрации

Рассказывая о сражении римлян с бриттами у Граупийских гор, Корнелий Тацит следующим образом описывал используемую ими технику боя:

«Агрикола обратился к четырём когортам батавов и двум тунгров, призвав их пустить в ход мечи и вступить в рукопашную схватку, в чём благодаря длительной службе в войске они были опытны и искусны, и что давало им перевес над врагами, ибо лишённый острия меч британцев непригоден для боя, в котором враги, столкнувшись грудь с грудью, вступают в единоборство. И вот батавы стали обрушивать удары своих мечей на британцев, разить их выпуклостями щитов, колоть в ничем не прикрытые лица и, сокрушив тех, кто стоял на равнине, подниматься, сражаясь, по склону холма, а остальные когорты, соревнуясь с ними и поддержанные их натиском, стали рубить всех попадавшихся им навстречу».
На одном из рельефов Трофея Траяна из Адамиклисси мы видим, как римский воин использует свой щит для нанесения удара своему противнику. С этой целью он упирается в его плоскость плечом, затем делает быстрый шаг вперёд и обрушивается на своего врага всей массой тела, стремясь опрокинуть его навзничь или вывести из равновесия. Когда противник, ошеломлённый ударом, открывается, римлянин наносит ему укол остриём меча в левый бок. Таким-то образом, согласно описанию Валерия Максима, «…то отталкивая врагов щитом, то пронзая их лезвием», римские солдаты действовали на поле боя.

Рельеф с Трофея Траяна из Адамиклисси, поставленного в ознаменование победы над даками
Рельеф с Трофея Траяна из Адамиклисси, поставленного в ознаменование победы над даками

Позже ту же технику боя описывал Аммиан Марцеллин, упоминая также о её гладиаторском происхождении:

«Наши солдаты укрепили строй… и с большим воодушевлением возобновили бой; уклоняясь от ударов и прикрываясь по способу мирмиллонов, они кололи врага в бок, если тот в гневе открывался».

Литература​

  1. Connolly P. The Reconstruction and Use of Roman Weaponry in the Second Century BC. — Journal of Roman Military Equipment Studies 11, 2000. — Pp. 43–46.
  2. Connolly P. The Roman Fighting Technique Deduced from Armour and Weaponry. Roman Frontier Studies 1989: Proceedings of the XVth International Congress of Roman Frontier Studies, eds. Valerie A. Maxfield and Michael J. Dobson. — Exeter, 1991. Pp. 358–363.
  3. Junkelmann M. Die Legionen des Augustus. Der romische Soldat im archaeologischen Experiment. — Mainz am Rhein, 2003. — 342 S.
  4. Junkelmann M. Das Spiel mit dem Tod. So kämpften Roms Gladiatoren. — Verlag Philipp von Zabern, Mainz, 2000. — 270 S.
  5. Sumner G. Roman Army. Wars of Empire. — London, 1997.
  6. Хёфлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы. — М., 1992. — 270 с.
Источник: https://warspot.ru/8042-rimskoe-fehtovanie
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
49.102
Адрес
г. Пермь

Самый длинный меч IV века найден в Японии​

Канал "Историческое оружиеведение" продолжает рассказывать о находках древнего оружия, сделанных археологами. И сегодня поговорим об уникальном мече, найденном в ноябре 2022 года в Японии.

Небольшое введение​

Находка была сделана при раскопках кургана Томио Маруяма, находящегося в префектуре Нара. Курган датируется IV веком и относится к т.н. периоду Кофун (период курганов - III - VII века). Как полагают специалисты, в кургане был захоронен представитель правящего класса Японии, поддерживавший правителей Ямато.
Курган относится к крупнейшим из сохранившихся в Японии - его диаметр составляет 109 м. Курган был раскопан и частично разграблен в период Мейдзи (1868 - 1912). Археологи начали работать на кургане в 2018 году.
Меч был обнаружен в прямоугольном выступе на северо-восточной стороне кургана. Специалисты обнаружили в нем нетронутое захоронение, сделанное, судя по всему, до завершения строительства кургана. Обнаруженный саркофаг длиной 5 метров пока еще не вскрыт. Как предполагают археологи, здесь был похоронен некий близкий для владельца кургана человек.
Меч был положен параллельно саркофагу.

Меч в зоне раскопок.

Меч в зоне раскопок.

Характеристики меча​

Меч имеет длину 237 см и ширину 6 см.
По словам Косаку Окабаяши, заместителя директора Археологического института префектуры Нара, находка указывает на то, что
"технологии периода Кофун (300–710 гг. н.э.) превосходят все, что можно было себе представить, и представляют собой шедевры металлообработки того периода".
Можно предположить, что меч выкован из цельной полосы: как считают специалисты, технологию ковки многослойных клинков японские мастера освоили не ранее VII века.
На клинке и рукояти сохранились следы органических материалов - остатков рукояти и ножен.

Общий вид меча.

Общий вид меча.


Рентгеновский снимок меча.

Рентгеновский снимок меча.

Мечей периода Кофун найдено не так уж и мало. Все они имеют прямой клинок и делятся на импортные (корейские и китайские) образцы и образцы местных производителей.
Найденный меч, вполне соотносимый с этими мечами, имеет волнистый клинок, и отнесен японскими археологами к мечам "дато" - мечам с аналогичными клинками. Таких мечей было найдено восемьдесят пять таких мечей, однако найденный среди них является самым длинным (предыдущий рекордсмен имел длину около 85 см и был найден в кургане V века в Хиросиме).
В настоящее время меч находится на консервации. Специалисты полагают, что меч будет отнесен к группе мечей, определяемых как Национальное достояние Японии.

Мечи периода Кофун.

Мечи периода Кофун.

Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"​

Как говорят специалисты, это самый длинный меч, найденный в Восточной Азии. Однако, предположу, что это - самый длинный меч, найденный при раскопках в мире.
И отмечу еще один момент: как известно, в Японии существовала традиция изготовления длинных мечей, носящих ритуальное значение. Как правило, мечи эти передавались в храмы. Самые ранние из этих мечей относятся к периоду Камакура (1185 - 1333), называются одати и имеют вполне традиционную для японских мечей форму - с характерным изгибом клинка (самый длинный из сохранившихся - 377 см).
Найденный меч позволяет говорить о том, что эта традиция имеет более глубокие корни.
Ну а сама по себе находка, конечно, впечатляет - ковать полосу длиной более 2 метров...
https://dzen.ru/a/Y9yNaKyUfQtLazyp
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
49.102
Адрес
г. Пермь

Японские мечи VI века, найденные в курганах: как выглядели и кто делал​

Один из курганов периода Кофун (фото Википедия).

Один из курганов периода Кофун (фото Википедия).

Вместо предисловия: период Старых курганов.​

Захоронения в виде курганов, при раскопках которых были найдены первые японские мечи, были характерны для одного из самых древних периодов истории Японии, который длился ориентировочно с второй половины III века до начала VII века и получил даже название по этим курганам - период Кофун (кофун - старый курган). В этот период происходило становление государства Ямато, создатели которого вели войны не только с своими соседями, но и (в более поздний период) смогли атаковать даже Корею.
Войны требовали много оружия, и именно в период Кофун на японских островах начали распространяться мечи с стальными клинками. Однако, выглядели они совсем не так, как сегодня. Да и нередко представляли собой импорт, т.е. завозились на японские острова из Кореи и Китая.
Любопытно, что захоронения периода Кофун по набору артефактов представляют собой довольно типичные захоронения кочевников Евразии, и даже некоторые мечи, найденные в них - с прямым клинком и кольцеобразным навершием, похожи на мечи, найденные в захоронениях сарматов на юге России.

Мечи периода Старых курганов.​

Сегодня специалисты выделяют клинки, сделанные корейскими, китайскими и японскими мастерами периода Кофун.
Меч кэн из кургана Эда Фунояма. V век. Длина 59,6 см, ширина 3,9 см, толщина 0,6 см, вес 356 г. (Metropolitan museum).

Меч кэн из кургана Эда Фунояма. V век. Длина 59,6 см, ширина 3,9 см, толщина 0,6 см, вес 356 г. (Metropolitan museum).

Преобладали мечи китайского типа - кэн или цуруги, имевшие прямые и двулезвийные клинки (мечи, сделанные корейскими мастерами назывались корай-цуруги). Преобладание именно китайского оружия в Японии этого периода было естественно: говоря о влиянии Китая на Японию, достаточно сказать, что в этот период японцы приняли китайскую письменность и китайскую военную тактику. Соответственно, как отмечалось в одном из документов царицы Суйко (593 - 629),
"как в выборе лошади предпочтителен конь из Хюга, так и в выборе меча лучшим будет меч из Курэ (Китая - ИО)".
И не случайно один из самых известных в Японии мечей того периода, т.н. "меч семи звезд", принадлежавший принцу Сётоку, согласно надписи на хвостовике, изготовил мастер Цзао Лин, фамилия которого зафиксирована в китайском сборнике "Син-юань" (Сад фамилий).

Меч канто-но тати (ок. VI века). Длина 96,5 см. (Metropolitan museum).

Меч канто-но тати (ок. VI века). Длина 96,5 см. (Metropolitan museum).

Несколько другой тип мечей представляли собой т.н. канто-но тати, отличавшиеся не только однолезвийным, но все еще прямым клинком, но и характерным кольцеобразным навершием, о котором уже упоминалось выше. В этот период зарождается традиция украшения оружия не только инкрустацией по клинку, но и вставками в эти навершия пластинок с резным рисунком.

Мечи канто-но тати (VI век). Самый длинный - 73,7 см. (Metropolitan museum).

Мечи канто-но тати (VI век). Самый длинный - 73,7 см. (Metropolitan museum).

Третий тип меча, кабуцути-но тати также отличается навершием - оно выполнено в виде параллелепипедов (т.н. "молоточков") или сфер (т.н. "луковиц").

Кабуцути-но тати (VI - VIi века).

Кабуцути-но тати (VI - VIi века).

Кузнецы периода Старых курганов.​

Следует отметить, что лучшие мечи этих типов изготавливались в Корее и Китае. И даже на территории собственно Японии они ковались китайскими и корейскими кузнецами, которые образовывали цеховые объединения (бэ) и, заодно, обучали местных кузнецов. Так, например, школа кузнецов Корай Канрабэ осталась после смерти мастера Такусо, выходца из Кореи, работавшего в Японии в середине IV века. Кузнецы были чрезвычайно востребованы в этот воинственный период, а потому японские военачальники совершали рейды даже в Корею, с целью захвата мастеров.

Японские мечи VI - VII веков (периода Кофун) из собрания Metropolitan museum.

Японские мечи VI - VII веков (периода Кофун) из собрания Metropolitan museum.

Следует отметить, что железо также было импортным. Японские кузнецы только начинали осваивать как довольно сложные для них технологии ковки мечей (в частности, технологии сварного дамаска), так и не менее сложные технологии добычи железа из железосодержащего песка. Считается, что самое первое упоминание об изготовлении клинка из железа, добытого из железосодержащего песка относится к 767 - 769 годам.
Но мечи, которые они ковали, все еще имели прямые клинки. До появления первого "настоящего" японского меча с его характерным изгибом, оставалось еще не менее 100 лет: как считается, знаменитый Когарасу-мару (маленькая ворона) был изготовлен мастером Амакуни только в 703 году...
https://dzen.ru/media/armshistory/i...gliadeli-i-kto-delal-5fb389767eb1fe4ba087b331
 
Сверху