Автономка "Обнинска": факты и предположения
О возвращении с боевой службы большой атомной подводной лодки Б-138 "Обнинск" (
"Полярные зори") (
*) неделю назад сообщила на своей странице ВКонтакте группа "Подводники России" (
ссылку 1 любезно предоставил
Mikhail Bushuev). Могу ошибаться, но не будь этого, не было бы и официального сообщения Военного ведомства, последовавшего трое суток спустя (
ссылка 2) (точно так же, в режиме "эха", вела себя пресс-служба Минобороны во время неожиданного захода Б-237 в Кронштадт и в целом ряде аналогичных случаев).. Как бы то ни было,. но заурядная на первый взгляд автономка многоцелевого атомохода в контексте многократно поднимавшейся в блоге темы
острого дефицита корабельного состава атомных подводных сил приобретает черты значимого события.
Швартовка ПЛАБ Б-138 "Обнинск" – возможно, после БС, но не сейчас, а 23.04.2005 (фото от Mihazol, forums.airbase.ru)
"
Где тебя носило?"
О продолжительности и географии боевой службы Б-138, разумеется, ничего не известно, однако есть основания полагать, что развёртывание "Обнинска" было связано с военной операцией РФ в Сирии. Информация к размышлению
: в 2011-2014 г.г. лодка прошла ВТГ в СРЗ "Нерпа"
; крайнее (перед возвращением в ППБ) появление на публике датировано 26.07.2015 (погружение-всплытие в День ВМФ)
; проектная автономность ПЛАБ пр. 671РТМК – 80 суток
; первый авиаудар ВКС РФ по ДАИШ – 30.09
; время в пути от Заозёрска до Тартуса (немногим более 5000 миль вокруг Ирландии) в подводном положении на более-менее малошумном (и экономическом по ресурсу ГТЗА) 12-узловом ходу – 17 суток.
На основе приведённых данных можно составить
возможный график
возможного дальнего похода "Обнинска"
: 13.09 – выход из Заозёрска, 30.09 – прибытие в восточную часть Средиземного моря, 30.11 – убытие из восточной части СЗМ, 17.12 – прибытие в Заозёрск. Если дело было действительно так (или почти так), лодка прошла в подводном положении не менее 10000 миль только по маршруту перехода с превышением автономности на 15 суток (с пополнением запасов в Тартусе или в открытом море). При этом, она должна была так или иначе пересечься с "Трумэном" (находился в Средиземке с 29.11 по 15.12) и "Ростовом-на-Дону" (19?.11-13.12).
Новый взгляд на ноябрьские пуски
17 ноября газета LeMonde со ссылкой на источник в минобороны Франции сообщила, что "утром русские произвели пуски крылатых ракет со своих кораблей в Средиземном море по целям в Ракке" (
ссылка 3). В тот же день агентство Reuters, ссылаясь на официального представителя Пентагона, фактически подтвердило эту информацию, опубликовав короткое сообщение
:.'согласно взаимным договорённостям, Москва заранее (ahead of the attacks) уведомила Вашингтон о том, что удары по целям на территории Сирии (в том числе и по Ракке) будут произведены как со стратегических бомбардировщиков,так и крылатыми ракетами морского базирования(sea-launched cruise missiles)'(
ссылка 4). Добросовестно процитировав своих зарубежных коллег, РБК решил добавить конкретики (
ссылка 5) и сел в лужу.
ДЭПЛ Б-237 "Ростов-на-Дону", с лёгкой руки РБК ставшая 17 ноября героем дня, на тот момент ещё даже не прошла Гибралтарский пролив (
скорее всего –
ссылка 6), а других кораблей ВМФ РФ, вооружённых ракетами 3М14, в Средиземном море не было и быть не могло. Точнее –
надводных кораблей, т. к. крайне малочисленные на сегодняшний день атомные подводные силы располагали-таки четырьмя (всего
четырьмя) подходящими лодками, которые теоретически могли оказаться в нужное время в нужном месте
:"Пантера", "Нижний Новгород", "Даниил Московский" (маловероятно) и "Обнинск" (
ссылка 7), причём последний был единственным,
гарантированно вооружённым "Калибром-ПЛ" и имевшим не столь давний опыт учебно-боевого применения КР 3М14 (
ссылка 8)..Другими словами,. если в нашумевшем сообщении ИА "РосБизнесКонсалтинг" заменить Б-237 на Б-138, всё встаёт на свои места (**).
В бой идут одни "старики"
Факт пребывания и активного использования "Обнинска" в составе сил постоянной готовности СФ (ВМФ РФ) безусловно радует, однако есть в этой радости и толика грусти, которую никак не получится оставить за кадром (спрятать в подсознании). Как уже говорилось, Б-138 принадлежит к проекту 671РТМК "Щука" – самому старому в наших атомных подводных силах, разработанному в середине 1974 г. и являющемуся переходным от второго к третьему поколениям отечественных АПЛ. Как известно, революционным по части снижения шумности стал пр. 971 ("Щука-Б") с двухкаскадной системой амортизации (подробнее – по
ссылке 9),
по сравнению с которыми лодки пр. 671РТМК – не то, чтобы "ревущие коровы", но почти. Вот что пишет по этому поводу Илья Курганов (
ruspodplav), который знает, о чём говорит
:
"[Разрыв] по шумности ... по отдельным диапазонам и дискретам – в разы. Помню, в 1998 отрабатывались вместе с "Западной Лицей" (Б-524 – А.Ш.), она тогда ещё была в хорошем техническом состоянии. Гоняли её как слепого котёнка по комнате. Только после демаскирующих посылок она нас ("Вепрь") обнаруживала. Может, против НК ртмки ещё и пойдут, но вот для противолодочных задач они не годятся" (
ссылка 11). И ещё
:"При использовании ... приставки к штатному ГАК дальность "выпаски" ртмок, соответсвенно, увеличивается в разы. Нужно понимать, что с началом применения нештатной приставки "Рица-2000" мы по возможностям своих ГАК лишь достигли тех возможностей, которые уже были у "Лосей" [АПЛ типа "Лос-Анджелес" – А.Ш.] в штатной комплектации акустики. И что будет делать ртмка при встрече с 3-й серией "лося", не говоря уже о последующих "си вулфах" и прочих "вирджиниях"..." (
ссылка 12).
Разбираться в причинах сложившегося положения вещей с целью назначения виновных – бессмысленно и контрпродуктивно, поэтому ограничимся констатацией факта
:российским подводникам приходится выходить в море и выполнять боевые задачи на морально и физически устаревших кораблях (эпитеты "древних" или "ветхих" тут, конечно же, не к месту), в то время как
гораздо более современные АПЛ третьего поколения толпятся в акваториях судоремонтных предприятий и прикованы к причалам в своих базах в ожидании ВТГ, а единственный многоцелевой АПКР четвёртого поколения вот уже
два года (
!) не может стать полноценной боевой единицей. Будем надеяться, что с недавно переданного флоту "Гепарда" начнётся наконец ломка неприемлемого более статус-кво – путём ритмичного перевода "Щук-Б" из резерва 2-й категории в состав СПГ СФ и ТОФ (
оригинал).
(
*) В атомном подводном флоте ВМФ СССР и РФ с целью повышения КОН практиковалась и, насколько известно автору, практикуется ротация экипажей подводных лодок за счёт формирования основного и нескольких сменных номерных экипажей, обученных управлению АПЛ определённого проекта .(в частности: 322-й, 485-й, 505-й, 603-й – пр. 671РТМ(К) .и 266-й, 281-й, 608-й – пр. 971). В тяжёлые для флота 1990-е 505-й и 603-й экипажи, наладившие шефские связи с Ленинградской и Кольской АЭС соответственно, стали
неофициально именовать себя "Сосновым Бором" и "Полярными Зорями". Когда эти экипажи принимали и "держали" какую-либо лодку, они вывешивали на сходнях (трапах) брезентовые обвесы со своими наименованиями (
ссылка 13), откуда (как правило, с фото) .и пошли недоразумения с действительными наименованиями АПЛ, перекочевавшие в СМИ и некоторые справочники по ВМФ РФ.
(
**) Отсутствие каких-либо официальных сообщений о возможных пусках КРБД 3М14 из подводного положения 17.11.15 могло быть вызвано по крайней мере тремя причинами
: 1) обеспечением секретности развёртывания атомной подводной лодки в Средиземном море;
2) неудовлетворительными результатами пусков;
3) возможностью достижения
большего военно-политического и военно-экономического (ВТС) эффекта в случае широкого (
показного) освещения в СМИ уже запланированного боевого применения 3М14 с борта "Ростова-на-Дону".
http://navy-korabel.livejournal.com/119026.html