Иллюзионист написал(а):
Например, сложно объяснить мотивы Нимица, который посылал заведомо слабые силы противостоять превосходящему флоту Японцев.
У Нимица был предельно простой мотив. В сражении он выставил против японцев все, что у него реально было - 3 авианосца с крейсерами и эсминцами поддержки. "Лексингтон" лежал на дне Каралового моря, "Уосп" был занят в Атлантике, "Саратога" повреждена торпедами. Старые линкоры использовать в эскадренном бою против японцев после Перл-Харбора откровенно боялись, поэтому они крейсировали в районе Сан-Франциско.
Японцы действовали преступно беспечно. Состав ударного соединения Нагумо был сокращен всего до 4 авианосцев, хотя их могло быть 7. Параллельно с Мидуэем проводилась совершенно ненужная операция на Алеутских островах, которая только раздробляла силы. Подойдя к Мидуэю, Нагумо не осуществил тщательной разведки района вокруг аттола и не обнаружил присутствия там американских кораблей. А такая предосторожность спасла бы его эскадру от разгрома даже несмотря на то, что американцы могли читать его радиосообщения.
Судя по всему, Ямамото посчитал, что победа в сражении ему гарантирована, поэтому не было предпринято ничего похожего на ту сверхтщательную предварительную подготовку, которая предшествовала налету на Перл-Харбор.
Иллюзионист написал(а):
При этом, он располагал точной развединформацией о численности японской эскадры и хорошо понимал, что победить в этой битве противника превосходящего числом и умением очень сложно.
Он также знал, что свои действительно очень внушительные силы японцы разделили на 5 отрядов, рассредоточенных по громадной акватории северной и центральной части Тихого океана. Поэтому Нимиц имел основания ожидать, что в решающий момент в районе Мидуэя численный перевес противника, если и будет, то минимальный.
Превосходство японцев в количестве самолетов на авианосцах американцкое командование справедливо расчитывало компенсировать наращиванием авиагруппы на самом аттоле. И этот расчет, до некоторой степени, оправдался. Атаки торпедоносцев с Мидуэя и американских авианосцев, хотя и сопровождались тяжелейшими потерями и нулевым результатом, тем не менее, утянули патрульные "Зеро" к самой поверхности воды. Поэтому в кульминационной атаке 30 "Даунтлесс" смогли беспрепятственно спикировать с 4500 м прямо на корабли Нагумо.
Иллюзионист написал(а):
При этом ставки были очень высоки, ведь поражение фактически означало бы уничтожение последних сил американцев в Тихом океане, способных противостоять императорскому флоту.
В этой операции японцев интересовал, в первую очередь, захват Мидуэя, а не уничтожение американских морских сил. Эта противоречивость замысла и была роковой ошибкой штаба Ямамото. В худшем случае американцам грозила потеря авианосца без потерь со стороны противника. При таком раскладе, они бы немедленно отшли в Перл-Харбор, бросив гарнизон Мидуэя.
США были бы вынуждены следовать примерно той же самой стратегии, которой они в реальности следовали весь 1942 г. - они бы тянули время и изматывали японцев действиями в отдаленных районах Тихого океана. Без победы у Мидуэя, они бы, может быть, не решились на кампанию у Гуадалканала, но сути дела это не меняет. Требовалось дотянуть до весны 1943 г. С марта 1943 г. авианосцы класса "Эссекс" и "Индепенденс" стали бы поступать в состав тихоокеанского флота со скоростью одна шт. в месяц. После этого крах Японии становился лишь вопросом времени.
Иллюзионист написал(а):
а если не сложно, как Шерман объясняет победу американцев на тихом океане, если совсем коротко в двух словах.
Подавляющим индустриальным превосходством США, которое изначально не оставляло Японии никаких шансов.