Общие вопросы к военным летчикам

LEO

Военный лётчик
Сообщения
592
Адрес
Алтайский край
Ещё воопрос: в высотомере выставляется некое значение, согласуемое с диспечером (обычно 2992). Раскройте эту тему подробней.
Диспетчер выдает давление аэродрома, его выставляешь на барометрическом высотомере что бы на посадке высоту правильно показывал, а по маршруту надо летель на эшэлоне (давление 760мм ртутного столба)
Радиостанция к навигации отношения не имеет, у них разные частоты, а про автопилот вообще глухо, у нас не было их, САУ стояло.
 

L.O.G

Активный участник
Сообщения
1.145
Спасибо за пояснение.

А насчёт радиостанции... Ну я всё же думаю что имеет, ибо в обучении есть задание на полёт по приборам при сильном тумане, а других полей для ввода частот маяков в самолёте нет. На радиостанции есть графы обозначеные NAV1 и NAV2. Пункт NAV есть на электронном компасе слева и есть одноимённый переключатель на автопилоте. Так же на радио есть ADF (автоматическое радиопеленгование). Судя по цифрам он работает с УКВ маяками (а может и нет).
 

LEO

Военный лётчик
Сообщения
592
Адрес
Алтайский край
Ну это надо спрашивать тех кто на гражданах летает, а у нас совсем другая система навигации и маяков, своя короче))
 

L.O.G

Активный участник
Сообщения
1.145
у нас совсем другая система навигации и маяков, своя короче))
А можно подробней расказать про это? Как именно происходит навигация на истребителях и штурмовиках?
 

LEO

Военный лётчик
Сообщения
592
Адрес
Алтайский край
На МиГ-23м стояла система Полет -1и, в которую входиои РСБН радиосистема ближней навигации, СКВ система курсо-вертикали. датчики скорости и высоты. Дополнительно использовалось САУ система автоматического управления, приборы индикации скросто и высоты, командно пилотажный прибор и наввигационно-пилотажный прибор, ППД - показывает дальность либо до торца ВПП либо до маяка. АРК автоматический радиокомпас.
Курсовертикаль выдавала сигналы крена тангажа и курса на соответствующие приборы контроля, данные высоты и скорости получались чрез приемник воздушного давления и индицировались на барометрическом высотомере и указатели скорости ( показывал приборную и истинную скорость)
В РСБН можно было запрограммировать 4 аэродрома и три промежуточных пункта маршрута, а так же набрать канал навигации и посадки в ручную, но именно канал, а не частоту, все программирование и выставление частот производилось только на земле.
При наличии коррекции от маяка РСБН, выдавались довольно точно азимут и расстояние до поворотного пункта маршрута, а при отсутствии корректив, автономно он безбожно врал, поэтому по маршруту ходили дедовским способом выдерживая курс время между ППМ, при этом необходимо было запоминать характерные ориентиры что бы не потерять ориентировку и выдержать время выхода на цель, потому что выход на цель позже или раньше 30 секунд от назначенного времени это оценка два балла за весь полет независимо попал ты в цель или нет.
При заходе на посадку, на запрагромированный аэродром режим посадка включался автоматически, а на не запрограммированный его нужно было включать в ручную, этот режим работал довольно точно и в директорном режиме и в автомате, обычно вытаскивал точно в торец полосы, т.е. можно было садиться практически при нулевой видимости.
При перехватах ВЦ навигация была в вобщем-то пофиг, т.к. КП наводит на цель а потом дает курс возврата.
Само собой у РСБН была еще куча режимов и особенностей работы, но это надо целый труд написать, что бы все рассказать)))
 

L.O.G

Активный участник
Сообщения
1.145
Спасибо. Очевидно что навигация в гражданских боингах происходит по тому же принципу, с той оговоркой, что большенство параметров задаётся вручную в полёте.

Как я понял для посадки на запрограмированный аэродром РСБН использовала 2 (или 4) УКВ маяка с обоих концов ВПП? А для следования по маршруту должно хватать одного (мегагерцевого?) маяка? Компас слева от рации снизу на скриншоте - это АРК + ППД видимо?

Ещё вопрос: как запускался и настраивался автопилот на истребителях в полёте? То есть одна кнопка вкл/выкл или была панель как у боинга на картинке (настройка удерживаемой скорости и верт. скорости, курс, сближение, высота). И как работает (или должен работать) обратный курс на автопилоте? А то когда по GPS на автопилоте летал самолёт никак не реагировал на этот режим.
 

LEO

Военный лётчик
Сообщения
592
Адрес
Алтайский край
Вообще на аэродроме три маяка один навигационный - по его сигналам бортовая аппаратура определяет азимут и заданный курс на ППМ или в расчетную точку, и еще два посадочных маяка курсовой и глиссадный по их сигналам, когда самолет находится в зоне посадки и закроются глиссадный и курсовой бленкеры, определяется место положение самолета на посадочном курсе и глиссаде.
Текущий курс самолета определяется по подвижной шкале прибора напротив треугольного индекса, только на истребителе неподвижная шкала отградуирована тоже на 360 градусов, и узкая стрелочка показывает на ней КУР курсовой угол радиостанции либо АРК либо Маяка РСБН в зависимости от положения переключателя.
А широкая стрелка по маршруту показывает заданный курс на ППМ, при возврате заданный курс расчетную точку, а при включении режима посадка посадочный курс данного аэродрома, если он запрограммирован, а если нет то посадочный курс устанавливается в ручную

САУ не настраивалось, и автоматически система рулила только в режиме посадка, при включении, а в полете был постоянно включен режим демпфирования, к нему в придачу включался еще режим стабилизации угловых положений.
При включенной стабилизации стабилизировался крен до 50 градусов и тангаж до 30, при крене меньше 6 градусов стабилизировался курс полета и тангаж, вот и весь автопилот.

Добавлено спустя 6 минут:

Зы. Обратный курс при повторном заходе?, задатчик показывает при включении этого режима, это не режим автопилота, а режим РСБН, задатчик ведет в расчетную точку, у нас это была точка - на удалении 21 км. от маяка, находясь в которой, с курсом обратным посадочному, можно выполнить разворот на скорости 600км/ч. с креном 30 и выйти на посадочный курс в зону действия маяков ПРМГ.
 

Скиф

Активный участник
Сообщения
2.135
Адрес
Россия
LEO написал(а):
дивизия была в Терасполе, а полк стоял в Грузии, поэтому контроля никакого и полетали мы в это время мама не горюй

Все правильно, как говорится у срочников - "дальше от командования - ближе к дому" :)

А как дела вообще дела обстояли с дисциплинарными взысканиями? Когда я служил, ближайшая гарнизонная гауптвахта находилась в г.Орел, поэтому залетчиков отцы-командиры наказывали заточением в старой оружейке. :)
 

L.O.G

Активный участник
Сообщения
1.145
Спасибо, щас буду разбираться в самом симуляторе со всеми этими маяками и прочим.

Ещё вопрос - для слежения за полётом диспечер выдаёт 4-х значное число, которое вводится в бортовую радиостанцию - squawk code. Как оно по-русски называется?
 

LEO

Военный лётчик
Сообщения
592
Адрес
Алтайский край
Ещё вопрос - для слежения за полётом диспечер выдаёт 4-х значное число, которое вводится в бортовую радиостанцию - squawk code. Как оно по-русски называется?
Может код опознования.
Правда у нас он был из одной цифры :)

Скиф
Проблем было много с нацменами, кто дурака включал делать ничего не хотел, кто наглел.
В мою бытность НШ попался мне боец по дороге, с кавказа национальность уде не помню, честь не отдал, ремень на яйцах, на замечание отрегивал так:
"а мне пофиг капитан ты или генерал"
Привел его к дежурному по полку выписал записку об арестовании, начкар мой был, позвонил он приехал забрал, но на следуещий день приехал полковник с армии и полковую губу закрыли, типа антисанитория, пришлось его вести к морпехам в Потти, через месяц получил совершенно другого человека, и в казарме тишина и спокойствие настало :)
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
ЛОГу.
На истребителях, в том числе тяжёлых : устанавливаю канал навигационный (двузначную цифру) ( по стрелке вижу центр аэродрома и дальность до него в окошке) и канал посадочный (двузначный) ( при заходе на посадку вижу дальность до полосы..).
На МиГ-31 можно включить "автомат" и машина построит самостоятельно заход на посадку. Т.е. придёт на аэродром, войдёт в глиссаду. В обычных полётах отрабатывал, а на облётах после ремонта я неоднократно проверял это. РУДами работаешь сам. К сожалению...не всё так как гладко как в книге. То высоко, то низко.

Добавлено спустя 5 часов 54 минуты 56 секунд:

Вечных лётчиков не бывает. В полёте часто с тоской спрашивал :"Какой он будет, заключительный ?".
Парни.. "БРИЗ", "ЛЕО", "РИНАТ"... Вы помните свой заключительный полёт, когда Вы знали -"Больше летать не буду!!"
Я этот полёт не знаю и не помню...Так получилось! А как было у Вас ?

Добавлено спустя 3 минуты 4 секунды:

Было, когда "Всё!!!" "Ухожу летать!!" "Добьюсь снова !!"
 

Lavrenty

Активный участник
Сообщения
6.325
Адрес
Москва
Расскажите, пожалуйста, как было организовано хранение и обеспечение авиатехники на советских аэродромах. Какую часть времени самолеты находились в бетонных капонирах? Как была организована непосредственная ПВО авиабазы (если это не секрет конечно)?! Как решался вопрос сохранности техники в сложных климатических условиях, имелись ли отапливаемые ангары и как они могли защитить технику в случае бомбового удара по аэродрому? Или же большую часть времени самолет находился под открытым небом? Имелись ли у вас - строевых пилотов - претензии к качеству аэродромного обслуживания? Насколько сильно могло различаться качество аэродрома, например, в ГСВГ, на Кавказе, в средней полосе России и на Дальнем Востоке?
Заранее спасибо!
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
1. Какую часть времени самолеты находились в бетонных капонирах?

80 % времени в бетонных , но не больше


2.Как была организована непосредственная ПВО авиабазы (если это не секрет конечно)?!

вообще ничего не знал и не знаю до сих пор !
Очень интересная тема для форума!

3.Как решался вопрос сохранности техники в сложных климатических условиях, имелись ли отапливаемые ангары и как они могли защитить технику в случае бомбового удара по аэродрому? Или же большую часть времени самолет находился под открытым небом?

Всегда под открытом небом !

4.Имелись ли у вас - строевых пилотов - претензии к качеству аэродромного обслуживания?

ДА!!

5.Насколько сильно могло различаться качество аэродрома, например, в ГСВГ, на Кавказе, в средней полосе России и на Дальнем Востоке?
Заранее спасибо!

Моё мнение, на юге, БВПП качественнее.

Добавлено спустя 2 минуты 3 секунды:

Ну, шпионы погодите!
 

LEO

Военный лётчик
Сообщения
592
Адрес
Алтайский край
1.все время в капанирах, только на полетах стояли под открытым небом.
2.ХЗ, наверно никак :) очевидно надеялись на сплошную зону ПВО.
3.Ну в ТЭЧ наверняки ангар был отапливаемый в северных районах, а у нас в субтропиках обходились так :)
Климат не доставал, а вот крысы жрали хлорвиниловую провдку, все самолеты обычно перед полетами газавали открыв все какие можно лючки, сам видел как они отуда во время газомки тикали :)
Капониру были опасны только прямое попадание бетонобойной бобы, или тяжолой ракеты в створки.
4.А пофиг была обслуга, сам мог заправить смолет топливом и газами, и пушку зарядить если надо, и парашют в ставить.
наши самолеты были не требовательные к обслуге, по причине своей дубовости :)
5.В ЗакВО были не ахти, в Белорусии и на Украине получше.

МиГ-31
Последний полет на МиГ-23 летал на полигон, бомба, пушка, атака НЦ с СВМ. Выход на полигон на ПМВ над морем, атака цели с горки ( еврейской :)), потом второй заход с боевого разворота по типу восходящего участка косой петли, стрельба из пушки и домой, круги нарезать не стал сел с ходу с рубежа 20км.
 

Niki1979

Активный участник
Сообщения
901
Адрес
Болгария
При такой возможности конечно не упустил бы шанс задать какие то вопросы, конечно не хочу быть досадным :-D .

Вопрос 1-вый - были у вас претензии к эргономику кабины, имею в виду разположение всех там переключателей, приборов, индикаторов и пр. , т.е. хотели ли вы что бы какой то индикатор или кнопка и т.д. был изменен для того что бы стал более удобным?

Вопросы к пилоту МиГ-31 - скажите пожалуйста, какой будет рубеж перехвата приблизительно при вылет на перехват (на МиГ-31) на полном форсаже без дополнительных топливных баков и 4 Р-33, какая будет скорость и высота в конце концов.
Сколько времени надо от обьявления того что вы будете перехватывать цель (т.е. тревоги) до момент взлета если вы (и самолет) предварительно подготовлен взлететь как можно быстро. Вообще сколько времени возможно ожидать взлет сидя в кабине (двигатель не работает)?
 

LEO

Военный лётчик
Сообщения
592
Адрес
Алтайский край
Притензия была одна на Миг-23м не было нормального прицела по земле, все остальное устраивало на столько, я даже не замечал когда и что делаю, т.е. только что был на полигоне, а уже подлетаю к ближнему приводу, крыло, шасси закрылки выпущены, когда че успел ХЗ :)
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
БЫЛ вопрос :были у вас претензии к эргономику кабины, имею в виду разположение всех там переключателей, приборов, индикаторов и пр. , т.е. хотели ли вы что бы какой то индикатор или кнопка и т.д. был изменен для того что бы стал более удобным?

Ответ : кабинами всех самолётов доволен не был. Действительно :кнопка запуска на всех самолётах была в разных местах - борт, панель, справа, слева... Даже указатели скорости и высоты менялись друг с другом. Мой отец на американских "Кобрах" летал в 40-х...Там изменить положение педалей можно кнопкой. На МиГ-31 это делали вручеую - техник залазил под приборную доску.
Только в конце 80-х на них сделали кнопку - сам лётчик мог установить положение педалей.


ВОПРОС : рубеж перехвата приблизительно при вылет на перехват (на МиГ-31) на полном форсаже без дополнительных топливных баков и 4 Р-33, какая будет скорость и высота в конце концов.
Сколько времени надо от обьявления того что вы будете перехватывать цель (т.е. тревоги) до момент взлета если вы (и самолет) предварительно подготовлен взлететь как можно быстро. Вообще сколько времени возможно ожидать взлет сидя в кабине (двигатель не работает)?

ОТВЕТ :Взлетал с Архангельска - набирал 20.000 м и М=2,5, перехватывал SR-71 на траверзе Новой Земли.

По взлёту : Фактически товарищи ставили рекорды - 3 минуты "колёса в воздухе из положения лёжа".
За это время : техник готовит самолёт и кабину, меня одевают в высотный костюм + теплоизолирующий костюм+морской спасательный костюм+одевают гермошлем и я бегу к самолёту. Потом меня пристёгивают. Связь. Запуск. Руление. Взлёт.
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
Это был Юра Таганов (АВВАКУЛ-78). Мы все хотели получить орден- или за уничтожение, или за количество боевых вылетов.
Соревновались по времени взлёта (как правило, тот кто был первым- т.е.доложит о готовности - то выруливает). Кончилось это плачевно - взлетепли до раскрутки инерциальных систем.
 

LEO

Военный лётчик
Сообщения
592
Адрес
Алтайский край
У нас в дивизии тоже один на МиГ-23 так ночью в сму взлетел, сидел в первой готовности книжку читал, дали запуск, книжку вбок положил, какие АЗС книжкой закрыл те и не включил, в результате взлетел без СКВ влез в облака и потеряв пространственную ориентировку и убился.
 
Сверху