Как американцев учат о Войне с фашистами?
С 75м Днём Победы вас! Что я могу написать в этот день? Что я вообще знаю о войне? Мой дед прошёл до Берлина, но
очень не любил рассказывать про военные годы, ни мне, ни папе. Войну я знал из советских фильмов детства, где наши были заведомо непобедимыми героями, как персонажи сегодняшних фильмов Marvel. Вся современная символика, которой оброс День Победы мне скорее неприятна. Все эти "трофейные" Мерседесы, ленточки круглый год и особенно "можем повторить". Пожалуй самое правдоподобное, что я читал о войне были
мемуары Никулина.
А ещё меня учили про войну в школе. В американской. Мне часто приходилось слышать, что американцы рассказывают школьникам, как собственноручно одержали победу над Гитлером, не упоминая участия СССР. Разумеется это чушь. Давайте сегодня посмотрим в американский учебник истории для старших классов. По похожему учился и я более двадцати лет назад.
Я публиковал этот текст последние три года, дублирую его и сегодня, так как по-моему это довольно важная тема, о которой ходит много неверной информации. Плюс, ничего лучшего я вам в этот праздник рассказать не смогу.
Разумеется, война в США не преподносится, как Великая Отечественная. Речь в американских учебниках идёт о Второй Мировой, началом которой считается вторжение Гитлера в Польшу. Впрочем, о разделе Чехословакии, и вторжении японцев в Китай в учебнике тоже пишут. Как и о договоре Молотова - Рибентропа. (Все эти события уж слишком удобно остаются за скобками, когда речь заходит о Великой Отечественной войне.)
Далее в книге пишут про поражение Франции, воздушную битву над Великобританией, Балканы... И, наконец то, чего я, пятнадцатилетний школьник, ждал весь учебный год: 22 июня 1941 года.
Быстрая, современная армия, Германии стремительно сломила большинство Западной Европы. Но Гитлер переоценил возможности своей страны, и недооценил врагов. К концу 1942, вторжение в Советский Союз было на грани провала, а США стали важным фактором в войне. Союзники успешно высадились в Италии в 1943 и во Франции в 1944.
Впрочем мои тогдашние ожидания не оправдались. Вместо красочных описаний геройских подвигов советского народа, в учебнике довольно отстранённо рассказывались сухие факты. На всю войну, которую я привык считать главным событием истории, мы потратили три - четыре урока. Учебник рассказывал про Ленинград, Сталинград, Курск, но в классе мы затронули их лишь вскользь, хотя помню, какую гордость я чувствовал, когда учительница объясняла, что СССР принял на себя основную силу Германской мощи. (Кстати, не помню, чтоб нам в классе рассказывали что-то про лендлиз.)
Но вернёмся к учебнику. Он обсуждает три театра войны: Восточный - это то, что интересует нас; Средиземноморский/Западный: Северная Африка, Италия, и Франция; и, наконец, Тихоокеанский (там японцы).
Сталинград
Советская победа под Сталинградом стала важной переломной точкой Второй Мировой Войны...
Сталинграду уделяется самое большое внимание из всех битв после 1941. Здесь вам и записки воевавшего немца, и иллюстрации разрухи, и причины, почему фюрер хотел взять город любой ценой.
На картинке выше, выдержки из дневника немецкого солдата, сражавшегося в Сталинграде. В первых записях, летом 1942, он верит в скорое победоносное окончание войны, и переживает, что вернётся домой к своей возлюбленной, без наград. К концу года, в окружении и голодный, пишет о том, что нечего есть, так как всех коней уже поубивали на мясо.
Слева:
"Битва Сталинграда стала важной переломной точкой на Восточном Фронте. На первой фотографии, взвод немецкой пехоты стоит на развалинах тракторного завода, который они захватили в северной части Сталинграда. Победа случилась 15 октября 1942, когда Гитлер ещё верил, что он выигрывает битву за Сталинград.
Эта вера была вскоре разбита, когда советское контрнаступление в ноябре привело к полному поражению немцев. Второй снимок показывает тысячи пленных солдат, которых строем гонят в лагеря по замёрзшей советской земле. Солдаты в белых меховых шапках - румыны. Менее 6,000 пленных солдат вернулись домой живыми; остальные - почти 85,000 пленных - умерли в неволе."
Далее учебник рассказывает о последствиях немецкого поражения:
"Вся Шестая Армия немцев, триста тысяч человек, была потеряна. К февралю 1943, немецкие силы были отброшены назад к позициям, с которых они начинали нападение в июне 1942. А к весне 1943, даже сам Гитлер понимал, что Советский Союз немцам не победить."
Про битву Курской Дуги:
"Советское наступление на востоке. Советы прошли долгий путь с Битвы за Сталинград в 1943. Летом 1943 генералы Гитлера уговаривали его выстроить "восточную стену" вдоль речных рубежей, чтобы остановить Советские войска. Вместо этого Гитлер решил рискнуть, используя новейшие тяжёлые танки, чтобы перейти в наступление. Но советская армия решительно победила немецкие силы в Битве Курской Дуги (5-12 июля), величайшей танковой битве Второй Мировой Войны. Немцы потеряли восемнадцать из своих лучших танковых дивизий. Отсюда Советские силы начали своё непрерывное наступление на запад. Они отвоевали Украину к концу 1943, сняли блокаду с Ленинграда, и двинулись в прибалтийские республики к началу 1944 года."
Про количество убитых:
"Советский Союз перенёс величайшие потери: 10 миллионов солдат, и 19 миллионов мирного населения."
Про эффект войны на СССР
"Вторая Мировая война имела огромное воздействие на Советский Союз. Известная в стране как Великая Отечественная, германско-советская война видела величайшие сухопутные сражения в истории, наряду с невероятной жестокостью. Для нацистской Германии это была война угнетения и уничтожения, которая требовала безжалостных действий. Двое из пяти человек убитых за всю Вторую Мировую Войну были советскими гражданами.
Переход к военному положению требовал лишь ограниченных административных изменений в Советском Союзе. Как центральный авторитет, диктатор Иосиф Сталин просто создал систему суперцентрализации, с помощью которой он управлял военными и политическими делами. Все гражданские и военные организации были подконтрольны Коммунистической Партии, и советской милиции.
Первоначальные поражения Советского Союза привели к экстренным мобилизационным мерам, которые повлияли на гражданское население. Ленинград, к примеру, испытал девятьсот дней блокады, во время которой его жители настолько отчаялись от голода, что ели собак, кошек и мышей. Пока немецкая армия продвигалась вперёд по советской территории, заводы в западной части СССР разбирались и отправлялись вглубь страны, на Урал, в западную Сибирь и Поволжье. Станки устанавливались на голой земле, а стены возводились вокруг них пока рабочие запускали производство. Харьковский Танковый Завод выпустил первые 25 танков Т-34 всего через десять недель, после того как он был построен на новом месте.
Широкая военная, индустриальная и экономическая мобилизация создала очередную индустриальную революцию в СССР. Сталин назвал это "битвой станков", и Советский Союз победил в ней, произведя 78 тысяч танков, и 98 тысяч артиллерийских орудий. 55% национальных средств СССР было брошено на военную промышленность (для сравнения, в 1940 году, эта цифра составляла 15%). В результате упора на военные продукты, советские граждане испытывали невероятные продовольственные и жилищные недостатки. Рацион пищи мирного населения упал в военные годы на 40%; в Поволжье, на Урале и в Сибири, рабочие жили в землянках или бараках.
Советские женщины играли важную роль в обороне страны. Женщины и девочки работали на заводах, в шахтах, на железных дорогах. Женщины составляли от 26 до 35 процентов рабочих шахтёров, и 48% в нефтедобывающей промышленности. Всего, количество женщин, работающих в индустрии увеличилось на 60%. Советские женщины копали противотанковые траншеи, и дежурили на дозоре от авиа-налётов. Также, Советский Союз был единственной страной во Второй Мировой Войне, где женщины участвовали в боях. Советские женщины служили снайперами, а так же на борту бомбардировщиков. Девушки-пилоты, которые помогли победить немцев под Сталинградом были известны как "Ночные Ведьмы".
Советские крестьяне должны были нести тяжелейшее бремя. Они не только поставляли 60% военной силы, но в тоже время должны были кормить Красную Армию и советский народ в очень сложных условиях. Немецкая оккупация в первые месяцы войны привела к потери 47% плодородных регионов. И хотя новые земли на Урале в Сибири и в среднеазиатских республиках были отданы под сельское хозяйство, нехватка рабочей силы и оборудования сильно тормозили прогресс.
Тракторы и грузовики были перенаправлены на работу тягачами для армии, поэтому женщинам и детям приходилось в прямом смысле запрягаться в плуги. По всей стране крестьяне трудились с утра до вечера в колхозах без заработной платы...
...Тотальная мобилизация принесла Советскому Союзу победу. Сталин и Компартия быстро поняли, что народ не будет сражаться за коммунизм, но готов защищать Родину..."
Источник: Spielvogel, Jackson J. "Western Civilization: Volume II: Since 1500"
levik
* * *
Конечно, американскому участию в войне в этом учебнике, и на уроках, уделялось больше внимания, чем принято отводить в российской истории. Каждый народ имеет свою перспективу на исторические события. Например, 1917-1918 годы в России ассоциируются скорее с Революцией большевиков и Гражданской Войной, чем с окончанием Первой Мировой. Однако, никто не станет утверждать, что россиян об этой войне не учат. С американцами то же самое: в США учат, что войну выиграли союзники, и это включает в себя СССР.