М4 и М6 - оружие выживания американских летчиков
Часть первая - М4
М4 и М6 (с)тянуто в сети
Опыт Второй Мировой войны во многих сферах военной жизни стал откровением. И поводом обратить внимание на то, о чем раньше и не думали.
В начале ХХ века, когда авиация еще не выбралась из пеленок, посильная тогдашним мотоциклам скорость 80 километров в час казалась чем то из ряда вон выходящим для летательного аппарата тяжелее воздуха. А 23-х мильный перелет Луи Блерио через Ла-Манш 25 июля 1909 года сделал его национальным героем.
© стянуто в сети
Самолет так бы и оставался дорогой игрушкой для избранных, но, как всегда бывает, очень своевременно появились новые обстоятельства. Началась Первая Мировая.
И прошедшая суровую школу и жесточайший отбор на полях сражений, послевоенная авиация получила мощный толчок к развитию.
Уже к середине 30х годов скорость и дальность полета боевых самолетов стали довольно значительны. Настолько значительны, что даже в кабинах истребителей с их смешными 45 минутами полета стали появляться НАЗы. НАЗ- неприкосновенный аварийный запас. Шоколад, бисквиты,сухари, вода - все то, что может храниться долго и не портиться. У стран участников запас мог разниться - но он обязательно был. Почему?
Потому, что даже тихоходный бомбер середины 30х годов с его 200-220 километрами в час - за полчаса мог улететь так далеко, что обратно идти дня два, а то и все три.
Это если дорога приличная и погодные условия позволяют. А вокруг старушка Европа - куда не плюнь, везде кто-нибудь да живет. Стало быть, можно разжиться какой-никакой едой сверх запаса да одежду подходящую раздобыть - выпросить или позаимствовать без отдачи.
А если плюхнулся на вынужденную в алжирских песках, в украинской степи или там в болотах новгородских - иди себе три дня на восход или на закат, в пятницу поверни направо, а в понедельник к обеду людей увидишь. И пока идешь, то хочешь-не хочешь, а надо чего-нибудь пожевать для разнообразия. Иначе и вовсе ноги протянешь.
И как то так вышло, что американцы первыми догадались снабжать экипажи дальних бомбардировщиков помимо НАЗов, оружием выживания. Именно выживания, а не самообороны. И случилось это лишь после войны.
Тем не менее, они первыми прониклись необходимостью вооружать экипажи самолетов чем то, более существенным, чем привычные Кольты и Браунинги.
Как так получилось? Бомбардировочная авиация США начала свою боевую работу в Западной Европе с августа 1942 года. И ответственным за выбор объектов был назначен командующий 8-й воздушной армией. С января 1944 года приоритеты в постановке боевой задачи определял уже штаб стратегических ВВС армии США в Европе. К наземным же боевым действиям они снизошли почти под занавес - 6 июня 1944 года
Американцы в максимальной степени старались использовать бомбардировочную авиацию для уничтожения не сколько военных объектов, сколько промышленных предприятий немцев. И использовали в качестве баз аэродромы на территории Англии.
К середине 1943 года была освобождена от немцев довольно значительная часть Советского Союза, что послужило американцам поводом для разработки авианалетов по схеме "в один конец".
В начале 1944 года светское командование определило под это дело три аэродрома на Украине: в Полтаве, Миргороде и Пирятине (Полтавский аэроузел, 169-я авиабаза особого назначения). Аэродромы прикрывались наземными и воздушными средствами ПВО.
Самолеты B-24 Liberator из 467 бомбовой группы 8-й воздушной армии
(с)тянуто в сети
Самолеты с грузом бомб взлетали с аэродромов на территории Англии, шли над Западной Европой на предельной высоте, где им никто не мог ничего противопоставить. Отрабатывали по основным или там запасным целям, после чего на заметно полегчавших после сброса бомб и выработки топлива машинах вновь набирали высоту и садились на советские аэродромы .
Совершивший вынужденную посадку B-24H Liberator Номер 42-94899 “Юк – Юк” из 490-й бомбовой группы 8-й воздушной армии. 6 июня 1944 г.
(с)тянуто в сети
Днем техники лили бензин в отощавшие баки и устраняли посильные неисправности, а оружейники наполняли патронами зарядные коробки пулеметов и подвешивали бомбы - экипажи в то время отдыхали. Чтобы на закате снова занять свои места в самолетах, вырулить на старт и тяжело оторвавшись от земли, раствориться в наступающих сумерках неся в бомболюках спящую смерть.
Бывало и так, что самолеты получали повреждения над целями - от истребителей ПВО или огня зенитной артиллерии и летчики шли на вынужденную посадку, где придется - докуда хватало сил раненой дюралевой птицы.
Экипаж умудрился дотянуть самолет и посадить на шасси даже с такими повреждениями. Как в песне "на честном слове и на одном крыле".
Фото (с)тянуто в сети
Случалось, экипажи теряли ориентировку, вырабатывали топливо и приземлялись буквально в чистом поле на машинах, вполне исправных и не имеющих повреждений.
Американский эвакуационный 7,5-тонный тягач Federal G 692, Model 606 (C2) у американского бомбардировщика В-24 « Liberator», совершившего аварийную посадку под Полтавой в ходе операции «Фрэнтик».
СССР не старушка-Европа - в некоторых местах ждать помощи можно было долго, а то и не дождаться совсем. Опять же НАЗы небесконечны
И вопрос разработки оружия, подходящего для выживания, для добывания еды охотой - что называется, повис в воздухе.
Во время войны производителям оружия хватало военных заказов и им было не до разработки непонятных поделок , то с окончанием боевых действий все изменилось чуть не в одночасье.
Количество заказов, а стало быть и размер доходов уменьшились. А значит, надо было выдумывать что-то этакое. Простое, легкоосвояемое в производстве и не требующее дефицитных материалов. И хорошо бы - на базе какой-нибудь недорогой и технологичной довоенной модели.
Первой ласточкой в направлении Survival Rifle стала складная винтовка М4.
(c)тянуто в сети
Естественно, никто не стал разрабатывать винтовку с нуля, а взяли максимально подходящую конструкцию - винтовку Harrington & Richardson модели М265 . Компания Харрингтон и Ричардсон к тому времени успела себя зарекомендовать, как производитель армейских винтовок М1 Гаранд, то есть, выбор был неслучаен.
Harrington & Richardson model 265, с прямой рукояткой стебля затвора
(с)тянуто в сети
Винтовка изначально была спортивная, под .22 lr, который был явно слабоват. А потому в качестве боеприпаса выбрали появившийся в 1931 году рантовый патрон центрального боя .22Hornet. Ствольную коробку доработали по месту, а чтобы не тратить время на разработку магазина - взяли готовый от Savage Stevens M23D
Savage Stevens M23D
(с)тянуто в сети
Что получилось? Превосходящий по энергетике (1-1,2кДж) все существующие на тот момент патроны в .22 калибре. Хорнет обладал(и обладает до сих пор) весьма пологой траекторией пули, что позволяло стрелять метров до полутораста, внося минимальные поправки на глаз. Существующей же энергетики вполне хватало для любой птицы, и зверя килограмм до 70.
Для понимания размера
(с)тянуто в сети
Наш герой второй справа
(с)тянуто в сети
(с)тянуто в сети
При этом выстрел был достаточно комфортным по звуку и по отдаче, что положительно сказывалось на точность и кучность. Даже при стрельбе из винтовки, больше похожей на циркуль, с полностью отсутствующей эргономикой, какой и была М4.
М4 в разобранном виде
(с)тянуто в сети
Ведь метровое весло с деревянным прикладом в контейнер никак не запихнуть. Пришлось выдумывать и городить что-то совершенно необычное.
(с)тянуто в сети
Как то так это примерно и выглядело. Контейнер с винтовкой и патронами.
(с)тянуто в сети
От винтовки оставили ствол, который укоротили на 8 дюймов - от привычных 22-х (558 мм) осталось только 14(355,6). А еще сохранился прежним затвор и магазин, куда же без них. Вместо ствольной коробки взяли здоровенную трубу, в которую плотной посадкой вставлялся ствол и глушился здоровым прижимным винтом. С другой стороны трубы вставлялся затвор, в который вкручивалась рукоять затвора. Снизу приваривалась П-образная стальная конструкция, в которой размещался ударно-спусковой механизм и устанавливался магазин.
(с)тянуто в сети
(с)тянуто в сети
(с)тянуто в сети
(с)тянуто в сети
Полагаю, стоит отметить одну юридическую коллизию.
22Hornet с полуоболочечными пулями.
(с)тянуто в сети
На пачках с патронами была памятка со следующим текстом: "Under no circumstances is the ammunition to be used for offensive or defensive measures against enemy personnel.This ammunition is provided for use with your emergency survival rifle for the killing of game for food under emergency survival conditions only." Что можно перевести как :"Ни при каких обстоятельствах боеприпасы не должны использоваться для наступательных или оборонительных действий против личного состава противника. Эти боеприпасы предназначены для использования с вашей аварийной винтовкой выживания только для убийства дичи для еды в чрезвычайных условиях выживания."
"Ни при каких обстоятельствах боеприпасы не должны использоваться для наступательных или оборонительных действий против личного состава противника. Эти боеприпасы предназначены для использования с вашей аварийной винтовкой выживания только для убийства дичи для еды в чрезвычайных условиях выживания."
(с)тянуто в сети
Объяснялось это тем, что деформируемые, увеличивающиеся в диаметре в теле противника пули были запрещены Гаагской Конвенцией. Позже американцы сами признали, что чрезвычайные обстоятельства или же самооборона вполне могли бы освободить деформируемые пули винтовок выживания от действия Конвенции.
И как показал опыт применения М4, винтовка получилась слабоватой. Все же .22Hornet не отличался достаточной убойностью и в случае использования в отношении сколько нибудь крупной биоцели - желаемого эффекта не давал. Биоцель попросту убегала в виде подранка.
https://dzen.ru/a/YCPEUlO1pHDcJla_