Русские танки отхватили больше половины мирового рынка. Но самый большой спрос — на наши самолеты и вертолеты
Заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Виктор Панчук сообщил РИА «Новости», что в период с 2016 по 2018 гг. Россия будет ежегодно экспортировать оружие и военную технику на уровне 15 млрд. долларов. В настоящий момент портфель оружейных заказов составляет около 52 млрд. долларов.
Надо сказать, что это очень осторожный прогноз. 15 млрд. — это, конечно, много. Однако эта цифра свидетельствует, что российский экспорт вооружения и военной техники (ВиВТ) начал притормаживаться. На это нам указывает динамика четырех последних лет.
В 2012 году Россия наторговала ВиВТ на 11,4 млрд. долларов, что составило 20% мирового рынка. В 2013 и 2014 году показатели были таковы: 13,11 млрд. (23%) и 13,10 млрд. (17,6%). В 2015 году был совершен рывок — 15,2 млрд. (21%).
Мировой рынок ВиВТ имеет устойчивую тенденцию к постоянному росту. И в прошлом году общая сумма, вырученная мировыми производителями вооружения, впервые превысила рекордную отметку, которая держалась со времен холодной войны. Разумеется, с учетом покупательной способности современной валюты.
И рост этот весьма стремительный:
— 2012 год — 57,2 млрд.;
— 2013 год — 57,9 млрд. (прирост 0,7 млрд.);
— 2014 год — 74,3 млрд. (прирост 16,4 млрд.);
— 2015 год — 96,1 млрд. (прирост 21,8 млрд.)
То есть для того, чтобы сохранить свою долю в мировом экспорте, отечественному ОПК необходимо выйти за пределы 15 миллиардов.
Однако реально Россия зарабатывает на импорте ВиВТ существенно больше. Во-первых, в официальную статистику не входят сделки небольшого объема, а также частично — поставка запчастей и проведение сервисного обслуживания. Во-вторых, существуют экспортные поставки под секретным кодом SSSS. Эта секретность объясняется интересами экономической безопасности страны.
Частично засекречены поставки газа, авиатехники, продукции двойного назначения и ВиВТ. Что касается вооружения, то это вполне естественная мера: при поставки оружия стране, армия которой принимает участие в войне (как, например, Сирия) расшифровка наименований вооружения сыграет на руку противнику.
В то же время эксперты Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) считают, что не входящие в официальную статистику экспортные оружейные сделки для России находятся в пределах от 18% до 22%. И это значит, что к задекларированным 15 миллиардам следует прибавить 2−3 миллиарда. Неучтенный сегмент для стран, которые конкурируют с Россией в первой пятерке экспортеров ВиВТ, не превышает 3−5%.
Россия, показатели которой мы рассмотрели, занимает второе место по экспорту вооружений. На первом месте уже долгие годы держатся США. В 2015 году они наторговали оружием на 44,55 млрд. долларов, что составляет 44,7% мирового рынка. Правда, в 2013 году США сильно просели, выручив лишь 18,3 млрд., что составило 32,1% рынка.
Почетное третье место занимает Франция — 7,87 млрд. (8,5%). Франция вытеснила на четвертое место Германию — 5,39 млрд. (5,8%).
Далее места располагаются следующим образом:
5 место — Великобритания — 2,81 млрд. (3%);
6 место — Израиль — 2,8 млрд. (3%);
7 место — Италия — 2,53 млрд. (2,7%);
8 место — Испания — 2,46 млрд. (2,6%);
9 место — Китай — 2,45 млрд. (2,6%);
10 — место — Швейцария — 1,71 млрд. (1,8%).
Первой десятке принадлежат почти 90% мирового рынка. И это положение, можно сказать, незыблемо — за четырехлетний период колебания доли в разделе пирога ВиВТ у первой десятки не превышало 1%.
Среди импортеров ВиВТ безусловным лидером является Индия, которая скупает 14% всего выставляемого на внешнюю продажу оружия. При этом основным поставщиком является Россия, которая на 75% обеспечивает индийский импорт. Тут решающую роль играет не только качество продукта и его сравнительно невысокая стоимость, но и целый ряд других обстоятельств: взвешенная политика, большой опыт использования индийскими военными как советского, так теперь и российского оружия и т. д.
Перечень закупаемой у нас Индией продукции обширен. Прежде всего, это самолеты и корабли. Тут и многоцелевой истребитель Су-30МКИ. Буква «И» в индексе означает, что эта модификация была создана в ОКБ Сухого специально для Индии. И палубные истребители МиГ-29К и Миг-29КУБ. Россия отдала ВМС Индии в аренду многоцелевую атомную подводную лодку. На российских верфях строятся дизельные подводные лодки, фрегаты и корветы с мощным ракетным вооружением. Обсуждается вопрос о постройке для Индии авианосца. А один ей уже был передан.
Для Индии крайне выгодно то, что Россия передает ей военные технологии, которые в дальнейшем будут использованы для создания и производства собственного оружия. Так, работает совместное российско-индийское предприятие по разработке сверхзвуковой противокорабельной ракеты «БраМос», которая может запускаться как с кораблей, так и с самолетов. Создано еще одно совместное предприятие, которому предстоит разрабатывать индийскую модификацию многоцелевого истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА).
Впрочем, на первое в место в мире по импорту в 2016 году (итоги которого пока не подведены) может вырваться Саудовская Аравия — сателлит США на Ближнем Востоке.
Еще одним крупным оптовым покупателем российского ВиВТ является Китай. Он потребляет 5% мирового рынка, и при этом у России закупает 65% импортируемого вооружения. Столь тесные контакты наших оружейников с Пекином также вызваны большой насыщенностью армии КНР советской военной техникой. Ну, а также наши страны являются стратегическими политическими партнерами. Не случайно США, называя своих главных врагов, перечисляет через запятую Россию и КНР.
Китай заключил с Россией очень солидный контракт на приобретение 24-х истребителей поколения 4++ Су-35. Также Пекин высказывал желание закупить новейшие средства ПВО и ПРО, к каковым относится ЗРС-400 «Триумф».
Крупным импортером российской техники стал Вьетнам. Ну, а Алжир является рекордсменом в процентном выражении — 91% ВиВТ приобретается этой страной именно в России.
Рособоронэкспорт пять лет назад начал проводить активную маркетинговую политику в Латинской Америке, которая никогда не была «нашей» по части закупок ВиВТ. Если не считать, конечно, Венесуэлу. Существенный прорыв достигнут в последний год в Бразилии, где Россия обошла США, Израиль и Швецию, и заняла вторую после Франции позицию, отхватив 14% рынка этой страны. Здесь хорошо продаются наши средства ПВО.
Помимо самолетов, кораблей и ракетного вооружения, значительной популярностью на мировом рынке пользуются вертолеты и бронетехника. В настоящий момент более чем в сотне стран эксплуатируются почти 9 тыс. российских вертолетов Камова и Миля. Совсем недавно стало известно, что Египет закупит 50 ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор», которыми вооружат скандальные французские «Мистрали». Таким образом, французский президент, пойдя на поводу у Вашингтона и отказавшись продавать нам эти вертолетоносцы, сделал для наших экспортеров ВиВТ благое дело.
На прошлой неделе мы писали о том, что американский журнал The National Interest провел сравнение танков «Абрамс» и Т-14 «Армата». При этом наш Т-90 был представлен как уступающий «американцу» практически по всем параметрам, что в корне неверно. Истинное положение вещей демонстрирует статистика экспорта танков. Здесь Россия является безусловным лидером, продавая в количественном выражении 56% всех танков мира. На втором месте идут США, у которых 27% от всех проданных танков. Далее следуют Германия, Китай и Южная Корея. Успех российских танков закономерен: имея прекрасные параметры, они существенно дешевле американских. Т-90 стоит 2,5 млн. долларов, «Абрамс» — 6 млн.
Ну, и, наконец, о высокоточном ракетном оружии, прекрасная реклама которому была сделана в Сирии. Сейчас в Париже проходит Военно-морской салон Euronaval 2016. На нем целый ряд делегаций из стран Персидского залива, Средиземноморья, Юго-Восточной Азии и Южной Америки ведет предварительные переговоры об оснащении своих кораблей ракетами «Калибр» и о покупке тех кораблей, с которых наносились удары по террористам.
Структура российского экспорта ВиВТ такова:
— авиация — 53%;
— военно-морская техника — 14%;
— ракеты — 13%
— средства ПВО — 10%
— бронетехника — 10%.
http://svpressa.ru/war21/article/158997/