Международный аэрокосмический салон МАКС-2011 станет премьерной площадкой для нового российского истребителя пятого поколения. Название ему пока не придумали, официально проект называется «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА). Конструкторское обозначение модели, разработанной ОКБ «Сухой» — Т-50.
По сведениям «Известий», на МАКСе, который откроется 16 августа в подмосковном Жуковском, примут участие сразу два летных прототипа Т-50. На одном из них шеф-пилот ОКБ «Сухой», герой России Сергей Богдан выполнит специальную летную программу, демонстрирующую невероятные характеристики самолета.
Впрочем, по словам самого летчика, первый публичный пилотаж машины будет ограничен по нагрузкам.
— Т-50 еще проходит испытания, поэтому на него действуют определенные ограничения по нагрузкам. Я буду выполнять на нем сложный пилотаж на малых высотах с перегрузками до 5 g и допустимыми углами атаки, без демонстрации возможностей машины по сверхманевренности, — рассказал Богдан «Известиям».
После нескольких одиночных полетов в воздух планируется поднять сразу два Т-50, а днем позже к ним присоединится и другой российский истребитель, завершающий испытания, — Су-35.
Примечательно, что возможности современных российских истребителей летчики будут демонстрировать на глазах у «вероятного противника» — летчиков ВВС США. В аэрокосмическом салоне примут участие 12 американских боевых самолетов — истребители F-15E и F-16C, бомбардировщик B-52, военно-транспортный самолет С-130J.
«Одноклассника» Т-50 — истребитель пятого поколения F-22 «Раптор» — американцы решили в Россию не привозить, ограничившись летной программой на F-15. В российском авиапроме такое решение объясняют нежеланием «светить» технологии и стремлением поучаствовать в МАКСе лишь номинально, чтобы посмотреть на российские авиационные новинки.
Впрочем, изучить Т-50 американцам никто не даст.
— Машина идет под грифом «секретно». Поэтому ее демонстрация на земле будет проводиться в рамках закрытой программы выставки, на которую американцев не допустят. Они, как и обычные посетители, смогут увидеть истребитель только в ходе показательных полетов, — сообщил «Известиям» источник в ОАК.
Показать ПАК ФА «на следующем МАКСе» обещал два года назад, во время предыдущего салона, лично глава Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян. Тогда этот самолет никто не видел, а авиалюбители строили догадки, как он будет выглядеть.
Сейчас внешний вид машины уже не представляет тайны — кадры первого полета ПАК ФА 29 января 2010 года обошли весь мир. Но по фотографиям и видеокадрам нельзя судить об аэродинамических нюансах нового истребителя и особенностях компоновки.
А посмотреть есть на что. В конструкции Т-50 впервые применен целый спектр новейших полимерных углепластиков, которые покрывают 70% самолета. По заверениям разработчиков, они в два раза легче алюминиевых сплавов такой же прочности и в четыре-пять раз прочнее стали. Этот материал позволил существенно уменьшить вес самолета.
Кроме того, за счет углепластика в 40 раз уменьшилась видимость машины в инфракрасном и радиолокационном диапазонах, в которых работают головки наведения современных противовоздушных ракет.
Т-50 может взлетать и садиться на 300-метровые участки поверхности, что очень удобно для создания корабельного варианта. Во внутреннем отсеке истребителя есть места для восьми ракет «воздух–воздух» типа Р-77 и двух управляемых авиабомб массой по 1,5 тыс. кг. Кроме того, на двух внешних подвесках самолета могут быть размещены две дальнобойные ракеты, способные уничтожать наземные цели на расстоянии 400 км.
На салоне будут показаны все новые самолеты, заказанные российскими ВВС в рамках госпрограммы вооружения до 2020 года. КБ «Сухой» кроме ПАК ФА выставит заказанный ВВС России новейший истребитель Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34, модернизированный строевой штурмовик Су-25СМ.
Корпорация «МиГ» покажет сразу три новейших истребителя: МиГ-35, МиГ-29ОВТ, оборудованный двигателем с изменяемым вектором тяги, и корабельный МиГ-29К, предназначенный для единственного российского авианосца — тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».
Корпорация «Иркут» привезет на МАКС новый учебно-тренировочный самолет Як-130, который с прошлого года поставляется в летные училища Минобороны России.