Противопехотная мина Schützenmine 42 (Германия)
Рано или поздно всё хорошее заканчивается и к 1942 году Адольф Алоизович Шикльгрубер прочувствовал, что война на Востоке затягивается. Так же явственно проявился дефицит ресурсов во всей «объединённой» им Европе, поэтому германское командование существенно пересмотрело требования к вооружению и военной технике. Вермахту требовалось оружие, которое можно было бы производить в больших объемах с минимально возможными затратами. Конечно, велись разработки высокотехнологичных вундервафель, которые за пару дней должны были принести победу несокрушимому
"Тысячелетнему рейху" (TausendjIhrige Reich), но, фантазии -фантазиями, а от реалий деваться некуда. В общем, среди прочего, удешевление производства оружия сказалось и на материалах, во многих проектах предлагалось использовать материалы с минимальной стоимостью, такие как батон, дерево или стекло. Именно этот подход привел к появлению предмета сегодняшней статьи -мин различного назначения, в которых использовалось минимально возможное количество металла.
Первой попыткой создать дешёвую мину, можно считать
Schützenmine 42 (Schü.Mi. 42) -противопехотную мину, появившаяся в 1942 году.
Schü.Mi. 42 представляла собой устройство, которое предназначалось для минирования определенных участков с целью защиты от атак пехоты противника. Взрыв боеприпаса, взрывной волной и осколками должен был поражать противника, находящихся на расстоянии нескольких метров. С целью удешевления и упрощения конструкции, было решено сделать мину нажимной, а её корпус -деревянным.
Концептуально
Schützenmine 42 очень напоминает советскую мину
ПМД-6. Обе сины изготавливались из самых дешёвых материалов и требования по упрощению конструкции, привели к использованию схожих технических решений. Однако,
Schü.Mi. 42 нельзя считать полной копией советской
ПМД-6. Обе мины появились примерно в одно время и немецких, либо советских конструкторов нельзя заподозрить в использовании «подсмотренных» решений при анализе трофейных боеприпасов.
Корпус
Schü.Mi. 42 мог изготавливаться из дощечек небольшой, так же применялись фанера и даже прессованные деревянные опилки или стружки, пропитанные специальным составом. Корпус мины состоял из двух частей: нижнего ящика и крышки, крепящейся к нему осью. В передней стенке ящичка было круглое отверстие для взрывателя, а в передней дощечке крышки имелась вертикальную прорезь для выступающего ударника взрывателя.
Корпуса мин, изготовленных на различных заводах
(да и в зависимости от партий) существенно отличались размерами, различия габаритов обуславливались спецификой производства и особенностями материалов корпуса. Установленная и готовая к подрыву мина могла иметь длину около 12,7 см, ширину от 9,5 до 10,5 см и высоту порядка 5,5-6 см. Датчик цели в виде подвижной крышки имел размеры около 12,7х10 см. Вес снаряженной мины составлял примерно 500 г, хотя этот параметр, как и размеры, мог колебаться в достаточно широких пределах.
Schützenmine 42 снаряжалась тротиловой шашкой
Spengkörper 28, которая представляла собой параллелепипед размерами 7х5х4 см и весом 232 г. В центре боковой стороне шашки (7х4 см) имелось гнездо с резьбой, предназначенное для установки взрывателя. Примечательно, что из-за габаритов шашки
Spengkörper 28 немецкая противопехотная мина
Schü.Mi. 42 по своим размерам значительно отличалась от уже упомянутой советской
ПМД-6. Для сравнения, советский боеприпас оснащался шашкой весом 200 г размерами 10х5х2,5 см, из-за чего его общая длина достигала 20 см.
Корпуса мины из дерева, фанеры и прессованных опилок.
Для подрыва использовался взрыватель
ZZ42, в определенной мере похожий на советский МУВ, использовавшийся в составе ПМД-6. Основным элементом этого устройства был продолговатый металлический или бакелитовый корпус. На внешней поверхности корпуса нередко присутствовали грани или накатка. В донной части корпуса находилась резьба, предназначенная для крепления взрывателя к тротиловой шашке. При транспортировке резьба закрывалась специальной крышкой. Так же в донной части взрывателя располагался капсюль-воспламенитель, отвечавший за подрыв основного заряда.
В средней и головной частях взрывателя имелся подпружиненный ударник, выполненный в виде стержня с отверстиями на одном конце и заострением на другой. В транспортном положении ударник находился во взведенном состоянии, со сжатой пружиной, и фиксировался при помощи чеки, вставленной в одно из отверстий. После извлечения чеки ударник под действием пружины должен был бить по капсюлю. Чека взрывателя ZZ42 изготавливалась из проволоки и имела достаточно сложную форму. Один из концов согнутой проволоки входил в отверстие ударника, а другой образовывал петлю, которой чека упиралась в него снизу (после установки на мину).
Взрыватели ZZ42 в разобранном и собранном виде.
Противопехотные мины Schü.Mi. 42 имели крайне простую конструкцию и поэтому не оснащались какими-либо средствами, затруднявшими или делавшими невозможным обезвреживание. Тем не менее, сравнительно высокая чувствительность взрывателя серьезно затрудняла разминирование. Самоликвидатор отсутствовал. При необходимости мину пришлось бы обезвреживать. При длительном нахождении в земле деревянный корпус мог разлагаться, тем самым делая боеприпас относительно безопасным. Однако и в этом случае взрыв не исключался.
Мины Schützenmine 42 поставлялись в войска в разобранном виде. В одних ящиках или обрешетках перевозились деревянные корпуса (по 20 штук), в других – тротиловые шашки и взрыватели. По инструкции, минер во время подготовки к минированию должен был снаряжать корпуса тротиловыми шашками, а взрыватель полагалось транспортировать отдельно от мины. Вкручивать его допускалось только после установки мины на ее место, непосредственно перед маскировкой. Один минер должен был нести не больше четырех мин. Предпосылкой для таких требований стала достаточно высокая чувствительность мины, которая могла привести к жертвам среди собственного личного состава.
Прибыв на место установки, минер должен был поместить мину на выбранную позицию и вкрутить взрыватель, предварительно удалив с него защитную донную крышку. После этого боеприпас был готов к подрыву.
Принцип действия мины Schü.Mi. 42 был крайне прост. В боевом положении выступающая часть ударника проходила через прорезь в передней стенке крышки. Последняя, в свою очередь, нижней гранью опиралась на петлю чеки. Таким образом, при нажатии крышка выдавливала чеку, благодаря чему освобождался ударник. Под действием пружины ударник воспламенял капсюль, вследствие чего происходил подрыв основного заряда. Мина имела достаточно высокую чувствительность: чтобы выдавить чеку, нужно было нажать на крышку с силой не более 3-5 кг. При необходимости мина могла использоваться в качестве «растяжки». Для этого минер должен был крепить шнур к чеке. При вытягивании шнура противником происходило извлечение чеки с последующим взрывом.
Противопехотная мина нажимного действия Schützenmine 42 должна была размещаться на грунте, в грунте или под снегом. Ввиду использования сравнительно небольшого заряда взрывчатого вещества (232 г) фактическое могущество боеприпаса зависело от множества факторов. Тем не менее, мощности заряда было достаточно для нанесения серьезных травм бойцу противника, имевшему неосторожность наступить на мину. В большинстве случаев подрыв приводил к травматической ампутации стопы или части голени и тяжелой контузии. Потеря конечности, болевой шок, кровопотеря и другие факторы могли привести к быстрой смерти пострадавшего.
При этом, однако, в некоторых случаях действие мины могло оказаться меньше ожидаемого. Так, в ряде источников упоминается, что вторая нога пострадавшего при взрыве могла как получить серьезные повреждения, так и остаться целой. Кроме того, существовала определенная вероятность поражения лиц, идущих рядом с наступившим на мину бойцом. Радиус возможного поражения живой силы противника задавался на уровне 15-20 м.
Специфическая разница эффекта от подрыва мины Schü.Mi. 42 была обусловлена некоторыми ее особенностями, в первую очередь конструкцией корпуса. Металлический корпус, использовавшийся в составе других подобных боеприпасов, при подрыве делился на множество осколков, надежно поражавших цели на некотором расстоянии. Корпус из дерева, фанеры или прессованных опилок/стружек не мог быть полноценным источником осколков с приемлемым поражающим действием. Поэтому основным поражающим фактором мины Schützenmine 42 была ударная волна взрыва.
Производство противопехотных мин Schü.Mi. 42 с зарядом Spengkörper 42 и взрывателем ZZ42 было налажено в 1942 году. Вскоре эти боеприпасы начали поставляться в войска и активно использоваться для создания минно-взрывных заграждений. Простота конструкции позволила наладить массовое производство, что сказалось на распространении таких мин. Преимуществом стали и материалы корпуса. Ввиду использования минимально возможного количества металла мина Schü.Mi. 42 не обнаруживалась миноискателями того времени. Требовалось использовать другие методики поиска, причем некоторые из них были связаны с серьезным риском. К примеру, саперный щуп мог упереться в крышку мины и спровоцировать ее подрыв. Самым эффективным «инструментом» обнаружения мин в деревянных корпусах были специально обученные собаки.
Тем не менее, простота и дешевизна мины были связаны с определенными трудностями. К примеру, отсутствие элементов неизвлекаемости позволяло противнику достаточно быстро проделывать проходы в заграждениях. Для значительного снижения вероятности подрыва саперу было достаточно открыть крышку мины, тем самым предотвратив выдавливание чеки в штатном порядке. Однако и после этого обращаться с миной приходилось с большой осторожностью.
Несмотря на все проблемы, мины Schützenmine 42 активно использовались инженерными подразделениями Вермахта до конца войны. Вместе с другими противопехотными минами боеприпасы типа Schü.Mi. 42 наносили заметный ущерб войскам как Советского Союза, так и других стран антигитлеровской коалиции. Тем не менее, благодаря ряду принятых мер потери сокращались до минимально возможных, а большое количество обезвреженных мин становилось трофеями красноармейцев и их союзников из других стран.
Установка мины.
В 1944 году на вооружение немецких войск поступила новая противопехотная мина Schützenmine 44, являвшаяся модернизированным вариантом Schü.Mi. 42. От базового боеприпаса она отличалась конструкцией корпуса и типом взрывателя. Кроме того, некоторые наработки по первой мине в деревянном корпусе использовались в более поздних проектах аналогичного оружия.
После окончания Второй мировой войны производство прямого аналога мины Schützenmine 42 было налажено в Чехословакии. Чехословацкое изделие PP Mi-D представляло собой незначительно измененный вариант базовой мины Schü.Mi. 42, и отличалось от нее некоторыми особенностями, прямо связанными с технологиями производства. По некоторым данным, было изготовлено большое количество таких мин, вследствие чего часть запасов мин PP Mi-D после их снятия с вооружения была распродана третьим странам. Имеются сведения о применении таких мин в некоторых вооруженных конфликтах в Африке.
https://vk.com/@-144875262-protivopehotnaya-mina-schtzenmine-42-germaniya