Британия лидирует в новом глобальном бизнесе ... криминальном
Что делать с ее безудержной индустрией воровства и экспорта?
Пройдясь по улице в Лондоне, вы можете заметить две вещи. Во-первых, хотя многие пешеходы не отрываются от своих телефонов, некоторые из них периодически оглядываются назад, высматривая приближающегося на большой скорости нападающего.
Во-вторых, некоторые дорогие автомобили, особенно внедорожники, оснащены блокировкой рулевого управления. Это не означает, что в Великобритании «царит беззаконие», как жалуются критики правительства. Но и то, и другое является тревожным признаком: преступное сообщество распространено по всему миру, но больше всего процветает в Британии. Мы называем это Grand Theft Global Inc (глобальная сеть крупных краж).
В богатых странах мира все чаще крадут дорогие потребительские товары и экспортируют их на отдаленные рынки. Эта идея не нова. В 1990-х годах европейские автомобили и электронные товары устремились на восток, в бывшие коммунистические страны. «Посетите Албанию, — гласила одна шутка. — Ваша машина уже там». Новизна заключается в том, что предприятие охватывает весь мир и опирается на сложную цепочку поставок. Лондон — лучшее место, чтобы понять, как это работает, хотя и в других местах стоит быть начеку. Бизнес-модель Grand Theft Global распространяется.
В прошлом году в Лондоне было украдено около 70 000 телефонов — почти по одному на каждые 100 человек. На Великобританию приходится 40% краж телефонов в Европе. (Количество краж телефонов растёт и в других странах: в прошлом году 40 000 парижан распрощались со своими устройствами.) Излюбленный метод британских воров — подъехать сзади на электровелосипеде, схватить разблокированный телефон и положить его в «сумку Фарадея», чтобы предотвратить отслеживание; большинство украденных телефонов оказывается в Китае. Между тем, в прошлом году в Великобритании было угнано около 130 000 автомобилей, что на 75% больше, чем за все прошлое десятилетие. Внедорожники пользуются особой популярностью у нарушителей. Их экспортируют в страны Персидского залива и Африку, где они отлично справляются с плохими дорогами.
За всем этим стоит преступное предприятие, обладающее всеми признаками обычного международного бизнеса, включая специализированных поставщиков услуг и бесперебойную связь. Перемещение товаров по всему миру увеличивает расходы, но расстояние — это особенность, а не недостаток: Grand Theft Global зависит от доставки товаров в те места, где их нелегко найти. У африканских стран мало возможностей для проверки угнанных автомобилей. Китай не затрудняет продажу украденных телефонов. Рынок на удивление эффективен. В апреле 2024 года наводнение в ОАЭ повредило множество автомобилей, и дилерские центры столкнулись с задержками при их замене. В последующие месяцы британская полиция зафиксировала резкий рост числа угонов внедорожников.
Глобальная сеть Grand Theft, похоже, неизменно растет. По мере того, как Африка и Азия становятся богаче, спрос на дорогие товары будет только расти, а на улицах богатых городов всегда найдется что-то подешевле. Кроме того, многие богатые страны практически не контролируют экспорт. Моральный риск еще больше усложняет ситуацию. Стоимость Grand Theft Global распределяется между потребителями за счет более высоких страховых взносов. Это означает, что никто по-настоящему не заинтересован в решении этой проблемы.
Но с этим нужно что-то делать. Некоторые предлагают оказать давление на страны, где в конечном итоге оказываются украденные товары. Это вряд ли сработает: у них нет особых причин ограничивать торговлю, даже если бы они могли. Лучшая идея — остановить деятельность сети Grand Theft Global на границе. Ограничение экспорта будет иметь свои последствия, но можно попросить грузовые компании собирать данные клиентов, как, например, банки помогают бороться с мошенничеством, отмыванием денег или нарушением санкций. Например, для бронирования контейнера может потребоваться идентификация лица.
А как насчет давления на производителей? В прошлом регулирование заставляло их уделять первостепенное внимание безопасности, например, путем установки иммобилайзеров, затрудняющих угон автомобилей. Но стремительное развитие технологий взлома транспортных средств говорит о том, что простого нормативного решения не существует. То же самое относится и к телефонам. Британские депутаты, критикующие Apple, ошибаются, думая, что быстрая корректировка может положить конец пагубному воровству.
Остается полиция, которая находится в упадке. Жертвы рвут на себе волосы, когда им удается отследить свою украденную машину или телефон, а полиция по-прежнему ничего не предпринимает. Ни один главарь Grand Theft Global не был пойман. Властям следует пресечь их последние уловки, например, объявив незаконным владение инструментами для взлома и конфисковав электровелосипеды, скорость которых превышает установленные ограничения, за счет чего они служат идеальным средством передвижения для городских нарушителей на данный момент.
Прежде всего, полиция должна понимать, с чем она имеет дело. В настоящее время правоохранительные органы не считают эти кражи «серьезными», однако безнаказанность воров подрывает доверие к закону и порядку, а те же банды также занимаются насилием и распространением наркотиков. Преступления ложатся на плечи местных полицейских, которые почти не осведомлены обо всем этом. Чтобы разобраться с крупными кражами по всему миру, полиция должна признать, что это организованное преступное предприятие.
источник :
Economist • August 22 at 16:00
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
upd :
Количество краж в магазинах в Великобритании достигло беспрецедентного уровня: за 12 месяцев, закончившихся 31 марта, в Англии и Уэльсе было зарегистрировано ошеломляющее число в 530 643 случая
Согласно данным, представленным в парламент и опубликованным The Times, это рекордное число за всю историю.