Средний БПЛА: наш ответ

ddd

Активный участник
Сообщения
6.921
Адрес
Россия
Ivan_Air написал(а):
А вот с РЛС дела похуже. Грустный Она необходима, т.к. оптика не обеспечит всепогодной разведки. Именно масса радара определит вес полезн. нагрузки, да и всего БПЛА.
А нет желания сделать БПЛА модульным? Т.е. в постоянной загрузке - СУ двигателем и полетом, навигация, связь. А остальное - подвесной (или встраиваемый) контейнер. Надо - оптика, надо тепловизор, надо - РЛС.
 

Ivan_Air

Активный участник
Сообщения
365
Адрес
Беларусь, Минск
ddd написал(а):
А нет желания сделать БПЛА модульным?
В общем-то, таким он и будет. Но именно ПН задаст многие параметры БПЛА. А РЛС будет самым тяжелым и крупным грузом. Вот и пляшу от нее. :think:

ddd, спасибо, что не забываете :cool: Я не то чтобы отошел от темы, просто подбираю оптимальную схему.
Пока остановился на 2-хбалочной - как у многих других БПЛА. Но будут и новшества - хотелось бы "вылизать" аэродинамику. Убираемое шасси, какой-нибудь современный профиль крыла, многолопастный винт...
При такой компоновке нагрузка помещается в носовой части, причем РЛС обеспечивает круговой обзор. Топливный бак - в районе ЦТ. Часть топлива думаю поместить в крыле, точнее в центроплане. У настоящих самолетов так делают лет ...десят, а у БПЛА баков в крыле нет. ИМХО, зря.

Да, прикидывая компоновку, подумал: а если сделать БПЛА-автожир? :idea: Проблем со взлетом-посадкой почти нет, маневренность сравнима с вертолетной, отсутствует сложная трансмиссия. Скорость и дальность зависят от аэродинамики и двига, но их можно довести до стандартных ~150 км\ч и 6...7 ч соответственно.
Но это пока идея, толком ею еще не занимался. :???: А что вы скажете?
 

Ivan_Air

Активный участник
Сообщения
365
Адрес
Беларусь, Минск
Так, после долгого перерыва возвращаюсь к теме. Для начала представляю общий вид БПЛА. Пока это 1-й этап: формирование облика. Так что извините за грубоватые формы и обилие цветов. Просто каждый элемент рисовался на своем слое, ну и своим цветом.
0abbb83b0617.jpg


d7e5086a78d9.jpg


080c79d6902e.jpg


8e97ef3ce45d.jpg


Итак, БПЛА вполне классической 2-хбалочной схемы, с обычным взлетом-посадкой.
Из фишек отмечу убирающееся шасси, 6-лопастный малошумный винт и систему охлаждения, совмещенную с выхлопной.
Думаю сделать ее эжекторного типа: газы от двига захватывают воздух, охлаждающий цилиндры, и в итоге общая температура на выходе падает. К тому же этот поток прогоняется через винт, охлаждаясь еще более (и к тому же, он не даст винту обледенеть). Так снижаем ИК-заметность.

РЛ-заметность понижается за счет цельнокомпозитной конструкции планера. В оптическом диапазоне заметность снизит хорошо подобранный камуфляж.

Что еще...
Всю начинку удалось поместить в фюзеляже, включая бак на 10 часов полета. Это обеспечит комплексу с 4-мя БПЛА круглосуточную разведку, даже с учетом возможных потерь.

Полезная нагрузка располагается в носовой части, это либо РЛС (у меня - вариант "Монитора" с уменьшенной антенной), либо шарик ТВ+ИК+дальномер. В самом носу может стоять небольшая камера для обзора при взлете-посадке, ну и вообще как дублер основных развед. систем.

БРЭО завязано на компе типа ноутбук. Еще там будет цифровой компас, ИНС, системы управления и связи. Выше об этом уже говорилось, со ссылками.

Еще одна особенность - в разобранном виде БПЛА остается на шасси. Так с ним проще управляться: собирать, обслуживать и т.п.

Ну, пока все. Если есть замечания - в студию! :-D
 

T_N_T

Активный участник
Сообщения
110
Адрес
СССР
Ivan_Air, из разряда "как бы сделал я", у меня примерно тоже получается. А как насчёт соосного винта в кольце? У него КПД выше.
Сразу предупреждаю, я не специалист в авиации.
Мне ближе гидродинамика. :-D
 

экс майор

Активный участник
Сообщения
6.346
Провалом закончились испытания российского беспилотного летательного аппарата "Аист", проходившие в городе Рыбинске Ярославской области: самолет взорвался, сообщает NEWSru Israel со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе РФ.

Согласно этим данным, БПЛА "Аист" в рамках утвержденной программы испытаний выполнял пробежки по взлетно-посадочной полосе рыбинского аэродрома. "В какой-то момент беспилотник по непонятной причине оторвался от земли и в неуправляемом полете упал на крыло. Наблюдатели заметили при этом шлейф топлива, которое выливалось из консоли крыла. Произошел объемный взрыв, уничтоживший все остатки БПЛА", - сообщил источник издания. Официального подтверждения данной информации от российской стороны пока не поступало.
http://www.newsru.com/russia/18jan2010/aist.html

aist.jpg
 

Ivan_Air

Активный участник
Сообщения
365
Адрес
Беларусь, Минск
T_N_T написал(а):
Ivan_Air, из разряда "как бы сделал я", у меня примерно тоже получается. А как насчёт соосного винта в кольце? У него КПД выше.

Для винта существует зависимость между тягой, частотой оборотов и мощностью. Если коротко, выгоднее бОльший винт с меньшей частотой оборотов.

Соосный винт получится меньше диаметром, а значит, для той же тяги нужны бОльшие обороты. Не исключено, что понадобится повышающий редуктор, да еще и соосный редуктор нужен... Эта лишняя масса съест весь прирост КПД.

А насчет кольца - спасибо, что напомнили (без иронии) :OK-) Оно не только повысит тягу, но и снизит шум от винта.


Одессит написал(а):
Да, очень похоже. Но я и не претендую на новизну схемы. Скорее наоборот. Отработанные решения снизят риск. И позволят отработать другие вопросы. Например, боевую живучесть.
Вот смотрите: все БПЛА этого класса: Предейтор, Гермес, Дозор и т.п. - это летающие мишени. Летают практически по прямой, особых мер по снижению заметности у них нет. Про какие-то ср-ва защиты вообще молчу.

Надо с этим кончать. На любом беспилотнике можно и нужно применять меры защиты. Только надо рассмотреть все угрозы и оценить их опасность.

Искать лекарство от С-300 или AIM-120 не будем. Куда реальнее угрозы - от ПЗРК и ствольного оружия.
При этом обнаружить БПЛА могут с помощью РЛС, ИК-систем, визуально и даже на слух. Вот такие исходные данные.

Против обнаружения средства известны: минимальная ЭПР (делаем БПЛА из композитов + оптимизация форм, но без крайностей). Еще - охлаждение выхлопных газов (см. выше).
Минимальные размеры, камуфляж (а может, вообще сделать прозрачные крылья???). Малошумный винт, глушители на двиге. Это пассивные меры.

Из активных мер ИМХО самая реальная - маневр.
Большой недостаток современных БПЛА - их слабая маневренность. Они заточены на многочасовое висение в воздухе с мин. скоростью. Даже для стрелкового оружия это идеальная мишень.
Даже обнаружив угрозу, они не способны от нее уйти. У того же Предейтора от резкого маневра просто крылья отвалятся.

Вывод такой: уйти от длинных "мягких" крыльев, ограничив потолок и дальность разумной величиной (Н=5...6 км, Т = 8...10ч).
Более прочная конструкция позволит совершать резкие маневры для уклонения от огня. Даже при полете по маршруту БПЛА сможет менять курс и высоту, что затруднит прицеливание.

Но остается большой вопрос: как БПЛА заметит опасность? Первое, что пришло в голову: система камер с круговым обзором, способная распознать как минимум стрельбу с земли или пущенную ракету.
Сложновато получается... :think: Или нет? Что скажете?
 

T_N_T

Активный участник
Сообщения
110
Адрес
СССР
Но остается большой вопрос: как БПЛА заметит опасность?
А если датчики движения, по анологии с бытовыми http://ru.wikipedia.org/wiki/Датчик_движения , но более "продвинутые"

Хотя если БПЛА с такими параметрами как описано выше, для обычного ПЗРК очень трудная цель. Может и не надо ничего. Если только с лазерным наведением будут использовать. Или очень "умную" ракету :)
 

Botman

Активный участник
Сообщения
32
Адрес
Ижевск
Мне кажется сейчас россии в первую очередь нужны БПЛА классом ~1000кг аэродромного старта. Во вторую легкие безаэродромного по массе навроде "типчак" и выше, для использования в бригадах. В третью малые.
 

rootshadow

Активный участник
Сообщения
1.062
Адрес
Грузия, Тбилиси
T_N_T написал(а):
А если датчики движения, по анологии с бытовыми
дальность не более 150м в ИК варианте... они пассивные, понимабют лишь разницу температур. Солнце для них тоже "опасность"
Активный СВЧ.. ну.. он демаскирует моментально
 

Прохожий UA

Активный участник
Сообщения
142
Адрес
Украина
rootshadow написал(а):
T_N_T написал(а):
А если датчики движения, по анологии с бытовыми
дальность не более 150м в ИК варианте... они пассивные, понимабют лишь разницу температур. Солнце для них тоже "опасность"
Активный СВЧ.. ну.. он демаскирует моментально
Для Солнца, пожаров и тп. давно применяются многоцветные датчики. Поэтому только сравнительно недавно ФСБ перестала искать поставщиков российских/советских зурсов после каждого сбитого российского ЛА :) А дальность ... В начале 90-х я случайно присутствовал при разговоре учёных с одним представителем МО, бывшим советским лётчиком-афганцем. Ознакомившись с параметрами представленных ему "цветных" датчиков, тот с улыбкой сказал: "Хорошо, что у наших "зарубежных друзей" не было таких датчиков. Иначе бы я с вами уже не разговаривал". С той поры прошло около двух десятилетий. Тогда ихняя серийная "Ред Ай" имела дальность захвата цели всего около 2-х км, а наши опытные - только на порядок больше. Поэтому такие датчики у них наверняка уже есть в серии.
 
Сверху