УМАБАРИ — стилетообразный клинок, имеющий несколько граней, в отличие от круглого или овального кодзука. Его назначение объясняют весьма туманно, как предмет для ухода за лошадьми. В лучшем случае: для того, чтобы «пускать кровь в медицинских целях». Что же это за цели такие? В свое время в степной глубинке, где лошадей держат в табунах, а о ветеринарах пастухи только слышали, я наблюдал следующую картину. Раздувшуюся как барабан лошадь несколько пастухов держали, не давая ей лечь, а самый старый и опытный достал инструмент, похожий на шило, но сделанный из трехгранного напильника и отполированный до блеска. Прокипятив его в котелке, он подошел к лошади и ткнул ее этим шилом в живот. Раздался шум выходящих из прокола газов, и лошадь стала заметно меньше. Рану ей чем-то замазали и оставили на пару дней около юрты, после чего она — живая и здоровая — вернулась в табун.
Пастухи рассказали мне, что такое с лошадьми, находящимися на вольном выпасе, случается довольно часто, поскольку они, в отличие от диких животных, едят все растения подряд, а некоторые виды трав — вредные или даже ядовитые. И это единственный способ спасти лошади жизнь. А граненый инструмент потому, что круглый закупоривал бы рану и препятствовал выходу газов.
Поэтому можно предположить, что умабари был заимствован японцами у степных кочевников и стал необходимой принадлежностью тех, кто связан был не просто с уходом за лошадьми, но и с выпасом их в табунах.
ФРАНЦИСКА (francisca) — боевой топор франков и других германских племён, на длинной рукояти был предназначенным для рубки, на короткой — метательным. Топор-франциска для метания был короче длины руки. Франциска для рубки насаживалась на метровой длины топорище, поскольку предусматривали рубку как одной, так и двумя руками. Наиболее распространённое оружие у меровингских франков в V-VI веках. Последние находки этого вида оружия при раскопках относятся к VII столетию.
ФАЛЬКАТА – античный меч, серповидной формы, имевший хождение на территории Средиземноморья. Название «фальката» можно считать ошибочным, возникшим при переводе латинских текстов Фернандо Фульгосио в 1872-м году. Переводя описательное выражение «ensis falcatus» — серповидный меч, он посчитал его названием собственным, которое завоевало популярность и заменило такие названия, как «копис» и «махайра». Можно было бы считать что это названия разного оружия, но внешне эти мечи практически идентичны, хотя и сделаны в разных регионах: махайра или копис – Греция, Македония, а фальката – Иберия, то есть территория Пиренейского полуострова. Есть версия, что фальката это оригинальное оружие иберов, развившиеся самостоятельно. Но учитывая огромное влияние греков по всему Средиземноморью, и уже указанную схожесть, эта версия малосостоятельна.
Можно с уверенностью предположить, что фальката (копис или махайра) произошли от гревне-египетского меча-серпа хопеша (кхопе́ш или кхепе́ш), который появился около 1600-го года до н.э. и прослужил более 300 лет. Очень долгое время фальката прослужила главным мечом для греков, македонцев, иберов и римлян, но постепенно была вытеснена скифосом – коротким мечом с листовидным клинком, а потом и гладиусом со спатой – мечами римских легионов. Можно сделать предположение, что фальката имеет продолжение в виде современного ножа гуркхов – кукри. Вполне реально, что войска Александра Македонского «завезли» с собой в Непал необычную форму меча в 4-м веке до н.э.
Фальката относится к мечам с обратным изгибом, то есть, заточка клинка находится на вогнутой стороне. Бронзовый, а потом и железный клинок имел длину до 70-ти сантиметров, лезвие меча сначала сужалось до половины длинны, потом расширялось, переходя в острие. Гарда меча почти отсутствовала — небольшая деталь в виде клюва немного прикрывала пальцы. Такую же форму имело и навершье рукояти. Два этих «клюва» могли соединяться тонкой металлической перемычкой, образуя сплошную скобу, или соединяться металлической цепочкой. Изготовлялась фальката ковкой, скорее всего, не делали разъёмной конструкции, а и рукоять с деталями, и лезвие клинка ковали вместе. В этом прослеживается связь с хопешами, которые производились также. Некоторые античные историки, Филон и Диодор, писали про необычно высокое качество фалькат. Якобы меч ложили на голову серединой, а острие и рукоятку пригибали к плечам, и после того, как меч отпускали, он распрямлялся, полностью восстанавливая свою форму. Заготовки закапывали в землю, чтобы ржавчина выедала весь некачественный металл, а клинок ковали из трёх полосок разной степени твердости. Вероятно использовался метод холодной ковки. Так ли это установить трудно, но анализы найденных мечей показывают, что поверхностные слои железа в мече содержат высокое количество углерода, а в середине находится безуглеродное мягкое железо. Это и объясняет необычную гибкость фалькат.
Фальката — клинок особый, из-за формы его центр тяжести сильно смещён к острию. Это обеспечивает очень сильный эффективный рубящий удар, который по силе сравним с ударом топора. Из-за этого же центра тяжести рука, держащая фалькату не соскальзывала на лезвие, отсюда и отсутствие полноценной гарды, и наличие клювообразного навершия рукоятки, чтобы меч не вырвался из руки. Так же из-за обратный изгиб делал эффективными режущие движения на обратном ходе клинка. Режущее движение прямым клинком или клинком с нормальным изгибом, требует некоего усилия, чтобы прижать клинок к телу. Клинок с обратным изгибом такого усилия почти не требует. Острый конец позволял и колющие удары. Правда, то, что острие находятся значительно «ниже», чем рукоять, делали колющий удар достаточно затруднительным. Можно предположить, что техника работы фалькатой была основана на рубящих движениях. Носили фалькату на поясе, отточенной стороной вниз.
ФАЛЬШИОН, также фальчио́н (falchion) — европейское клинковое оружие с расширяющимся к концу коротким клинком с односторонней заточкой.
Название оружия предположительно происходит от лат. falx — коса. Во французском языке он именовался fauchon или baudelair, в итальянском — storta, в немецком — Malchus. Последнее название связано с описанным в евангелии от Иоанна эпизодом взятия Христа под стражу, во время которого пытавшийся оказать сопротивление апостол Пётр отсёк ухо первосвященническому рабу по имени Малх (Иоанна 18,10). Хранящийся в Познани со времён средневековья, так называемый меч святого Петра, действительно имеет черты фальшиона.
Наибольшую известность фальшион получил как дополнительное оружие английских лучников, а в середине XIV века его стала использовать и конница благодаря его способности наносить разваливающие рубяще-режущие удары. Иногда фальшион крепился к короткому древку длиной 45 — 60 см.(фальшарда)
Точные сведения о фальшионах привести сложно, потому что их было найдено всего около полудюжины, а из книг, живописи и описаний были получены сведения о ещё примерно двадцати. Таким образом, имеющаяся выборка — слишком маленькая, чтобы судить по ней о всех фальшионах.
Мнение, что описанный выше и изображённый на иллюстрации слева фальшион — это основной тип фальшионов, оспаривается в статье Бйорна Хелквиста «Фальчион Коуниерза» . Автор статьи, археолог и историк, провёл сравнительный анализ 25 известных фальшионов, как сохранившихся, так и изображённых на картинах и керамике, и указывает, что фальшионов, подобных описанному выше, меньше десятка; среди них особенно известны фальшион Коуниерза, фальшион, найденный близ Гамбурга, и фальшион из Расписной Палаты. Остальные фальшионы, коих большинство, выглядели иначе: большинство фальшионов имеют скос обуха, а у фальчиона Коуниерза он прямой. По мнению Бйорна Хелквиста, типичный фальшион — очень тонкий узкий прямой одноручный меч со скосом обуха и односторонней заточкой.
ФЛАМБЕРГ. На границе XV-XVI веков конструкция меча активно меняется – клинок становится длиннее, появляются двуручные и полутораручные мечи. Благодаря крестовым походам, которые познакомили европейцев с эффективными изогнутыми клинками Северной Африки и Ближнего Востока, появляется меч фламберг. Клинок флабмерга (от немецкого flamme – «пламя») имеет волнистую форму, которая обладает большей поражающей способностью, нежели прямой клинок с теми же характеристиками. Появление такой формы было обусловлено многими моментами – у европейских оружейников были проблемы с прочностью искривленного клинка для сабли, а в схватках упор делался больше на колющие удары, поражавшие рыцарей в доспехах. Кроме того, потрясающая эффективность рубящих ударов изогнутой саблей на открытом пространстве, в условиях стесненных улочек европейских городов, была слабой. Оружейные мастера в этот период времени, когда классический меч был уже неэффективен, старались найти подходящий выход. Появляются такие виды холодного оружия, как панцербрехер – короткий кинжал с четырьмя гранями, для пробивания полного доспеха, боевой молот клевец, разновидность булавы шестопёр и многие другие. Всё чаще ремесленники вспоминали о конструкции искривленного клинка, и в конце XV века придумали волнистый клинок. Основное преимущество конструкции фламберга, появившегося в середине XVI века в южной части Германии – существенное уменьшение поражающей поверхности при ударе, что значительно усиливало рубящие свойства меча, концентрируя всю силу удара на небольшой площади. Эффективность колющего удара также была поразительной – размеры образованной раны превышали ширину клинка, с многочисленными внутренними повреждениями, а при обратном движении, фламберг давал «эффект пилы», просто расчленяя тело противника, и не застревая в костях, перепиливая в том числе и щиты противника. Такой волнистый меч мог наносить более широкие и неравномерные раны, которые практически не заживали из-за особенностей заточки клинка. В большинстве случаев, рана, нанесенная фламбергом, в условиях средневековой медицины, приводила к гарантированной гангрене и ампутации. Фламберг являлся удивительно бесчеловечным, страшным оружием, поэтому при попадании владельца такого меча в плен — его ждала мучительная казнь без суда и следствия, даже если в бою тот не участвовал. Католическая церковь и вовсе прокляла этот меч, как особо жестокое оружие, хотя его изображения всё равно встречаются на религиозных гравюрах. Заточка искривленной формы могла быть произведена только в высококвалифицированных мастерских, а сам клинок изготавливался с огромными сложностями. В отличие от дешевых образцов, клинок дорогого флабмерга имел действительный реальный изгиб, а не выточен из обычного прямого клинка – все эти моменты привели к тому, что двуручный меч фламберг стал элитарным оружием, доступным только для единиц, и умеющие с ним обращаться воины получали двойной оклад. Особенное распространение «пламенный меч» получил среди наемных пехотинцев – германских кондотьеров и итальянских ландскнехтов в середине XVII века, в годы 30-летней войны. У фламберга были и недостатки – уменьшенная жесткость клинка и, соответственно, больший вес для необходимого утолщения; большая вероятность поломки клинка при отражении вражеского рубящего удара; низкая долговечность, которую старались увеличить различными методами закалки стали. В конце XVII века, с распространением огнестрельного оружия и снижения популярности доспехов, фламберг теряет популярность вместе с остальными двуручными мечами, и постепенно становится оружием церемониальным, парадным. Фламберг стал прототипом «пламенеющей» шпаги, которую нельзя схватить рукой в перчатке для ответного неблокируемого удара, в отличие от классической; также волнистый клинок имеется у малайского национального ножа «крис».
ФРАМЕЯ (фрама) (лат. framea, копье, пика), оружие древних германцев, неоднократно упомянутое в «Германии» Тацита. Вероятно, было аналогично длинному копью (praelongae hastae), которым были вооружены конница и пехота. Очень часто этот вид копья использовался пехотой как метательное оружие.