WildCat написал(а):
Тут я не согласен. Д-1-5у бьет до 10 G ( паспортные данные). Т-4 серии 4МП - перегрузка на раскрытии до 15 G. Ну и "счастье парашютиста" - УТ-15 при раскрытии лупит до 16 G/
Вот именно что
до **g. Т.е. величины 10...16 g --- это предельные значения. И получаются они, соответственно, на предельных режимах, а именно:
--- высота раскрытия 2000 м для УТ-шки, 1000 м для Т-4
--- отделение на предельно-допустимой скорости (225 км/ч УТ-5 и 400 км/ч Т-4) с последующим раскрытием почти без задержки
--- предельно-допустимый вес парашютиста (100 кг для обоих)
(
http://www.zavod3.ru/rus/parachute/trai ... index.html
http://www.zavod3.ru/rus/parachute/trai ... index.html )
Причём, насколько я понимаю (т.к. перегрузка для штатных режимов не более указанных Вами величин) подразумевается, что она достигается лишь при сочетании всех перечисленных факторов (т.е. в наихудшем случае).
Во всех остальных случаях перегрузка меньше. Её величину, в принципе, несложно оценить. Дельта скорости при раскрытии --- от 50 м/с до 5 м/с, т.е. 45 м/с. Процедура раскрытия купола у Т-4 и у УТ-шки съедает что-то порядка 100 м высоты (однозначно не больше, т.к. минимальная высота применения 150 м, и навряд ли меньше, т.к. например 50...75 м --- это уже другой класс --- запаски --- все основные раскрываются дольше). Тело пролетает это расстояние со скоростью, значительно меньшей, чем скорость свободного падения --- где-то до 25 м/с его тормозит медуза, ну и наполнение купола происходит всё же не мгновенно, и даёт дополнительное несколько замедленное торможение. Поэтому скорость пролёта этого участка вполне можем взять 20 м/с, не рискуя ошибиться в сторону занижения перегрузки. В итоге получаем, что время от момента выдёргивания кольца и до полного наполнения купола составляет что-то около 5 с. Делим дельту скорости на время торможения, получаем 9 g. Это для Т-4. У УТ-шки две медузы, там торможение по идее должно происходить более плавно, перегрузка при этом будет ещё немножко меньше (где-нить 8 g). Всё это (для обоих) --- при укладке в стиле "а может ещё утюжком прогладить?" --- т.е. под минимальную высоту применения, то бишь под максимально жёсткое раскрытие. Всякими "смягчающими" раскрытие ухищрениями, применяемыми при укладке, ИМХО перегрузку можно снизить ещё раза в полтора-два --- увеличение протяжённости участка раскрытия со 100 до 200 м при высоте раскрытия 800...1000м совершенно безопасно, а перегрузку снизит в два раза, т.е. получим 4...5g.
Для сравнения, у меня шестнарик при укладке "под утюжок" раскрывался метров 150...200 (т.е. перегрузка не больше 4,5...6 g), а если ухи у него скатывать в трубочки (что многими практиковалось) --- то метров 300 (около 2...3 g) --- так что по сравнению с ним и Т-4, и УТ-шка имеют реально более жёсткое раскрытие.
На самом деле перегрузки ещё ниже, т.к. промежуток от выхода медузы до начала наполенния купола --- это и по расстоянию, и по времени значительно меньше, чем всё остальное --- т.е. в расчёте должна быть взята средняя скорость "прохождения тормозного пути" ещё более медленная.
WildCat написал(а):
Ситуация, описанная "дядей Мишей" - реальна, случай бывали (хотя и редко).У Т-4 была особая схема нанесения силовых лент на купол - зигзагами. Может быть поэтому они иногда рвались. Ну и видимо играет роль то что купол - капрон и чехол - капрон. Раскрытие - буквально доли секунды - а это перегрузка. Кроме того - клапаны управления. Их было всего два и поэтому - достаточно длинные, примерно половина радиуса купола - тоже слабое место.
Ну, тут Вам виднее. У нас применение Т-4 в момент, когда я слез с "дуба", уже практически сошло на нет --- т.е. я его "в работе" видел не столь уж и часто, и достаточно малый промежуток времени. За это время отцепки на нём, возможно, и были, но связанных с разрывом купола не припомню.
WildCat написал(а):
Чё-то вообще дропзона.ру второй день в ауте. Попробуйте зайти позже --- ссылка нормальная, но в данный момент что-то не того с самим сайтом.
Экономист написал(а):
Очень нечасто! Результат с земли хорошо виден.
Это есть гут! А бывало, что чуть ли не каждый второй-третий в заходе. А укладывать-то и запаски их нам
. Геморрою с запасками больше --- З-5 труднее в ранец запихивать, чем основной, особенно когда они на воздухе хорошенько проветрились.
Экономист написал(а):
А почему запаска такая маленькая в сравнении с основным парашютом? Она рассчитана на более жесткое приземление? :???:
У нас говорили так --- "В инструкции к запаске написано --- "предназначен для спасения жизни парашютиста" --- а вот про спасение его здоровья в инструкции нет ни слова
". Реально всё как сказал
WildCat --- меньшая площадь, бОльшая вертикальная скорость (7,5 м/с у З-5 против 5...6 м/с у всех основных). Ничего страшного, просто приземление чуть жёстче обычного.
WildCat написал(а):
Согласно правилам после раскрытия системы и осмотра купола парашютист ДОЛЖЕН разблокировать запаску и громко три раза крикнуть "ШНУР" дабы напомнить остальным парашютистам о разблокировке.... После этого у парашютистов слово "шнур" стало аналогом матросской "полундры"...
Правило правильное, но ни разу не помню, чтоб его использовали. В книжках по начальной подготовке тоже не попадалось. Так что смахивает на разновидность самодеятельности, в данном случае полезной
.
WildCat написал(а):
А если отпадать секунд 15-20 - тады ой!!! Уже чувствуется.
ЕМНИПть разгон до максимальной скорости секунд 15 как раз и идёт. Дальше скорость стабилизируется за счёт сопротивления воздуха. Помню, когда складываешься в группировку или колом становишься, то звук в ушах плавненько так несколько секунд меняется по нарастающей, и ощущение воздуха становится более плотным.
WildCat написал(а):
Вот в "продвинутости" все и дело.
Возможно ещё связано с малой минимальной высотой применения. Написано 150 м --- для ручного раскрытия это очень круто. Д-1-5У со 100...150 м --- только на верёвку, для ручного ЕМНИПть раза в 3 выше. ПО-16 и иже с ним --- вообще 600 м.
ЗЫ.
Разобрало любопытство насчёт перегрузки при раскрытии, решил поискать, а как она считается по науке --- раскопал щас у себя оставшуюся от былых времён книжку "Теория и практика подготовки парашютистов" (Москва, ДОСААФ 1969 г). Там даётся формула расчёта весовой нагрузки при раскрытии:
F = (G*V^2)/(g*2L)
F --- сила, воздействующая на тело при торможении
G --- вес парашютиста (насколько я понимаю, со всеми прибамбасами включительно)
V --- скорость свободного падения
g --- ускорение свободного падения
L --- расстояние, проходимое куполом в процессе торможения (3/4 от расстояния наполнения)
Попробуем подставить реальные цифры и посмотреть, что получится.
G возьмём 100 кг
V --- 50 м/с
g=10м/с2
L=(3/4)*100 = 75м
Итого имеем:
F = 100*2500/10*150 = 167 кг
Перегрузку находим как отношение суммы полученной величины с весом парашютиста к весу парашютиста:
(167+100)/100 = 2,67
Иными словами, величина перегрузки составила 2,67g. Что и требовалось доказать
А вот попробуйте подставить в формулу скорость, соответствующую предельно-допустимой скорости отделения (225...400 км/ч) --- и получите перегрузку многократно выше. Возможно L в случае Т-4 и УТ-15 нужно брать не 3/4 от "полного тормозного пути", а меньше, где-нить 1/2 --- это даст для 400 км/ч и 100 кг веса тела как раз перегрузку порядка 16g или где-то близко. Ну а перегрузка для режимов, далёких от предельных, составит тогда 4g --- достаточно близко к тому, что я насчитал ранее.