РТ-23УТТХ "Молодец" (SS-24 Scalpel)
Создание комплекса РТ-23УТГХ стало результатом многолетних попыток создать БРК с твердотопливной МБР универсального базирования. Приказ Министерства общего машиностроения "О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23" был подписан еще 13 января 1969 г. Головным разработчиком было назначено ОКБ-586 (КБ "Южное"). Сложности, с которыми столкнулось КБ при создании железнодорожного варианта комплекса привели к тому, что задача была изменена и 23 июля 1976 г. КБ "Южное" было поручено создать ракетный комплекс РТ-23 с шахтной пусковой установкой.
Эскизный проект ракеты РТ-23 шахтного базирования, получившей индекс 15Ж44, был завершен в марте 1977г. Он, однако, был признан неудовлетворительным и к декабрю 1979г. был разработан другой эскизный проект, предусматривавший использование усовершенствованной двигательной установки и новой головной части.
В новом эскизном проекте предполагалось использовать разделяющуюся ГЧ 15Ф143, которой оснащались ракеты Р-З6М (15А14). Одновременно шли работы
по проектированию комплекса железнодорожного базирования с ракетой РТ-23, получившего индекс 15Ж52. Проект этого комплекса был завершен в июне 1980 г.
Летно-конструкторские испытания РТ-23 в шахтном варианте (15Ж44) начались 26 октября 1982 г., но ввиду большого количества аварий в ходе испытаний Совет обороны СССР 10 февраля 1983 г. принял решение не принимать ракету 15Ж44 на вооружение. Испытания комплекса РТ-23 железнодорожного базирования (15Ж52) были завершены в апреле 1985 г. Этот комплекс в ноябре 1987 г. был принят в опытную эксплуатацию.
9 августа 1983 г. было принято решение о создании ракетного комплекса РТ-23УТТХ, получившего название "Молодец", с единой ракетой и тремя видами базирования —шахтным, железнодорожным и автомобильным. От последнего варианта впоследствии отказались и ракета была создана только в двух вариантах.
PT-23УTTX представляет собой трехступенчатую ракету на твердом топливе с поперечным делением ступеней и разделяющейся головной частью. В варианте шахтного базирования, получившем индекс 15Ж60, на первой ступени используется поворотное сопло, в железнодорожном варианте (индекс 15Ж61) сопло двигателя первой ступени неподвижно. Двигатели второй и третьей ступеней снабжены выдвижными сопловыми насадками, позволяющими увеличить степень расширения сопла и соответственно удельный импульс, без увеличения общих габаритов ракеты. Для управления по крену на участке полета 1 и 2 ступеней используются 4 аэродинамических руля, установленных на внешней поверхности головного обтекателя.
В состав головной части входят 10 боевых блоков, размещенных в один ярус, и блок разведения с системой управления и двигательной установкой. Система управления обеспечивает предельное отклонение 0.5 км, что при мощности блоков 550 кт позволяет использовать их для поражения защищенных точечных целей. Ракета размещается в транспортно-пусковом контейнере и запускается методом минометного старта.
В варианте шахтного базирования ракеты размещаются в шахтах, ранее использовавшихся для размещения УР-100НУТТХ. В варианте БЖРК ракета в контейнере размещается внутри железнодорожного вагона. При осуществлении пуска крыша вагона открывается, специальное устройство отводит в сторону контактную электрическую сеть, контейнер поднимается в вертикальное положение и ракета выстреливается из него с помощью порохового аккумулятора давления. В обоих случаях габариты (шахты или железнодорожного вагона) ограничивают длину ракеты во время хранения. В связи с этим на ракете шахтного базирования используется складной обтекатель, створки которого закрываются после выхода ракеты из контейнера, а на ракете железнодорожного базирования - обтекатель с изменяемой геометрией ("надувной").
В состав БЖРК входит три пусковые установки с ракетами, командный пункт и вагоны с системами, обеспечивающими поддержание боеготовности и пуск ракет, а также жизнедеятельность состава дежурной смены. Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной электросети. Запуск ракет может осуществляться как с заранее намеченных стоянок, так и с любой точки маршрута.
Испытания РТ-23УТТХ в железнодорожном варианте (15Ж61) начались 27 февраля 1985 г. и завершились в декабре 1987 г., испытания БРК в шахтном варианте (15Ж60) проходили с 31 июля 1986 г. по ноябрь 1988 г. Оба варианта ракетного комплекса были приняты на вооружение 28 ноября 1989 г.
Первый полк с БЖРК был поставлен на боевое дежурство 20 октября 1987 г., а первый полк с комплексом шахтного базирования—19 августа 1988 г. Всегобыло развернуто 56 МБР РТ-23УТТХ шахтного базирования и 36 — железнодорожного. В настоящее время 46 ракет РТ-23УТТХ шахтного базирования, размещенных на Украине, сняты с вооружения и ликвидируются в рамках Договора СНВ-1. Ядерные боезаряды этих ракет были вывезены на территорию России.
По состоянию на 1 апреля 1997 г. на территории России находилось 10 ракетных комплексов РТ-23УТТХ шахтного базирования и 36 —железнодорожного базирования. В случае ратификации Россией Договора СНВ-2 все ракетные комплексы РТ-23УТТХ подлежат ликвидации.
Обозначение РТ-23 - 15Ж52, РС-22Б, SS-24 Mod 1, Scalpel
РТ-23УТТХ- 15Ж60, РС-22А, SS-24 Mod 2, Scalpel
РТ-23УТТХ- 15Ж61, PC-22B, SS-24 Mod 1, Scalpel
Начало разработки РТ-23 - 6 июля 1979 г
РТ-23УТТХ - 9 августа 1983 г
Организация-разработчик - КБ "Южное"
Летные испытания РТ-23 - январь 1982 г.-апрель 1985 г
РТ-23УТТХ(15Ж60) - 31 июля 1986 г.-23 сентября 1988 г.
РТ-23УТТХ(15Ж61) - 27 февраля 1985 Г.-22 декабря 1987 г.
Постановка на боевое дежурство
РТ-23УТТХ(15Ж60) - 19 августа 1988 г.
РТ-23УТТХ(15Ж61) - 20 октября 1987 г
Принята на вооружение
РТ-23 - в опытной эксплуатации с ноября 1987 г
РТ-23УТТХ - 28 ноября 1989 г.
Количество ступеней 3
Топливо - смесевое твердое РТ-23
Тип пусковой установки
РТ-23 -мобильная железнодорожная ПУ с минометным стартом
РТ-23УТТХ(15Ж60) - шахтная ПУ с минометным стартом
РТ-23УТТХ(15Ж61) - мобильная железнодорожная ПУ с минометным стартом
Количество и мощность боевых блоков - РГЧ ИН 10x550 кт
Масса головной части/ забрасываемый вес - 4050 кг
Максимальная дальность
РТ-23УТТХ (15Ж60) - 10450 км
РТ-23УТТХ (15Ж61) 10100 км
Система управления -автономная инерциальная
Точность - ПО 500 м
Длина
РТ-23УТТХ(15Ж60) - 22.4 м (в сборе с контейнером)
РТ-23УТТХ(15Ж61) - 22.6 м (в сборе с контейнером)
Максимальный диаметр 2.4 м
Стартовая масса - 104.5 т
Тяга Ду (ур. моря/вакуум) -
210 тс (первая ступень), 107 тс (вторая ступень), 21 тс (третья
ступень)
Гарантийный срок10 лет
Основные характеристики ракет РТ-23 и РТ-23УТТХ